игра поле чудес " Время, время остановись, к нашим предкам повернись!"
материал по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Манцурова Ирина Сергеевна

конспект игры по кубановедению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pole_chudes.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЛЕ ЧУДЕС

«ВРЕМЯ, ВРЕМЯ, ОСТАНОВИСЬ.

К НАШИМ ПРЕДКАМ ПОВЕРНИСЬ!»

Учитель-логопед

Манцурова Ирина Сергеевна

МДОБУ детский сад № 15

г. Лабинск

Пояснительная записка.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений в педагогической работе с детьми дошкольниками становится педагогическое воспитание. Возникает необходимость вернуться к  лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням.

Поэтому на МО города и района логопедами было принято решение разработать блоки логопедических занятий:  «История Кубани».

« Труд и быт казаков», « Праздники и традиции казаков»,

для работы с детьми старшего дошкольного возраста, с использованием исторического материала о родном крае.

Цель которых, познакомить дошкольников с историей, трудом и бытом, традициями казачества на Кубани.

Задачи:

-познакомить с историей и культурой Кубани;

- развивать познавательные способности, интерес к жизни народа Кубани в разное историческое время, интеллектуальные способности, речевую культуру;

-воспитывать патриотические чувства, любовь к местам, в которых живет ребенок, к Родине, гордость за свой народ.

В работе с детьми опирались на опыт и знания детей, двигаясь от простого к сложному, учитывая их психологические особенности и эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, широким использованием педагогических средств, иллюстративных материалов, художественной литературы, предметов быта.

Проводились беседы, чтение художественной литературы, дидактические , подвижные, хороводные народные игры, экскурсии в музей, в комнату кубанского быта. Широко использовался наглядный материал.

При отборе наглядного материала руководствовались общими  принципами: доступность по содержанию и форме, привлекательность, яркость.

Занятия были апробированы на логопункте МДОУ детский сад № 15

г. Лабинска.

Результатом проведенной работы являются положительные изменения в отношении детей к проблеме патриотического воспитания. Соприкосновение ребенка с традициями, историей, участием в народных праздниках помогли духовно обогатить детей, поддержать интерес к прошлому и настоящему Кубани, воспитать любовь к своей Родине.

Цель:

- обобщить знания детей о жизни казаков;

  1. прививать интерес к истории родного края;
  2. воспитывать любовь к своей малой родине, желание больше узнать о своих предках.

Предварительная работа:

  1. беседы: « Наш край», « Труд и быт казаков», «Моя казачья семья»; «История вещей», «Символика Лабинска, Кубани, России».
  2. чтение рассказов о Кубани И. Вараваев « Стоит пшеница», В. Бакалдин « Моя Кубань-Родина одна»;
  3. заучивание кубанских пословиц и поговорок;
  4. кубанские подвижные игры;
  5. дидактические игры « Назови предмет», « Что сначала, что потом».
  6. рассматривание предметов быта (крынки, миски, глечик, чугунок, рубель, рушники и др.).
  7. изготовление подков из соленого теста на занятии по ручному труду.

Материал:

- 3 музыкальных молоточка,

- коробочки с шерстью, монетами, зерном,

- разноцветные полоски (флаги Лабинска, Кубани, России),

- картинки зерновых культур (гречиха, рис, овес, кукуруза, ячмень, рожь),

- картинки праздников (Масленица, Рождество, праздник Урожая).

Ход

Под музыку участники игры входят в зал. Становятся полукругом.

Логопед: У каждого человека есть своя Родина. Это страна, где он живет. Как называется наша страна?  А еще есть и малая родина. Это край, район, город или село, где он живет.

1ребенок:

Чем дальше в будущее смотрим,

Тем больше прошлым дорожим,

        И в старом красоту находим,

        Хоть новому принадлежим.

2 ребенок:

Кубань - ты мать! Тебе хвала! В веках ты видела немало, Когда б ты говорить могла, То многое бы рассказала.

Логопед: Какие замечательные слова!

Я приглашаю вас поиграть в  игру "Поле чудес", где мы вспомним, как жили наши предки Кубанские казаки и чем занимались.

Уважаемые гости, перед вами участники игры (дети называют свои имена). Игра состоит из 4 туров, победители 1,2,3 тура примут участие в 4 туре, из которого выйдет один победитель.

В 1 туре примут участие (3 человека). Остальные дети займите места в зрительном зале.

1 тур "Лента времени".

Логопед: Я буду задавать вопрос, кто знает ответ, стучит музыкальным молоточком по столу и только после этого дает ответ.

1. Как называется наш край? (Краснодарский край, Кубань).

  1. Перед вами разноцветные полоски, это части флагов, сложите их правильно и назовите флаг.
  2. Как раньше назывались жители Кубани? ( Казаки)
  3. Перед вами коробочки, возьмите их и скажите, для чего при строительстве дома в фундамент закладывали эти предметы

 ( шерсть-тепло в доме, монеты - богатство, зерно - много детей, достаток).

Ребенок за правильный ответ получает одно очко. Ребенок, который набрал наибольшее количество очков становится победителем тура. Если дети набрали равное количество очков, то им загадывается загадка .

Игра "В лесу-лесочке".

( Выходи играть ребята, выходи играть девчата, лента яркая - атлас, кто водящий в этот раз).

В лесу – лесочке на бугорочке,

Спит Марина в холодочке.

Мы к Марине подойдем,

Сон Марины сбережем.

Во 2 туре примут участие (3 человека). Остальные дети займите места в зрительном зале.

2        тур " Труд и быт казаков".

Логопед: Я буду задавать вопрос, кто знает ответ, стучит музыкальным молоточком по столу и только после этого дает ответ.

1.        Представитель, какой профессии мог бы так сказать?

  1. Куй железо, пока горячо (кузнец).
  2. Семь раз отмерь, один раз отрежь (портной).
  3. Хлеб - всему голова (хлебороб).

  1. Назовите старинные предметы быта, которыми пользовались казаки. ( Миска, глечик, чугунок, рубель, коромысло, самовар)
  2.  Логопед: казачки занимались вышивкой, плетением кружев.

-        Назовите предметы для домашнего пользования, которые изготавливали казачки.


- Вышивали (рушники, салфетки, скатерти);

  1.  Шили  (кохты, фартуки, рубахи, брюки);
  2.  Вязали ( подзоры, салфетки, скатерти).

4.        Издавна в нашем крае выращивали много зерна и из него варили кашу. Перед вами настоле картинки зерновых культур, назовите колосок, зерно, кашу.

Ребенок за правильный ответ получает одно очко. Ребенок, который набрал наибольшее количество очков становится победителем тура. Если дети набрали равное количество очков, то им загадывается загадка .

Физминутка .

 - Представьте, что каждый из вас зёрнышко.

Давайте проследим, как появляется и растёт колосок (посадили, корень, стебель, листочки, колосок  тянется к солнцу, налетела туча, ветер, пошёл ливень).

Хороший вырастили  хлеб!

Взяли в руки серп, срезали колосья серпом, скосили косой, косим  комбайном.

В 3 туре примут участие 3 человека. Остальные дети займите места в зрительном зале.

3        тур "Семья".

Логопед: Я буду задавать вопрос, кто знает ответ, стучит музыкальным молоточком по столу и только после этого дает ответ.

Казачьи семьи были очень большими, в них жили старики, молодые, дети.

1. Назовите как дети и младшие по возрасту казаки обращались к родным, взрослым (батя, батько, диду, баба, бабуня).

2.Объясните эти слова и выражения:

  1. Принысы из крыныцы воды - принести из колодца воды.
  2. Закрывай хвирточку - Закрывай форточку.
  3. Побань рукы и сидай вэчерять - помой руки и садись ужинать.
  4. Лягай спочивать - Ложись спать.

3.        В казачьих семьях отмечались праздники. Назовите по картинке праздник и расскажите о нем.

4.        Казачки мастерицы в приготовлении еды.
Назовите:

-        еду казаков (борщ, холодец, окрошка, лапша, галушки);

-        казачьи напитки (узвар, квас, кисель, компот);

-        что пекли из муки (хлеб, пироги, каравай, ватрушки, пряники, пампушки).

Ребенок за правильный ответ получает одно очко. Ребенок, который набрал наибольшее количество очков становится победителем тура. Если дети набрали равное количество очков, то им загадывается загадка.

Игра' Оседлай коня".

Папахи разложены по кругу на стульях (по количеству игроков).

Дети под музыку бегут по кругу, музыка останавливается, дети садятся на стул, надевают папаху на голову.

Побеждает тот, кто первым справится с заданием.

В 4 туре примут участие победители предыдущих туров. Остальные дети займите места в зрительном зале.

4 тур "Народное творчество".

Логопед: Я буду задавать вопрос, кто знает ответ, стучит музыкальным молоточком по столу и только после этого дает ответ.

1 .Назовите пословицы и поговорки о казаках:

  1. Казак без коня - что солдат без ружья.
  2. Казак сам голодает, а конь-его сыт.
  3. Казаку конь - отец родной и товарищ дорогой.
  4. Казаку конь себя дороже.

•  Береги рубаху с нову, а честь с молоду!

  1.   Труд казака кормит, а лень портит.

•        Какова пряха, такова на ней рубаха.

Ребенок за правильный ответ получает одно очко. Ребенок, который набрал наибольшее количество очков, становится победителем игры. Победитель игры получает приз.

Логопед:

В старину на Кубани считалось, кто найдет подкову, тому она принесет счастье. (Участники игры дарят гостям подковы).

Приложение

Загадки.

1. Без дров и огня, а светит и греет.
Без рук, и без ног, только с рогами,
А ходит под небесами.      (солнце)

2.  В землю теплую  уйду,

    К солнцу колоском взойду.

    В нем тогда таких, как я

    Будет целая семья.                                                 (колос)  

3. Выше леса, выше гор,

расстилается ковер.

Он раскинут над тобой надо мной,

То он серый, то он синий, то он ярко-голубой,

                 (небо)

4. Через нос проходит  в грудь

И обратно держит путь.

Он не видимый, и все же

Без него мы жить не можем.

                            (воздух)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект математической игры "Поле чудес" в подготовительной группе

итоговое игровое  математическое  занятие  в подготовительной группе...

Конспект логопедического досуга Игра «Поле чудес»

Данное мероприятие направлено на развитие фонематических представлений у дошкольников с ОНР....

Игра "Поле чудес" для дошколят

Игра по теме "Школа". Состоит из трех туров и финала. Вопросы в форме загадок...

Игра "Поле чудес" для дошколят. Тема: Растения

Тема игры: Растения. Для детей 5-6 лет....

Сценарий развлечения Игра «Поле чудес» (старшая группа) Тема: «Наши любимые сказки»

Интеграция: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Музыка», «Коммуникация»Программное содержание:Образовательные задачи: -учить культуре общения, умению сопережи...

Дидактическая игра " Поле чудес- времена года"

Дидактическую игру разработали и провели воспитатели ГБОУ Школа № 852 Зенина Ирина Валерьевна и Заславская Маргарита Викторовна.Дидактическая игра знакомит детей с изменениями, происходящими в природе...

Игра "Поле чудес". Животные нашего леса.

Интерактивная игра "Поле чудес"- аналог телевизионной игры, которую можно провести с детьми в совместной образовательной деятельности, а также в форме развлечения. Для детей младшего и средн...