Главные вкладки

    Составление рассказов по картине В.М.Васнецова «Богатыри» (непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе с использованием информационных технологий)
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

    Курбанова Любовь Павловна

    Программные задачи.

     

    1. Учить составлять рассказы по картине, используя схемы, с применением мультимедийной установки.

    2. Продолжать знакомить с произведениями живописи.

    3. Совершенствовать умения детей составлять рассказы по содержанию картины.

    4. Закреплять знания детей о русских богатырях, доспехах.

    5. Развивать умение самостоятельно отвечать на вопросы полным предложением, использовать в речи прилагательные (определения) и уметь их согласовывать с существительным в нужном числе, падеже.

    6. Развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки.

    7. Развивать эстетические чувства, мышление, память, воображение.

    8. Воспитывать уважение к историческому героическому наследию родной страны, гордость за свою Родину.

     

    Предварительная работа.

     

    1.Чтение русских народных сказок: «Финист – ясный сокол», «Никита Кожемяка», сказок А.С.Пушкина «Сказка  о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане…»

    2.Чтение былин: «Илья Муромец и Соловей  - разбойник», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич».

    3.Рассматривание иллюстраций старинного оружия и доспехов.

    4.Заучивание пословиц и поговорок о Родине, о воинской славе:

    «Сам погибай, а товарища выручай»,

    «За правое дело стой смело»,

    «Счастье Родины дороже жизни»,

    «Герой умирает один раз, а трус - тысячу»,

    «Один в поле не воин»

    5.Беседа по картине В.Васнецова «Богатыри»

        ( с объяснением незнакомых слов).

     

    Словарная работа:Русь, имена богатырей, меч, палица, кольчуга, доспехи,  отважные, былина, свиток, булатный, гнедой, свинцовые тучи.

     

    Материал:картина В.М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», свиток, аудиокассета «Богатырская наша сила» А. Пахмутовой и Н. Добронравова».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_2.doc68.5 КБ

    Предварительный просмотр:

     МДОУ д/с № 33 «Росток»

    Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной группе с  использованием информационных технологий

    (мультимедийной установки).

    Тема: составление рассказов по картине В.М.Васнецова «Богатыри».

    Составила: воспитатель – специалист

                                                                               по развитию речи

                                                                           Курбанова Л.П.

                     

    г. Серпухов 2010 г.

    Программные задачи.

    1. Учить составлять рассказы по картине, используя схемы, с применением мультимедийной установки.

    2. Продолжать знакомить с произведениями живописи.

    3. Совершенствовать умения детей составлять рассказы по содержанию картины.

    4. Закреплять знания детей о русских богатырях, доспехах.

    5. Развивать умение самостоятельно отвечать на вопросы полным предложением, использовать в речи прилагательные (определения) и уметь их согласовывать с существительным в нужном числе, падеже.

    6. Развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки.

    7. Развивать эстетические чувства, мышление, память, воображение.

    8. Воспитывать уважение к историческому героическому наследию родной страны, гордость за свою Родину.

    Предварительная работа.

    1.Чтение русских народных сказок: «Финист – ясный сокол», «Никита Кожемяка», сказок А.С.Пушкина «Сказка  о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане…»

    2.Чтение былин: «Илья Муромец и Соловей  - разбойник», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич».

    3.Рассматривание иллюстраций старинного оружия и доспехов.

    4.Заучивание пословиц и поговорок о Родине, о воинской славе:

    «Сам погибай, а товарища выручай»,

    «За правое дело стой смело»,

    «Счастье Родины дороже жизни»,

    «Герой умирает один раз, а трус - тысячу»,

    «Один в поле не воин»

    5.Беседа по картине В.Васнецова «Богатыри»

        ( с объяснением незнакомых слов).

    Словарная работа: Русь, имена богатырей, меч, палица, кольчуга, доспехи,  отважные, былина, свиток, булатный, гнедой, свинцовые тучи.

    Материал: картина В.М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», свиток, аудиокассета «Богатырская наша сила» А. Пахмутовой и Н. Добронравова».

     

    Организация детей: дети сидят полукругом.

    Ход занятия.

    (Дети входят в зал, здороваются.)

    Воспитатель: «Послушайте отрывок из песни.

    Догадались, о ком мы с вами будем говорить?

    (1 слайд – богатырь)

    - Кто такие богатыри? (Воины, силачи, борцы).

     - Какие они – богатыри? ( Сильные, смелые, отважные, бесстрашные, храбрые).

     - Чем славились богатыри? (Защищали нашу землю от врагов).

     - Откуда мы с вами узнали о богатырях? ( Из сказок, былин).

     - Что такое былина? ( Это быль, что  было  давным-давно).

     - Какие вы знаете былины? («Илья Муромец и Соловей  - разбойник», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич».)

    (2 слайд – Соловей – разбойник, Змей Горыныч, Тугарин Змеёвич_)

    Но не только в былинах рассказывается о богатырях, но и  в сказках,

    назовите их («Финист – ясный сокол», «Никита Кожемяка», сказок А.С.Пушкина «Сказка  о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане…»).

    (3 слайд – иллюстрации сказок: «Финист – ясный сокол», «Никита Кожемяка»,  «Сказка  о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане…»  )

     Воспитатель: «Отгадайте загадку».

    Сказочный герой, смерть которого в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в ларце. (Кощей Бессмертный).

    (4 слайд – Кощей Бессмертный)

    Воспитатель: «Рассердился Кощей Бессмертный, разбушевался, разоружил богатырей, разломал всё оружие».

    Давайте поможем восстановить богатырское снаряжение.

    ( Игра «Восстанови богатырское снаряжение».

    Цель игры: найти 2-ую половину снаряжения и встать парами)

    Дети называют, что у них получилось.

    Воспитатель: «Прислушайтесь, по-моему, к нам кто-то идёт»

    ( Под музыку «Богатырская наша сила» входит богатырь»)

    (5 слайд – войско богатырское)

    Богатырь:

    «Сильные, могучие

    Богатыри на славной Руси!

    Не скакать врагам по нашей земле!

    Не топтать их коням землю Русскую!

    Не затмить им солнце красное!»

    Богатырь: «Здравствуйте, услышал вас, снарядили меня ловко, а принёс я вам свиток с пословицами. И прошу я у вас помощи – стёрлись слова от времени, не прочесть вторую часть пословицы».

    (6 слайд – свиток)

    Воспитатель: « Давайте поможем Богатырю, читай Богатырь, свои пословицы».

    «Сам погибай, - а товарища выручай»

    «Счастье Родины – дороже жизни»

    «За правое дело – стой смело»

    «Герой умирает один раз, а трус - тысячу»

    «Человек без Родины – что соловей без песни»

    «Один в поле – не воин»

    Богатырь: «Спасибо, помогли, а о чём эти пословицы» (О Родине, о славе, о доблести)

    Воспитатель: «Ребята, а вы знаете перед тем, как отправиться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому воину?» (Им предстояло выбрать дорогу, по которой пойти. Они стояли перед камнем, на котором было написано, куда идти).

    (7 слайд - картина В.М.Васнецова « Витязь на распутье»)

    Воспитатель: «Послушайте, что было написано на камне»

    Ребёнок: «Ехать направо –

                      Деньги и слава,

                      Ехать налево –

                      Конь пропадёт.

                      Если упрямо

                      Движешься прямо –

                      Голову сложишь,

                      Значит, вперёд!»

    Воспитатель: «Ребята, а вы знаете,  почему богатыри выбирали самый трудный путь?» (Богатыри были уверены в победе, знали, что идут на правое дело)

    Богатырь: «Молодцы, много знаете о защитниках земли русской ».

     «Чтобы обладать такой могучей силой, как русские богатыри, надо уже сейчас заниматься спортом, делать зарядку, закаляться.

    Вставайте заниматься.

    (8 слайд – богатырь)

            ( Физминутка)

    Богатырь, он вот каков:                                показывают «силача»

    Он и силен и здоров,

    Он из лука стрелял,                                       имитируют движения

    Метко палицу бросал,

    На границе стоял,

    Зорко, зорко наблюдал.

    Подрастаем мы, смотри,

    Станем, как богатыри!        поднимают руки вверх.

    Богатырь: «А теперь пора прощаться, заждались меня уж на заставе»

    ( Уходит)

    Воспитатель: «Ребята, а какую вы знаете картину о богатырях?» (Картина В.М.Васнецова «Богатыри»)

    ( 9 слайд -  картина «Богатыри»)

    - Вспомните, как зовут богатыря, который находится в середине? (Илья Муромец)

    - Что вы можете рассказать о нём? (Самый старший, могучий, опытный богатырь.)

    - Почему его называют Илья Муромец? (Потому что он из города Мурома),

    - Что вы ещё о нём знаете?

    - Какие доспехи защищают  Илью Муромца? ( Кольчуга, шлем)

    - Чем он вооружён? ( В одной руке у него копьё, в другой -  палица булатная, с боку – щит)

    - Расскажите о коне. (Конь чёрного цвета, зовут его Бурушка, он такой же могучий и сильный, как его хозяин)

    - Кто находится слева от вас? (Добрыня Никитич).

    - Что вы можете рассказать о нём? (Он сильный, отважный …)

    -  Кто ещё дополнит?

    - Какие доспехи защищают  Добрыню Никитича? ( Кольчуга, шлем)

    - Чем он вооружён? ( В одной руке он держит щит, в другой – меч)

    - Расскажите о коне. (Конь белого цвета, с белой гривой, он смотрит вдаль, как и его хозяин, высматривая врагов)

    - Кто изображён справа от вас? ( Алёша Попович)

    - Почему его так прозвали?

    - Что вы можете рассказать о нём? (Алёша Попович самый молодой богатырь, но такой же смелый и отважный …)

    - Какие доспехи защищают  Алёшу Поповича? ( Кольчуга, шлем)

    - Чем он вооружён? ( Луком и стрелами)

    - Что у него весит с боку?  (гусли).

     - Как вы думаете зачем?

    - Расскажите о коне. (Конь гнедой, рыжего цвета, он опустил голову, как – будто прислушивается к топоту копыт вражеских коней)

    -Что охраняют богатыри? ( Землю русскую и её границы)

    - А теперь посмотрите на пейзаж, окружающий богатырей. Опишите его.

    ( Мы видим холмистые луга, лес, маленькие ёлочки, сосенки,  на небе тяжёлые, свинцовые тучи.)

    Воспитатель:  Верно, вы сказали. Ёлочки и сосенки – родные деревца земли русской, показывают, что богатыри стоят на родной земле, сторожат её покой. Маленькие деревца подчёркивают силу богатырей. Глядя на низкие свинцовые тучи создаётся впечатление, что природа насторожилась вместе с богатырями. В этой картине вся сила и доброта народа русского.

    Воспитатель: «А сейчас, мы будем составлять рассказы по этой картине, а чтобы вам было легче давайте составим схему)

    (10 слайд - картина «Богатыри»+ схема

    по щелчку вниз спускается схема для Ильи Муромца)

    Воспитатель: «Кто расскажет об Илье Муромце, используя эту схему»

            

    Кто расскажет о Добрыне Никитиче?

    (11 слайд – картина + схема (без Ильи Муромца

    по щелчку вниз спускается схема для Добрыни Никитича)

        Кто расскажет об Алёше Поповиче?

    (12 слайд – картина + схема (для Алёши Поповича)

    - Кто хочет составить рассказать по всей картине, используя схему

    (13 слайд -  уменьшенная картина и схема).

    Рассказы детей.

    Анализ с использованием геометрической фигуры (круг - с одной стороны зеленого цвета, с другой коричневого).

    Воспитатель:

    - Почему ты выбрал зелёный цвет? (Ответы детей)

    ( Если кружок коричневого цвета)

     - Что тебе показалось недостаточным в рассказе?

     (Ответы детей)

    Воспитатель: « И сейчас наши воины, как в старину зорко охраняют нашу Родину от врагов. Ребята, какой праздник скоро будет отмечать наша страна?» ( День защитника Отечества)

     ( Ребёнок читает стихотворение «Солдат российской Армии» М.Светлов).

                                                  (  14 слайд -  4 воина разной эпохи).

    Одной большой семьёй живут народы,

    Крепка Россия, как гранит.

    На страже мира, счастья и свободы

    Солдат Российской Армии стоит.

    Нам не страшны любые непогоды,                      

    Есть у страны труда надёжный щит –

    На страже мира, счастья и свободы

    Солдат Российской Армии стоит.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной группе На тему: составление рассказа « Кормушка» по серии сюжетных картинок.

    уточнять знания детей о зимующих птицахразвивать умение грамматически правильно строить высказывание....

    Непосредственно – образовательная деятельность в подготовительной группе ( 6-7 лет) по формированию у дошкольников целостной картины мира с использованием информационно-коммуникативных технологий по теме: « Хлеб — всей жизни голова»

    Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»....

    Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе с использованием технологии развивающего обучения, игровой технологии и информационно-коммуникативных технологий. Тема: «Театральные профессии»

    Конспект непосредственной образовательной деятельностив подготовительной группе с использованием технологии развивающего обучения, игровой технологии и информационно-коммуникативных технологий. Т...

    Занятие по ознакомлению с искусством и составлению рассказа по картине В.М.Васнецова «Богатыри»

    Занятие по ознакомлению с искусством и составлению рассказа по картине В.М.Васнецова «Богатыри»...