Дидактические игры на знание звуков и букв
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Крылова Любовь Борисовна

Семь интересных дидактических игр для закрепления знаний букв и звуков, в которые можно играть в группе с воспитателем, а так же дома с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskaya_igra.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

ЕСЛИ ВЕЧЕРОМ ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО

Дидактическая игра «Назови слово»

Цель: Упражнять детей в нахождении слов на заданный звук.

Описание: Вариант 1: Ведущий предлагает детям по очереди называть слова на определённый звук (какой звук, перед игрой определяет ведущий или выбирают дети). Дети по очереди называют слова.

Вариант 2: Для большего интереса можно предложить играть на печенье (маленькие конфеты, мармелад и т. д.) Перед каждым ребёнком тарелочка с одинаковым количеством сладостей. В центре стола стоит пустая тарелка. Дети по очереди называют слова на нужный звук. Ребёнок, который не назовёт слова, со своей тарелки перекладывает одно печенье на общую тарелку в центре стола. Выиграет тот, у кого больше всех осталось сладостей.

Вариант 3: Можно играть на фишки. За каждое слово водящий выдаёт фишку (например, счётные палочки или любые мелкие игрушки). Выигрывает игрок, у которого наибольшее количество фишек. Можно предложить в качестве награды какое-нибудь поощрение: конфету, посмотреть любимый мультик, почитать сказку. Поощрение обговаривается заранее.

Дидактическая игра «Цепочка слов»

Цель: Упражнять детей в придумывании слов на заданный звук.

Описание: Вариант 1: Первый игрок называет любое слово. Следующий игрок придумывает слово на звук, каким заканчивалось слово первого игрока. И т. д. (коТ – торТ – танК – кастрюлЯ – яблокО – овЦы – цыплёноК и т. д.) Взрослый следит за правильностью называния слов.

Вариант 2: В эту игру можно играть, записывая своё слово. Первый игрок (или ведущий – взрослый) записывает слово на листе бумаги и передаёт лист следующему по очереди. Тот игрок записывает своё слово на звук, каким закончилось предыдущее слово и передаёт лист бумаги следующему. Продолжительность игры 15 – 20 минут (в зависимости от усидчивости детей). Взрослый следит за правильностью написания слов и выполнением  правила игры (называть слова на последний звук предыдущего слова).

Дидактическая игра «Кто напишет больше слов»

Цель: Упражнять детей в нахождении слов на определённый звук (или с определённым звуком). Упражнять в нахождении места звука в слове.

Описание: Вариант 1: Перед каждым ребёнком лист бумаги, желательно в широкую линейку, и простой карандаш. Водящий определяет время игры (15 – 20 минут), в течении этого времени дети будут записывать слова на предложенный водящим звук. По окончании игрового времени водящий – взрослый проверяет правильность написания слов (орфографические ошибки не учитываются, но исправляются при ребёнке, чтобы последний старался зрительно запомнить правильно написанное слово). В конце игры подсчитывается количество написанных слов у каждого ребёнка. Победителем становится игрок, написавший наибольшее количество слов.

Вариант 2: Водящий предлагает записывать слова с заданным звуком и подчёркивать звук в слове, тем самым определяя его место в слове (в начале, середине, конце слова). Побеждает тот, у кого написано больше всего слов.

Дидактическая игра «Разбери слово на звуки»

Цель: Упражнять детей в нахождении гласных звуков, в умении определять на слух мягкие и твёрдые согласные звуки, используя чтение слогов и слов.

Описание: Взрослый пишет 6 – 10 слов на листе бумаги и предлагает ребёнку разобрать слова на звуки. Сначала читается всё слово целиком. При разборе слова проще находить сначала гласные звуки (они при произношении тянутся, во рту ничего не мешается, обозначаются красным кружком). Далее следует предложить ребёнку прочитать первый слог и услышать первый согласный звук – как он звучит при чтении его с гласным звуком. Мягкий согласный обозначается зелёным кружком, твёрдый согласный – синим кружком.

Дидактическая игра «Найди звук в слове»

Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове.

Описание: Вариант 1: В начале игры определяется звук, который дети будут искать в словах. Взрослый называет слово с нужным звуком, ребёнок ищет его место в слове (в начале, середине, конце слова).

Вариант 2: Можно усложнить задание (если ребёнок легко справляется с первым вариантом игры), и предложить ребенку называть, который звук по счёту. Например, ищется звук «Ш». Шшшум – первый; маршшш – четвёртый; нашшш – третий и т. д.

Дидактическая игра «Составь слово»

Для игры необходимы буквы алфавита, желательно 2 – 3 набора. Подойдут так же буквы, вырезанные из бумаги (картона): гласные – красные, согласные мягкие – зелёные, согласные твёрдые – синие.

Цель: Закреплять знание букв. Упражнять в умении слышать мягкие и твёрдые звуки, а так же гласные звуки.

Описание: Вариант 1: Водящий называет слово (слово произносится чётко, выделяя все звуки), ребёнок выкладывает это слово буквами на столе. Водящий проверяет написание слова по звукам. Например, сок – СОК; липа – ЛИПА и т. д.

Вариант 2: Дети самостоятельно выкладывают разные слова, стараясь не повторяться. Водящий проверяет правильность написания слов.

Дидактическая игра «Разбери слова на слоги»

Цель: Упражнять детей в разделении слов на слоги. Закрепить знание правила: сколько в слове гласных, столько и слогов.

Описание: Вариант 1: Взрослый называет слово, ребёнок на слух делит его на слоги, произнося слово по частям. (Машина – ма-ши-на, кукла – кук-ла и т. д.)

Вариант 2: Взрослый пишет 6 – 8 слов на листе бумаги и предлагает ребёнку разобрать слова на слоги. Сначала читается всё слово. Определяется количество гласных звуков в слове. Слово произносится по слогам, разделяя слоги вертикальной чертой и подчёркивая каждый слог, произнося его.

МАШИНА  КУКЛА

Вариант 3: Дети выкладывают слово из набора букв и делят его на слоги, раздвигая слово.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры для логопедических занятий "Выбери букву С или Ш" и "Выбери букву Л или Р".

   Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. Обучающая и игровая цели взаимодействуют друг с другом и обеспечивают усвоение программного материала...

Дидактическая игра на произношение звуков м-мь, б-бь. Дидактическая игра " Кто ушёл? кто пришёл?"

Звуковая культура речи в увлекательном происшествие с потерявшимися домашними животными....

Тема: Дидактическая игра на произношение звуков м-мь, п-пь, б-бь. Дидактическая игра «Кто ушёл? Кто пришёл?»

Моё первое открытое занятие разработанное мной, которое проходило 01.12.2017года....

«Дидактические игры на произношение звуков м-мь, б-бь. Дидактическая игра «Ктоушёл? Кто пришёл?».

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи во второй группе раннего возраста...

Конспект ООД по развитию речи «Дидактические игры на произношение звуков м-мь, б-бь. Дидактическая игра «Кто ушёл? Кто пришёл?»

Формировать у детей умение чётко произносить звуки м-мь, б-бь в звукосочетаниях, различать на слух близкие по звучанию звукосочетания; совершенствовать память и внимание....

Нетрадиционное дидактическое пособие «По волнам звуков и букв»

Осознание звуковой структуры слова – необходимая предпосылка обучения грамоте. Звуковой анализ предполагает умения: дифференцировать звуки при восприятии на слух и в произношении; выделять в мно...

Дидактические игры на знания букв

Дидактические игры на знания букв...