Консультация для воспитателей " Модель сказки - опора для пересказа и основа для сочинения новых сказок
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Немытова Ирина Васильевна

Формирование связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Способы, облегчающие процесс становления связной речи и их применение: схемы-картинки, схемы-рисунки, сказки помощники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultaciya_dlya_vospitateley_model_skazki.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Модель сказки – опора для пересказа и основа для сочинения новых сказок и в развитии речи.

Логопедические сказки-помощницы

Формирование связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи является важнейшей задачей логопеда и воспитателя, ибо монологическая речь таких детей характеризуется пропуском смысловых звеньев, нарушением логической последовательности, длительными паузами, большим числом ошибок в построении предложений.

Занимаясь с детьми, я пришла к выводу: надо использовать способы, облегчающие процесс становления связной речи, прежде всего наглядность. Известно, что С. Рубинштейн, А. Луешина, Л. Выготский считали: рассматривание картин, иллюстраций, схем способствует стремлению детей называть характерные признаки представленных на них объектов, рассказывать о них; при этом очень важно, чтобы все элементы на схеме были расположены в нужной для развёрнутого высказывания последовательности.

Большую помощь оказала мне статья Т. Ткаченко «Использование схем в составлении описательных рассказов» (Д/в М10, 1990). Я изготовила по аналогии свои наглядные схемы, помогающие детям с ОНР составлять описательные рассказы о деревьях, овощах, фруктах, а также составлять и придумывать свои сказки.

Схемы помогают детям при пересказе, где совершенствуется структура речи, её выразительность, произношение, углубляется умение строить предложения и текст в целом.

Но не к любому художественному произведению можно составить схему или панно. Необходимо, чтобы в тексте присутствовали повторяющиеся сюжетные моменты, чтобы события развивались в логической последовательности, чтобы обязательно был центральный герой, вступающий во взаимодействие с несколькими по очереди появляющимися персонажами.

При пересказе сказки «Красная шапочка» в ряд выставляю схемы- картинки с изображением Красной шапочки, леса, волка, бабушки, лесорубов. Так перед детьми появляется наглядный план пересказа.

Можно предложить детям различные варианты продолжения сказки. Вместо схемы, где изображён волк, поставить карточку-схему зайца или лисы и предложить детям придумать новую сказку, в которой рассказывалось бы о том, что произошло с Красной шапочкой, если бы она вместо волка встретила лису, зайца или кого-либо другого. Так мы будем развивать мыслительную деятельность ребёнка, его фантазию, творчество, речь. Можно предложить детям самим придумать окончание сказки и самим нарисовать к ним схемы.

Схемы-рисунки можно использовать не только при обучении пересказу или составлении новых сказок, но и при автоматизации звуков в связных текстах, заучивании стихотворений. Текст, необходимый для автоматизации тех или иных звуков, запоминается легко, если его последовательность наглядно представляется ребёнку или схему текста он зарисовывает сам. Тогда основное внимание он может концентрировать на правильном произношении трудных для него звуков. Процесс заучивания стихотворений упрощается, если дети сами рисуют их схемы.

        Рисунки-схемы направлены на развитие внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения и, конечно, речи. В книге О.М.Дьяченко, Е.Л.Огаевой «Чего на свете не бывает» представлен ряд игр: «Запишем сказку», «Говорящие рисунки», Волшебный лес», которые помогают ребёнку овладеть всеми перечисленными качествами, но особая роль принадлежит при этом речи связной, последовательной, логической.

В игре «Запишем сказку» детям предлагается послушать небольшую сказку. Чтобы ребёнку легче было пересказать, ему предлагается её записать с помощью картинок. Для этого берётся лист бумаги и карандаш. Вместе с ребёнком вспоминаем начало сказки, например о девочке, которая вышла из дома, и схематично её рисуем около домика - это начало сказки. Затем спросить, что было дальше и записать в виде схемы. Аналогично следует изобразить остальные эпизоды сказки или  рассказа. А теперь ребёнок, пользуясь записью, пусть попробует пересказать услышанное. Предложите ребёнку самому придумать конец сказки и «записать» её в виде схемы.

В игре «Волшебный лес» (игра на развитие воображения, фантазии, связной речи, мелкой моторики) детям даётся лист бумаги, где кроме схематических изображений деревьев, сделаны незаконченные изображения. Предложите детям нарисовать волшебный лес, а затем рассказать про него историю-сказку. Пусть каждый додумает изображение леса так, чтобы получилась картинка леса. Незаконченные фигурки можно превратить во что угодно: деревья, бабочки и т. д. Затем дети рассказывают историю-сказку про свой лес. Можно предложить ребёнку изобразить «Волшебное море», «Волшебную поляну», «Волшебный парк» и т.д.

В развитии связной речи большую помощь детям оказывают логопедические сказки-помощницы. Сказки оказывают большую роль в работе с детьми, испытывающими трудности в речевом развитии.

Сказки-помощницы         облегчают решение         таких         задач,         как формирование правильного звукопроизношения, совершенствование дикции, развитие фонематического восприятия и связной речи, обогащение словаря, предупреждение специфических ошибок при письме, развитие внимания, памяти, воображения и т. д.

В журнале Д/в М4 за 1999 год представлены тексты таких сказок, в конце которых вопросы к детям и задания в виде кроссвордов, ребусов, схем. Выполняя все эти задания, ребёнок решает и те задачи, которые поставлены перед ним, то есть развитие связной речи, памяти, мышления и ряда других, которые способствуют подготовке к школе.

Литература

  1. Соломенникова Л. «Об использовании наглядности для формирования связной монологической речи». - Д/в NQ4, 1999 г.
  2. Ткаченко Т «Использование схем в составлении описательных рассказов». - Д/в М10, 1990 г.

З. Сергеева Т. «Логопедические сказки-помощницы». - Д/в М4, 1999 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей " Модель сказки - опора для пересказа и основа для сочинения новых сказок

Формирование связной монологической речи у дошкольников. Способы облегчающие процесс становления связной речи и их применение: схемы - картинки, схемы- рисунки, сказки-помощники....

Консультация для воспитателей РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРНО – ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ МОРДОВСКОГО УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода....

Консультация для воспитателей "Обучение детей дошкольного возраста пересказу"

Консультация для воспитателей  "Обучение детей дошкольного возраста пересказу"...

Консультация для воспитателей. "Логопедические сказки. сказки-связки".

Логосказки-целый педагогический процесс, способствующих развитию всех компонентов речи, воспитанию нравственных качеств, а так же активации всех психических процессов. Логосказки служат прекрасны...

Консультация для воспитателей. Развитие поисково-исследовательской активности дошкольника на основе технологии проблемного обучения.

Теоретическая часть консультации для воспитателей с использованием детской цифровой лаборатории "Наураша в стране Наурандия"...

Консультация для воспитателей "Модель сотрудничества и взаимодействия взрослых с детьми" (из опыта работы)

Взрослый и ребенок - два совершенно независимые друг от друга индивида. Такое формальное общение характерно для 2% родителей, воспитывающих проблемного ребенка и имеющих при этом отклонения в собствен...