вечер досуга
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

 

Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребёнка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребёнка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе. Особенно это является важным для детей, имеющих  такие тяжёлые нарушения речи как заикание и общее недоразвитие речи.

        Речь  является  важным условием  и средством  коммуникации.  В свою очередь коммуникация  представляет собой важный  смысловой аспект социального взаимодействия, а именно: обмен информацией между людьми, контакты, общение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osvoenie_i_realizaciya_obrazovatelnoy_oblasti.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

ОСВОЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «КОММУНИКАЦИЯ» В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ И ЗАИКАНИЕ.

       Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребёнка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребёнка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе. Особенно это является важным для детей, имеющих  такие тяжёлые нарушения речи как заикание и общее недоразвитие речи.

        Речь  является  важным условием  и средством  коммуникации.  В свою очередь коммуникация  представляет собой важный  смысловой аспект социального взаимодействия, а именно: обмен информацией между людьми, контакты, общение.

      Одним из основных направлений логопедической работы должно стать формирование коммуникативной компетентности. Необходимо показывать детям способы ориентации в различных ситуациях, учить  свободному владению вербальными и невербальными средствами общения.

       Изучение детей с тяжёлыми нарушениями речи выявило наличие трудностей при построении процессов коммуникативного взаимодействия, переживаний детей, связанных с нереализованной потребностью свободного речевого общения. У детей с нарушениями речи навыки общения спонтанно не образуются.

       Поэтому  очень важно помочь ребёнку максимально реализовать потенциальные возможности и скорректировать имеющиеся недостатки. А это возможно  только в процессе интенсивной, систематической и последовательной логопедической работы.

     В нашем учреждении мы  стараемся  дать детям представления о формах общения, научить свободно высказываться.  В работе мы используем такие формы как  экскурсии в группы, совместные праздники, дети ходят в группы друг к другу в гости, показывают инсценировки для малышей, проводятся совместные вечера развлечений. Одной из новых форм работы по формированию коммуникативных навыков у детей  стал вечер развлечений « Большие буквы» на тему хорошо знакомой сказки «Приключение Буратино». Вся работа  была продумана от желания детей: они сами распределяли задания, роли, придумывали костюмы, смотрели фильм.

    Вся работа по достижению цели и реализации задач   осуществлялась через интеграцию образовательных областей:

- «Чтение художественной литературы»

- «Социализация»

- «Познание»

-«Художественное творчество».

Были  использованы основные виды детской деятельности:

- коммуникативная,

- продуктивная

- музыкально-художественная

- чтение

- игровая

   Итогом работы по  формированию коммуникативной компетентности стало проведение вечера досуга.

Совместный вечер досуга на тему

«Большие буквы»

(для старшей и подготовительной к школе групп)

Цель:  формирование коммуникативной компетентности через развитие навыков свободного общения друг с другом и с взрослыми у детей с тяжёлым нарушением речи (заиканием и общим   недоразвитием  речи).

Задачи:

  1. Развитие свободной ненапряжённой речи, речевой активности, направленной на проявление инициативы  и самостоятельности, повышение собственной самооценки и взаимопринятие детей друг другом.
  2. Создание благоприятной, дружеской и доброжелательной атмосферы в процессе общения.
  3. Формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности у детей с нарушениями речи.

Участники: 

  1.  двое  взрослых: ведущие праздника
  2.  музыкальный руководитель
  1. Дети двух  групп ( подготовительная  к школе, заикания – старшая/подготовительная)

    - Буратино

-Мальвина

- Сверчок

 -Петрушка

 -Кот Базилио

 -Лиса Алиса

 - участники кукольного спектакля: два рассказчика, Заяц Серый хвостик и  Лисичка Рыжий   хвостик

 -  трое детей  с заданиями математического характера

         Ведущий 2   Сегодня мы с вами собрались на игру «Большие буквы».    Дети из группы «Родничок»  придут к вам в гости с интересными   заданиями.  Вы должны будете  с этими заданиями справиться.

  Ведущий 1     А за правильный ответ вы получите кубик с буквой.  В конце игры из      букв  на  кубиках  вы    должны  будете сложить слово.

  Ведущий 1  Вы любите сказки? (отгадывают сказки, героев по собственным рисункам) А попробуйте узнать этого героя (загадка)

Деревянный озорник

Из сказки в нашу жизнь проник.

Любимец взрослых и детей,

Смельчак и выдумщик затей,

Проказник, весельчак и плут.

Скажите, как его зовут?                                                   

              ( Дети узнают героя и дают ответ)

    Ведущий 1     Да, вот он и сам к нам идёт!

         (под музыку  из кинофильма «Приключения Буратино»  муз. А.Рыбникова  вбегает   Буратино с  ранцем за   плечами)  

  Буратино:         Я весёлый Буратино,

                              Убежал я от Мальвины.

                              Надоело мне  считать,

                              Надоело мне писать!

                              Ой, куда же я попал?

                                Я вас раньше не встречал.

     Ведущий2:   Буратино, ты попал к детям на игру «Большие буквы». Хочешь с    нами  поиграть?   Тогда оставайся! (Буратино думает, но слышит музыку  

          кинофильма  «Приключения Буратино» муз. А.Рыбникова  )  

       Буратино:  Нет, у вас не интересно.  

                            Пойду- ка, я посмотрю, где звучит музыка.

        (подходит к ширме  - «Театр» - около ширмы стоит Петрушка и зазывает на   представление)

  Петрушка:      Торопитесь, торопитесь!

                           Только сегодня,  и только сейчас

                           одно представление.

                           Торопитесь, торопитесь!

                           Представление уже начинается!  

   Буратино садится на пенёк и смотрит кукольную  сказку «Лиса и заяц ». Д. Хармс ( в спектакле задействованы четверо  детей:  2 рассказчика, герои - Зайчик Серый  хвостик, Лисичка Рыжий хвостик)

 «Лиса и заяц»

         Жили-были два друга: зайчик Серый Хвостик и лисица Рыжий хвостик.

  Построили они себе домики и стали друг к другу в гости ходить.

        Чуть только лисица к зайчику не идёт, зайчик бежит к лисице и кричит: «Рыжий Хвостик! Что с тобой?»

         А если зайчик к лисице не идёт, лисица к зайчику бежит и кричит: «Серый Хвостик! Что с тобой?»

Как-то зайчик Серый Хвостик прибежал к лисице в гости.

                    «Отвори-ка! Тук! Тук! Тук!»

                    Вдруг он слышит: «Что за стук?

                    Видишь поздно, скоро ночь.

                    Уходи-ка лучше прочь!»

               Зайчик думает: «Постой,

                    Я ведь тоже не простой!»

                    Вот лисица Рыжий Хвостик

                    Прибегает к зайцу в гости

                    «Отвори-ка! Тук! Тук! Тук!»

                     Отвечает зайчик вдруг:

                    «Нет, голубушка, шалишь,

                    Слишком рано ты стучишь!»

                     И с тех пор два лучших друга

                     Вечно злятся друг на друга.

 По окончании сказки  Буратино вскакивает и кричит:

  Буратино:        Друзья называются, (ухмыляется)

                             А ваши дети тоже так дружат?

   Ведущий 1:   Нет, Буратино, наши дети очень даже дружные.  Они тебе сами об этом  споют.( дети – игроки исполняют  песню «О дружбе») 

 Ведущий 2:     Понравилась тебе песня?      

 Буратино:   Ну, да, ничего!                        

 Ведущий 2:    Я смотрю, у тебя, ранец. Ты, наверное, в школу собрался?        

 Буратино:   Да.      

 Ведущий 1:  А в ранце-то у тебя что?   

 Буратино:   Там у меня азбука (достаёт и показывает азбуку) Вот моя  «Азбука», с чудными картинками и большими буквами.    Мне её подарил папа Карло.

 Ведущий 2:    А ты читать умеешь?  

 Буратино:      Нет, не умею, но некоторые буквы уже знаю

  Ведущий  листает азбуку и предлагает назвать некоторые буквы, Буратино

  узнаёт только  «Р» и радостно восклицает:

            Буратино:    А… Это буква эр!

                            А вы, ребята, знаете эту букву?

         Буратино:      Ой, у меня ещё есть картинки, но что с ними делать я не знаю.

                                (достаёт из рюкзака картинки)

Ведущий 1 берёт у Буратино картинки  и предлагает детям задание:  

  Надо разложить картинки в три столбика в зависимости от места звука «Р» в слове: в  начале, в середине, в конце слова. ( Дети выполняют задание)                        

  Ведущий 1:    Проверяет задание.

             Даёт детям букву «Р» 

 Ведущий  2:  Предлагает детям посмотреть азбуку, листает её,  из азбуки выпадают   листы с частями  слова - МАЛЬВИНА  

Ой, Буратино, что выпало из твоей азбуки…

          Буратино:   Да, это какие-то картинки.

         Ведущий 1 Обращаясь к детям:   Разве это картинки?

         Ведущий 1   Уточняет, что это  слоги, из которых можно составить слово.

         Ведущий 1:   Буратино, знаешь, наши дети умеют из частей (слогов) составлять

        слова.

    Предлагается задание: из частей сложить слово

    Дети складывают слово:  МАЛЬ – ВИ – НА

 Ведущий 1:   Даёт детям букву  «У»

          Ведущий 2:   Да, какое красивое слово получилось: 

                               МАЛЬ - ВИ - НА

 Буратино:     А, я знаю эту противную девчонку,

                             Всё учит, воспитывает!

     Под музыку Дюрана «Вальс» появляется Мальвина

 Мальвина:      Меня здесь кто-то звал?

                             Ах, вот вы где, Буратино!

                             А  я-то вас ищу!

  Буратино:        Интересно, зачем вы меня ищите?

                             Опять воспитывать будете?

  Мальвина:    Садитесь, Буратино, будем заниматься.

  Буратино:   садится: ногу под себя, разваливается, ворчит.

  Мальвина:       Вытащите из-под себя ногу,

                             Выпрямите спину и сядьте красиво.

                             Мы займёмся математикой                

                             У вас в кармане  2  яблока

  Буратино:        Врёте, у меня нет ни одного яблока.       

                             (проверяет и выворачивает карманы)

   Мальвина:        Я говорю, предположим, что

                             у вас в кармане 2 яблока.

                                Некто взял у вас одно яблоко.

                             Сколько у вас яблок осталось?

   Буратино:     Два

   Мальвина:    Почему два? Подумайте хорошенько!

   Буратино:     Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!

   Мальвина:    У вас нет способностей к математике.

   Ведущий 2:    Буратино, а наши дети очень  не только дружат, но и любят   мате-  матику. Сейчас они тебе это покажут.

   Дети  старшей/подготовительной группы предлагают задания:

             а)     -  Назвать сказки, в которых встречаются цифры:  3, 7.

                  (Используется приём  эйдотехники)

               б)  Ёжик по лесу шёл, на обед грибы нашёл:

                     Два – под берёзой, один – у осины.

                     Сколько их будет в плетёной корзине?

                в)  В лесной избушке жили зверюшки.

                             Угадайте кто это?

                             Рыжая, пушистая, хитрая ….

                             Большой, толстый неуклюжий ….

                             Длинноухий косоглазый…

                             Серый, злой, зубастый …

                            Сколько зверюшек жило в избушке?

     Ведущий 1:    Даёт букву «И»

     Буратино:      Тьфу, какая ерунда!

                              Хвастаются тут!

     Мальвина:      Какой вы невоспитанный, Буратино!

                               Вы просто шалун и должны быть наказаны!

                               Я отведу вас в тёмный чулан.

                               ( берёт Буратино за руку и уводит его, Буратино упирается)

     Ведущий 1:       Дети, а вы воспитанные?  Мы сейчас мы это проверим.

     Игра с мячом «Вежливые слова» ( передают мяч и называют слова)

     (спасибо, до свидания, здравствуйте, пожалуйста,  добрый день, доброе

     утро, будьте добры, будьте любезны, приятного аппетита, большое спасибо)

     Ведущий 1   даёт   букву  А

     Ведущий 1   А сейчас я предлагаю вам отдохнуть.

                                                Музыкальная пауза танец «Летка-енка»

   Садятся на места, под музыку А Спадевеккиа «Добрый жук» появляется Сверчок.

     Сверчок:          Я сверчок, живу за печкой,

                               То-то тёплое местечко!

                               Я ищу Буратино,

                               Вы его не встречали?

     Ведущий 2:     Он был у нас и не один, а с Мальвиной.

                Она его учила, а он плохо себя вёл.

                Мальвине пришлось наказать Буратино:

                Она повела его в тёмный чулан.

    Сверчок:    Очень жаль я хотел с ним поиграть!

     Ведущий 2:    Ты можешь поиграть с детьми.  

    Сверчок:      Однажды Мальвина убежала из театра  Карабаса Барабаса

                           и поселилась на зелёной лужайке.  

                           Все звери, птицы и насекомые ей помогали.

                          Вспомните, кто помогал Мальвине?

                   А что бы вам было легче отгадать, у меня есть картинки

     (достаёт их из сумочки и отдаёт их  В1 и вместе выставляют картинки на

магнитную  доску)

    Сверчок задаёт вопросы:      Чем помогали гусеницы? (крот, Артемон, бабочки, сорока, мыши)

    Ведущий 1:    Даёт букву «О

    Сверчок:   Помогите мне, пожалуйста!

    Ведущий 2:     Да, конечно.  У тебя что-то случилось?

    Сверчок:   Я нашёл за печкой табличку, на которой написано какое-то слово,          

        Но Крыса Шушера погрызла некоторые буквы, и я не могу прочитать слово.

      (отдаёт табличку с недописанными буквами)

   Ведущий 1:      Я думаю, что дети с лёгкостью это сделают.

               Дети дописывают «ломаные» буквы и читают слово: СТРАНА                                             

    Сверчок   благодарит детей и уходит.

    Ведущий 1:    даёт детям букву  «Б»

    Ведущий 1:   Дети, как вы думаете, о какой стране идёт речь  в сказке «Золотой

   ключик»?    Что это за страна такая?                      

    Да, это СТРАНА  ДУРАКОВ.  (выставляет табличку, на которой написано: Страна Дураков)                       

    Кот и Лиса     выходят под музыку  А.Рыбникова из кинофильма «Приключения Буратино»

    Лиса:   Ну, где же этот глупенький Буратино?  

    Кот:     Да, это я тебя спрашиваю, где Буратино?

    Лиса:  Нет Буратино, нет и денежек.

    Кот:    А может он заблудился? Надо подождать!    (кот садится на пенёк, а Лиса оглядывается и ищет  Буратино)

    Лиса:   Уселся, только бы ничего не делать!

    Кот:      А что ты предлагаешь?

    Лиса:    Надо попробовать найти этого глупого деревянного мальчишку!          

    Появляется Буратино, весело напевая песенку.

    Лиса:     А …  Храбренький,  отважненький, Буратино,  ты, должно быть, свалился с Луны?

    Кот:       А денежки-то  у тебя с собой? Ты их ещё не потратил?

    Буратино:    Да вот, они у меня в кошельке!

    (достаёт из кошелька монеты и показывает их,  Лиса  бегает вокруг Буратино)

    Лиса:     А хочешь, чтобы их стало ещё больше?

    Буратино:     Я хочу много золотых монет для папы Карло, тогда он сможет купить театр.  

    Лиса:    Мы тебя сейчас научим:  рой ямку и клади свои денежки.

    Кот:      Посыпь солью, зачерпни из лужи воды и полей хорошенько.

    Лиса:   Скажи шёпотом волшебные слова: «КРЕКС-ФЕКС-ПЕКС»

    Буратино:   А вы уйдите подальше.

    Лиса:    Да мы и смотреть не хотим, где ты зароешь свои денежки.          

    Кот:      Боже сохрани!    (уходят)

    Буратино:   оглядывается, закапывает денежки, садится на пенёк и ждёт.

    Ведущий 2:     Буратино, что ты здесь делаешь?

    Буратино:  Я закопал денежки и теперь жду, когда вырастет денежное дерево.  

    Ведущий 2:     Бедненький, глупенький, Буратино!    Тебя Лиса Алиса и Кот

    Базилио обманули!   Разве ты не знаешь, что деньги не растут на дереве? 

     Буратино:  Нет, а что надо сделать?

     Ведущий 1:   Буратино, послушай, что надо делать, чтобы заработать деньги.  

            (Дети объясняют)  

      Ведущий 1:  Правильно, надо работать, А а чтобы кем-то стать, надо много учиться.

      Буратино:   Да, пожалуй, я пойду в школу,  послушаю совет говорящего  

Сверчка   (уходит)

      Ведущий 1:   Дети, а какие профессии вы знаете, назовите?

                   (затем даёт детям букву «Т»)

     Задание:    А сейчас мы попросим гостей узнать,  люди, каких профессий

    к нам сейчас выйдут.

     Пока дети переодеваются, ребёнок предлагает отдохнуть и  проводит  пальчиковую  игру: 

                             Палец толстый и большой

                            В сад за сливами пошёл,

                            Указательный с порога

                            Указал ему дорогу.

                            Третий палец – самый меткий,

                            Он сбивает сливы с ветки.

                            Безымянный  помогает,

                            В землю косточки сажает,

                            А мизинчик - господинчик

                            В землю косточки сажает.

       Дети предлагают гостям узнать профессии

       Ведущий 1:   Даёт букву  «Н» 

       Составляют слово из набранных букв на кубиках:   БУРАТИНО        

       Ведущие:  Сегодня вы показали себя настоящими знатоками сказок,

       и «Больших букв». А  главное, то, что вы умеете дружить, общаться и готовы к

       тому, чтобы учиться в школе.

       Подарки детям.

       Под музыку все дети уходят.

      Сценарий совместного вечера досуга составили и провели:

      Захаренкова  В.В. (учитель-логопед  группы заикания),

      Гульбина И. А.(старший воспитатель),

      Митрофанова С.И. (музыкальный руководитель).

      ГБДОУ детский сад № 93 компенсирующего вида Фрунзенского района СПб.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий вечера досуга "От зёрнышка до каравая".

Вечер досуга для детей подготовительной к школе логопедической группы и их родителей...

Вечер досуга "Рябиновые посиделки".

-   развивать мелкую моторику рук, посредством работы с соленым тестом-  знакомить детей с традициями русского народа, его праздниками, песнями, плясками, приметами-  формиро...

Вечер досуга по пожарной безопасности

Программное содержание1. Формировать  у детей  чувство опасности огня.2. Познакомить детей с основными причинами возникновения пожаров.3. Прививать навыки пожаробезопасного поведения в повсе...

Цикл вечеров досуга "Музыкальный калейдоскоп"

Развитие музыкальных способностей детей через выразительные танцевальные движения....

Вечер – досуг с участием семейных команд «Зелёный огонёк»

Заинтересовать родителей с проблемой безопасности детей на улице. Уточнить  и закрепить их знания о правилах дорожного движения. Воспитывать культуру поведения на улице, развивать уверенность, вы...

конспект вечера досуга "Путешествие"

конспект  вечера досуга "Путешественники"...