Пальчиковые игры
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Куковерова Ольга Анатольевна

Пальчиковый игротренинг

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye__igry.docx29.03 КБ

Предварительный просмотр:

ПАЛЬЧИКОВЫЕ  ИГРЫ.

ЦЕЛЬ: развитие движений пальцев и кистей рук. 

Задача: развитие ручной умелости и совершенствование точных, сложнокоординированных движений всех звеньев руки – плеча, предплечья и особенно кисти и пальчцев рук.

                                                     АКТУАЛЬНОСТЬ      

При регулярном использовании обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки, оказывает тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, неизменно вызывая у них эмоциональный подъём и разрядку нервно-психического напряжения.

ДВИЖЕНИЕ И РЕЧЬ.

В.А.Сухомлинский считал, что истоки способностей и дарований находятся на кончиках их пальцев.    

Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее.

Существует тесная связь ежду координацией движений и речью. Тонкие движения пальцев рук появляются раньше артикуляции слогов; последующее совершенствование речевых реакций прямо зависит от степени натренированности движений пальцев. Поэтому необходима тренировка не только артикуляционного аппарата, но и движений пальцев рук.  

значение

Готовность руки как непосредственного орудия графической деятельности к выполнению точных и сложных движений является важным условием подготовки ребёнка при обучении в школе.

готовность руки

Во многом определяется индивидуальными особенностями моторного развития детей и такими физиологическими показателями, как развитие нервной регуляции движений, мелких мышц руки, степень окостенения запястья и фланг пальцев.  

деятельность в режиме дня

Прямо и опосредственно влияет на развитие функций руки организация деятельности детей – предметно-практической, художественно-графической, бытовой, игровой.

Игры и упражнения

Для получения максимального эффекта важно ориентировать на те упражнения, задания, игры, которые способствуют развитию всех пальцев руки:

Пальчиковая гимнастика и массаж.

Народные игры с речевым сопровождением.

            Авторские – на основе стихов и без них.

Пальчиковая гимнастика в раннем возрасте

Принцип – от простого к сложному.

Все упражнения делаются в медленнм темпе и сопровождаются показом и чётким произнесением текста.

Каждое занятие проводится в течение нескольких минут,           два-три раза в день.

Все упражнения сразу не даются, начинают с одного, ежедневно добавляя по одному и доводя до комплекса из 4-6 упражнений.

После каждого упражнения полагается расслабляющий момент (опустилт руки и потрясли ими или покачали руками – пусть отдохнут).

К середине учебного года можно перейти к более сложным упражнениям, к работе с каждым пальчиком по отдельности – «Этот пальчик – дедушка…»

К концу учебного года можно детям предлагать более сложные упражнения – «Пальчики здороваются»…

Необходимо добавлять упражнения по мелкой моторике рук, действия пластелином, глиной, конструирования из кубиков, собирание различных пирамидок, перекладывание из одной кучки в другую каркндашей. Пуговиц и т.д.

Пальчиковая гимнастика и массаж

Имеют не только развивающее значение, но и терапевтическое (особенно для детей, испытывающих дефицит общения, телесного контакта).

В классическом массаже используют четыре основных приёма: поглаживание, разминание, растирание, постукивание.

В детском саду пальчиковую гимнастику и массаж полезно проводить перед каждым занятием рисованием, после занятий, требующих напряжённой работы мелкой мускулатуры пальцев (вышивание, работа с мелкими предметами, лепка).
Тренировать пальцы рук можно уже у шестимесячного ребёнка. Для этого используют массаж (поглаживание кистей рук в направлении от кончика пальцев к запястью), а также простые упражнения, используя народные игры «Сорока-белобока», «Пальчик-мальчик» и др.

Динамические игровые упражнения

  1. Осы (обе руки сжаты в кулаки, выпрямлены только указательные пальцы, которые совершают одновременные вращательные движения).
  2. Человечек (указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу, то же повторить другой рукой, а затем – обеими руками одновременно  – «бег наперегонки»).
  3. Птички летят, машут крыльями (мизинцы правой и левой рук переплести друг с другом, а пальцами обеих рук производить движения вверх-вниз).

Статистические игровые упражнения

  1. Стул, кресло (правую руку сжать в кулак, а левую прислонить к ней вертикально, сомкнув пальцы).
  2. Лодочка (прижать руки ладонями друг к другу, слегка их приоткрыв).
  3. Улитка с усиками (положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их.)
  4. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).
  5. Пассажиры в автобусе ( скрещённые пальцы рук обращены вниз, тыльные стороны рук – вверх, большие пальцы вытянуты вверх).

Рекомендации по проведению

  1. Знакомить в определённой последовательности:
  2. Сначала включать в комплекс те из них, которые способствуют формированию удерживать статическое положение кистей и пальцев, а затем игры и упражнения динамического характера.
  3. Особое внимание обратить на то, чтобы дети упражнялись в разных действиях:

       - сжатие, расслабление, растяжение мышц рук – эти движения             должны сочетаться.

      - тренировались в выполнении изолированных движений каждым пальцем обеих рук;

     - важно тренировать обе руки, т.е. неведущую руку сделать более активной.

Развитие сенсомоторных координаций и коррекция их недостатков

  1. Игры, игровые упражнения и задания на формирование и коррекцию по выработке у детей точной и чёткой координации в системах,
  2. «глаз-рука» («Копировальщики узоров», «Сделай, как я», «Звёздочки»),
  3. «ухо-рука» («Ухо-нос», «Школа радистов», «Самые красивые бусы», «Муха»),
  4. «глаз-ухо-рука» («Передай телеграмму»,                          «Сколько деток» и др.)
  5. Упражнение»Моем руки».
  6. Упражнение с монетами.

Выполняется в игровой форме. Подбираются различные по массе и размеру монеты. Монеты размещаются на ладонной поверхности концевых фаланг пальцев. Ребёнок должен научиться удерживать на кончиках пальцев монеты от самых тяжёлых до самых лёгких. Упражнения сначала выполняются с открытыми глазами, а затем – с закрытыми.

  1. Упражнение с чётками.

Перебирание пальцами чёток или бус _лучше использовать природный материал – дерево, жёлуди, орехи и т.д.) позволяет сосредоточить внимание на форме перебираемых чёток, постепенно снижая (для возбудимых детей с повышенным темпом деятельности) или увеличиваея темп (для детей с замедленным темпом деятельности), нормализует ритм дыхания, успокаивает.

  1. Полезно перебирать чётки или бусы, сопровождая движения рук речью – чтением стихотворения либо скороговорками.
  2. Упражнение с палочками и карандашами.

  1. Упражнения с шарами.

  1. Мудры или йога пальцев – замыкание пальцев рук в той или иной комбинации, обладает определённым оздоровительным эффектом. Мудры можно выполнять в любом положении, но лучше в позе лотоса, не требует особой обстановки или помещения. Мудры выполняют обеими руками.

  1. Занятия «штриховка, обводка по трафаретам, рисование» - эффективный приём развития мускульной памяти, координации движений пальцев рук. глазомер; укрепляет мышцы пальцев и кистей рук, но и способствует развитию речи, а также компенсации и коррекции зрительной недостаточности и формирования двигательных навыков.

                 Игры и упражнения      

 со стихотворым   сопровождением.

  1. Апельсин (начиная с мизинца. Загибать попеременно все пальцы). Мы делили апельсин…

  1. Прогулки:  всенняя

Раз, два, три, четыре, пять (разгибаем пальчики)

Мы все в лес пошли гулять (идут по столу)

Столько видели деревьев,                      

 Что их всех не сосчитать

Вот берёза, вот кленок (разгибаем пальчики)

Рядом стройненький дубок,

Вот рябина, вот сосна –

Всех согрела их весна.

Стали листики пускать (разжимаем и сжимаем пальчики)

Дружно солнышко встречать!( делаем из ладоней солнышко)

                                     летняя

Бежали мимо речки смешные человечки ( бегут пальчики)

Прыгали- скакали, прыгали-скакали (прыгают)

Солнышко встречали ( сонышко из ладошек)

Забрались на мостик (стучим ребром ладони)

И забили гвоздик – тук, тук (молоточек)

С мостика в речку- бултых!

Где же человечки? (Купаются в речке)

                                             зимняя

1,2,3,4,5 – мы во двор пошли гулять,

Бабу снежную лепили ( изображаем)

Птичек  крошками кормили.

С горки мы потом катались ( проводим по тыльной стороне ладони)

А потом в снегу валялись…
Все в снегу домой пришли( отряхиваем кистями)                                                            Съели суп и спать легли.

Литература

  1. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми. – М.,2004
  2. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. –                Спб.: Кристал, 1997
  3. Грек В.А. Рисую штрихом. – Минск, 1992.
  4. Лебедева А.Н. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста. – М., 2002.
  5. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. М.,2000.
  6. Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. М. – 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?

Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой иг...

Пальчиковые игры. Зачем нужны "Пальчиковые игры"?

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем треноровки движений пальцев рук....

Пальчиковые игры.Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.

Как правильно  проводить с ребенком пальчиковые игры.Консультация для родителей....

Консультация " Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?"

Пальчиковые игры- вещь, совершенно необходимая маме малыша.Помимо развития мелкой моторики , это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры -детская потешка или стихотв...

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковая гимнастика - это не только стимул развития речи и мелкой мото...


 

Комментарии

Алашеева  Татьяна  Геннадьевна

Пальчиковые игры - самое интересное и полезное занятие для всех возрастных категорий дошкольного возраста.Начиная с раннего возраста и заканчивая подготовкой детей к школе.В данном материале показана значимость пальчиковых игр для всестороннего развития детей.Правильно сказал В.А Сухомлинский:"...дарования детей и их способности находятся на кончиках детских пальцев..."Полезный и интересный материал для начинающих педагогов.
Новоточина Наталья Андреевна

Дети очень любят играть с пальчиками, особенно, когда это сопровождается стихотворениями. Огромный плюс пальчиковых игр, что можно играть, где угодно и когда угодно. Интересный материал!

Васильченко Татьяна Юрьевна

Очень актуальный материал, незаменимая технология для речевого развития дошкольников, спасибо!