Составление рассказов по картине В.М.Васнецова «Богатыри» (непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе с использованием информационных технологий)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Курбанова Любовь Павловна

Программные задачи.

 

1. Учить составлять рассказы по картине, используя схемы, с применением мультимедийной установки.

2. Продолжать знакомить с произведениями живописи.

3. Совершенствовать умения детей составлять рассказы по содержанию картины.

4. Закреплять знания детей о русских богатырях, доспехах.

5. Развивать умение самостоятельно отвечать на вопросы полным предложением, использовать в речи прилагательные (определения) и уметь их согласовывать с существительным в нужном числе, падеже.

6. Развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки.

7. Развивать эстетические чувства, мышление, память, воображение.

8. Воспитывать уважение к историческому героическому наследию родной страны, гордость за свою Родину.

 

Предварительная работа.

 

1.Чтение русских народных сказок: «Финист – ясный сокол», «Никита Кожемяка», сказок А.С.Пушкина «Сказка  о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане…»

2.Чтение былин: «Илья Муромец и Соловей  - разбойник», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич».

3.Рассматривание иллюстраций старинного оружия и доспехов.

4.Заучивание пословиц и поговорок о Родине, о воинской славе:

«Сам погибай, а товарища выручай»,

«За правое дело стой смело»,

«Счастье Родины дороже жизни»,

«Герой умирает один раз, а трус - тысячу»,

«Один в поле не воин»

5.Беседа по картине В.Васнецова «Богатыри»

    ( с объяснением незнакомых слов).

 

Словарная работа:Русь, имена богатырей, меч, палица, кольчуга, доспехи,  отважные, былина, свиток, булатный, гнедой, свинцовые тучи.

 

Материал:картина В.М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», свиток, аудиокассета «Богатырская наша сила» А. Пахмутовой и Н. Добронравова».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_2.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

 МДОУ д/с № 33 «Росток»

Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной группе с  использованием информационных технологий

(мультимедийной установки).

Тема: составление рассказов по картине В.М.Васнецова «Богатыри».

Составила: воспитатель – специалист

                                                                           по развитию речи

                                                                       Курбанова Л.П.

                 

г. Серпухов 2010 г.

Программные задачи.

1. Учить составлять рассказы по картине, используя схемы, с применением мультимедийной установки.

2. Продолжать знакомить с произведениями живописи.

3. Совершенствовать умения детей составлять рассказы по содержанию картины.

4. Закреплять знания детей о русских богатырях, доспехах.

5. Развивать умение самостоятельно отвечать на вопросы полным предложением, использовать в речи прилагательные (определения) и уметь их согласовывать с существительным в нужном числе, падеже.

6. Развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки.

7. Развивать эстетические чувства, мышление, память, воображение.

8. Воспитывать уважение к историческому героическому наследию родной страны, гордость за свою Родину.

Предварительная работа.

1.Чтение русских народных сказок: «Финист – ясный сокол», «Никита Кожемяка», сказок А.С.Пушкина «Сказка  о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане…»

2.Чтение былин: «Илья Муромец и Соловей  - разбойник», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич».

3.Рассматривание иллюстраций старинного оружия и доспехов.

4.Заучивание пословиц и поговорок о Родине, о воинской славе:

«Сам погибай, а товарища выручай»,

«За правое дело стой смело»,

«Счастье Родины дороже жизни»,

«Герой умирает один раз, а трус - тысячу»,

«Один в поле не воин»

5.Беседа по картине В.Васнецова «Богатыри»

    ( с объяснением незнакомых слов).

Словарная работа: Русь, имена богатырей, меч, палица, кольчуга, доспехи,  отважные, былина, свиток, булатный, гнедой, свинцовые тучи.

Материал: картина В.М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», свиток, аудиокассета «Богатырская наша сила» А. Пахмутовой и Н. Добронравова».

 

Организация детей: дети сидят полукругом.

Ход занятия.

(Дети входят в зал, здороваются.)

Воспитатель: «Послушайте отрывок из песни.

Догадались, о ком мы с вами будем говорить?

(1 слайд – богатырь)

- Кто такие богатыри? (Воины, силачи, борцы).

 - Какие они – богатыри? ( Сильные, смелые, отважные, бесстрашные, храбрые).

 - Чем славились богатыри? (Защищали нашу землю от врагов).

 - Откуда мы с вами узнали о богатырях? ( Из сказок, былин).

 - Что такое былина? ( Это быль, что  было  давным-давно).

 - Какие вы знаете былины? («Илья Муромец и Соловей  - разбойник», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич».)

(2 слайд – Соловей – разбойник, Змей Горыныч, Тугарин Змеёвич_)

Но не только в былинах рассказывается о богатырях, но и  в сказках,

назовите их («Финист – ясный сокол», «Никита Кожемяка», сказок А.С.Пушкина «Сказка  о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане…»).

(3 слайд – иллюстрации сказок: «Финист – ясный сокол», «Никита Кожемяка»,  «Сказка  о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане…»  )

 Воспитатель: «Отгадайте загадку».

Сказочный герой, смерть которого в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в ларце. (Кощей Бессмертный).

(4 слайд – Кощей Бессмертный)

Воспитатель: «Рассердился Кощей Бессмертный, разбушевался, разоружил богатырей, разломал всё оружие».

Давайте поможем восстановить богатырское снаряжение.

( Игра «Восстанови богатырское снаряжение».

Цель игры: найти 2-ую половину снаряжения и встать парами)

Дети называют, что у них получилось.

Воспитатель: «Прислушайтесь, по-моему, к нам кто-то идёт»

( Под музыку «Богатырская наша сила» входит богатырь»)

(5 слайд – войско богатырское)

Богатырь:

«Сильные, могучие

Богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле!

Не топтать их коням землю Русскую!

Не затмить им солнце красное!»

Богатырь: «Здравствуйте, услышал вас, снарядили меня ловко, а принёс я вам свиток с пословицами. И прошу я у вас помощи – стёрлись слова от времени, не прочесть вторую часть пословицы».

(6 слайд – свиток)

Воспитатель: « Давайте поможем Богатырю, читай Богатырь, свои пословицы».

«Сам погибай, - а товарища выручай»

«Счастье Родины – дороже жизни»

«За правое дело – стой смело»

«Герой умирает один раз, а трус - тысячу»

«Человек без Родины – что соловей без песни»

«Один в поле – не воин»

Богатырь: «Спасибо, помогли, а о чём эти пословицы» (О Родине, о славе, о доблести)

Воспитатель: «Ребята, а вы знаете перед тем, как отправиться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому воину?» (Им предстояло выбрать дорогу, по которой пойти. Они стояли перед камнем, на котором было написано, куда идти).

(7 слайд - картина В.М.Васнецова « Витязь на распутье»)

Воспитатель: «Послушайте, что было написано на камне»

Ребёнок: «Ехать направо –

                  Деньги и слава,

                  Ехать налево –

                  Конь пропадёт.

                  Если упрямо

                  Движешься прямо –

                  Голову сложишь,

                  Значит, вперёд!»

Воспитатель: «Ребята, а вы знаете,  почему богатыри выбирали самый трудный путь?» (Богатыри были уверены в победе, знали, что идут на правое дело)

Богатырь: «Молодцы, много знаете о защитниках земли русской ».

 «Чтобы обладать такой могучей силой, как русские богатыри, надо уже сейчас заниматься спортом, делать зарядку, закаляться.

Вставайте заниматься.

(8 слайд – богатырь)

        ( Физминутка)

Богатырь, он вот каков:                                показывают «силача»

Он и силен и здоров,

Он из лука стрелял,                                       имитируют движения

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко, зорко наблюдал.

Подрастаем мы, смотри,

Станем, как богатыри!        поднимают руки вверх.

Богатырь: «А теперь пора прощаться, заждались меня уж на заставе»

( Уходит)

Воспитатель: «Ребята, а какую вы знаете картину о богатырях?» (Картина В.М.Васнецова «Богатыри»)

( 9 слайд -  картина «Богатыри»)

- Вспомните, как зовут богатыря, который находится в середине? (Илья Муромец)

- Что вы можете рассказать о нём? (Самый старший, могучий, опытный богатырь.)

- Почему его называют Илья Муромец? (Потому что он из города Мурома),

- Что вы ещё о нём знаете?

- Какие доспехи защищают  Илью Муромца? ( Кольчуга, шлем)

- Чем он вооружён? ( В одной руке у него копьё, в другой -  палица булатная, с боку – щит)

- Расскажите о коне. (Конь чёрного цвета, зовут его Бурушка, он такой же могучий и сильный, как его хозяин)

- Кто находится слева от вас? (Добрыня Никитич).

- Что вы можете рассказать о нём? (Он сильный, отважный …)

-  Кто ещё дополнит?

- Какие доспехи защищают  Добрыню Никитича? ( Кольчуга, шлем)

- Чем он вооружён? ( В одной руке он держит щит, в другой – меч)

- Расскажите о коне. (Конь белого цвета, с белой гривой, он смотрит вдаль, как и его хозяин, высматривая врагов)

- Кто изображён справа от вас? ( Алёша Попович)

- Почему его так прозвали?

- Что вы можете рассказать о нём? (Алёша Попович самый молодой богатырь, но такой же смелый и отважный …)

- Какие доспехи защищают  Алёшу Поповича? ( Кольчуга, шлем)

- Чем он вооружён? ( Луком и стрелами)

- Что у него весит с боку?  (гусли).

 - Как вы думаете зачем?

- Расскажите о коне. (Конь гнедой, рыжего цвета, он опустил голову, как – будто прислушивается к топоту копыт вражеских коней)

-Что охраняют богатыри? ( Землю русскую и её границы)

- А теперь посмотрите на пейзаж, окружающий богатырей. Опишите его.

( Мы видим холмистые луга, лес, маленькие ёлочки, сосенки,  на небе тяжёлые, свинцовые тучи.)

Воспитатель:  Верно, вы сказали. Ёлочки и сосенки – родные деревца земли русской, показывают, что богатыри стоят на родной земле, сторожат её покой. Маленькие деревца подчёркивают силу богатырей. Глядя на низкие свинцовые тучи создаётся впечатление, что природа насторожилась вместе с богатырями. В этой картине вся сила и доброта народа русского.

Воспитатель: «А сейчас, мы будем составлять рассказы по этой картине, а чтобы вам было легче давайте составим схему)

(10 слайд - картина «Богатыри»+ схема

по щелчку вниз спускается схема для Ильи Муромца)

Воспитатель: «Кто расскажет об Илье Муромце, используя эту схему»

        

Кто расскажет о Добрыне Никитиче?

(11 слайд – картина + схема (без Ильи Муромца

по щелчку вниз спускается схема для Добрыни Никитича)

    Кто расскажет об Алёше Поповиче?

(12 слайд – картина + схема (для Алёши Поповича)

- Кто хочет составить рассказать по всей картине, используя схему

(13 слайд -  уменьшенная картина и схема).

Рассказы детей.

Анализ с использованием геометрической фигуры (круг - с одной стороны зеленого цвета, с другой коричневого).

Воспитатель:

- Почему ты выбрал зелёный цвет? (Ответы детей)

( Если кружок коричневого цвета)

 - Что тебе показалось недостаточным в рассказе?

 (Ответы детей)

Воспитатель: « И сейчас наши воины, как в старину зорко охраняют нашу Родину от врагов. Ребята, какой праздник скоро будет отмечать наша страна?» ( День защитника Отечества)

 ( Ребёнок читает стихотворение «Солдат российской Армии» М.Светлов).

                                              (  14 слайд -  4 воина разной эпохи).

Одной большой семьёй живут народы,

Крепка Россия, как гранит.

На страже мира, счастья и свободы

Солдат Российской Армии стоит.

Нам не страшны любые непогоды,                      

Есть у страны труда надёжный щит –

На страже мира, счастья и свободы

Солдат Российской Армии стоит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной группе На тему: составление рассказа « Кормушка» по серии сюжетных картинок.

уточнять знания детей о зимующих птицахразвивать умение грамматически правильно строить высказывание....

Непосредственно – образовательная деятельность в подготовительной группе ( 6-7 лет) по формированию у дошкольников целостной картины мира с использованием информационно-коммуникативных технологий по теме: « Хлеб — всей жизни голова»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе с использованием технологии развивающего обучения, игровой технологии и информационно-коммуникативных технологий. Тема: «Театральные профессии»

Конспект непосредственной образовательной деятельностив подготовительной группе с использованием технологии развивающего обучения, игровой технологии и информационно-коммуникативных технологий. Т...

Занятие по ознакомлению с искусством и составлению рассказа по картине В.М.Васнецова «Богатыри»

Занятие по ознакомлению с искусством и составлению рассказа по картине В.М.Васнецова «Богатыри»...

Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию. Старшая группа. Составление рассказа по картине В. М. Васнецова «Богатыри»

Почти в каждой из былин упоминается Русь, Русская земля, Родина. Какие красивые и загадочные слова. Русь-короткое слово,которое пришло к нам из древности и осталось с нами навсегда....

Обучение составлению рассказа по картине В. М. Васнецова "Богатыри"

Формирование патриотических чувств в процессе обучения детей составлению рассказа по картине В. М. Васнецова "Богатыри"...