Консультация для воспитателей: обучение дошкольников с ТНР пересказу текста.
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Данная статья содержит описание методики обучения пересказу дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Методика с использованием предметно-графических схем имеет значительные преимущества в обучении пересказу детей с недостатками речи, т.к. ребенок в процессе восприятия текста представляет и видит обозначаемую дествительность.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Обучение дошкольников с ТНР пересказу текста»
Несформированность связной речи дошкольников с ТНР отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности, препятствует овладению знаниями. Умения и навыки связной речи при спонтанном развитии у детей с ТНР не достигают того уровня, который необходим для последующего полноценного обучения в школе. Этим умениям и навыкам надо обучать специально до того, как дошкольники научатся читать. Поэтому, регулярные поиски методических путей и средств формирования связной речи имеют актуальное значение для всего процесса обучения и воспитания дошкольников с нарушениями речи.
В качестве одного из таких средств можно с успехом использовать предметно-графические схемы текстов цепной организации. Цепной текст представляет собой такую смысловую организацию предложений, которая обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению линейно, по цепочке. Такой тип связи предложений свойственен повествовательному рассказу, композиция которого опирается на последовательность действий, на их динамическое развитие.
Ребёнок в процессе восприятия текста цепной структуры представляет и видит обозначаемую действительность, а не строчку слов или последовательность звуков, т. к. важнейшей, если не основной единицей семантической организации цепного рассказа является «номинация», т. е. обозначение предметов действительности. Именно обозначения предметов выступают в качестве «опорных точек» при построении программы сообщения.
Для наглядного показа правил смысловой связи предложений в цепном типе текста была принята предметно-графическая схема следующего вида: прямоугольниками обозначены предметные значения сообщения (субъект или объект, параллельными стрелками синего цвета - глаголы (слова-действия, пунктирные стрелки красного цвета, которые соединяют прямоугольники по диагонали отражают наличие структурно-смысловой связи; общая рамка – подчинённость плана раскрытию единой темы.
Применение такой схемы даёт реальную возможность наглядно показать детям принцип одинакового смыслового строения всех предложений текста: на первом месте – обозначение предмета, на втором – действия, на третьем –вновь обозначение уже нового предмета ситуации.
Использование такой предметно-графической схемы цепного рассказа оправдывает себя в полной мере, т. к. создаёт удобства для организации целенаправленного восприятия и последующего анализа, обеспечивая порядок выделения структурных компонентов отдельного суждения – предложений.
На примере адаптированного рассказа цепной организации «Коля и шар» проиллюстрируем, как дети знакомятся с правилами строения цепного текста. Рассказ, который вначале представляется на слух, не должен превышать 6-7 предложений и его содержание можно легко отобразить графически, создав зрительную опору для запоминания.
Итак, педагог зачитывает адаптированный рассказ и даёт установку, чтобы дети запомнили, о каких предметах рассказывается в нём:
«Однажды Коля заболел и лежал в кровати.
Кровать поставили к окну.
Неожиданно в окне Коля увидел красный шар.
На шарике была нарисована красная рожица.
Весёлую рожицу нарисовали друзья мальчика.
Они хотели развеселить больного Колю».
1. После прочтения рассказа детям предлагается отобрать из ряда картинок, представленных на панно только те, которые относятся к данному повествованию.
2. Далее, отобранные картинки надо расположить в последовательности рассказа. Затруднения в воспроизведении события является хорошим поводом для использования графического плана. Показывая схему, мы объясняем, что она поможет быстро найти место каждой картинке.
3. После чтения первого предложения предлагается найти соответствующие ему картинки и подставить их в первую строчку схемы. Анализ протекает в следующем порядке:
Л: - О ком говорится в первом предложении?
Д:- О Коле.
Л:- Что случилось с Колей? Сколько здесь слов, кто их вспомнит?
Д: Коля заболел и лежал.
Л: Где он лежал?
Д: Он лежал на кровати.
Таким образом, разбирая каждое предложение, картинками заполняется вся схема, т. е. восстанавливается весь сюжет рассказа. Перед дошкольниками, не владеющими навыками чтения, предстаёт рассказ в виде предметно- графической схемы, которая служит зрительной опорой для дальнейшего анализа и пересказа текста.
Анализируя предметную канву рассказа, мы с детьми замечаем, что об одном и том же предмете говорится в двух соседних предложениях, а в схеме фиксируется двумя одинаковыми картинками. Мы приходим к выводу, что именно за счёт такого повторения осуществляется связь отдельных предложений в единое целое - рассказ. Закрепляя найденное правило, предлагаем детям соединить красными стрелками одинаковые картинки двух соседних предложений по диагонали, устанавливая тем самым цепь смысловых связей через единство предметных значений.
Вывод: рассказ получается тогда, когда предложения «дружат». Одно предложение соединяется с другим как звенья в новогодней гирлянде.
Педагог просит пересказать рассказ, используя в качестве зрительной опоры картинно-графическую схему рассказа. Для закрепления можно предложить следующие задания:
- восстановить заданный порядок картинок по памяти -предложения «рассыпались»;
- найти ошибку в расположении картинок и восстановить деформированное предложение, «слова перепутались»;
- найти место «пропавшей» в ряду других картинки, «потерялось» слово в предложении;
-найти лишнюю картинку, «лишнее» слово.
Такие задания помогают определить место разрыва мысли в рассказе, увидеть, все ли события следуют по порядку.
Таким образом, применение предметно-графического плана смысловой программы текста позволяет детям, не владеющим навыками чтения показать приёмы построения как отдельного предложения, так и целого небольшого текста и создаёт основу для осознанного самоконтроля за речью, т. е. способствует формированию связной речи на основе практического применения правил в учебно-коммуникативных ситуациях.
Библиографический список:
1. Бардышева Т.Ю. Связанные одной цепью. (Логопедический материал. Рассказы цепной структуры). Журнал «Карапуз» 2012.
2. Воробьёва В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб пособие / В.К.Воробьёва.- М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006.
3. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием.- М.: АРКТИ, 2002.
4. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста.- М., 1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей Обучение дошкольников решению задач
В консультации можно найти ответ на вопрос: "Что значит решить задачу?", рассмотрены способы обучения дошкольников решению разных видов задач....

Консультация для воспитателей «Обучение дошкольников правилам безопасного поведения на улицах города»
Консультация для воспитателейТема: «Обучение дошкольников правилам безопасного поведения на улицах города» Дети – самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их...

Консультация для воспитателей «Обучение дошкольников рассказыванию по картине»
Консультация для воспитателей «Обучение дошкольников рассказыванию по картине» ...

Консультация для воспитателей "Обучение дошкольников легкому и быстрому бегу"
Консультация направлена на уточнение знаний у воспитателей методики проведения игровых упражнений по обучению правильному бегу у дошкольников с учетом физической подготовленности и возрастных особенно...
Консультация для воспитателей "Обучение детей дошкольного возраста пересказу"
Консультация для воспитателей "Обучение детей дошкольного возраста пересказу"...
Консультация для воспитателей "Обучение дошкольников безопасному поведению на улице"
Безопасное поведение...

Консультации для воспитателей "Обучение дошкольников составлению рассказов с использованием мнемотаблиц"
ull;Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц....
