Программа дополнительного образования "Фольклор в формировании личности ребенка"
рабочая программа по развитию речи (старшая группа) по теме

Бойко Наталия Анатольевна

 

Программа направлена на формирование личности ребенка в процессе разучивания малых форм фольклора, знакомства со сказками (их проигрывание, пояснение и иллюстрации незнакомых слов), песенками, обычаями, предметами русского быта.

Программа рассчитана на работу с детьми пяти - семи лет и реализуется на протяжении двух лет.  В программе принимают непосредственное участие родители и воспитатели.             Содержание программы построено в соответствии с федеральными государственными требованиями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma132 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Пояснительная   записка. ………………………………………..….

  1. Содержание программы……………………………………………..

  1. Тематический план …………………………………..……………….
  2. Анализ  эффективности работы по формированию личности ребенка с помощью малых форм фольклора .....................................................
  3. Итоговый результат ………………………………………………….
  4. Заключение …………………………………………………………….
  5. Список литературы……………………………………………………

Пояснительная записка

Все начинается с детства – истина, не требующая доказательств, поэтому педагоги и родители современных дошкольников все более озабочены проблемой качества дошкольного образования, эффективного развития ребенка.

          Программа «Фольклор в формировании личности ребенка», социально - педагогической направленности, составленная на основе федеральных государственных требований, требований «Основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи) муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида «Белоснежка» муниципального образования г. Ноябрьск», раскрывает процесс воспитания, обучения ребенка, что соответствует его природе, уникальным возрастным и  индивидуальным особенностям.

            Важной целью системы современного образования является воспитание человека, идентичного самому себе и несущего образ себя во всем многообразии отношений с окружающим миром. Одним из направлений в реализации этой цели является обращение к возможностям фольклора в процессе воспитания и образования. Основы личности закладываются в дошкольном возрасте, который по определению А.Н.Леонтьева, является периодом первоначального фактического склада личности.

             Раннее и дошкольное детство – это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений, начало формирования ребенка как личности, становление его характера. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира. В современном мире проблема формирования ребенка как личности становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным и успешным, самое главное стал личностью.

            В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать свой потенциал.

Вот тут-то на помощь приходит фольклор. Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы был и остается фольклор, устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.

           В устном народном творчестве как нигде сохранились черты русского народного характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Используя фольклор, через движения мы знакомим детей с народными обычаями, традициями. Поговорки, загадки, пословицы, сказки приобщают детей к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях русского фольклора занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником формирования личности ребенка, их познавательного и нравственного развития.

            Помимо того, что малые формы фольклора расширяют познания об окружающем мире и человеке и развивают самосознание детей, они позволяют им получить навыки общения со взрослыми и сверстниками, учат вступать в диалог, высказывать свое мнение, обосновывать его, учитывать желания и мнение других, тем самым обогащая социальный опыт каждого ребенка.

Актуальность 

В настоящее время малые формы фольклора недостаточно широко используется в работе с детьми, либо не реализуется его воспитательный процесс. К сожалению, в последние годы происходит деформация малых форм фольклора, падение интереса к нему. У фольклора появилось много заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные программы. Они, безусловно, ярки, их воздействие активно, они не требуют того внутреннего переживания, той работы ума, которые естественны при работе с материалами устного народного творчества. Сейчас актуален вопрос, как вернуть фольклор в мир ребенка.

  Цель                        

      Программа направлена на формирование личности ребенка в процессе разучивания малых форм фольклора, знакомства со сказками (их проигрывание, пояснение и иллюстрации незнакомых слов), песенками, обычаями, предметами русского быта.

Задачи

          Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

  1. Формировать у детей личностную культуру, приобщая их к богатому культурному наследию русского народа.
  2. Закладывать фундамент для освоения детьми национальной культуры.
  3. Учить уместно и правильно употреблять пословицы и поговорки в повседневной жизни, применять их к личному поведению.
  4. Развивать у детей самостоятельность и ответственность как основных ценностей системы  взросления в процессе знакомства с малыми фольклорными формами.
  5. Развивать эмоционально-чувственную сферу на основе приобщения  к малым формам фольклора.

Участники программы 

Программа рассчитана на работу с детьми пяти - семи лет и реализуется на протяжении двух лет.  В программе принимают непосредственное участие родители и воспитатели.

Предполагаемые итоги реализации программы

  1. Возрождение малых форм фольклора в формировании личности ребенка посредством их активного использования в речи.
  2. Приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям с помощью устного народного творчества.
  3. Развитие личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.
  4. Активизация деятельности родителей в применении устного народного творчества в воспитании личности ребенка.

«Фольклор в формировании личности ребенка»

             Содержание программы построено в соответствии с федеральными государственными требованиями, требованиями «Основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи) муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида «Белоснежка» (далее по тексту МДОУ) муниципального образования г. Ноябрьск». Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с возрастными особенностями развития дошкольников.  Программа включает в себя:

-перспективное планирование: «Знакомство и заучивание малых форм фольклора», (приложение №1) «Подвижные игры с использованием малых фольклорных форм»; (приложение №2)

- тематический план непосредственно образовательной деятельности по формированию личности ребенка с помощью малых форм фольклора;

-конспекты бесед;

- игры-инсценировки;  (приложение №3)

- Шутливые диалоги (для использования в работе с детьми и родителями) (приложение №4)

             В программу  вошли  следующие виды фольклора:

 Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Заклички – обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).    

Приговорки – обращения к насекомым, птицам, животным.

Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки – незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

            Содержание программы носит познавательно-развивающий, воспитательный характер. В процессе работы используются:  беседы, игровые упражнения, дидактические  игры, словесные игры, народные подвижные игры, обыгрывание шутливых диалогов, ознакомление детей с малыми формами фольклора, заучивание малых фольклорных форм, творческое рассказывание, драматизация народных сказок, игры – инсценировки, обучение правильному произношению, наблюдения, игры на развитие мелкой моторики, театрализованная деятельность.

            Интерес к фольклору поддерживается созданием в групповых помещениях детского сада предметной среды, включающей в себя библиотеку для ребят, уголок театра, музыкальную шкатулку. Лучшему пониманию фольклора помогает инсценирование их с помощью игрушек, настольного театра, хорошо инсценируются шутливые диалоги, русские народные сказки, игры-драматизации.

            Данная программа предполагает учет индивидуальных особенностей, потребностей и интересов детей.    

         В ходе решения задач программы целенаправленно создаются условия, обеспечивающие накопление опыта регуляции взаимодействия между детьми, удовлетворение  потребности в признании, формировании личности ребенка, завоевании личностного статуса.

         Используются следующие формы работы.

- игры – соревнования по рядам: кто больше скажет пословиц. Дидактическая игра "Продолжи пословицу": воспитатель говорит начало, а дети продолжают; затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее заканчивает.

- работа над смыслом пословиц и поговорок, зарисовки к ним. Совместное обсуждение смысла пословиц (как влияют на формирование личностных качеств детей, как их применить к себе) (приложение № 5)

- игры – забавы с использованием фольклора.

- малые формы фольклора в театрализованной деятельности (игры – драматизации, концерты, праздники).

- концерт для малышей с использованием наглядного материала (игрушек, предметов, картинок);

- игра - драматизация или кукольный театр;

- народные игры;

- загадывание загадок, дидактические игры «Отгадывание загадок - тематические»; (приложение № 6)

- праздники; развлечения (приложение № 7) 

- организация выставок - рисунков, поделок

- посещение городского музея, библиотеки, театральных представлений.

         Почти все формы работы с материалами русского фольклора сопровождаются беседами о нравственных понятиях, о культуре поведения, о культуре своего народа.

         Использование малых форм фольклора в формировании личности ребенка осуществляется совокупностью разнообразных средств и форм воздействия на них. С их помощью можно решать практически все задачи по формированию личности ребенка  и наряду с основными методами и приемами личностного развития  старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

           В рамках программы необходимо тесное взаимодействие с родителями, непосредственное их участие в нем. В работе с родителями используются разные формы работы: индивидуальные  беседы, памятки, стендовые методические рекомендации, папки- передвижки, дни открытых дверей, родительские собрания, проведение праздников, развлечений, театрализованных представлений, изготовление атрибутов к сказкам, детско-родительские выставки поделок и рисунков,  привлечение родителей к оформлению развивающей среды группы (приложение №10). Огромную роль в данной программе имеет «спонтанное» привлечение родителей к показу театрализованных миниспектаклей,  розыгрышей шутливых диалогов.

       В процессе использования деятельностного принципа развивающей работы в качестве основных методов рекомендуем применять драматизации отдельных сюжетов по сказкам, игры-инсценировки  шуточных диалогов; продуктивные методы (рисование, лепка, аппликация на темы сказок, пословиц, поговорок); прослушивание музыкальных фольклорных произведений. Инициирование творчества в передаче ярких эмоциональных характеристик стимулирует способность самостоятельно творить художественный образ. Разнообразные формы работы с фольклором (включая игровые технологии) позволяют формировать интерес к  нему, воспитывать личностные качества ребенка.

-  создание альбома – передвижки «Пословицы и поговорки».

- разбор пословицы или поговорки предваряет чтение художественных произведений, подводя детей к осознанию его идеи;

- правильное понимание идеи произведения, значения пословицы дети могут проявить при обсуждении его названия;

- когда у дошкольников уже накопится некоторый запас пословиц и поговорок, им можно предложить подобрать соответствующую содержанию и идее определенной сказки

проиллюстрировать с детьми ту или иную пословицу (поговорку).

- пересказ известной детям сказки;  

-обогащению речи детей фразеологизмами, где в качестве средств выступали пословицы и поговорки.

-заучивание скороговорок

-диалог, построенного по типу "вопрос - ответ".

             Работа по реализации программы строится в соответствии с  тематическим планированием, которое учитывает федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Тематический план

 непосредственно образовательной деятельности по формированию личности ребенка с помощью малых форм фольклора

Сентябрь

«Что летом родится — зимой пригодится»

Беседа о лете. Народные приметы, по словицы, поговорки, песенки о лете. Загадывание загадок о летних явлени ях природы.

Обогащать детей знаниями о природе. Воспитание у детей любви к природе.

Игра – инсценировка «»

«Восенушка— осень»

Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах. Дидактическая игра «С ка кого дерева детки?» (плоды, листья). Народные приметы, пословицы, пого ворки об осени. Разучивание песенки - попевки «Восенушка— осень».

Развлечение на основе фольклора с родителями «Осенины». Воспитание любви к природе, чувства прекрасного.

«Во саду ли, в огороде»

Беседа об овощах и фруктах. Загадки об овощах и фруктах. Знакомство со сказкой «Мужик и медведь». Дидактическая игра «Вершки да корешки». Сказка «Репка» и другие сказки об овощах и фруктах.

Игра "Отгадай и сравни загадки о фруктах и овощах".

Инсценировка сказки на основе фольклора «Репка» (с участием родителей). Воспитание к народному фольклору. Способствовать объединению родителей и детей.

«Хлеб всему голова»

Беседа «Откуда хлеб пришел?», Зна комство со старинными орудиями тру да— плугом, цепом, серпом. Пословицы и поговорки о хлебе. Настольно-печатная игра «Ремесла на Руси».

Фольклорный праздник «В гости к бабушке» (с участием родителей). Способствовать объединению родителей и детей. Воспитание бережного отношения к хлебу.

«Игрушки»

Знакомство детей с возникновением первых игрушек (какие они были и из чего их делали). Знакомство с русски ми народными игрушками — дымков скими, филимоновскими, богородскими, матрешками. Рассматривание иллюст раций, игрушек. Рисование дымков ских игрушек, матрешек. Рисование «Моя любимая игрушка».

Вечер загадок «Игрушек много у меня». Воспитывать чувство прекрасного, интерес к народным промыслам. Учить отгадывать загадки.

Октябрь

«Одежда». «Сошью Маше сарафан»

Знакомство с женской русской народ ной одеждой: сарафаном, рубахой, фар туком (передником). Рассматривание украшений (орнамент, цветочный узор и др.). Рисование «Русский сарафан». Аппликация «Русский сарафан».

Мастерская «Сошью Маше сарафан» (изготовление одежды для куклы в русском стиле вместе с родителями).

«Золотое веретено»

Знакомство с предметами обихода — прялкой, веретеном. Знакомство со сказкой «Золотое веретено».

Игра "Отгадай и сравни загадки о "двух братцах"".

«Волшебные спицы»

Знакомство со спицами, крючком и вя занием на них. Беседа о шерстяных изделиях и о том, откуда берется шерсть (козья, овечья).

Посещение городского музея.

«Головные уборы»

Знакомство с русскими головными убо рами. Рассматривание иллюстраций, куклы в русском народном костюме. Рисование «Роспись кокошника». Ри сование «Дымковская барышня в ко кошнике».

«Обувь»

Знакомство с русской народной обувью (из чего делали, когда надевали). Рас сматривание иллюстраций обуви, лап тей, валенок. Рисование «Роспись са пожка».

Ноябрь

«Посуда»

Знакомство с предметами обихода  по судой (из чего делали, как использова ли). Рассматривание иллюстраций. Рассматривание деревянной посуды' глиняной посуды, чугунов, подносов, предметов русских промыслов Хохло мы, Гжели, Жостова. Чтение сказок «Лиса и журавль», «Три медведя», «Жихарка». Рисование «Роспись гжель ской посуды», «Роспись хохломской посуды», «Роспись чайника» и др.

«Веселые ложки»

Знакомство с предметами обихода - де ревянными ложками (из чего делали и как изготавливали). Чтение рассказа «Как Иван Васильевич баклуши бил». Рассматривание иллюстраций, ложек. Рисование «Роспись ложки».

«Русский самовар»

Знакомство с историей возникновения самовара (как использовали). Рассмат ривание иллюстраций, самовара. Чте ние «Иван Иваныч самовар», «Самоварец, самовар -  самоварище» (Добрынин).

«Деревья».

«Русская березонька»

Знакомство детей с символом Руси — березой. Народные истории, приметы, пословицы о русской березе; загадки, стихи. Чтение рассказов о русской бе резе. Стихотворение «Белая береза» С. Есенина. Рисование «Березка бело ствольная», «Золотая осень» (березы).

Декабрь

«Домашние животные»

Знакомство детей с домашними животными (детеныши, где живут и др.). Отгадывание загадок о домашних "жи вотных. Рассматривание иллюстраций. Чтение сказок «Петушок и бобовое зер нышко», «Лиса и петух», «Зимовье зве рей», «Бычок — смоляной бочок» и др. Рисование домашних животных и птиц.

Инсценировка сказки на основе фольклора «Про козлика» (с участием родителей). Воспитание к народному фольклору. Способствовать объединению родителей и детей.

«Дикие животные»

Беседа о диких животных. Рассматри вание иллюстраций. Отгадывание за гадок. Составление описательных рас сказов. Чтение сказок «Колобок», «Маша и медведь», «Лиса и кот» и др. Рисование диких животных. 

Дидактическая игра ''Отгадай и сравни загадки о животных''.

Викторина «Из какой сказки животное»

По отрывку из сказки или по иллюст рации нужно догадаться, из какой сказки герой. Настольно-печатная игра «Домики-сказки».

«В тереме расписном я живу. К себе в избу  всех-гостей приглашу»

Знакомство с избой и предметами рус ского народного быта. Рассматривание предметов. Рассматривание иллюстра ций. Знакомство с пословицами, пого ворками, прибаутками, русским народ ным бытом и гостеприимством. Загады вание загадок о предметах крестьянского труда и быта. Настольно-печатная игра «Русские ремесла».

«Здравствуй, зимушка- зима»

Беседа о характерных особенностях декабря и использование соответству ющих пословиц, поговорок. Загады вание загадок о зиме. Чтение сказки К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы». Рисование «Узоры Дедушки Мороза». Ручной труд «Снежинка» (складывание и вырезание из бумаги).

Январь

«С Новым годом поздравляем!»

Беседа о традициях празднования Но вого года на Руси и в других странах; почему елочку на Новый год украша ют? Чтение сказок «Мороз Иванович», «Снегурочка». Рисование новогодней елки; Снегурочка- внучка Деда Мо роза! Подарки Дедушки Мороза. Ручной труд: новогодние игрушки из бу маги. Аппликация: поздравительная Открытка. Подготовка к Новому году, украшение комнаты группы и елки.

Праздник «Рождество».

«Гуляй, да присмат ривайся»

Беседа о характерных особенностях января. Загадывание загадок о зиме, морозе. Дидактическая игра «Четвер тый лишний» (на времена года). По словицы и поговорки о январе. При меты января. Чтение сказки «Морозко». Рисование «Все деревья в серебру». Аппликации «Снегири на ветке».

Февраль

«Февраль  -  кривые дороги»

Беседа о характерных особенностях - февраля. Пословицы, поговорки о фев рале. Приметы. Загадки о зиме. Чте ние сказки «Два Мороза». Рисование «Два мороза».

23 февраля. «На героя и слава бежит»

Рассказ о русских богатырях: Илье - Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. Рассматривание иллюстра ции картины Васнецова «Богатыри». Чтение былин: «Исцеление Ильи Муром ца», «Илья Муромец и Идолище», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алеша Попович,», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» (на выбор).

«Масленица Проско- вейка, встречаем тебя хорошенько!»

Беседа о Масленице — знакомство с календарно-обрядовым праздником. Пение закличек, песен о Масленице, о весне, о зиме. Народные игры: «Пута ница» и др. Досуг «Празднование Мас леницы». Чаепитие (из самовара) с блинами.

Март

8 Марта. «Сердце матери лучше солнца греет»

Беседа о маме с использованием народ ных пословиц и поговорок. Пение пе сен о маме. Чтение рассказов и стихов о маме. Изготовление подарка для мамы. Рисование «Портрет мамы». Рисование «Букет для мамы».

«Грач на горе — весна на дворе»

Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне. Заклички, пословицы о весне, ее при меты. Чтение рассказов о весне. Ри сование «Подснежник», аппликация «Мимоза».

Апрель

«Апрель, апрель — звенит капель»

Беседа о месяце апреле. Приметы ап реля. Ледоход, половодье. Чтение «Дед Мазай и зайцы», «Ледоход», «Полово дье», «На шесте дворец, во дворце пе вец».

«Весна красна цветами»

Повторение закличек, песен, пословиц о весне. Чтение рассказов, сказок Н.Павловой «Под кустом». Рисование «Сирень», «Сады цветут».

«Пасха»

Беседа о праздновании Пасхи. Прове дение русских народных игр «Верба - вербочка», «Солнышко-ведрышко». Рассказ об обычае обмениваться яйца ми, о значении этого действия. Рисо вание «Роспись яиц».

Развлечение  «Пасха в гости к нам пришла» - совместно с родителями.

«Прощание с избой»

 Словесные народные игры. Пение час тушек. Прощальное чаепитие.

     

 Анализ эффективности программы      

 

   Для проверки эффективности разработанной программы,  предлагаются диагностические упражнения разработанные на основе учебно - методических пособий О. Ушаковой и Е. Струниной  (Приложение 8).

Диагностические  параметры:

- точность в  употреблении слов (задания 3, 4, 5) в различных грамматических формах и значениях;

- понимание разные значения многозначного слова;

- самостоятельность в  подборе синонимов и антонимов (задания 3, 7, 8);

- осознание смысловых отношений между словами (задание 9);

- гладкость и плавность изложения, отсутствие прерывистости и повторений, запинок, пауз в связной речи (задание 12);

- умение вычленять звуки в словах (задание 6);

- уровень развития навыка речи – доказательства (задание 1);

- уровень ориентировки на смысловую сторону слова (задание 2) и выражения (задание 2, 4, 5).

             Кроме того, данные диагностические параметры помогут выявить насколько дети разбираются в жанрах малых форм фольклора и владеют ими.

            Уровень речевых умений с использованием малых форм фольклора оценивается по следующим критериям:

Высокий уровень. 

Ребенок составляет предложение из трех (или более) слов.

Правильно подбирает синонимы и антонимы в пословицах, в речевой ситуации (потешка – задание 8) подбирает по два – три слова разных частей речи (прилагательных и глаголов).

Ребенок замечает неточности в небылице ("Так не говорят", "Неправильно").

Правильно определяет значение слова по функции предмета ("Лес – туда ходят за грибами, ягодами") или по родовому понятию ("Лес – это место, где растет много деревьев, грибов, ягод, где много животных, птиц").

Правильно поясняет значение пословицы и может придумать рассказ.

Умеет доказать отгадку.

Знает много пословиц, поговорок, считалок и т.д.

Средний уровень. 

Ребенок составляет предложение или словосочетание из двух слов.

Правильно подбирает синонимы и антонимы по смыслу, но не в требуемой грамматической форме.

 В речевой ситуации называет по одному слову.

Дает свои варианты, исправляя неточности в небылице.

Вместо определения значения слова дает описание предмета, рассказывает о чем-то конкретном ("Я был в лесу", "А я знаю, где лес есть").

Может дать объяснение значению пословицы, но не совсем точно.

Составляет рассказ, используя отдельные слова из пословицы.

Отгадывает правильно загадку, но в доказательстве использует не все признаки.

Называет по одному – два примера на каждый предложенный жанр.

Низкий уровень. 

Ребенок не составляет предложение, а повторяет предъявляемое слово.

Не может подобрать синонимы, а, подбирая антонимы, использует частицу "не" ("Человек от лени болеет, а от труда не болеет").

В речевой ситуации подбирает неточные по смыслу слова, либо также использует частицу "не".

Не замечает неточность в небылице.

Ребенок не может определить значение слова и пословицы.

Загадку отгадывает неверно и не доказывает отгадку.

Составляет рассказ без учета задания.

Практически не знает пословиц, загадок, считалок и т.д.

            Для выявления роли участия  родителей и педагогов в реализации программы, составлены анкеты (приложение №9) целью которых является выяснить, используются ли малые формы фольклора в работе с детьми в детском саду и дома, с какой целью и какие.

Итоговый результат

                Малые формы фольклора в воспитательно-образовательной работе с детьми необходимо использовать в интегрированной форме, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты). Положительный результат при реализации программы  будет получен, при соблюдении следующих принципов:

-во-первых, тщательный, обусловленный  возрастными возможностями детей, отбор материала;

-во-вторых, интеграция работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);

-в-третьих, активное включения детей;

-в-четвертых, использование развивающего потенциала малых форм фольклора в создании речевой среды максимально.

             В процессе работы по программе предполагаются следующие изменения:

- повышение  интереса  к устному народному творчеству: использование в своей речи пословиц, поговорок, в сюжетно-ролевых играх – потешек, самостоятельная организация народных игр – забав с помощью считалок.

- повышение самостоятельность и  ответственность в решении разных ситуаций;

- повышение у родителей интереса к использованию малых форм фольклора в формировании личности ребенка дома. Разучивание с детьми и подбор пословиц и поговорок, объяснение  детям их смысла. Участие в драматизациях шутливых диалогов, «спонтанном» показе театра.

- А в итоге – повышение субкультуры  ребенка на более высокий уровень

               

Заключение

           Программа  позволяет сделать следующее заключение.

           Художественная структура фольклорных произведений является универсальным средством педагогического воздействия на детей, побуждающим и одновременно исключающим принуждение, хорошо приспособленным к чувственной натуре ребенка, инструментом умственного развития и нравственного воспитания детей.

            Для того чтобы ребенок имел возможность эффективно творчески самореализоваться, добиться цели он должен быть вовлечен в деятельность, значимую для него. Фольклор - это именно то, что близко по духу ребенку, и использование фольклорных произведений в различной деятельности детей позволяет глубже осознать и прочувствовать то, что нельзя выразить словами или движением.

            Результатами интеграции данной программы в воспитательно-образовательный процесс являются:

- Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.

- Умение  играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.

- Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в  произведениях изобразительного искусства.

- Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знание  названия праздника, пение  песен, исполнение  частушек, чтение стихов).

- Знание истории русского народного костюма, головных уборов.

- Использование  атрибутов русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

- Бережное отношение к предметам быта, произведениям народного творчества.

           Программа  позволяет доказать, что непосредственно образовательная деятельность, проводимая с использованием произведений фольклора, благоприятно влияет на развитие  творческих способностей детей  и на формирование личности ребенка в целом.

Используемая и рекомендуемая литература

1. Алябьева Е.А. «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками». Творческий центр. Москва, 2004г

2.Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М.: Просвещение, 1957. - 224с.

3.Афанасьев А.Н. «Народные русские сказки». Москва, 1994г.

4. Балакина Т.И. «История русской культуры». Москва, 1996г.

5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 447с.

6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.,1995. - 209с.

7. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО - Пресс, 2000. - 1008с.

8. Детская литература. / Под ред.Е. Е. Зубаревой. - М.: Просвещение, 1985. - 399с.

9. Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль «Академия развития» 1997г

10. Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю. «Социальное развитие детей в ДОУ». Методическое пособие. Творческий центр. Москва, 2008г

11. Кравцов Н.Н., Лазутин С.Т. «Русское  устное  народное творчество». Москва, 1987г.

12. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Санкт-Петербург. Издательство «Детство-Пресс», 2000г

13. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Л.В. Руссковой, М.: Просвещение, 1986. - 79с.

14. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 1987. - 240с.

15. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. - М.: Рольф, 2000. - 224с.

 16. Микляева Н.В., Микляева М.Ю. управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования. Методическое пособие. Айрис пресс, Москва 2006

17. Островская Л. Ф «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника». Москва «Просвещение», 1987г.

 18. Петерина С.В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста». Книга для воспитателя детского сада. Москва «Просвещение», 1986г

19. Петров В.М., Гришина Г.Н. «Зимние праздники, игры и забавы для детей». Творческий центр СФЕРА. Москва, 1999г

20. Синицина Е.И. Игры и упражнения со словом. - М.: Юнвес, 2000. - 156с.

21. Титова М.Г., Яковлева Г.В. формирование творческих способностей детей дошкольного возраста через игры-драматизации и театрализованные представления. Методическое пособие. Издательство Марины Волковой, 2007. – 71с

22. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. - М.: Просвещение, 1972. –78с.

23. Федорова Г.П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург. Издательство «Детство-Пресс», 2000г

24. Фельденкрайз М. Осознание через движение. - М.: Время, 1994. - 208с.

25. Чудесный короб. Русские народные песни, сказки, игры, загадки. (Составитель Науменко Г.М.). Москва, 1988г.

26. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. Москва, 1985г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль родителей в формировании личности ребенка.

. Воспитать своего ребенка – великое искусство, так как сам процесс воспитания – это непрерывная работа сердца, разума и воли родителей. Всестороннее воспитание ребёнка, подготовка его к жизни в...

Презентация "Предметно - развивающая среда в ДОУ как фактор формирования личности ребенка"

    Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития ...

Консультация для воспитателей "Влияние природы на формирование личности ребенка"

Данная консультация поможет педагогу сделать ознакомление с природой одним из основных средств всестороннего развития каждого ребенка, его индивидуальных способностей...

Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка.

Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка....

Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка.

Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка....

Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. Роль родителя в формировании личности ребенка, особенности взаимодействия с ребенком в данном возрасте.

План: 1. Новообразования дошкольного возраста. 2. Ведущая деятельность. 3. Когнитивное развитие дошкольного возраста. 4. Личностная и эмоциональная сфера. 5. Кризис 7 лет. Новообразования...


 

Комментарии

Спасибо,взяла себе.