Развитие связной речи средствами театрализованной деятельности.
материал (подготовительная группа) на тему

В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки, чуда, ощущения беззаботного детства. Окунаясь в мир театра, мы можем дать такую возможность ребёнку, который сам по себе является чудом. И идя вместе с ним дорогой театрального искусства, у нас появляются неограниченные возможности в речевом развитии детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obob_opyta_po_teatru.docx37.31 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность.

        Современная школа предъявляет высокие требования к будущим ученикам.   

        Многие дети, придя в школу, испытывают затруднения у доски, понимая материал, не могут пересказать его, не могут подобрать подходящее слово неправильно строят предложения, говорят невнятно.

        Очень важно научить будущего школьника выражать свои мысли грамотно, последовательно, точно, выделяя главное в своём рассказе, т.е. говорить связно.

        Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок сможет давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно, полно и аргументировано излагать свои мысли, воспроизводить содержание текстов из учебников, писать сочинения.

        Связная речь является основным показателем умственного развития дошкольника, средством общения со сверстниками и взрослыми, необходимым условием успешного обучения в школе.

        Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это полиморфная (многообразная) деятельность.

        Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи: лексической, грамматической, фонетической. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому, очень важно создавать условия для связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. И именно поэтому развитие связной речи у детей дошкольного возраста является одной из основных задач детского сада.

Обоснование авторской идеи.

   

         Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я провела первичную диагностику, чтобы выявить, уровень компетенций детей по речевому развитию. У 80% воспитанников был выявлен низкий уровень развития связной речи. Дети не могли составить описательный рассказ даже при помощи воспитателя. На вопросы не давали развернутых ответов, отвечали односложно. При изложении повествования наблюдалось нарушение логической последовательности, скудность изложения, ограниченность и неполноценность лексических средств языка. Таким образом, выявилась проблема: развитие связной речи не соответствует возрасту. Кроме этого наблюдение за детьми в совместной деятельности выявило наличие проблем психологического характера, связанных с общением: скованность, зажатость, неуверенность во время публичных выступлений.

         Оценка исходного состояния выявленной проблемной ситуации определило необходимость поиска новых форм работы.

         Такой формой мною была выбрана театрализованная деятельность, как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, позволяющее решить большинство речевых проблем, за счёт того, что, театрализованная деятельность является разновидностью, ведущей (игровой) деятельности.

         Вопросы, поставленные детям при подготовке к театрализации, побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется.
        В театрализованной деятельности используются приемы подбора синонимов к характеристикам героев сказок (зайчик в сказке «Заюшкина избушка» - трусишка, маленький, жалкий, косой, серенький, слабый; лиса – хитрая, обманщица, плутовка, злая; петух – храбрый, голосистый, удалой), отдельных предметов (избушка лубяная – деревянная, из досок, бревен, теплая, прочная, не растает; ледяная – холодная, не прочная, снежная, весной растает.
       Параллельно обогащается детский словарь. Проводятся дидактические игры типа «Чего не стало», «Что игрушка рассказывает о себе», «Угадай игрушку» в которых привлекается внимание детей к отдельным признакам объектов, описываются игрушки, дети ищут, что описано. Так, в играх «Чего не стало», «Угадай игрушку» дети учатся подбирать существительные соответствующие предмету, объекту: заяц, медведь, колобок… В игре «Что игрушка рассказывает о себе?» дети подбирают прилагательные, характеризующие соответственную игрушку: медведь – неуклюжий, косолапый, добрый, большой, мохнатый; колобок – круглый, румяный, душистый, веселый, свежий; существительные соответствующие месту нахождения игрушек – персонажей: заяц в норке, в избушке, в теремке, в лесу; колобок – в печи, на окне, в домике.
   
       Велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи.

           Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Затем из стихотворения можно создать целый мини - спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.

          Заученные во время подготовки к спектаклю литературные образцы речи дети используют в последствии как готовый речевой материал в свободном речевом общении. Происходит практическое усвоение формальной и содержательной стороны речевой коммуникации.

        Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Психолог и философ, член-корреспондент АН СССР C.Л. Рубинштейн (1889—1960) в труде «Психология речи» писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам». Выразительность он рассматривал как качественную характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. Соответственно использование детьми разнообразных средств выразительности речи - важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.

         Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

          Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.

           Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц.

            Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия в дошкольных образовательных учреждениях. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью.

             Всё вышесказанное дает основание утверждать, что применение театрализованной деятельности повышает эффективность развития связной речи детей дошкольного возраста.

            Определившись с формой работы, я поставила цель и определила задачи.

Цели и задачи

Цели:

Развитие связной речи у дошкольников средствами театрализованной деятельности.

Задачи:

  1. Стимулировать активную речь за счет расширения словарного запаса.
  2. Развивать связную, грамматически правильную, выразительную диалогическую и монологическую речь.
  3. Совершенствовать артикуляционный аппарат.
  4. Развитие звуковой и интонационной культуры речи.
  5. Формирование позитивных установок к различным видам творчества.
  6. Овладевать навыками общения и коллективного творчества.

Технологичность опыта.

Работа с детьми строилась мною в трёх блоках:

I. Организованная деятельность

- Занятия студии «Юный театрал»;

- показ спектаклей и участие в конкурсе «театральная неделя»;

- игры-драматизации;

II. Совместная деятельность

- индивидуальная работа по театрализованной деятельности;

- речевая гимнастика;

- заучивание скороговорок, чистоговорок, игры на развитие дыхания;

- конкурсы чтецов;

- чтение и обсуждение сказок, разбор характеров героев;

- сочинение и рисование сказки;

- просмотр видеозаписи показанных сказок с комментарием;

- показ презентации и диафильмов;

- встречи с интересными людьми;

- посещение театра.

- сюжетно-ролевая игра.

III. Самостоятельная деятельность

- игры-драматизации, показ спектаклей по инициативе детей в специально организованной предметно-пространственной развивающей среде.

- спонтанные концерты;

     Театрализованная деятельность в нашем ДОУ проводится в виде занятий студии «Юный театрал», в основу которой положена авторская программа Э.Г. Чуриловой «Арт-фантазия», методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. - М: Владос, 2003.

     Занятия студии «Юный театрал» проводятся в соответствии с учебным планом и расписанием непосредственной образовательной деятельности. Занятия проходят один раз в неделю во вторую половину дня. На этих занятиях задания предлагаются в виде театральных и речевых игр: «Телеграмма», «Что мы делали не скажем, а что делали покажем», «Иностранец», «Узнай по голосу», «Весёлые обезьянки», «Телепаты», выполняем артикуляционную гимнастику, готовим сказки для показа зрителям.

        Работа студии позволила мне в организованной деятельности решать многие речевые задачи. Так в процессе знакомства с культурой и техникой речи у детей развивается и укрепляется речевой аппарат, улучшается дикция, точное и чёткое произношение гласных и согласных звуков, расширяется диапазон и сила звучания голоса, дети учатся пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния. Разные театральные игры учат детей вести себя на театральной площадке естественно, владеть своим телом, развивают способность создавать образы с помощью жеста и мимики, строить диалог между героями. Знакомство с основами театрального искусства расширяет кругозор и пополняют пассивный и активный словарь детей.

      Работа над спектаклями и показ их зрителям помогает преодолеть страх выступления перед большой аудиторией. Работу я начинаю с отбора художественного произведения, т. к далеко не каждое подходит для драматизации. Необходимо учитывать, что детей дошкольного возраста, прежде всего, привлекают динамичный и занимательный сюжет, наличие диалогов, коротких монологов, яркий художественный язык. Произведения должны быть близки детям по содержанию, легки для воплощения; важно, чтобы в них были выражены переходы от одного события к другому, чтобы персонажи были наделены активными действиями. Особенно любят дошкольники народные сказки. Для них характерны драматический конфликт, острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, короткие и выразительные диалоги, простота и образность языка. Дети с большим удовольствием драматизируют такие сказки, как «Лиса, заяц и петух», «Лисичка со скалочкой», «Волк и семерок озлят» «Теремок» и др. Очень привлекают детей произведения с веселым сюжетом, где главными действующими лицами являются животные-детеныши, например, «Цыпленок и утенок», «Кто сказал «мяу», «Мышонок и карандаш».

        Всю подготовительную работу по подведению детей к драматизации осуществляю поэтапно. Вначале в процессе чтения и рассказывания произведения знакомлю детей с текстом. В дальнейшем упражняю в пересказе, импровизации диалогов. Для лучшего понимания образа предлагаю детям нарисовать героев сказки, подобрать для каждого героя прилагательные, характеризующие их. Задачей на этом этапе является формирование у детей желания принять участие в игре, интереса к нему, к тому, что надо делать, куда идти, что говорить. Постепенно для детей становится существенным не только то, что надо выполнять, но и как выполнять.  Пройдя все начальные этапы, распределив роли и выучив текст, мы работаем над выразительностью речи, неуверенность и скованность движений сглаживается по мере того, как приобретается уверенность. Дети активно помогают и предлагают свои варианты выполнения той или иной сцены. Для большого показа (в зале перед большой аудиторией) подключаю родителей, они готовят костюмы и декораций, задействую хореографа и музыкального работника. В результате нашу сказку украшают песни и танцы.  

      Каждый год в нашем детском саду проходит конкурс «В гостях у сказки». Как правило, в этом показе участвуют все дети. Зрителями таких сказок являются родители и дети других групп.  В 2013 году мы с детьми ставили сказку «Золушка» и заняли по садику 1 место в номинации «Лучшая режиссёрская работа».

       Игры-драматизации проходят согласно циклограмме в вечернее время. За основу берутся русские народные сказки, стихи-диалоги, потешки, игры и упражнения творческого характера, за счёт чего пополняется активный словарь детей, развивается диалогическая и монологическая речь, грамматический строй. А также эти игры и упражнения позволяют раскрепостить детей, совершенствовать актёрские навыки – мимику, жест, пантомиму.

           

         В работе с детьми я использую проектную деятельность. В феврале был проведён краткосрочный проект «Виды театра», название говорит само за себя, итоговым продуктом этого проекта стал альбом «Виды театра», в который вошли детские рисунки, фотографии, описание различных театров.

Учитывая разный речевой уровень детей, много времени уделяется индивидуальной работе, особенно с теми, кто малоактивен на занятиях. Это разные упражнения, позволяющие ребёнку открыться и вести себя смелее на публике, а также решать разные речевые проблемы: укрепление речевого аппарата, а соответственно улучшение дикции, развитие выразительности речи и работа над интонацией, умение строить диалог (артикуляционная гимнастика, диалогические скороговорки, «Придумай диалог сказочных героев», «Вкусные слова», «Сочиним вместе сказку», «Чудо лесенка»).

          Речевая гимнастика, заучивание скороговорок, чистоговорок, игры на развитие речевого дыхания проводятся во время работы студии, на НОД по развитию речи и подготовке к обучению грамоте, а также в утренний отрезок времени по циклограмме – ЗКР.

      Участие в конкурсе чтецов помогает детям не стесняться, рассказывать с выражением стихи, подготовленные дома. А также прививают культуру публичных выступлений: дети выходя на сцену, становятся красиво, выпрямляются, убирают руки из карманов, а закончив чтение, делают аккуратный поклон. Активное участие родителей показывает их заинтересованность в успехе детей. Приготовленные призы дополнительно стимулируют детей к участию в конкурсе.

           

       Чтение и обсуждение сказок обогащает речь детей, знакомит со стилистическим богатством русского языка, помогает лучше понять характеры героев, их настроение.  Такой работой мы занимаемся на НОД по развитию речи, литературе, а также во время  чтения художественных произведений.      

       В тесной связи с чтением художественной литературы идёт сочинение и рисование сказки, точнее является логическим её продолжением, которое помогает понять структуру сказки, а также лучше представить сказочный сюжет  и вжиться в роль.

       Просмотр видеозаписи показанных детьми сказок позволяет обратить внимание детей в корректной форме, разумеется, на сделанные ранее ошибки, как в прочем и на положительные моменты. Дети наглядно могут увидеть, как неприглядно смотрится герой, стоящий к зрителю спиной или выполняющий ненужные движения, насколько украшает сказку и привлекает внимание герой, говорящий громко, с интонационной выразительностью, не стесняющийся зрителей.

       

      Показ презентации и диафильмов – голословный рассказ никогда не будет иметь такого эффекта, как наглядность. Презентации и диафильмы дают возможность ребёнку заглянуть туда, где в реальной жизни он не может оказаться, по крайней мере на данный момент. Дети знакомятся с видами театров, оказываются за кулисами, могут наглядно посмотреть и понять значение множества новых театральных терминов. В результате расширяется кругозор, пополняется словарь и, как следствие, развивается речь.

      Хоть мы живём не в большом городе, а в сельской местности, и у нас есть интересные творческие люди, с которыми мне очень приятно знакомить детей.   Встречи с интересными людьми – это традиция, предусмотренная в программе «Радуга». И этой традиции мы неукоснительно следуем. Частые встречи с библиотекарем Любовью Михайловной знакомят детей с миром книг, и не только: с ней мы поём под гитару, знакомимся с поэтами и писателями, водим хороводы, смотрим спектакли, которые она готовит специально для нас со старшими детьми, и даже участвуем в них и многое другое. Запомнилась мне и детям встреча с клубным работником Светланой Сергеевной, очень активной и деятельной женщиной, которая имеет режиссёрское образование. Она познакомила нас с разными театральными терминами, показала и рассказала устройство сцены, дала возможность детям переодеться в костюмы и разыграла с нами сказку «Теремок». Такие яркие встречи надолго остаются в памяти детей, они обогащают внутренний мир детей и дают толчок к дальнейшему развитию.

     

         Так как у нас нет возможности выезжать в город и посещать театр, мы приглашаем его к себе. Каждый год примерно один раз в месяц они приезжают к нам с представлением. Наш детский сад сотрудничает с театрами «Гулливер» («Сказки по телефону» Джанни Родари, «Знаменитый утёнок Тим», «Цыплёнок идёт в Куд-кудаки»), а также с театром ростовых фигур «Кругозор». Дети видят работу настоящих профессионалов, свободно двигающихся и общающихся со зрителем, слышат эмоциональную выразительную речь, а также получают много положительных эмоций.

         

        Сюжетно-ролевая игра правильно организованная и направленная, также помогает мне в развитии связной речи. Организуя сюжетные игры на театральную тематику, в которых дети могут взять на себя роли театральных деятелей: это и режиссёр, и гримёр, и костюмер, ну, и, конечно, роли актёров, я помогаю детям научиться взаимодействовать между собой, договариваться, самостоятельно организовать пространство и развить сюжет, что тоже не так просто.

   

         Для организации самостоятельной деятельности детей создана специальная предметно - пространственная среда: в группе имеется центр театрализованной деятельности «В гостях у сказки»: он содержит сцену, ширмы: большую и малую, разные виды театра: пальчиковый, теневой, театр Би-ба-бо, настольный, плоскостной на фланелиграфе, конусный, уголок ряженья с элементами костюмов и масками. Всё это находится в доступном для детей месте.

   

        Спонтанные концерты возникают по инициативе самих детей, в свободной деятельности, воспитатель лишь помогает в организации. Дети читают стихи, поют, танцуют, показывают сказки. Благодаря такому виду деятельности обогащаются навыки театрально-исполнительской деятельности у детей, в группе создаётся атмосфера творчества, улучшаются речевые качества.

       

          С детьми мы изготавливаем маски, атрибуты для театра. Привлекая детей к работе, я вызываю у них интерес к театрализованной деятельности.

     

        Сотрудничество с родителями является важным фактором формирования у детей интереса к театрализованной деятельности.

     

       С родителями использую следующие формы работы:

- проектная деятельность (Был проведён долгосрочный проект «Семейный театр, рассчитанный на 3 месяца с февраля по апрель месяц 2014 года. В рамках этого проекта проведены несколько встреч, на которых я знакомила родителей и детей с разными видами театра, в том числе и теми, которые мы используем в детском саду. На этих встречах родители показывали сказки детям, а дети родителям; провела анкетирование (результаты приведены ниже), были подготовлены консультации, мастер-класс по изготовлению атрибутов для семейного театра.

Итоговым продуктом этого проекта стал показ сказки «Красная шапочка» в апреле 2014 года.

- анкетирование (Анализ анкет на тему «Информированность родителей о театральной деятельности детей в ДОУ» выявил следующие результаты: 30% родителей знакомы с данным видом деятельности, 15% знакомы частично, 55 % не знакомы с работой по театрализованной деятельности в детском саду. Данное анкетирование показало уровень информированности родителей на данную тематику, по результатам которого я спланировала дальнейшую работу).

- игротека (подборка игр, упражнений для проведения на семейных праздниках – такие игры как «Волшебная корзинка», «Вкусный подарок», «Кругосветное путешествие», «Моя сказка», «Диалоги между сказками» и др., игротека пользуется большой популярностью).

- информация для родителей (консультации «Развитие детей в театрализованной деятельности», "Значение театрализованной деятельности для развитие речи ребенка" эти консультации были помещены в уголок родителей в феврале и марте 2014 года)

- мастер- класс по изготовлению атрибутов для пальчикового театра, проводился в рамках проекта. Родители самостоятельно изготовили пальчиковых кукол и поучились действовать с ними.

Свой опыт работы я обобщила и представила в педагогическом коллективе ДОУ.

Для педагогов были подготовлены:

- консультации "Значение театрализованной деятельности для развитие речи ребенка", «Игра-драматизация - как средство развития связной речи у детей старшего возраста»,

- проведён мастер-класс «Театрализованные игры, способствующие развитию связной речи»; были подготовлены и розданы памятки с театрализованными играми.

- обобщила опыт работы в мае месяце на районном методическом объединении, прошедшим на базе нашего детского сада на тему «Театрализованная деятельность как средство формирование связной речи у старших дошкольников» и показала НОД по театрализованной деятельности «Мы актёры».

     По результатам итоговой диагностики сформированности связной речи прослеживается положительная динамика: высокий уровень увеличился на 11%, средний – на 12%, низкий – сократился на 23%.

         Опыт работы показал, что участие детей в театрализованной деятельности благоприятно влияет на развитие всех компонентов речи: происходит обогащение словаря, совершенствуется способность к монологической и диалогической речи, формируется грамматический строй, речь стала более выразительной, эмоциональной. Улучшились актёрские качества, такие как: естественное поведение на сценической площадке, умение владеть своим телом, способность создавать образы с помощью жеста и мимики.

        В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки, чуда, ощущения беззаботного детства. Окунаясь в мир театра, мы можем дать такую возможность ребёнку, который сам по себе является чудом. И идя вместе с ним дорогой театрального искусства, у нас появляются неограниченные возможности в речевом развитии детей.