Развитие моторики рук у детей. "Путешествие в страну пальчиковых игр
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Смирнова Любовь Викторовна

По сценарию дети на прогулке находят сундучок с картой и им предлагается отправится путешествие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_ostrovam_palchikovyh_igr.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествие по островам пальчиковых игр».

Из опыта работы

По сценарию дети на прогулке находят сундучок, в котором  обнаруживают карту в страну пальчиковых игр. Им  предлагается отправиться в путешествие.

На каждом из островов дети будут, знакомятся с новыми играми и заданиями, которые в свою очередь направлены на осуществление поставленных задач по развитию мелкой моторики. На первом острове морские пираты похищают корабль, на котором дети должны вернуться обратно. Путешествие продолжается на лодке, которую подарили жители острова.    Посещение каждого острова заканчивается нахождением конверта, в котором обнаруживают потерянные буквы.  На последнем острове они складывают из этих букв слово, которое является ключом к двери, где пираты спрятали их корабль.

      Задания построены по принципу от простого к сложному. Всего восемь островов, которые рассчитаны на весь учебный год. На 7 и 8 островах идет повторение полученных знаний и навыков. Все предлагаемые игры  необходимо применять в различных видах деятельность детей в течении всего дня включая во все режимные моменты.

I остров. «Мы расскажем и покажем».

На этом острове дети познакомятся с техникой выполнения фигурок из пальцев. Что позволит им в дальнейшем намного проще справляться с заданиями на других островах (в теневых играх, рассказывания стихов руками). Все игры и упражнения тематически объединены.

Предлагаемые схемы изображений фигурок находятся в свободном доступе для детей. Благодаря чему, дети в самостоятельной деятельности, могут самостоятельно реализовать полученные знания и наслаждаться игрой.  

Игры, приведенные, на этом острове совершенствуют ловкость и точность движений, а также  развивают внимание, память помогают выработки терпения и усидчивости, это прекрасный стимул для развития творческих способностей  ребёнка, побуждающие воображение и фантазию.

В упражнениях предлагаются стишки. Дети сначала слушают стишок и наблюдают за тем, как выполняется упражнение, а после этого копируют положение пальцев или их движение.

Пока дети складывают пальчики, ещё раз читается стишок. Постепенно дети привыкают с удовольствием подражать определённым звукам или повторять запомнившиеся слова, соотнося их движениями пальчиков.

      Темы заданий: «Мы расскажем и покажем»:

- Дома не сидим без дела! (играем, рисуем)

- Мы по дому помогаем - (моем  и стираем – маме помогаем)

Пилим и строгаем – папе помогаем  

- Мы принимаем гостей; На прогулке; в мире животных, домашние животных, дикие животные

- Где мы только ни бывали  - много нового узнали!

Дары леса, у реки у речки, морские приключения  

Предлагаемые упражнения можно найти в литературе  (Новикова О.А.

О. Жукова рекомендует «ум на кончиках пальцев» М., С-пб.2005г

Получаемые  знания каждой игры педагог отрабатывает в различных видах деятельности детей. Например: физ.минутки на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим, по элемент.матем.представлениям, по изодеятельности; на прогулке, как индивидуальную работу; также является хорошим способом для переключения внимания детей от игры к занятию.

      Дети находят конверт. Переплывают на другой остров.

 II остров «Весёлый карандаш»

Включает в себя работу в тетрадях  в клетку и штриховкой.

Предусматривается домашнее домашние задания (работа со штриховкой).

      На этом острове детям получают задания, которые помогут сформировать у них графические умения, необходимые для подготовки руки к обучению письму и серьёзной и напряженной работе в школе.

      А) Штриховка

Перед началом выполнения задания детям объясняется, в игровой форме, правила работы в тетради.

  1. Штриховать только в заданном направлении (оно указанно стрелочкой)
  2. Соблюдать одинаковые расстояния между линиями, примерно 0,5см.

          (это соответствует ширине прописной букве).

  1. Не заходить за контур предлагаемого для штриховки рисунка.
  2. Проводить линию четко по пунктирной линии в заданном направлении.

Процессу штриховки предшествует рассматривание рисунков. Затем рассматривается конкретный рисунок, оговариваются вид и направление линий, которыми его предстоит заштриховать. Желательно, чтобы дети видели перед собой образец выполнения задания.

Наблюдая за движениями руки педагога, ребята повторяют их в воздухе и лишь после этого начинают  самостоятельно выполнять задание.  Для выполнения упражнений необходимы простые и цветные карандаши, тетради. На занятиях дети используют хорошо заточенный простой карандаш различной твёрдости, - М- 2М в начале занятий, - М – ТМ.

      Перед началом занятий педагог следит за правильной осанкой ребенка, напоминает о том, что необходимо правильно держать карандаш.  Во время выполнения упражнений нельзя поворачивать тетрадь. Линии можно проводить только один раз, ошибки не исправляются, не стираются, задания выполняются до конца.

Б) «Забавные клеточки»

Упражнения, проводимые в тетрадях в клетку, формируют у детей

  1. Пространственно – образное мышление
  2. Чувственное, зрительное и слуховое воспитание;
  3. Творческое воображение;
  4. Внимание, память.

Игры с клетками развивают у детей аккуратность, графические умения, глазомер.

Перед началом выполнения задания детям объясняется, в игровой форме, правила работы в тетради.

  1. Проводить линии только в заданном направлении.
  1. Не заходить за поля.
  2. Проводить линию четко  в заданном направлении.

Педагог учит ребенка проговаривать свои действия, контролировать правильное выполнение задания, оценивать свою работу.

      Детям предлагается ряд заданий и графических диктантов, которые построены на следующих принципах:

  1. Строгая последовательность заданий с учетом их постепенно возрастающей сложности. Нарушать эту последовательность нельзя.
  2. Временная регламентированность (в ДОУ) два раза в неделю по 10 минут как часть занятия по элементарным математическим понятиям, по развитию речи или как самостоятельное занятие во 2 половине дня; дома ежедневно 10 минут в любое удобное время.

Задания даются по блокам: 1) «Точка»; 2) «Полочка»; 3) «Радуга»

4) «геометрическая фигура»; 5) «Сопровождение».

Систематическое выполнение упражнений, предлагаемых, на этом острове позволит развить у детей мускулатуру пальцев, координацию движений, научит их ориентироваться на листе бумаги и клеточках понимать и выполнять такие задания как: провести линю сверху вниз, слева направо и т.д.

III остров. «Расскажи стихи руками».

 На этом острове дети не только учатся рассказывать стихи, но и ещё показывать их руками.

Стихи, сопровождающие упражнениями,- это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учат слышать рифму, ударение. Делить слова на слоги.

Чувство ритма важно при обучении письму (для выработки ровного почерка), для запоминания стихов, для предупреждения нарушения письма (пропуска гласных).

Предлагаемые стихи для разучивания: «Две мартышки»,«Алые цветы»,«Гусеница»                           «Замок»,«Снегопад»,«Как живешь?»,«Снеговик», «Прогулка».

IV остров «Теневые игры»

Еще одним занятием для развития мелкой моторики рук является теневые игры.  Помещение, в котором  она проводиться должна затемнена.

      Источник света освещает экран, находясь на расстоянии 3 – 4 м. от него. Между экраном и источником света (посередине) производятся движения руками, от которых падает тень на освещенный экран.

      Руки необходимо располагать перед источником света, учитывая его силу и направленность. Теневая игра сопровождается короткими диалогами, сценками.

      Исполнители должны размещаться так, чтобы тень от  рук, падающая на экран, отражала только положение кисти и предплечья.

      Большой эффект  в теневой игре достигается благодаря изменению расстояния от руки до источника света. Это даёт возможность увеличивать или уменьшать размеры теневых фигур.

Теневые игры: «орёл», «рыбка», «волк»,«собака»,«гусь»,«лось»,

Этот вид работы можно включать в проведение вечеров досуга и как развлечение детей в свободное от занятий время во 2 половине дня в темное время суток.

V остров. «Забавные палочки».

На этом острове дети знакомятся с заданиями, для развития левого и правого полушария, в которых им понадобятся счетные палочки и спички для составления фигурок.

Составление фигурок осуществляется по карточкам (схемам), и последующим заданием (пр. перекладывание).

Принцип работы от простого к сложному.

 Темы заданий: - квадрат, треугольник, очки, мельница, бабочка.

                            - прямоугольник, звёздочка, рыбка, флажок, жук, лодочка,

                              рожица, пароход, танк, качели, … и т.д.

VI остров. «Волшебные веревочки»

Игра с верёвочкой полезна ля развития мелкой моторики и пальцев, развитие пространственного воображения, памяти. Врачи – физиотерапевты убеждены, что упражнения с веревочкой способствуют более быстрому восстановлению моторики пальцев после полученных травм рук.

Учителя математики находят их полезными для объяснения некоторых абстрактных понятий  и терминов.

      Как и любая другая игра, требующая концентрации внимания, игра с верёвочкой, оказывает психотерапевтический эффект позволяет отключиться на время от переживаний, особенно полезно в период адаптации ребенка в детском саду.

      В начале дети знакомятся с терминами и построением основной позиции

Предлагаемые игры:  «паук и муха», «день рожденье мышки», «куриная лапка».

Игры вдвоём: «поймай мышку», «колыбелька для кошки» (разные вариации).

  Для  работы лучше всего использовать плетеный направленный шнур диаметром 4-5мм. Для разных игр понадобится разная длинна верёвочек (80см. и 120-150см.)

Изготовляя кольцо можно связать концы верёвки  прямым узлом либо сплавить, если это капроновая веревка.

   VII остров. «Сюрпризов».

На этом острове дети получают новые игры для развития мелкой моторики.

А также закрепление знаний  полученных на предыдущих островах.

 VIII остров. «Освобождение корабля». (заключение)

На этом острове дети получают новые игры для развития мелкой моторики.

А также закрепление знаний  полученных на предыдущих островах.

      Путешествие подошло к концу, и дети складывают из собранных букв слово. Дети открыли ворота, где пираты прятали наш корабль. Получив подарки от жителей острова, дети благополучно возвращаются из путешествия.

          В результате решаются многие коррекционные задачи. Такого вида деятельность повышает эмоционально-положительный фон, создания благоприятных условий для успешного развития ребенка.