Конспект занятия "По дорогам сказок"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Татьяна Николаевна Омельченко

Конспект занятия по развитию речи  предназначен для воспитателей старших дошкольных групп , а также для логопедических групп детей с общим недоразвитием речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ № 1 детский сад комбинированного вида № 1 ст. Кущевская Краснодарского края

Конспект занятия-развлечения

в старшей  группе

тема: «По дорогам сказок»

                                                                          воспитатель 1 квалификационной

                                                                      категории логопедической группы

                                                                      Омельченко Татьяна Николаевна

2010 год

Цель: закрепить знания русских народных сказок, воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству, развивать речь, память, внимание смекалку.

 задачи:

лексика: обогащение и активизация словаря

существительными: чудеса, герои сказок, знатоки, ларец, ступа, стрела, колдовство, волшебство, лягушка-царевна, девица, царевич,путешествие, Кощей, плутовка, трусишка, сундук, избушка, кумушка, гусли, ступа.

прилагательными:   отважный,   хитрый,   глупый,   ленивый,   доверчивый,   наход чивая, ласковая, нежная, проворная, заботливая, проворная,сообразительная, ру мяный, смешной, непослушный, озорной, коварный, ужасный, сдобный, пышный, круглоликий, трусливый,голосистый, храбрый, отважный и т.п.

глаголами: странствует, путешествовать, приговаривать, перехитрила, отморозил, добраться, заманили, покинули, сказываться, превратиться, напроказничала, ткала, пряла, в трубы катала, благодарят.

 грамматический строй:

-упражнять в согласовании слов в словосочетаниях и предложениях -подборе слов в рифму

-подборе слов, сходных по значению (синонимов)

-умении образовывать близкие по звучанию слова (лиса-лисонька-лисичка) -согласовании количественных числительных с существительными -склонении существительных  в Д.п. ед. ч.

методы и приемы: сюрпризный момент, стихи, загадки, игры, вопросы, поощрения.

оборудование: макеты деревьев (дуб, ели, яблоня), избушка лисы, Бабы-Яги, костюмы лисы, волка, Б.Яги, Василисы),сундук , иллюстрации к сказкам , заставка с героями р/н сказок и их принадлежностями(стрела лук, коса и т.п.), макеты камней с цифрами, речки, корзинка с яблоками,, яблочки с загадками, фланелеграф, доска, телефон- игрушка.


(входит воспитатель в костюме Василисы)

Василиса: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?

Д- Василиса Премудрая

Вас: Зовут меня и Марьей Морьевной

Зовут и Марьей-царевной

Кому-то я - Царь-Девица

По- всякому может случиться

Я-Василиса-Прекрасная

И так меня величают

Но чары мои опасны

Об этом многие знают.

Стихиями я управляю,

Владею волшебною силой.

Отважному я помогаю,

Но не люблю ленивых Слыхала я вы знаете много сказок и очень их любите. Хотите отправиться в путешествие «По дорогам сказок»? Но помните это путешествие не для трусливых и ленивых, а для смелых, добрых и находчивых, кто знает и любит русские нар. сказки.А почему они называются народными? Д- Их придумал народ.

Вас: Верно.Тогда в путь! (ведет детей к дубу с ларцом ,читая слова:

Мы с хорошей сказкой неразлучны

А чудес у сказки до небес,

Вы представьте как бы было скучно

Если б в мире не было чудес.

Когда и кто ее сложил

В своей избушке где-то

И самый старый сторожил

Не даст тебе ответа

Она живет в любом дому

И странствует по странам

А почему? Да потому,

Что без нее нельзя нам! Ой что это?! В какой-то сказке я уже встречала такой волшебный дуб с ларцом.В какой, ребята?

Д- «Лягушка-царевна»

Вас: Да. А что в ларце было?

Д- Кощеева смерть.

Вас: А как именно Кощей ее прятал?

Д-На конце иглы. Игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, а заяц в ларце, а ларец на дубе

 Вас: Кто царевичу помог смерть Кощееву достать и жену вернуть опять? Д- Медведь, заяц, селезень, щука.

Вас: Молодцы! Давайте откроем ларец. Не бойтесь, ведь Иван-царевич победил Кощея, а мы верно угадали сказку и можем открыть ларец (открывает). Ой, да здесь книга сказок о животных и книга волшебных сказок, (достает их). Но где же сказки? Беда- они все перепутались! Надо их вернуть каждую сказку в свою книгу иначе путешествие не состоится! Ребята, какие вы знаете р/н сказки о животных?

Д-«Лиса и волк», «Волк и семеро козлят», «Зимовье зверей», «Кот, петух и лиса», «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Лиса и журавль» Вас: А волшебные сказки?

Д- «Гуси-лебеди», «Сивка-Бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Морозко», «Снегурочка»

Вас: Умницы! Теперь можно сказки в книги отправлять(показывает иллюстрации к сказкам, дети говорят к каким сказкам они относятся и Василиса вставляет картинки в соответствующие книги ).Вот теперь все сказки на месте и можно двигаться дальше. А дорогу нам укажет этот волшебный клубочек (достает из ларца), который как помог Ивану-царевичу ?

Д- Показал дорогу в Кощеево царство.

Вас: Да. (бросает клубок, он катится в лес. Из-за елок выглядывает кукла-волк)

2        Волк: Ох, какие хорошенькие! Сейчас я вас съем!

 Вас: Не ешь нас ты ведь можешь быть не злым. Волк: А каким?

Вас: Ребята, какой волк в р.н. сказках?

Д-Доверчивый, сердитый, хитрый, голодный, наивный,глупый.

Волк; Ну а кумушка моя-Лизавета какая?

Д-Хитрая, умная, льстивая, находчивая, сообразительная, проворная.

Вас: Хитрая-прехитрая, хитрющая.

Волк: А коза, которая через костер мне прыгать предлагала?

 Д- Добрая, заботливая, ласковая, умная, нежная находчивая.

Волк: Ишь ты. А колобок?

Д- Румяный, озорной, веселый, смешной, глупый, хвастливый.

Волк: Какие умные! Ладно не буду вас есть. Проходите. Пока! Я побежал (скрывается за елками)

(клубок катится к дому лисы)

3        Лиса: (вглядывает из окна и поет)

В глухомани, в лесу

Не смотря на красу

Не пускают лису на деревню! Привет! Слыхала я от куманька какие к нам знатоки сказок пожаловали.Ну-ка скажите какие сказки про меня знаете.

Д- «Лиса и журавль», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка», «Лиса и волк», «Лесичка со скалочкой».

Лиса: А как в этих сказках меня по-разному называют?

Д- Лиса-лисичка-лисонька-лиска-лисафья

Лиса: А моего кума?

Д- Волк-волчишко-волчок-волчище.

Лиса: А зайца-трусишку?

Д- Заяц-зайчишко-зайчонок-заинька-заюшка-зайка. Лиса: А кота-воеводу?

Д- Кот-котишка-котик-коток-котейка-котище- котофей.

Лиса: Умнички какие! Я еще люблю песни слушать и петь.Скажите какую песенку я пела петушку?

Д-Петушок, Петушок! Золотой гребешок,

Выгляни в окошко- дам тебе горошку Лиса: А кот какую пел у моей норы? Д- Трень-брень гусельки, золотые струнушки

Дома ли лисафья-кума, во своем ли теплом гнездышке?

Лиса: А Колобочек?

Д- Я Колобок, Колобок,

По амбару метён, по сусекам скребён

На сметане мешён, на окошке стужён

Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл.

Лиса: А как позвать Сивку-Бурку?

Д- Сивка-Бурка, вещая каурка, стань передо мной Как лист перед травой!

Лиса: А как Иванушка кликал Аленушку?

Д- Аленушка, сестрица моя, выплынь на бережочек Костры горят высокие, котлы кипят чугунные Ножи точат булатные - хотят меня зарезати!

(можно задать еще вопросы, если позволяет время)

Лиса: А какую песню пела коза козлятам?

Д- Козлятушки- ребятушки, ваша мама пришла, Молочка принесла, бежит молочко по вымечку, С вымечка по копытечку, с копытечка во сыру землю!

Лиса : Ай да молодцы! Вот вам за то корзинка. Она вам пригодится, в добром деле послужит. До встречи в новых сказках!

(Василиса бросает клубок.  Он катится в речку)

Вас: Ой, как же быть, без волшебного клубочка нам дороги не найти! Речка-матушка, дай нам клубочек! Ребята, она говорит, что поможет, если мы посчитаем героев сказок, придя через речку по волшебным камушкам и отгадаем в каких р.н. сказках встречаются эти герои.

(Через речку -3 камня (на одном- цифра «1», на другом- «2», на третьем-«5». Рядом на пеньке- картинки с героями. Один ребенок прыгает и считает, следующий не считает, а просто прыгает за ним а  на берегу называет сказки, где встречается этот герой)

  1. печь
  2. печи 5- печей

Д- Печь встречается в сказках: «По щучьему велению», «Гуси-лебеди»

  1. щука
  2. щуки 5- щук

Д- «По щучьему велению», «Лягушка-царевна»

1 -яблоня

2-яблони

5-яблонь

 Д- «Хаврошечка»,«Гуси-лебеди»

1- петух

2-петуха

5-петухов

Д- «Кот, петух и лиса», «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка»

(Кто назвал хоть одну сказку может уже скакать по камушкам на другой берег)

5 Яблонька (на полянке)

Вас: Справились с заданием и речка- кисельные берега вернула нам клубочек .Спасибо.

Вы наверное устали, ребята, давайте отдохнем на этой полянке под яблонькой(Импровизирует плачь).Кто это плачет? Это ты яблонька?! Ребята, ее веточкам тяжело, она просит собрать с них наливные яблочки. Яблочки волшебные. Их надо срывать и отгадывать загадки. А класть будем их в эту корзинку, что лисичка нам дала.

(Дети по одному срывают яблоки, отдают их Василисе). Она читает загадки:

Гуси-лебеди летят, Унести детей хотят, Кто помог сестрице с братцем

От Яги домой добраться

Д- Речка, яблоня, печь

Красна-девица грустна, Ей не нравится весна, Ей на солнце тяжко Слезы льет бедняжка.

Д- Снегурочка

Кощеем заколдована Иваном очарована Зеленая подружка Царевна-

Д- Лягушка

Унесла его лиса Аж за синие леса Слышен тонкий голосок Кто же это?

Д- Петушок

До чего ж хитра она Это прямо вот так на, Мужика перехитрила, С воза рыбу утащила, Обманула волка Тоже очень ловко! (лиса)

Он гремит костями страшно Злой, коварный и ужасный, Ходит в черном он плаще И зовется царь…

Д- Кощей

Он- герой всем нам известный И с волшебным словом вместе Может целую неделю На печи лежать

Сдобный, пышный, круглоликий, Всем ребятам он знаком И зовется

Он не слушался сестрицы, Он испил воды с копытца

Д- Емеля

 Д- Колобком

 Д- братец Иванушка

Скрипит зубами, Водит носом Гостей не любит, смотрит косо Старуха с костяной ногой Зовется

Сидит в корзинке девочка У мишки за спиной,

Он сам того не ведая

Принес ее домой

Кто-то за кого-то Ухватился крепко, Ох, никак не вынуть Ох застряла

Д-Бабою-Ягой

 Д- Машенька

 Д- Репка

Вас: Вот и помогли яблоньке. Ребята, а яблочки- то настоящие! Яблонька нас угощает.

Спасибо.Мы их дома отведаем. До свидания, Яблонька

Физпауза Вас: Да.Много чудес в сказках происходит.

А хотите превратится в какого-нибудь из сказочных героев?

В сказку детскую малыш только постучится

Тук, тук, тук - и вот глядишь - оживут все лица!      

Посмотри-ка, вот лиса ходит по лесу краса,

Волк крадется меж кустов,

Зайка прыг - и был таков,

Мишка хлопает в ладоши

И конец в сказках хороший!

(дети имитируют движения этих героев).

Отлично получилось! Главное верить в чудеса! А теперь в путь!

(бросает клубочек)

6        (Подходят к избушке Бабы Яги. На ширме- панно с героями сказок)

Вас. Здесь избушка на курьих ножках. Чья?

Д- Бабы Яги.

Вас: А что это герои сказок у нее делают? И растерянные такие!

Баба Яга (кукла выглядывает из окна): А я у них кое-что стащила- решила

напроказничать.

Вас: Ну-ка, верни им все обратно! Иначе сказки не будут сказываться!

Баба Яга: Верну, если детишки загадают мне 3 трудных загадки и я не угадаю

хотя бы одну из них.

Д- Шел, нес, сел, посидел, не съел, домой отнес.

Баба Яга: Да это медведь из сказки «Маша и медведь» Д- Ткала, пряла и в трубы катала.

Баба Яга: Коза что ли?

Вас: А вот и не угадала! Д- Это Хаврошечка.

Баба Яга: Ну, это не считается! Загадывайте еще.

Д- Ловил, говорил, приговаривал, приморозил, оторвал, ничего не поймал, еле убежал.

Баба Яга: Мороз!

Вас: Нет! Волк из сказки «Волк и лиса».

Баба Яга: Ладно возвращаю, верните все героям, (отдает на подносе силуэты вещей героев. Дети называют кому что из героев нужно).

Вас: Коту что нужно?

Д- Гусли.

Вас: А косу кому?

Д- Петуху.

Вас: А Лягушке-царевне?  

Д- Стрелу. (Емеле-печь, Бабе Яге - ступу, Хаврошечке - корову, Кощею- ларец, Курочке Рябе - яйцо, Коту - гусли, Емеле - печку, Деду - репку)

Вас: Молоды! Пора нам домой возвращаться.

Баба Яга: И клубочек в свою сказку вернулся. За то что вы так любите и знаете сказки я покажу вам дорогу домой. Идите прямо и никуда не сворачивайте! До встречи!

 Возвращаются к стульчикам под музыку)

7        (Садятся на стулья. Рядом стол. На нем - телефон)

Вас: Вот мы и дома. Ну как понравилось вам путешествие? (Звонит телефон. Василиса поднимает трубку). Ребята, это звонят герои сказок. А кто именно- догадайтесь.(озвучивает героев)

- Спасите! Несет меня лиса за темные леса.(Петушок)

-Битый  небитого везет. (Лиса)

-Меня подружки в лес заманили, заманивши покинули! (Машенька)
-Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная? (Морозко)        

Все герои из русских народных сказок благодарят  вас за помощь.

Вы прошли все испытания: преодолели речку, справились с заданиями волка, Бабы Яги, лисы, благодаря вам все сказки вернулись в свои книги, герои получили свои    сказочные вещи.

А что помогло вам достичь этого?

Д - Хорошее знание сказок

И я вам советую - дружите со сказками!

Со сказками все дружат и сказки дружат с каждым

Они необходимы, как солнышка привет.

Кто любит слушать сказки, тому они расскажут

О том, что может было, а может быть и нет.

Как здорово, что в сказках все сложно и не сложно

Конец у них счастливый, недолгая беда.

А то, что необычно и то, что невозможно

Обычным и возможным становится всегда!

Василиса: А теперь можно и волшебных яблочек отведать.(раздает угощенье)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятияпо рисованию в младшей группе по рисованию "Звери в лесу"

конспект занятияпо рисованию в младшей группе "Звери в лесу"...

Конспект занятияпо математике во второй младшей группе "Один - много"

Конспект занятия по математике во 2-ой младшей группе «Один – много» Цель: Учить детей объединять одинаковые (по цвету, величине) предметы в предметные множества по словесн...

Конспект занятияпо развитию математических представлений в средней группе. "Путешествие в сказку "Колобок."

Цель: Дети будут называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), выделяя их свойства (форма, цвет, размер).Задачи:1. Формировать умения детей различать геометрические ...

Конспект занятияпо познавательному развитию во второй группе раннего возраста на тему: Домашние животные

Конспект НОД по познавательному развитию во второй группе раннего возраста на тему: Домашние животныеАвтор: Симонова Анна АлександровнаЦель: формирование понятия о пользе молока..Задачи:• пр...

конспект занятияпо ознакомлению с окружающем

ознакомление детей с животным миром...

Конспект занятияпо развитию речи в старшей группе «Домашние животные»

Конспект занятия в старшей группе «Домашние животные»Задачи:Уточнять и расширять представления детей о домашних животных и их детенышах (внешний вид, пища; польза, приносимая людям); о том...

Конспект занятияпо развитию речи «Путешествие по страничкам произведений С. Я. Маршака».

Занятие проводила с детьми средней группы.  Тема занятия «Путешествие по страничкам произведений С. Я. Маршака». Разрабатывая данный конспект занятия я прежде всего учитывала во...