Конспект коррекционного мероприятия "Рассматривание иллюстрации к сказке "По щучьему велению" с использованием элементов технологии ТРИЗ
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Конспект коррекционного занятия для детей с нарушением зрения для развития восприятия сюжетных изображений. Целью данного занятия является обогащение чувственного опыта, развитие представлений детей со зрительной депривацией, а также развитие номинативной и связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_korr.zanyatiya_po_shchuchemu_veleniyu.docx22.96 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 17 компенсирующего вида Красногвардейского района СПб

Конспект

коррекционного мероприятия

«Рассматривание иллюстрации к сказке

«По щучьему велению»

с использованием элементов технологии ТРИЗ

Учитель-дефектолог (тифлопедагог)                                   Р.А.Железнова

Санкт-Петербург

2012 год

Программное содержание:

I Обогащение чувственного опыта.

  1. Формировать умение детально, последовательно и целостно воспринимать сюжетное изображение.
  2. Развивать цветоразличение при восприятии сюжетных изображений.

II         Развитие представлений.

  1. Учить выделять информативные признаки, характеризующие героев сюжета (социальная принадлежность, мимика, жесты, явление природы)
  2. Формировать представление о композиционном представление сюжета (плана), различных изобразительных средствах (первый план: крупное изображение, яркие краски)
  3. Учить определять сюжетный момент, изображенный на картине использовать прием вхождения в картину (что было до что после, что можно услышать, почувствовать и т.д.)

  1. Формирование умений, навыков и способов восприятия картины.
  1. Учить устанавливать сложные причины следственные связи на основе воспринятого изображения (по месту, времени, способу действия).
  2. Развивать логическое и пространственное мышление, наблюдательность.
  1. Речевое развитие.
  1. Активизировать и обогащать словарь: печка, ухват, горшки, кадка (кадушка), метла,
    тулуп, лапти, дворец, изба, кочерга и т. д.
  2. Развивать номинативную и связную речь.

Ход занятия:

Педагог (П): – Дети, сегодня к нам в гости пришел Емеля. Как вы думаете, из какой он сказки?

Дети (Д): – Из сказки «По щучьему велению».

П: – Правильно, Емеля принес картину и попросил нас ее рассмотреть. Какой момент сказки изобразил художник?

Д: – Как Емеля едет к царю на печке.

П: – Посмотрите внимательно на картину. Рассмотрите все изображенные на ней предметы. Что вы видите на картине?

Д: – Емелю, печь, бочку, кота, и т.д.

П: – Скажите мне, пожалуйста, действие на этой картине – это начало, середина или конец сказки?

Д: – Середина.

П: – А как вы думаете, что было до этого момента?

Д: – Емеля поймал щуку.

П: – Что будет после?

Д: – Емеля приедет к царю.

П: – А теперь давайте посмотрим, что художник изобразил на первом плане?

Д: – Емелю на печи, бочку и т.д.

П: – Какими средствами художник выделяет первый план?

Д: – Крупные предметы, яркие краски.

П: – Какие цвета использовал художник, изображая первый план?

Д: – Розовый, синий, белый, коричневый, черный, зеленый, голубой.

П: – Давайте рассмотрим Емелю повнимательнее. Во что он одет?

Д: – Тулуп, рубаха, штаны, лапти.

П: – В какой позе изображен Емеля?

Д: – Сидит, слегка наклонившись вперед.

П: – Ребята, посмотрите внимательно на выражение лица Емели, что вы можете сказать о нем?

Д: – Оно доброе, он улыбается (усмехается).

П: – А как вы догадались, что он улыбается ?

Д: – Уголки губ подняты вверх, глаза слегка сужены.

Физкультминутка:

Наш Емеля потянулся  (потягиваются),

Раз нагнулся, два нагнулся (нагибаются).

Руки в стороны развел –

Щуку видно не нашел (разводят руки в стороны).

Чтобы щуку нам найти (грозят пальцем)


Надо к проруби идти (ходьба на месте).

П: – Дети, где происходит событие, которое изображено на картине? Откуда едет Емеля?

Д: – Из деревни.

П: – Где находится деревня?

Д: – На втором плане слева.

П: – А как вы догадались?

Д: – Видно деревенские дома.

П: – А куда едет Емеля?

Д: – Во дворец к царю.

П: – Где находится дворец царя?

Д: – На третьем плане справа.

П: – А на втором плане справа, кого изобразил художник?

Д: – Прохожих.

П: – Какими их изобразил художник?

Д: – Испуганными, удивленными.

П: – Докажите почему вы так считаете?

Д: – Глаза и рот широко открыты, руки подняты вверх.

П: – Во что одеты прохожие?

Д: – В старинную одежду, шапки, тулупы.

Игра «Эмоции»

Возьмите карточки с изображениями разных эмоций, разложите на фланелеграфе эмоции, которые соответствуют Емеле и прохожим. Определите, какие эмоции лишние.

П: – Какое время года изобразил художник?

Д: – Зиму.

П: – Почему вы так считаете?

Д: – Кругом снег, люди тепло одеты.

П: – А какое время суток?

Д: – День, потому что небо светлое, видны тени.

П: – Ребята, скажите, какие звуки и запахи мы сможем услышать и почувствовать, очутившись в этой картине?

Д: – Мяуканье кошки, звон посуды, хруст снега, охи-ахи прохожих, смех Емели, почувствовать запах дыма.

П: – Давайте попробуем выложить на фланелеграфе такую же картину из силуэтов.

Игра «Сложи разрезную картинку»

П: – Емеля хотел украсить свой дом такими же картинами, но когда он их вырезал, то случайно разрезал их. Он очень расстроился и попросил вас сложить эти картинки.

Игра «Выбери цвета»

П: – Давайте выберем цвета, которые художник использовал, создавая эту картину (дети выбирают кружочки тех цветов, которые дети увидели на картине).

Игра «Сравни картины»

П: – Не только нашему художнику нравится сказка по «Щучьему велению», но каждый художник рисует ее по своему. Давайте найдем сходства и различия между этими картинами. (Дети сравнивают две иллюстрации одного и того же сюжета разных художников).

Игра «Расставь картинки по порядку сюжета»

П: – Теперь нам надо установить последовательность сказки от начала до конца. В этом нам помогут картинки, которые висят на панно. Какая картинка должна быть первой?

(Дети расставляют картинки: начало, середина, конец сказки).

П: – Вы сегодня хорошо потрудились, молодцы! Что вам понравилось больше всего на занятии? Емеля прощается с вами!

Оборудование:

  1. Иллюстрации к сказке.
  2. Пиктограммы эмоций.
  3. Разрезные картинки.
  4. Силуэты.
  5. Картинки с эпизодами из сказки.
  6. Индивидуальный фланелеграф.
  7. Кукла Емеля.
  8. Цветовая гамма для игры «Выбери цвет».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи с использованием элементов технологии ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста" Сочинение сказки "Кошки-мышки"

В данной работе представлен конспект по развитию связной речи дошкольников с использованием элементов технологии ТРИЗ. Использование представленных речевых игр способствует развитию творческого вообра...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности ОО «Познание» средней группы с использованием элементов технологии ТРИЗ-РТВ «Путешествие в Страну Веселых Человечков»

ЦЕЛЬ. Создать условия для формирования  математических представлений. ЗАДАЧИ.Образовательные.Продолжать знакомить детей с цифрами,  соотносить цифру с числовой карточкой. Составля...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности ОО «Познание» средней группы с использованием элементов технологии ТРИЗ-РТВ «Путешествие в Страну Веселых Человечков»

ЦЕЛЬ. Создать условия для формирования  математических представлений. ЗАДАЧИ.Образовательные.Продолжать знакомить детей с цифрами,  соотносить цифру с числовой карточкой. Составлять узо...

Конспект занятия "Составление описательного рассказа с использованием элементов технологии ТРИЗ"

Составление описательного рассказа с использованием элементов технологии ТРИЗ...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с использованием элементов технологии ТРИЗ с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Пересказ русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Интеграция  образовательных областей:  «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие»,  «Художественно – эстетическое развитие»,  «Физическое...

Конспект НОД с использованием элементов технологии ТРИЗ во 2 младшей группе «В гости к солнышку»

Конспект НОД с использованием элементов технологии ТРИЗ во 2 младшей группе «В гости к солнышку»...