Использование методики денотативного плана при заучивании стихов
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Салащенко Елена Николаевна

В статье приведён фрагмент непосредственно образовательной деятельности по заучиванию стихов с использованием методики денотативного плана, подобран картинный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx504.69 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ ДЕНОТАТИВНОГО ПЛАНА

ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

 Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р.Е., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.)

Дети с общим недоразвитием речи испытывают большие затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обусловливает своеобразие  их связной речи.

Посетив мастер-класс Сычёвой Г.Е., решила разработать цикл фрагментов непосредственно образовательной деятельности при заучивании стихотворений по методике Сычёвой Г.Е., используя методику денотативного плана.

Назначение этих фрагментов – обучить детей рассказывать стихи, соблюдая последовательность событий, создать внутренний план высказывания, связный речевой замысел.

Приведу фрагменты непосредственно образовательной деятельности с использованием данной методики.

Фрагмент непосредственно образовательной деятельности (заучивание стихотворения С.Я. Маршака «Апрель»)

Цель: расширение и активизация словарного запаса;

            формирование внутреннего плана рассказа;

            развитие внимания, памяти, логического мышления.

Оборудование: магнитная доска, портрет С.Я. Маршака, сюжетная картинка «Апрель», предметные картинки: капель, ручьи, лужи, муравьи, медведь, птицы, подснежник.

Ход занятия

Педагог, прикрепляя к магнитной доске картинки сверху вниз одну под другой, читает стихотворение: Апрель, апрель!

                               На дворе звенит капель.

                               По полям бегут ручьи.

                               На дорожках лужи,

                               Скоро выйдут муравьи

                               После зимней стужи;

                               Пробирается медведь

                               Сквозь лесной валежник.

                               Стали птицы песни петь,

                               И расцвёл подснежник.

Поочерёдно показывая на каждую картинку, педагог просит детей припомнить, о чём говорилось в каждой строке стихотворения. Затем дети по цепочке рассказывают всё стихотворение. По окончании, педагог переворачивает картинки через одну тыльной стороной и предлагает одному из детей воспроизвести стихотворение. После успешного рассказа стихотворения можно перевернуть все картинки.

При возникновении затруднений, ребёнок может перевернуть картинку и, используя зрительную опору, восстановить содержание строки стихотворения.

            

Среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у дошкольников, особого внимания заслуживают умения и навыки связной речи, так как речь является способом формирования и формулирования мысли, средством общения.

Монологическая речь, одним из видов которой является пересказ, более сложна, чем диалогическая. Монолог требует лучшей памяти, более напряжённого внимания к содержанию и форме речи. Монологическая речь опирается на мышление, логически более последовательное, чем в процессе разговора, диалога. Для того, чтобы она была понятна слушателям, в ней должны использоваться полные распространённые предложения, более точный словарь.  

Пересказ – связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения. Ребёнок при пересказе пользуется готовой речевой формой автора. Но важно, чтобы ребёнок осмыслил текст, передал его свободно, но с сохранением основной лексики автора.

Обучение детей с общим недоразвитием речи пересказу текстов вызывает большие трудности. Но использование денотативного плана позволяет преодолеть эти трудности.

Денотативный план призван обучить детей созданию внутреннего речевого плана высказывания. Денотативное подкрепление каждой синтаксической единицы позволяет ребёнку последовательно и легко передать содержание прочитанного.

одновременно с Использование денотативного плана при заучивании стихов, а также при пересказе текстов способствует тому, что речью развиваются и активизируются другие познавательные функции: слуховое и зрительное внимание и восприятие, память и логическое мышление.

Литература

  1. Сычёва Г.Е. Методические рекомендации. Опорные картинки для пересказа текстов. – М.: Национальный книжный центр, 2012. -8 с. (Развитие связной речи.)
  2. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). – Спб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007. – 352 с.
  3. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексико – семантической теме «Весна» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Методическое пособие. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002. – 104 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование презентаций - эффективный приём при заучивании стихов. Стихотворение автора "ЯНВАРЬ".

Использование презентаций во время заучивания с детьми стихов, позволяют делать такие занятия более увлекательными, красочными, интересными....

Использование презентаций - эффективный приём при заучивании стихов. Стихотворение автора "ЗИМА".

Одно из стихотворений автора для закрепления знаний детей об окружающем мире: явлениях природы, приметах зимы и зимних месяцев. Содержание стихотворения помогает не только запомнить зимние приметы, но...

Использование презентаций - эффективный приём при заучивании стихов. Стихотворение автора "ДЕКАБРЬ".

Использование презентаций во время заучивания  стихов, делают занятия для детей более наглядными, красочными и интересными....

Использование презентаций - эффективный приём при заучивании стихов. Стихотворение автора "ФЕВРАЛЬ".

Использование презентаций во время заучивания с детьми стихов, позволяет делать такие занятия более увлекательными, красочными, интересными....

Мастер-класс для воспитателей ДОУ "Методика заучивания стихов и пересказа по денотативному плану"

Данный материал поможет педагогам в работе с дошкольниками, а именно - заучивание стихотворений с использованием денотативного плана (методика Сычевой Г.Е.)...

Презентация к выступлению на педагогическом совете по теме "Использование методики МНЕМОТЕХНИКА в процессе заучивании стихов детьми дошкольного возраста"

В данной презентации раскрыты цели и задачи мнемотехники вообще как метода, цели самих мнемотаблиц, а так же  показаны на примерах конкретных стихов формы мнемотаблиц...

Тема: «Организация речевого развития детей с использованием методики Алябьевой Е. А. «Расскажи стихи руками»

Целью моей проделанной работы является создание социальной ситуации по речевому развитию детей посредством использования системы работы по методике «Расскажи стихи руками». В последни...