Конспект ОД по ознакомлению с окружающим с использованием УМК по обучению детей татарскому языку в подготовительной к школе группе « ТАТАРСТАН - МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

СЕВРЮКОВА НАТАЛЬЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА

ЦЕЛЬ: обобщить знания о республике Татарстан

ЗАДАЧИ:

  • Социально-коммуникативное развитие:  воспитывать чувство уважения и интерес к культуре и национальным традициям татарского народа.
  •  Познавательное развитие: познакомить детей с легендами и преданиями о столице Татарстана – Казани; закрепить  знания детей о городах  республики Татарстан; татарских национальных играх, танцах, блюдах; рассказать о природных богатствах родного края; воспитать любовь к родному краю, к её природе, бережном отношении к ней
  •  Речевое развитие: обогащать активный словарь детей  словами русского и татарского языка;  закреплять умение  отвечать на вопросы полным предложением, развивать грамматически правильную диалогическую речь; развивать интонационную выразительность речи
  •  Художественно-эстетическое развитие: познакомить детей с  произведениями татарских поэтов, их красотой, выразительностью; формировать элементарные представления о различных видах народных промыслов Татарстана; учить узнавать татарские народные мелодии, песни; разучивать музыкально-ритмические  движения к татарским народным танцам
  •  Физическое развитие:  способствовать овладению детьми подвижными играми с правилами; развивать  ловкость, быстроту двигатель­ной реакции, координацию движений, укреплять мышцы  опорно-двигательного аппарата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_integrirovannogo_zanyatiya.docx33.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия

 по ознакомлению с окружающим

 с использованием УМК по обучению

 детей татарскому языку  

в  подготовительной к школе  группе

« ТАТАРСТАН - МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»

ЦЕЛЬ: обобщить  знания о  республике Татарстан

ЗАДАЧИ:

  • Социально-коммуникативное развитие: воспитывать чувство уважения и интерес к культуре и национальным традициям татарского народа.
  • Познавательное развитие: познакомить детей с легендами и преданиями о столице Татарстана – Казани; закрепить  знания детей о городах  республики Татарстан; татарских национальных играх, танцах, блюдах; рассказать о природных богатствах родного края; воспитать любовь к родному краю, к её природе, бережном отношении к ней
  • Речевое развитие: обогащать активный словарь детей  словами русского и татарского языка;  закреплять умение  отвечать на вопросы полным предложением, развивать грамматически правильную диалогическую речь; развивать интонационную выразительность речи
  • Художественно-эстетическое развитие: познакомить детей с  произведениями татарских поэтов, их красотой, выразительностью; формировать элементарные представления о различных видах народных промыслов Татарстана; учить узнавать татарские народные мелодии, песни; разучивать музыкально-ритмические  движения к татарским народным танцам
  • Физическое развитие:  способствовать овладению детьми подвижными играми с правилами; развивать  ловкость, быстроту двигательной реакции, координацию движений, укреплять мышцы  опорно-двигательного аппарата.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ:

  • Фотоиллюстрации с изображением городов Татарстана
  • Карта Татарстана
  • Татарские национальные костюмы
  • Плоскостные изображения татарской национальной посуды из глины
  • Ичиги - татарские национальные сапоги из кожи
  • Платок для игры
  • Татарские национальные блюда

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

        Беседа о Татарстане; рассматривание иллюстраций, фотографий о  республике Татарстан, татарского национального костюма; экскурсии по городу Бугульма; просмотр видеосюжетов о Татарстане; разучивание песен, стихов на татарском и  русском языке, татарских народных игр, танцев;  рисование, аппликация по мотивам татарских национальных узоров

ХОД  ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель:

Чащи лесов и просторы полей

Свежесть рассвета над озером алым,

Всё, без чего не прожить на земле,-

Родиной нежно, с любовью назвали!

- Родной край, родная земля, родной город – эти слова очень близки каждому человеку, ведь у каждого человека помимо большой, есть ещё малая родина. Есть она и у нас – это наш родной край – Татарстан.

Ребёнок (читает стихотворение)

МЫ С ВОЛГИ ИЗ КАЗАНИ.

- Спросите нас: - Откуда вы?

- Мы с Волги, из Казани.

Поит нас Волжская вода,

Мы хлеб растим, пасём стада,

Качаем нефть, грузим суда,

В свободном Татарстане!

- Спросите нас: - Откуда вы?

- Мы родом из Казани!

Где белокаменный свой кряж

Над Волгой поднял город наш,

Где пел Сайдаш, писал Такташ,

О милом Татарстане!

Сибгат Хаким

Воспитатель:

- На вопрос «Откуда вы» как отвечает поэт? (Из Казани, Татарстана)

- Да, верно. Татарстан - это республика, в которой мы с вами живём, наша малая родина.

Татарстан – үз илебез,

Безнең газиз җиребез.

Татарстан- үз илебез,

Безнең  гүзәл  гөлебез.

Татарстан – үз илебез,

Безнең якты  өебез.

Воспитатель:

-Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по нашей родной республике – Татарстан Вот какая она большая.(показ по карте) Много песен написано о ней. Давайте споём одну из них.

ПЕСНЯ О ТАТАРСТАНЕ (по выбору музыкального руководителя)

Воспитатель:

- А начнём  мы своё в путешествие из самого большого, красивого, главного города нашей республики - из столицы Татарстана города КАЗАНИ. (показ на карте)

Ребёнок (читает стихотворение)

Радостью Казань моя полна

И светла и зелена.

Город кажется весной

Белой чайкой над волной!

Чудны парки и сады

Всюду яркие цветы.

В этом городе живет

Дружный труженик народ!

Воспитатель:

- КАЗАНЬ была построена как военная крепость на границе Волжской Булгарии. (показывает иллюстрации древнего города Булгар). “КАЗАН” на булгарском языке означает “граница”. Существует интересное предание о том, почему город называется Казанью. Вот о чём рассказывает одна из легенд:

“Булгарского хана Алтынбека преследовали монголы. Ему удалось скрыться от них в густых лесах. Алтынбек послал своего слугу на речку за водой. Слуга хотел зачерпнуть воды и уронил казан (котёл) в реку. Поэтому реку назвали Казанкой и город, который построили на её высоком берегу – КАЗАНЬЮ.

Воспитатель:

- Это был чудесный город. А народ славился своими ремёслами. Мастера изготовляли украшения из золота и серебра. Оружейники изготовляли мечы, сабли. Лепили горшки и обжигали их в печах. Затем наносили красивые узоры. Горшок по- татарски - чүлмәк). С тех давних времён сохранилась татарская национальная игра «Продаём горшки» - «Чулмак уены».

ИГРА «Чулмак уены».

Играющие разделяются на две группы: дети-горшки и игроки—хозяева горшков. Дети-горшки образуют круг, встав на колени или усевшись на траву. За каждым горшком стоит игрок—хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом.

Игра "Чулмак уены"Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:

—  «Эй, дружок, продай горшок!»
—  Покупай!
—  Сколько дать тебе рублей?
—  Три отдай.

Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей), касается рукой хозяина, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

Воспитатель:

-На территории Республики Татарстан 19 городов, 22 посёлка, 829 деревень.

-Следующий город в котором мы побываем – это город Чистополь – ЧИСТАЙ.

 В Чистополе делают самые точные часы и измерительные приборы.(показ иллюстраций)

- Неподалёку расположен город набережные Челны – Яр Чаллы. Город Набережные Челны известен всему миру – здесь выпускают богатыри КамАЗы. А шины для автомобилей выпускают в городе Нижнекамске – Түбән Кама.(показ иллюстраций)

- Наши далёкие предки стали первыми шить кожаную обувь. Она была удобной и не промокала. А город в котором до сих пор шьют национальную кожаную обувь и изделия из кожи – это город Арск – Арча. Посмотрите, какая она красивая, украшена татарским национальным орнаментом. (Рассматривание татарской национальной обуви)

ИГРА “Портной”

Дети становятся в круг.”Портной” сидит в кругу и “шьёт” обувь. Дети ходят по кругу и поют:

Итек, читек, энә, без,

Матур итеп тегәбез.

Кирәкмиме, алмыйсызмы,

Әллә  киеп  карыйсыз?

Портной встаёт и “меряет” обувь любому. Кому обувь понравится – тот становится “портным”.

(Заходит дед, он заблудился в лесу)

Дед

- И как я мог заблудиться. Да, в наших краях леса такие красивые. Я заслушался пением птиц, любовался цветами – вот и заблудился. Сам не знаю, где я очутился?

Иркен һәм матур  да

Безнең  туган   илебез.

Урмангк  бай, суга  бай

Гөлбакчалы  илебез!

(видит детей,  здоровается)

- Исәнмесез!

Дети

- Исәнмесез, бабай!

Воспитатель:

- Дедушка, ты заблудился? Мы тебе покажем дорогу, только ты научи нас новой игре.

Дед

- С удовольствие научу, и даже свою тюбетейку отдам для этого.

ИГРА «Тюбетей»

Дети становятся в круг. Передают тюбетейку  друг другу и поют:

Түп,түп, түбәтәй,

Түбәтәең  укалы.

Чиккән  матур  түбәтәең

Менә  кемдә  тукталды!

(У кого останавливается тюбетейка, тот выходит в круг и танцует под татарскую плясовую мелодию)

Дед

- Сезяхшыбалаларикэнсез. Мин сезнекунаккачакырам. (После путешествия Добро пожаловать и к нам с бабушкой).

(Уходит)

Воспитатель:

- В нашем родном Татарстане – чистые реки, густые леса, широкие поля, есть большие заводы и фабрики. Но самое большое богатство нашей Республики – это нефть. Нефть добывают и перерабатывают в городах Альметьевск - ӘЛМӘТ, Лениногорск, Азнакаево – АЗНАКАЙ.(показ по карте) Вот в какой замечательной республике мы живём.

Ребёнок (читает стихотворение)

В Татарстане мы живём,

Учим все татарский.

Чтобы все могли дружить

И умели говорить!

Татарча да яхшы бел,

Русча да яхшы бел.

Икесе  дә  безнең  өчен

Иң  кирәкле  затлы  тел!

Будем вместе мы стараться,

Будем крепко мы дружить,

По- татарски и по- русски,

Будем все мы говорить!

Воспитатель:

- В своём путешествии мы многое узнали про нашу Родину. А теперь нам пора возвращаться в наш родной город Бугульму. Давайте найдём его на карте. Бугульма важный промышленный город Республики Татарстан.В городе работают механический, железобетонный заводы, предприятия пищевой и лёгкой промышленности, есть аэропорт, железнодорожный  вокзал.  Здесь дружно живут люди разных национальностей.

Ребёнок (читает стихотворение)

В соседних памятных селеньях

Татарин, русский и чуваш

Зовут друг друга с уважением

Иптәш, товарищ иль юлдаш!

Тел кешене  дус  итә,

Бер  берсенә   беркетә.

Бел балам, син рус телен

Һәм  онытма татар телен!

(Входят бабушка с дедом)

Бабушка

- Исәнмесез! Дорогие дети. Я очень рада вас видеть. Мы в молодости играли в очень интересную игру. Давайте поиграем.

ИГРА ”Яшерәм яулык”

Дети становятся в круг и поют. Бабушка ходит за кругом прячет платок.

Яшерәм  яулык, яшерәм   яулык,

Яшел  каен  астына.

Сиздермичә  салып   китәм,

Бер  иптәшем  артына! 

(У кого спрятан платок, догоняет бабушку)

Дедушка и бабушка

- Балалар, әйдәгез өстәл янына!

   ТАТАРСКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ "Чаепитие"

Воспитатель:

- А теперь все к столу, нас ждёт угощение – татарские национальные блюда: чак-чак, губадия,  кыстыбый, эчпочмак.

 Приятного аппетита!

Ашларыгыз тәмле булсын!

(Занятие заканчивается чаепитием)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ТУГАН ЯГЫМ - ТАТАРСТАН - МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»

Конспект открытого мероприятия по обучению дошкольников татарскому языку...

Конспект нод по развитию речи во второй младшей группе на татарском языке.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию во второй младшей группе "Мырауҗан атлы песигә кунакка бару"....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Заучивание стихотворения П.Н. Воронько «Лучше нет родного края»»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Заучивание стихотворения П.Н. Воронько «Лучше нет родного края»»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира с учетом НРК и использованием УМК по изучению татарского языка в старшей группе Тема: «Что мы Родиной зовем?»

Цель: Воспитание патриотических чувств – любви к Родине, интереса к изучению татарского языка, уважения к символике России, Татарстана. Задачи: 1. Дать детям представление, что такое страна, Роди...

Конспект образовательной деятельности «Серле кунак» по проекту «Минем өем» по татарскому языку с русскоязычными детьми в средней группе

Основная предметная область: развитие речи (татарский язык).Интеграция областей: «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «...

Конспект сюжетно – ролевых игр по закреплению пройденного материала УМК по татарскому языку с детьми подготовительной группы

Конспект сюжетно – ролевых игрпо закреплению пройденного материала УМК по татарскому языку с детьми подготовительной группы...