НОД «Чтение сказки – загадки В.И. Даля «Старик - годовик»»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Антонова Екатерина Фягимовна

Конспект НОД по речевому развитию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД

Образовательная область «Речевое  развитие»

Тема: «Чтение сказки – загадки В.И. Даля «Старик - годовик»»

в подготовительной группе

МДОУ детский сад «Сказка» р. п. Дергачи

Воспитатель: Антонова Е.Ф.

Дата проведения:  2016г.

1.Непосредственно образовательная деятельность. 

Воспитатель: Антонова Е.Ф.

2.Возрастная группа: подготовительная.

3.Образовательная область «Речевое развитие».

4. Тема: «Чтение сказки – загадки В.И. Даля «Старик - годовик»».

5.Тип деятельности: тематическое, творческое.

6.Используемые методы и технологии обучения: интегрированные, проблемные, дифференцированные, личностно – ориентированные.

7.Форма организации обучения: фронтальная (коллективная работа), подгрупповая (работа малыми подгруппами), индивидуальная.

8.Форма обучения на занятии: игра.

9.Интеграция образовательных областей:

 «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

Образовательные: 

- продолжить учить понимать жанровые особенности сказки,  учить выделять главную мысль сказки, её мораль, использовать образные выражения;

- уточнять знания детей о временах года;

- обогащать и активизировать словарь детей.

Развивающие:

- развивать монологическую и диалогическую речь детей;

- развивать умение отвечать развёрнуто, обосновывая свой ответ.

Воспитательные:

- воспитывать желание детей слушать произведение;

- воспитывать чувство уважения друг к другу;

- воспитывать желание познавать новое.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная,  двигательная,  музыкальная, познавательная.

Методы: наглядные (просмотр презентации), словесные (вопросы проблемного характера, краткая беседа, обсуждение), практические (сотворчество, самостоятельный выбор).

Словарная работа: «тройка», «знойно», «душно», «жать рожь».

Средства обучения для воспитателя: мультимедийное оборудование, презентация «Времена года», 4 мольберта, аудиозаписи звуков природы, 4 корзинки, снежинки, цветы, листочки зеленые и желто-красные, конфеты для детей.

Средства обучения для детей: картинки признаков времен года, «Времена года» (4 макета).

Предшествующая работа: загадки про времена года, чтение рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания», беседы по временам года: зима, весна, лето, осень, знакомство с временем, работа в уголке природы по временам года, месяцам, выставка «В. Даль», разучивание физминутки «Весна».

Проблема:   «Почему произведение В.И. Даля «Старик - годовик» и сказка и загадка?».

Предполагаемые результаты:

 - обогатится словарный запас и расширится кругозор;

- сформируются навыки диалогичной речи;

- возникнет желание познакомиться с другими произведениями В.И. Даля;

- закреплены знания о временах года.

Ход занятия:

Дети стоят в кругу.

В: Здравствуйте, ребята! Помогите мне отгадать загадку. (слайд 1)

В:На одном боку цветы расцветают,

На другом  - листы опадают,

На третьем – плоды созревают,

На четвёртом  - сучья подсыхают.

Д: времена года

В: Посмотрите в окошко.

Какое время года наступило?

Д: весна

В:А что на это указывает? Какие признаки весны вы знаете?

Д: тает снег, ярче греет солнышко, капель, деревья набивают почки и т.д

В: Сколько всего времён года? Назовите их.

Д: зима, весна, лето, осень.

В: Молодцы, ребята, давайте пока присядем на стульчики.

Появляются под звуки природы по очереди времена года (лето, осень, зима, весна) и загадывают загадки(дети в костюмах времен года с корзинками)

Лето: (слайд 2,3)

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

"КУПАЙТЕСЬ"-приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я ... (лето)

Осень: (слайд 4,5)

Утром мы во двор идём-

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят...  (осень).

Зима: (слайд 6,7)

Дел у меня немало-

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лёд реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня... (зима).

Весна: (слайд 8,9)

Я раскрываю почки,

В зелёные листочки

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня ... (весна).

Времена года выстраиваются друг за другом.

В: Времена года, а вы хотите послушать, что же ребята о вас знают? Ну тогда, оставайтесь с нами.

В:Ребята, теперь я прочту вам сказку-загадку, написанную Владимиром   Ивановичем Далем более 100 лет назад. Даль очень любил и уважал русскиё язык, составлял словари. Писал стихи, рассказы, сказки для детей и взрослых. (слайд 10)

Чтение сказки- загадки В.И. Даля «Старик  - годовик» (слайд 11-16)

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно.

В: Ребята,  кто знает , что означает слово «знойно» -означает  «горячо», «душно» - спёртый для дыхания воздух, насыщенный испарениями, трудный для дыхания.

Мужики стали жать рожь.

В: Что означает выражение «жать рожь»  означает срезать под корень стебли растений серпом или специальными машинами.

Махнул старик-годовик четвертый раз — и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина крыла белая, другая — черная. Махнет птица раз — станет светлым-светло, махнет другой — станет темным-темно.
 В: Ребята, но на этом сказка-загадка не заканчивается, Владимир Иванович Даль приготовил  нам вопросы, на которые мы сейчас с вами ответим. Вы  готовы ответить на вопросы?
В:Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика? (дети отвечают полным, развернутым ответом)                                     (слайд 17)

Д: из рукава старика годовика вылетели месяцы 

Зима: А назовите  мои зимние месяцы.

Д: зимние месяцы - декабрь, январь, февраль

Весна: А мои месяцы вы знаете?

Д: весенние месяцы -  март, апрель, май.

Лето: А порадуйте теперь лето своими ответами, назовите моих месяцев- помощников.

Д: летние месяцы- июнь, июль, август.

Осень: Ой, ребята, неужели вы и мои месяцы знаете?

Д: осенние месяцы - сентябрь, октябрь, ноябрь.

В: Ребята, а сколько же в году месяцев?

Д: В году 12 месяцев.

В: А ты как думаешь?

(дети повторяют ответ)
В: Следующий вопрос. Какие это четыре крыла у каждой птицы?

Д: недели.
В: Ребята, а какие семь перьев в каждом крыле?

Д: Это дни недели.

В: Ребята, а назовите дни недели.

Д: Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
В: Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая — черная?

Д: Это день и ночь.

В: Молодцы, вы ответили правильно на все вопросы Владимира Ивановича Даля.  

В: Ребята, так кто же такой Старик- годовик? (слайд 18)

Д: год.

В: Времена года следуют друг за другом и образуют год. Ребята, а вы знаете, почему год называется круглым? Давайте посмотрим на экран. Зима, весна, лето, осень – так и прошел год, и так  до бесконечности.

В: Ребята, а мы вместе с весной приготовили вам теплую, весеннюю физминутку.

Повторяйте за нами (дети проговаривают стихотворение и выполняют движения под легкую музыку)

От солнышка весеннего лучики бегут,

Травушку-муравушку выглянуть зовут,

Вот проклюнулись росточки,

Потянулись вверх листочки,

Кулачки-бутоны сами

Так и брызнули цветами. 

(Руки вверх, все пальцы разъединены – «лучики»

 Приседают на корточки.

Над головой двумя руками делают «бутон» и потихоньку    выпрямляются, встают.

Руки вверх и в стороны, пальчики широко расставлены.)

В: Ну вот мы и отдохнули немного, давайте присядем на стульчики.

В: Определение главной мысли сказки:

В: А почему это произведение названо сказкой - загадкой?

Д: потому в этом произведении есть и сказочное, и загадки.

В: Что сказочного?

Д: Старик – годовик, птицы, у которых по 4 крыла и т.д.

Главная мысль, мораль.

Как вы думаете, для чего В.И. Даль написал такую сказку – загадку?

Чему хотел научить?

В: Нужно знать названия месяцев, дни недели, времена года. Каждое время года прекрасно по-своему, надо помнить, что ему на смену придёт следующее, ещё лучше прежнего. (слайд 19)

Дидактическая игра «Панно времен года»

В: Ребята, а давайте мы с нашими временами года немного поиграем (создание из элементов времен года 4-х панно: зима, весна, лето, осень).

В: Времена года, а теперь мы с ребятами вас попросим встать рядом с панно, которое подходит зиме, весне, лету, осени.

В: Правильно ли времена года определили свое панно? А давайте мы подарим эти панно им на память.

(времена года благодарят детей)

Итог занятия

  • Что нового и интересного узнали  сегодня?
  • С каким автором вы сегодня познакомились?
  • Какую сказку-загадку мы с вами сегодня прочитали?
  • С какими новыми словами познакомились?
  • Что понравилось?
  • Что показалось трудным?
  • О чём сможете рассказать друзьям, родителям?

В: Ребята, а времена года за то, что вы столько знаете о них, приготовили вам подарки (конфеты).

В: До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД Чтение сказки В.И.Даля "Старик Годовик"

Конспект НОД. Образовательная область Речевое развитие....

Чтение сказки В.И.Даля "Старик Годовик"

Цель. Познакомить с  творчеством В.И.Даля. Обобщить и систематизировать знания детей о временах года....

Конспект занятия по развитию речи Чтение сказки — загадки В. Даль «Старик-годовик» подготовительная группа

Конспект занятия по развитию речи Чтение сказки — загадки В. Даль «Старик-годовик» подготовительная группа...

Конспект НОД «Выразительное чтение сказки В.И.Даля «Старик Годовик»»

Цель: Познакомить детей со сказкой-загадкой русского писателя В.И.Даля «Старик-Годовик», обобщить и систематизировать знания детей по теме «Времена года»...

Конспект занятия по ознакомлению с биографией и творчеством писателя В. И. Даля. Чтение сказки – загадки В.И. Даля «Старик - годовик»

              Развивать монологическую и диалогическую речь детей; учить детей отвечать развёрнуто, обосновывая свой ответ; побуждать детей с интересом, ...