Досуг в подготовительной группе. "Путешествие по русским народным сказкам"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

 

Досуг в подготовительной группе

Тема:  «Путешествие по русским народным сказкам»

 

 

 

Воспитатель

МБДОУ №3 «Тополёк»

ст. Фастовецкой

Шлык Н.Н.

 

 

Цели:

- закрепить знания детей о рус­ских народных сказках;

- продолжать учить составлять сюжетный рассказ по картине;

- расширять словарный запас, развивать интерес к художе­ственному слову, формиро­вать грамматическую и сти­листическую правильность речи;

- углублять и расширять знания о творчестве писателей, вос­питывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки;

- учить взаимодействовать меж­ду собой в диалогах, чутко ре­агировать на изменения в сценической ситуации;

- воспитывать любовь к русско­му народному творчеству.

Оборудование:портретыписателей К.И. Чуковского и П.С. Пушкина; иллюстрации к сказкам (два набора); игра «Рас­скажи сказку» (два набора); эм­блемы на две команды - зайчи­ки и белочки; сказка «Каприз­ка»; сказка В. Сутеева «Под гри­бом»; аудиокассета с записью «Танец маленьких утят»; костю­мы; декорации; жетоны (зеле­ные и красные).

 

***

Дети делятся на две коман­ды - «Зайчики» и «Белочки».

Ведущий объявляет правила соревнований:

- правильно и четко отвечать на вопросы ведущего, не переби­вая друг друга;

- внимательно слушать задания и вопросы;

- за каждый правильный ответ команда получает жетон.

Ведущий. Сказки пришли к нам с давних времен. Они пере­давались от дедушек и бабушек внукам и были всегда любимы детьми и взрослыми. Одни сказ­ки создавались народом, а другие сочинялись писателями. Мы с нами, дорогие ребята, слушали и читали много сказок. А сегодня проверим, были ли вы внима­тельными, сумеете ли вы сейчас узнать сказки и их героев. Начи­наем нашу викторину.

 

I задание

«Вспомни песню»

Ведущий.  Вспомните, пожа­луйста, песенки, которые пели герои народных сказок, и назо­вите их.

1. Какую песенку пел Коло­бок? (Я от бабушки ушел...).

2. Какую песню пела мама Коза? (Козлятушки, ребятушки, отоприте, отворите...)

3. Как приговаривала Лиса, сидя в заячьей избушке? (Как выскочу, как выпрыгну- полетят клочки по закоулочкам...)

4. Какой наказ давала Маша медведю? (Не садись на пенек, не ешь пирожок, неси бабушке, неси дедушке...)

 

II задание

«Узнай автора»

Ведущий. Имена этих писа­телей знакомы каждому. Многие ребята знают их произведения наизусть. Скажите, кто придумал:

- Балду и попа;

- царя Салтана и царевича Гвидона;

- золотую рыбку и жадную старуху?       (А. С.Пушкин)

- Тараканище;

- Мойдодыра;

- краденое солнце;

- Федорино горе.           (К. И. Чуковский)

 

Молодцы! А теперь вспомним сказки.

 

III задание

«Угадай сказку»

Ведущий задает равное коли­чество вопросов обеим командам.

Команде «Зайчики»

1.            Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах.            «Сказка о царе Салтане».

2.            Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?       («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».)

3.         В какой сказке судьбу геро­ев решили стрелы? («Царевна- лягушка».)

4. В какой сказке лебеди добрые? («Гадкий утенок».)

5. В каких сказках живут маленькие герои? («Дюймовочка» и «Мальчик-с-пальчик».)

 

Команде «Белочки»

1.         Верный сторож как со сна

Шевельнется, встрепенется,

К той стороне обернется

И кричит: «Кукареку!

Царствуй, лежа на боку».           («Сказка о золотом петушке».)

2.            Отпусти ты, старче, меня

в море,

Дорогой за себя дам откуп,

Откуплюсь, чем только

пожелаешь.         («Сказка о рыбаке и рыбке».)

3. В какой сказке мерили обувь девушки? («Золушка».)

4. В какой сказке лебеди злые? («Гуси-лебеди».)

5. Почему в изумрудном городе все зеленое? (Потому что все ходят в зеленых очках.)

Молодцы! Давайте немного отдохнем.

 

IV задание

Физкультминутка

Дети танцуют под музыку «Танец маленьких утят».

Ведущий. Отдохнули? Продолжаем нашу викторину.

 

Прижимаются с обеих сторон.

Кот. Ага...

Пес. Ого...

Матрешка. Что «ага» и что «ого»?

Пес. Определенно!

Кот. Это самое!

Матрешка. Что  вы говорите?

Пес и Кот шепчутся.

Пес. Хорошо. Так и быть. Скажем тебе па секрету.

Кот. Только никому не говори.

Матрешка. Никому не скажу! Но что?

Пес. Ты проглотила Капризку.

Кот. Он летал тут и залетел тебе в рот, когда ты плакала.

Матрешка. Я?! Проглотила Капризку?! А какой он?

Пес

Он сердитый, не умытый,

Бука-злюка,

Страшный зверь!

Кот

Бука-злюка,

Любит скуку,

Он влетелк тебе теперь.

Пес(указывает на живот и спинку)

Тут он, тут он,

Рядом, близко,

И зовется  он Капризка!

Кот. Он влетел к тебе, а ты стала сама Капризкой!

Матрешка. Не хочу быть Капризкой!

Пес. Тогда скажи весело и хо­рошо: «Я не хочу быть Каприз­кой и не буду больше капризни­чать. Капризка, уходи вон!».

Кот. Вылетел!  Вон,  поле­тел - Капризка. Гоните его, гоните!

Бегут, машут  лапами.

Матрешка. А куда он поле­тел теперь?

Пес. Искать ребят, которые стоятс открытыми ртами, плачут и кричат. Залетит он к ним в рот, и они станут Капризками!

Матрешка.  Я больше не буду плакать и открывать рот.

Пес, Кот и Матрешка (вместе)

Лучше съешьте вы ириску илисладких сухарей.

А капризку, а капризку

Прочь гоните поскорей! (2 раза)

В заключение досуга подводят итоги конкурсов (подсчитывают количество жетонов, «заработан­ных» командами), выбирают об­ладателя лучшего костюма, на­граждают победителей, выносят сладкое угощение для детей.

 

V задание-игра

«Расскажи сказку»

Дети рассказывают сказки:

- «Маша и медведь»;

- «Заюшкина избушка»;

- «Мужик и медведь»;

- «Лиса и волк».

 

VI задание

«Рассказ по картинке»

Ведущий. Сейчас я раздам вам конверты, в которых находятся иллюстрации к сказкам. Вы должны угадать, из какой они сказки.

 

VIIзадание

«Конкурс домашних заданий»

Инсценировка сказки В. Суте­ева«Под грибом» исполняет ко­манда «Белочки», сказку «Кап­ризка» - команда«Зайчики».

 

Сказка «Капризка»

(пример инсценировки)

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА Матрешка, Пес, Кот.

 

Матрешка

Не хочу я руки мыть!

Не хочу я кушать!

Целый день я буду ныть,

Никого не слушать.

Пес. Что случилось с нашей Матрешкой? Она плачет, кричит и ничего не хочет делать!

Кот. Пойдем к ней, поговорим, утешим.

Пес. Матрешка, пойдем гулять. Смотри какая хорошая погода!

Матрешка. А я хочу пло­хую! Пусть идет дождь!

Кот. Но тогда ты промок­нешь...

Матрешка. Хочу промок­нуть!

Пес. Может быть, ты кушать хочешь? Я принесу тебе...

Матрешка. Ничего не хочу: ни котлет, ни конфет, ни чаю, ни молока, ни какао!

Кот. Может быть, ты мороже­ного хочешь? Сливочного? Шо­коладного? Клубничного?

Матрешка. Ни мороженого, ни пирожного!

Пес. Может быть, тебе холод­но? Принести платок?

Матрешка. Мне не холодно и не жарко! И мне ничего не надо!

Кот. А почему ты плачешь и кричишь?

Матрешка

Почему я все кричу?

Вам какое дело?

Ничего я не хочу,

Все мне надоело! У-у-уу...

Пес. Может быть, ты больна? Скажи: «А-ааа».

Матрешка. Бее-ее!

Кот. Дыши...

Матрешка. Сами дышите.

Пес. Сейчас мы тебя послу­шаем.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного досуга для детей средней группы «Путешествие в мир русских народных игр»

Задачи:1 .Вызвать у детей интерес к русским народным играм, желание играть в них.2.Упражнять в выполнении основных видов движений через игровые задания.3.Доставить детям радость.4.Воспитывать умение д...

Конспект проведения занятия-досуга во 2 младшей группе по русской народной сказке «Рукавичка»

Цель: участвовать в совместных играх, изображать характерные особенности поведения персонажей.Задачи: Уметь изображать повадки животных. Знать кто как кричит.Воспитывать дружеские отношения, уметь дей...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе «Викторина по русским народным сказкам и показ сказки «Капризка»»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе«Викторина по русским народным сказкам и показ сказки «Капризка»»   Р...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в мир русских народных и авторских сказок"

В документе представлен полный конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Занятие для закрепления народных и авторских сказок поможет актуализировать знания детей, закрепить детских ...

Конспект музыкально-тематического занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну русских народных музыкакльных инструментов»

Музыкально - тематическое занятие в подготовительной группе "Путешествие в страну русских народных инструментов"...


 

Комментарии

Конспект семинар – практикум для родителей «Играем ручками и пальчиками под фольклор» Цель: Построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых. Задачи: Формировать у родителей элементарные представления о роли мелкой моторики в психофизическом развитии ребенка. Научить элементам фольклорной пальчиковой гимнастики, для развития внимания, памяти. Продолжать развивать и активизировать речь детей с помощью фольклора (потешек, прибауток, пальчиковых игр). Материал: Пластилин, карандаши, пористые губки, резиновые мячи с шершавой поверхностью, резиновые кистевые эспандеры. Ход: Беседа с родителями: - Сегодня мы собрались, чтобы поговорить с вами об одном из аспектов этой проблемы — о развитии мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Кто-то из вас лишь мельком слышал о значимости развития мелкой моторики, кто-то имеет более углубленные знания по этой теме. Наша задача — донести до каждого из вас важность развития руки ребенка. Вопросы: Занимались ли Ваши родители с Вами пальчиковой гимнастикой? Как? Как вы играете с пальчиками Вашего ребенка? Для чего вы это делаете? «Рука – это вышедший наружу мозг человека» Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи». Поэтому уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает (ребенок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кисточкой, пластилином), то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь, но и не оставляйте все как есть, надеясь, что со временем ваш ребенок догонит сверстников. Это ошибочная позиция. Ребенку необходима ваша помощь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки. Слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать. Что дает пальчиковая гимнастика детям? • Способствует овладению навыками мелкой моторики. • Помогает развивать речь. • Повышает работоспособность коры головного мозга. • Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение. • Снимает тревожность. - Итак как же можно соединить фольклор и руки, да конечно с помощью пальчиковых игр- потешками, закличками. Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками). Например: «Сорока белобока». Сорока-белобока Кашу варила, (крутить пальчиком по ладошке) Деток кормила: - Этому дала, Этому дала, (загибать поочередно пальчики, все кроме - Этому дала, указательного) А этому не дала: (пошевелить указательным пальчиком) Ты в лес не ходил, Дров не рубил, Воды не носил, Печь не топил - (разгибать поочередно пальчики) Не дам тебе кашки! (погрозится указательным пальчиком) Заклички – обращения к явлениям природы (солнцу, дождю, ветру). Например: «Солнышко - ведрышко» Солнышко – вёдрышко, (растопырить пальцы обеих рук) Выгляни в окошко, (изобразить «Окошко») Твои детки пляшут, (шевелить пальчиками) По камушкам скачут, (стучать пальчиками по столу) - Давайте и мы с вами поиграем: Движение самомассажа: ~ потирание ладоней, пока не появится между ними тепло, как сгусток положительной энергии, и сбрасывание её на лицо мягкими ладонями. ~ постукивание кончиком пальца одной руки по фалангам указательного пальца другой. ~ шевеление пальчиков (сначала на одной руке, потом на обеих). ~ поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью другой руки, а затем – без помощи другой руки. Например: «Этот пальчик» Этот пальчик хочет спать, (загибание пальцев, начиная с мизинца) Этот пальчик – прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж уснул, Этот пальчик – давно спит. (большой палец уже загнут) Тише, тише не шумите, Наши пальчики не будите. Встали пальчики! Ура! В детский сад идти пора! (растопырить пальцы и пошевелить ими) Хлопки: ~ обычные. ~ хлопки, когда сначала сверху одна ладонь, потом другая. ~ хлопки ладонями, сложенными чашечками. - Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно, в детском саду и дома, во дворе, во время выездов на природу. Во время занятий учитывайте индивидуальные особенности вашего ребенка, настроение, желания и возможности. То, что кажется простым для нас, взрослых, очень сложно и трудно выполнить детям. Первые неудачи могут вызвать разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, — это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям. Приступив к занятиям, не забывайте, что вы — самый родной и близкий человек для вашего ребенка, и чувство эмоциональной защищенности не должно покидать вашего малыша ни на миг. - Возьмите в руки пластилин, помните и слепите, что хотите. Пластилин прикасается к каждой точке ваших пальцев и ладоней, массажирует и стимулирует их. Он дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Ребенок учится отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска, скатывать круговые движения между ладонями, надавливать на пластилин. Кусочки пластилина Катает наша Зина, Шарики, колбаски, И оживают сказки. Пальчики стараются, Лепят, развиваются. - Возьмите карандаш и покатайте между двух ладоней шестигранный карандаш. Рисование — занятие любимое всеми детьми и очень полезное. Важно следить за тем, чтобы ребенок правильно держал карандаш. Обучайте рисованию прямым и круговым движениям (солнышко с лучиками), капающий из тучки дождик (штрихи, точки). В настоящее время продается много разнообразных раскрасок с интересными заданиями. Очень хорошо, если вы родители не просто покупаете своим детям раскраски, а выполняете задания вместе с ними, учите правильно подбирать цвета, аккуратно закрашивать. Карандаш в руке катаю, Между пальчиков верчу Непременно каждый пальчик Быть послушным научу! - Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку ребенка, я учу детей на материале детского фольклора разнообразным выразительным движением: ~ медведь: (ходьба на внешней стороне стопы, руки полусогнуты в локтях перед собой). ~ лиса: (ходьба на носках крадучись, плавные движения кистями рук перед собой). ~ тигр: (обычная ходьба, кисти рук перед собой, округлены, пальцы растопырены). ~ волк: (обычная ходьба, руки перед грудью и соединены между собой в запястье, одна ладонь над другой, пальцы размыкаются и смыкаются). Пористые губки, резиновые мячи с шершавой поверхностью, резиновые эспандеры тоже прекрасно массажируют и развивают кисти рук (предлагается родителям попробовать). В заключении хочется отметить, что детям фольклор близок и интересен. А мы взрослые помогаем, приобщиться к нему. Детский фольклор помогает нам в установлении контакта с детьми, создание благоприятного условия для обучения детей выразительной речи и выразительных движений. И в том, что только совместными усилиями мы поможем каждому ребенку активно развиваться, тренировать руку. Играть с пальчиками рук можно с родителями и друзьями, и дома, и в гостях, и на улице, и даже в транспорте. Исходные положения для выполнения этих упражнений можно выбирать разные: стоя, сидя на стуле, на полу, в «позе факира». И очень надеюсь, что я смогла вас убедить в значимости развития руки для ребенка. Спасибо всем за внимание!