Составление рассказов по картине В.М.Васнецова «Богатыри» (непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе с использованием информационных технологий)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Программные задачи.
1. Учить составлять рассказы по картине, используя схемы, с применением мультимедийной установки.
2. Продолжать знакомить с произведениями живописи.
3. Совершенствовать умения детей составлять рассказы по содержанию картины.
4. Закреплять знания детей о русских богатырях, доспехах.
5. Развивать умение самостоятельно отвечать на вопросы полным предложением, использовать в речи прилагательные (определения) и уметь их согласовывать с существительным в нужном числе, падеже.
6. Развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки.
7. Развивать эстетические чувства, мышление, память, воображение.
8. Воспитывать уважение к историческому героическому наследию родной страны, гордость за свою Родину.
Предварительная работа.
1.Чтение русских народных сказок: «Финист – ясный сокол», «Никита Кожемяка», сказок А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане…»
2.Чтение былин: «Илья Муромец и Соловей - разбойник», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич».
3.Рассматривание иллюстраций старинного оружия и доспехов.
4.Заучивание пословиц и поговорок о Родине, о воинской славе:
«Сам погибай, а товарища выручай»,
«За правое дело стой смело»,
«Счастье Родины дороже жизни»,
«Герой умирает один раз, а трус - тысячу»,
«Один в поле не воин»
5.Беседа по картине В.Васнецова «Богатыри»
( с объяснением незнакомых слов).
Словарная работа:Русь, имена богатырей, меч, палица, кольчуга, доспехи, отважные, былина, свиток, булатный, гнедой, свинцовые тучи.
Материал:картина В.М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», свиток, аудиокассета «Богатырская наша сила» А. Пахмутовой и Н. Добронравова».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_2.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ д/с № 33 «Росток»
Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной группе с использованием информационных технологий
(мультимедийной установки).
Тема: составление рассказов по картине В.М.Васнецова «Богатыри».
Составила: воспитатель – специалист
по развитию речи
Курбанова Л.П.
г. Серпухов 2010 г.
Программные задачи.
1. Учить составлять рассказы по картине, используя схемы, с применением мультимедийной установки.
2. Продолжать знакомить с произведениями живописи.
3. Совершенствовать умения детей составлять рассказы по содержанию картины.
4. Закреплять знания детей о русских богатырях, доспехах.
5. Развивать умение самостоятельно отвечать на вопросы полным предложением, использовать в речи прилагательные (определения) и уметь их согласовывать с существительным в нужном числе, падеже.
6. Развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки.
7. Развивать эстетические чувства, мышление, память, воображение.
8. Воспитывать уважение к историческому героическому наследию родной страны, гордость за свою Родину.
Предварительная работа.
1.Чтение русских народных сказок: «Финист – ясный сокол», «Никита Кожемяка», сказок А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане…»
2.Чтение былин: «Илья Муромец и Соловей - разбойник», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич».
3.Рассматривание иллюстраций старинного оружия и доспехов.
4.Заучивание пословиц и поговорок о Родине, о воинской славе:
«Сам погибай, а товарища выручай»,
«За правое дело стой смело»,
«Счастье Родины дороже жизни»,
«Герой умирает один раз, а трус - тысячу»,
«Один в поле не воин»
5.Беседа по картине В.Васнецова «Богатыри»
( с объяснением незнакомых слов).
Словарная работа: Русь, имена богатырей, меч, палица, кольчуга, доспехи, отважные, былина, свиток, булатный, гнедой, свинцовые тучи.
Материал: картина В.М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», свиток, аудиокассета «Богатырская наша сила» А. Пахмутовой и Н. Добронравова».
Организация детей: дети сидят полукругом.
Ход занятия.
(Дети входят в зал, здороваются.)
Воспитатель: «Послушайте отрывок из песни.
Догадались, о ком мы с вами будем говорить?
(1 слайд – богатырь)
- Кто такие богатыри? (Воины, силачи, борцы).
- Какие они – богатыри? ( Сильные, смелые, отважные, бесстрашные, храбрые).
- Чем славились богатыри? (Защищали нашу землю от врагов).
- Откуда мы с вами узнали о богатырях? ( Из сказок, былин).
- Что такое былина? ( Это быль, что было давным-давно).
- Какие вы знаете былины? («Илья Муромец и Соловей - разбойник», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич».)
(2 слайд – Соловей – разбойник, Змей Горыныч, Тугарин Змеёвич_)
Но не только в былинах рассказывается о богатырях, но и в сказках,
назовите их («Финист – ясный сокол», «Никита Кожемяка», сказок А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане…»).
(3 слайд – иллюстрации сказок: «Финист – ясный сокол», «Никита Кожемяка», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане…» )
Воспитатель: «Отгадайте загадку».
Сказочный герой, смерть которого в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в ларце. (Кощей Бессмертный).
(4 слайд – Кощей Бессмертный)
Воспитатель: «Рассердился Кощей Бессмертный, разбушевался, разоружил богатырей, разломал всё оружие».
Давайте поможем восстановить богатырское снаряжение.
( Игра «Восстанови богатырское снаряжение».
Цель игры: найти 2-ую половину снаряжения и встать парами)
Дети называют, что у них получилось.
Воспитатель: «Прислушайтесь, по-моему, к нам кто-то идёт»
( Под музыку «Богатырская наша сила» входит богатырь»)
(5 слайд – войско богатырское)
Богатырь:
«Сильные, могучие
Богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле!
Не топтать их коням землю Русскую!
Не затмить им солнце красное!»
Богатырь: «Здравствуйте, услышал вас, снарядили меня ловко, а принёс я вам свиток с пословицами. И прошу я у вас помощи – стёрлись слова от времени, не прочесть вторую часть пословицы».
(6 слайд – свиток)
Воспитатель: « Давайте поможем Богатырю, читай Богатырь, свои пословицы».
«Сам погибай, - а товарища выручай»
«Счастье Родины – дороже жизни»
«За правое дело – стой смело»
«Герой умирает один раз, а трус - тысячу»
«Человек без Родины – что соловей без песни»
«Один в поле – не воин»
Богатырь: «Спасибо, помогли, а о чём эти пословицы» (О Родине, о славе, о доблести)
Воспитатель: «Ребята, а вы знаете перед тем, как отправиться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому воину?» (Им предстояло выбрать дорогу, по которой пойти. Они стояли перед камнем, на котором было написано, куда идти).
(7 слайд - картина В.М.Васнецова « Витязь на распутье»)
Воспитатель: «Послушайте, что было написано на камне»
Ребёнок: «Ехать направо –
Деньги и слава,
Ехать налево –
Конь пропадёт.
Если упрямо
Движешься прямо –
Голову сложишь,
Значит, вперёд!»
Воспитатель: «Ребята, а вы знаете, почему богатыри выбирали самый трудный путь?» (Богатыри были уверены в победе, знали, что идут на правое дело)
Богатырь: «Молодцы, много знаете о защитниках земли русской ».
«Чтобы обладать такой могучей силой, как русские богатыри, надо уже сейчас заниматься спортом, делать зарядку, закаляться.
Вставайте заниматься.
(8 слайд – богатырь)
( Физминутка)
Богатырь, он вот каков: показывают «силача»
Он и силен и здоров,
Он из лука стрелял, имитируют движения
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко, зорко наблюдал.
Подрастаем мы, смотри,
Станем, как богатыри! поднимают руки вверх.
Богатырь: «А теперь пора прощаться, заждались меня уж на заставе»
( Уходит)
Воспитатель: «Ребята, а какую вы знаете картину о богатырях?» (Картина В.М.Васнецова «Богатыри»)
( 9 слайд - картина «Богатыри»)
- Вспомните, как зовут богатыря, который находится в середине? (Илья Муромец)
- Что вы можете рассказать о нём? (Самый старший, могучий, опытный богатырь.)
- Почему его называют Илья Муромец? (Потому что он из города Мурома),
- Что вы ещё о нём знаете?
- Какие доспехи защищают Илью Муромца? ( Кольчуга, шлем)
- Чем он вооружён? ( В одной руке у него копьё, в другой - палица булатная, с боку – щит)
- Расскажите о коне. (Конь чёрного цвета, зовут его Бурушка, он такой же могучий и сильный, как его хозяин)
- Кто находится слева от вас? (Добрыня Никитич).
- Что вы можете рассказать о нём? (Он сильный, отважный …)
- Кто ещё дополнит?
- Какие доспехи защищают Добрыню Никитича? ( Кольчуга, шлем)
- Чем он вооружён? ( В одной руке он держит щит, в другой – меч)
- Расскажите о коне. (Конь белого цвета, с белой гривой, он смотрит вдаль, как и его хозяин, высматривая врагов)
- Кто изображён справа от вас? ( Алёша Попович)
- Почему его так прозвали?
- Что вы можете рассказать о нём? (Алёша Попович самый молодой богатырь, но такой же смелый и отважный …)
- Какие доспехи защищают Алёшу Поповича? ( Кольчуга, шлем)
- Чем он вооружён? ( Луком и стрелами)
- Что у него весит с боку? (гусли).
- Как вы думаете зачем?
- Расскажите о коне. (Конь гнедой, рыжего цвета, он опустил голову, как – будто прислушивается к топоту копыт вражеских коней)
-Что охраняют богатыри? ( Землю русскую и её границы)
- А теперь посмотрите на пейзаж, окружающий богатырей. Опишите его.
( Мы видим холмистые луга, лес, маленькие ёлочки, сосенки, на небе тяжёлые, свинцовые тучи.)
Воспитатель: Верно, вы сказали. Ёлочки и сосенки – родные деревца земли русской, показывают, что богатыри стоят на родной земле, сторожат её покой. Маленькие деревца подчёркивают силу богатырей. Глядя на низкие свинцовые тучи создаётся впечатление, что природа насторожилась вместе с богатырями. В этой картине вся сила и доброта народа русского.
Воспитатель: «А сейчас, мы будем составлять рассказы по этой картине, а чтобы вам было легче давайте составим схему)
(10 слайд - картина «Богатыри»+ схема
по щелчку вниз спускается схема для Ильи Муромца)
Воспитатель: «Кто расскажет об Илье Муромце, используя эту схему»
Кто расскажет о Добрыне Никитиче?
(11 слайд – картина + схема (без Ильи Муромца
по щелчку вниз спускается схема для Добрыни Никитича)
Кто расскажет об Алёше Поповиче?
(12 слайд – картина + схема (для Алёши Поповича)
- Кто хочет составить рассказать по всей картине, используя схему
(13 слайд - уменьшенная картина и схема).
Рассказы детей.
Анализ с использованием геометрической фигуры (круг - с одной стороны зеленого цвета, с другой коричневого).
Воспитатель:
- Почему ты выбрал зелёный цвет? (Ответы детей)
( Если кружок коричневого цвета)
- Что тебе показалось недостаточным в рассказе?
(Ответы детей)
Воспитатель: « И сейчас наши воины, как в старину зорко охраняют нашу Родину от врагов. Ребята, какой праздник скоро будет отмечать наша страна?» ( День защитника Отечества)
( Ребёнок читает стихотворение «Солдат российской Армии» М.Светлов).
( 14 слайд - 4 воина разной эпохи).
Одной большой семьёй живут народы,
Крепка Россия, как гранит.
На страже мира, счастья и свободы
Солдат Российской Армии стоит.
Нам не страшны любые непогоды,
Есть у страны труда надёжный щит –
На страже мира, счастья и свободы
Солдат Российской Армии стоит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной группе На тему: составление рассказа « Кормушка» по серии сюжетных картинок.
уточнять знания детей о зимующих птицахразвивать умение грамматически правильно строить высказывание....
Непосредственно – образовательная деятельность в подготовительной группе ( 6-7 лет) по формированию у дошкольников целостной картины мира с использованием информационно-коммуникативных технологий по теме: « Хлеб — всей жизни голова»
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»....
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе с использованием технологии развивающего обучения, игровой технологии и информационно-коммуникативных технологий. Тема: «Театральные профессии»
Конспект непосредственной образовательной деятельностив подготовительной группе с использованием технологии развивающего обучения, игровой технологии и информационно-коммуникативных технологий. Т...
Занятие по ознакомлению с искусством и составлению рассказа по картине В.М.Васнецова «Богатыри»
Занятие по ознакомлению с искусством и составлению рассказа по картине В.М.Васнецова «Богатыри»...
Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию. Старшая группа. Составление рассказа по картине В. М. Васнецова «Богатыри»
Почти в каждой из былин упоминается Русь, Русская земля, Родина. Какие красивые и загадочные слова. Русь-короткое слово,которое пришло к нам из древности и осталось с нами навсегда....
Обучение составлению рассказа по картине В. М. Васнецова "Богатыри"
Формирование патриотических чувств в процессе обучения детей составлению рассказа по картине В. М. Васнецова "Богатыри"...