Развитие связной речи средствами театрализованной деятельности у дошкольников с ОНР.
статья по развитию речи по теме

Одним из важнейших факторов, стимулирующих развитие связной речи у детей с ОНР, является  театрализованная  деятельность,  самый распространенный вид детского творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие связной речи средствами театрализованной деятельности

у дошкольников с ОНР.

Я работаю в старшей группе компенсирующей направленности  для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Основным речевым нарушением, с которым дети поступают в логопедическую группу, является общее недоразвитие речи. То есть у дошкольников с нормальным слухом и сохранным интеллектом нарушены все компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематическое восприятие, лексико-грамматическая сторона речи, и как следствие, связная речь.  Наличие у таких детей вторичных нарушений познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения), недоразвитие общей и мелкой моторики создают дополнительные трудности в овладении навыками связной, грамотной, выразительной и эмоциональной речи у дошкольников с ОНР.  
       Одним из важнейших факторов, стимулирующих развитие связной речи у детей с ОНР, является  театрализованная  деятельность,  самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, доставляет радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому и речевому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры.

       Целью использования театрализованной деятельности в коррекционной работе с детьми с ОНР является  создание условий для развития речевых и творческих способностей у детей с нарушением речи. 

 Работая по данной теме,  решаю  следующие коррекционные задачи:

  1.  Обогащать, уточнять и активизировать  словарный запас;
  2.  Закреплять правильное произношение поставленных звуков;
  3.  Упражнять в использовании вербальных и невербальных выразительных средств общения;    
  4.  Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи в процессе театрально-игровой деятельности;
  5.  Воспитывать культуру речевого общения.
  6.  Развивать познавательные процессы, мелкую и общую моторику.

Театрализация сказок предполагает большой объем предварительной работы. Мы знакомим детей с литературными произведениями, обращаем внимание на характер героев, изображаем сюжеты, персонажей сказок в различных видах художественной деятельности. Музыкальная, изобразительная, конструктивная деятельности являются составляющими компонентами театрализованных игр.

Работа по данной теме проводится в системе и взаимосвязи со всеми специалистами детского сада. Распределяя роли, мы с учителем-логопедом учитываем речевые возможности каждого ребёнка. При подборе текстов сказок стараемся избегать звуков, которые дети ещё не умеют произносить правильно, и сложных по структуре слов (иногда даже заменяем слова на более лёгкие).

Начинаю разучивать стихи, сказки, инсценировки после проведения тщательной словарной работы, когда тексты станут понятны каждому ребёнку. Дети с тяжёлыми речевыми нарушениями с трудом усваивают новый материал, у них недостаточно развито произвольное внимание, заученное наизусть они быстро забывают, даже в коротких четверостишиях  переставляют слова, заменяют их другими словами или опускают.

При подборе песенного и танцевального материала музыкальный руководитель подбирает  небольшие по объёму и мелодичные произведения в спокойном темпе.

 Педагог по физической культуре на своих занятиях использует сюжеты сказок, включает элементы театрализованной деятельности для развития выразительности, пластичности и координации движений. Игровая деятельность, используемая на занятиях, помогает развивать творческое мышление, произвольное внимание, воображение детей.

Родители не находятся в роли сторонних наблюдателей или обычных зрителей. Привлекаю их к работе над театрализацией. Совместно с детьми они читают произведения, просматривают видеофильмы, рекомендованные педагогами по теме. Это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир, а главное учит членов семьи взаимопониманию, сближает их.

На начальных этапах работы с детьми с ОНР основными исполнителями являются взрослые, дети принимают лишь посильное участие. Стараюсь дать возможность выступить каждому ребёнку даже с самой маленькой ролью. Создавая образ, они  учатся преодолевать не только речевые трудности, но и справляться с застенчивостью.

        Работа над связной речью посредством театрализованной деятельности проводится поэтапно.

        На первом этапе систематически выполняются игровые упражнения, направленные на выработку мимики и пантомимики. Благодаря этому движения приобретают большую уверенность и управляемость. Дети начинают легче переключаться с одного движения на другое.

        Предлагаю  следующие игровые упражнения: «Съешь кислый лимон…», «Рассердись на драчуна…»,  «Испугаться злого волка…», и др.

        На втором этапе вводятся игры и упражнения на развитие дыхания и  речевого аппарата, правильной артикуляции, такие как: «Салют в стакане», «Волшебный телефон», «Подуй на снежинку»,  «Песенка шарика», «Песенка водички» и др.

- для развития интонационной выразительности, силы голоса и четкой дикции предлагаю такие игры как «Чудо-лесенка», «Громко-тихо», «Скажи как большой медведь, как маленький медвежонок» и проговаривание различных скороговорок сначала в медленном, затем в быстром темпе.

       На третьем этапе мы переходим к драматизации стихов, прибауток, потешек. Например, потешки «Курочка-рябушечка», «Гуси, вы, гуси!», «Тень-тень-потетень». Дети разыгрывают их, используя настольный или пальчиковый театр.

      На четвертом этапе мы переходим к более сложному виду деятельности - драматизации рассказов и сказок. Для этого подойдут сказки «Курочка Ряба», «Волк и козлята», рассказы: «Как Маша стала большой» (по Е. Пермяку), «Маша обедает» (С.Капутикян), «Как собака себе друга искала» (мордовская сказка) и др. Дети разыгрывают небольшие по объёму тексты как актеры, используя маски или элементы костюмов. Один и тот же текст подойдет для разных инсценировок.

      Инсценирование сказок очень увлекает детей. Они начинают импровизировать, наряжаться, обыгрывать ту или иную сценку в самостоятельной  деятельности.

      Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причём – в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.

       Полученный положительный эмоциональный заряд от показа мини-спектаклей, приобретённая вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать своё поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи средствами театрализованной деятельности.

В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки, чуда, ощущения беззаботного детства. Окунаясь в мир театра, мы можем дать такую возможность ребёнку, который сам по себе является ...

опыт работы по теме "Развитие связной речи средствами театрализованной деятельности"

Идея изменить формы и методы работы с детьми связана, прежде всего, с тем, что следуя социальному  заказу родителей у современных детей стоит развивать:-адекватное восприятие широкого мира визуал...

Проект " Развитие связной речи через театрализованную деятельность дошкольников "

Цель проекта: Развитие связной речи и эмоциональности у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.Задачи для детей:- Развитие связной речи...

«Развитие связной речи средствами театрализованной деятельности»

С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Немаловажная роль в этом принадлежит театру. Театрализованная деятельность является одним из главных методических средств, для решения комплекса...

«Развитие связной речи средствами театрализованной деятельности» презентация

laquo;Природа театра и его искусства сплошь основана на общении действующих лиц между собою и каждого с самим собою, на сцене происходит взаимное и непрерывное общение, так как игра артистов состоит ...

Проект " Развитие связной речи через театрализованную деятельность дошкольников "

Вид проекта: познавательно-творческий.Продолжительность проекта: долгосрочный проект, сенябрь-март.Участники проекта: дети подготовительной  к школе группы,  родители, воспитатель.Возраст де...

«Развитие связной речи средствами театрализованной деятельности в старшей группе»

Развитие связной речи – одна из основных и главных задач детского сада. Связная речь – смысловое развёрнутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Оно вбирает в себ...