Занятие по обучению детей русскому языку на тему: "Дружно живем в Татарстане"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Занятие по обучению детей русскому языку построено с учетом возрастных особенностей. Занятие направлено на поликультурное воспитание дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_dlya_konkursa.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Вахитова Г.Х.

Тема: «Дружно живем в Татарстане»

подготовительная к школе группа

Задачи:

Образовательные:

 Лексика: закрепление названий элементов национальных костюмов (кокошник, сарафан, рубашка, калфак, платье, камзол, тюбетейка, сапожки), названий национальных блюд (борщ, щи, блины, оладьи, ватрушки, пирожки, пирог, кулич, балеш, кыстыбый, чак-чак, очпочмак, суп с лапшой, перемяч).

Грамматика: закрепление умения правильно пользоваться в речи союзом потому что.

Фонетика: развитие фонетического слуха.

Развивающие: развитие памяти, мышления, монологической речи.

Воспитательные: закрепление знаний детей о татарской и русской национальной культурах; воспитание гражданских чувств и патриотизма через знакомство с историей собственного народа и народов, живущих рядом с нами.

Оборудование и материалы: 

Демонстрационный: куклы в татарском и русском национальных костюмах, мультимедиа-проектор, предметные картинки с изображением элементов национальной одежды, наклонная доска.

Предварительная работа с детьми: беседы о родной республике, о родном селе; ознакомление с государственной символикой республики Татарстан; экскурсия в музей родного края; рассматривание татарского и русского национальных костюмов; разучивание народных пословиц, загадок, игр.

Подготовка воспитателя: создание презентации, изготовление предметных картинок с изображением элементов национальной одежды.

Ход занятия: 

Дети стоят в кругу.

«Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся».

- Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я – Гузелия Харисовна, а ты кто? (Я – Марсель, я – Лилия…)

Здравствуйте, милые дети! Вот таких хороших, пригожих, я приглашаю на занятие русского языка.

Дети садятся на стулья.

- Ребята, скажите, в каком селе мы с вами живем?

- Мы живем в селе Актаныш.

- А в какой республике мы живем?

- Мы живем в республике Татарстан.

- А в какой стране мы с вами живем?

- Мы живем в России (показывается слайд с картой России).

- Вот какая она большая – Россия, страна в которой мы живем. А вот республика Татарстан. В Татарстане находится наше родное село Актаныш.

- Дети, а мы с вами кто по национальности?

- Мы – татары.

- А еще люди каких национальностей живут в нашем селе?

- В нашем селе живут русские, марийцы, башкиры и другие национальности.

- А на каком языке мы говорим между собой?

- Мы говорим на татарском языке.

- А какой язык мы изучаем в детском саду?

- В детском саду мы изучаем русский язык.

- Дети, а почему мы изучаем русский язык?

- Потому,  что мы хотим научиться правильно говорить на русском языке.

- Потому, что мы живем в России.

- Потому, что это интересно.

- Правильно, дети. Наш родной язык – татарский язык. А в детском саду мы изучаем русский язык, для того, чтобы мы смогли общаться с людьми других национальностей, которые живут рядом с нами.

Сегодня у нас в гостях русская кукла Маша и татарская кукла Мадина. Вместе с ними мы поговорим о том, что мы знаем о русском и татарском народах.

Давайте расскажем Маше и Мадине о нашей республике.

Дети рассказывают  по слайдам.

Республика Татарстан – наша Родина. У нее есть свой герб, флаг и гимн. В Татарстане дружно живут татары, русские, чуваши, удмурты и другие национальности. Столица Татарстана – Казань. В республике добывают нефть, газ. Строят автомобили, самолеты. Я люблю свою Родину.

- Спасибо, ребята! Маше и Мадине очень понравились ваши рассказы. А вы заметили, в каких красивых костюмах они пришли? Маша пришла в русском национальном костюме, а Мадина пришла в татарском национальном костюме. Назовите, что надела Маша?

- Маша надела кокошник, рубашку и сарафан.

- А что надела Мадина?

- Мадина надела калфак, платье и камзол.

Показываются предметные картинки.

- Давайте повторим, какие элементы национальных костюмов мы с вами знаем. Элементы татарского костюма: калфак, платье, фартук, тюбетейка, камзол, сапожки. Элементы русского костюма: кокошник, сарафан, рубашка.

- Посмотрите на экран. Вот как красиво в старину одевались русские девушки и юноши. А вот так одевались татарские девушки и юноши.

Показываются слайды.

- Ребята, а сейчас такие костюмы где можно увидеть?

- В музее, на концерте, на народных праздниках.

- А какие праздники татарского народа вы знаете?

- Сабантуй, Науруз, Сюмбеля.

- А какие праздники русского народа знаете?

- Масленица, Рождество, Пасха.

- Молодцы, дети! А теперь давайте поиграем в игру «Четвертый лишний».

Показываются слайды.Проводится игра «Четвертый лишний».

- Молодцы, ребята! Вы, наверное, немножко устали. Давайте поиграем в татарскую народную игру «Тимербай».

«Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстро искупались,

Нашалились, наплескались.

Хорошенько отмылись,

И красиво нарядились,

И ни есть, ни пить не стали,

Друг на друга поглядели,

И сделали вот так (движения по показу ведущего).

- Ребята, а вы знаете какие блюда готовят дома мамы Маши и Мадины? Мама Маши готовит русские национальные блюда, а мама Мадины готовит татарские национальные блюда. Давайте посмотрим на экран,

Показываются слайды.

- Русские национальные блюда: борщ, щи, блины, оладьи, пирожки, ватрушки, пирог, кулич. Татарские национальные блюда: балеш, кыстыбый, очпочмак, суп с лапшой, чак-чак, перемяч.

Вот какие вкусные блюда есть у русского и татарского народов. А теперь мы поиграем в игру «Что любит Маша? Что любит Мадина?» Мадина любит татарские национальные блюда, а Маша любит русские национальные блюда.

Проводится игра «Что любит Маша? Что любит Мадина?»

- Ребята, а какие блюда готовят дома ваши мамы? (ответы детей)

- У каждого народа бывают свои пословицы, загадки. Какие пословицы русского народа вы знаете?

- «Умелые руки не знают скуки».

- «Сам пропадай, а товарища выручай».

- «Хочешь есть калачи – не лежи на печи».

- «Поспешишь – людей насмешишь».

- А какие пословицы татарского народа вы знаете?

- «Птица сильна крыльями, а человек дружбой».

- «Нет друга – ищи, нашел – береги».

- «Кончил дело, гуляй смело».

- «Птица сильна крыльями, а человек дружбой».

- «Человек без родины, как соловей без песни».

- А кто нам загадает русские народные загадки?

Отгадки проверяются с помощью слайдов.

Под соснами, под елками

Лежит мешок с иголками (еж).  

 Комочек пуха

 Длинное ухо,

 Прыгает ловко,

 Любит морковку (заяц)

Течет, течет – не вытечет.

Бежит, бежит – не выбежит (река).

- А теперь, послушаем татарские народные загадки.

На крыше дома медведь пляшет (дым).

Старик-шутник

На улице стоять не велит

За нос домой тянет (мороз).

- Молодцы, дети! Маша и Мадина очень рады, что вы так много знаете о русском и татарском народах. Вам понравилось сегодняшнее занятие? (Ответы детей) Вы мне тоже очень понравились. Сегодняшнее занятие мы закончим русской народной хороводной игрой «Земелюшка – чернозем».

Земелюшка-чернозем,                                        

Земелюшка-чернозем,

Чернозем, чернозем

Земелюшка-чернозем.

Тут берёзка выросла,

Тут берёзка выросла

Выросла, выросла

Тут берёзка выросла.

Под берёзой травонька,

Под берёзой травонька

Травонька, травонька

Под берёзой травонька.

Плели венки из цветов,

Плели венки из цветов,

Из цветов, из цветов

Плели венки из цветов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по обучению детей русскому языку на тему: "Дружно живем в Татарстане"

Занятие по обучению детей русскому языку на тему: "Дружно живем в Татарстане"...

Занятие по обучению детей татарскому языку с детьми 4-5 лет русской группы по теме: «Уенчыклар»

Максат: 1.     Балаларны матур итеп исәнләшергә, рәхмәт әйтергә, бир әле сүзен кулланырга өйрәтүне дәвам итү.2.     Өйрәнгән уенчык исемнәрен ныгыту.3....

Новые подходы в обучении детей государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Татарстан"

Вопросы, связанные с обучением второму языку дошкольников являются сегодня предметом широких дискуссий, поскольку, раннее детство (4г) рассматривается специалистами как наиболее благоприятный период д...

План по самообразованию воспитателя по обучению детей русскому языку Салимгараевой Нурии Фатхетдиновны по теме: «Знакомство с культурой и традициями русского народа через устное творчество»

План по самообразованиювоспитателя по обучению детей русскому языку  Салимгараевой Нурии Фатхетдиновны по теме: «Знакомство с культурой и традициями русского народа   через устное творч...

Конспект ОД по ознакомлению с окружающим с использованием УМК по обучению детей татарскому языку в подготовительной к школе группе « ТАТАРСТАН - МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»

ЦЕЛЬ: обобщить знания о республике ТатарстанЗАДАЧИ:Социально-коммуникативное развитие:  воспитывать чувство уважения и интерес к культуре и национальным традициям татарского народа. Познават...

Занятие в старшей группе по обучению детей русскому языку на тему: «Овощи»

В материале представлен конспект ОД по развитию речи "Овощи". Данное занятие направлено на расширение и активизацию словаря детей дошкольного возраста по теме "Овощи"....

Конспект занятия по обучению детей русскому языку в старшей группе на тему "В саду ли, в огороде – мы нашли дары природы"

Цель: Обобщение и систематизация знаний детей об овощах, фруктах, ягодах;Задачи: Закрепить у детей знания о саде и огороде;  развивать связную речь детей. Расширять словарный запас, обучать навык...