«Развитие связной речи средствами театрализованной деятельности в старшей группе»
материал по развитию речи (старшая группа)

Галямова Айгуль Рафаиловна

Развитие связной речи – одна из основных и главных задач детского сада. Связная речь – смысловое развёрнутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Оно вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической.

И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в «театр», драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_sovet_razvitie_svyaznoy_rechi_cherez_teatr.docx15.12 КБ
Файл razvitie_rechi.pptx1.84 МБ

Предварительный просмотр:

Справка «Развитие связной речи средствами театрализованной деятельности в старшей группе»

Васильева О.И

Карамова А.Р

Развитие связной речи – одна из основных и главных задач детского сада. Связная речь – смысловое развёрнутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Оно вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической.

И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в «театр», драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.

В группе для успешного развития речи детей через театрализованную деятельность оборудован театральный уголок.

В начале года изучив область речевого и худ. эстетического развития детей мы спланировали работу для выполнения основных целей и задач.

Спланировали ожидаемый результат:

1. Развивать у детей, выразительную связную речь, мышление, память.

2.Обогащать речь детей за счет образных выражений, активизировать словарь ребенка, совершенствовать навыки диалогической речи, развивать эмоциональную выразительность речи.

3.Сформировать навык общения. Сформировать устойчивый интерес к театрализованной деятельности.

Работу начали с того, что развивали навыки и умения у детей:

выразительно интонировать голоса героев сказки;

использовать образные выражения при пересказе сказки;

выразительно передавать в мимике и движениях эмоциональное состояние героев сказок;

правильно действовать с куклой.

По возможности стали включать театральную деятельность в воспитательно - образовательный процесс группы путём игр-драматизаций, мини-сценок, имитационных упражнений, мимических этюдов.

В организации театрализованных игр широко использовали практические методы обучения: игра, метод игровой импровизации, упражнения, инсценировки и драматизация.

Из словесных методов применяли рассказ, чтение, рассказ детей, беседы, разучивание произведений устного народного творчества.

Мы столкнулись с такой проблемой, что не всегда театральную деятельность можно привязать к НОД по развитию речи, оказалось, что данная работа более успешна в вечернее время или утром (т. к мы планируем вечера развлечений вечером) После просмотров сказок у детей появляется повышенный интерес к этой деятельности и с охотой повторяют сюжет произведения, копируют представленных им героев.

В результате работы

Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем — в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.  Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность. В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение, совершенствует речь.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект Тема : «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности» Подготовил воспитатель: Карамова Айгуль Рафаиловна 2021г Маста для садика

Слайд 2

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение». Д . Родари

Слайд 3

Проблема Уровень развития связной речи детей старшей группы не соответствует возрасту. Оценка исходного состояния выявленной проблемной ситуации, определило необходимость поиска новых форм работы. Такой формой педагогическое средство , нами была выбрана театрализованная деятельность, как сильное, но ненавязчивое.

Слайд 4

Цель: Развитие связной речи и эмоциональности у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

Слайд 5

Театр кукол – это интересно, Понравится и взрослым он, и детям. Билет берите, занимайте место И приготовьтесь восхищенье встретить ! (И. Черных )

Слайд 6

Задачи: Образовательные : Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи детей старшей группы; Закрепить умение логично и связно излагать мысли, используя в речи сложноподчиненные предложения; Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей; Учить развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего мира, литературных произведений, выставок; Формировать умение свободно чувствовать себя в роли. Развивающие: Развивать интонационный строй речи детей как средство общения; Развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных игровых действий с персонажами; Развивать умение согласовывать тему театрализованной игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре. Воспитательные : Воспитывать артистические качества, раскрыть творческий потенциал детей, вовлекая их в различные театрализованные представления; Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Слайд 7

Актуальность: К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Актуальность данного проекта определяется растущим количеством детей дошкольного возраста, имеющих речевые отклонения, отклонения в эмоционально - волевой сфере. Речь — это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников.

Слайд 8

Гипотеза Процесс развития связной речи детей старшей группы будет протекать наиболее успешно. Если в определенной системе использовать различные виды театрализованной деятельности.

Слайд 9

. ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Кукольный театр (бибабо, теневой, пальчиковый, настольный) Чтение книг, выставки, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов, сказок-презентаций, киносказок, обсуждение. Драматизация (Игры-имитации, ролевые диалоги, игры-инсценировки, постановки спектаклей, игры-импровизации и т.д )

Слайд 10

1 этап: Выбор темы. Задачи : Выявить уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста; Изучить насколько готовы родители к активному сотрудничеству; Пробудить интерес у детей и родителей к теме проекта . Проектные мероприятия Деятельность воспитателя 1. Тестирование детей и анкетирование родителей 2. Формулирование проблемы и постановка цели Деятельность детей Осознание проблемы 2. Принятие задач Деятельность родителей Анкетирование 2. Анализ

Слайд 11

2 этап. Реализация проекта Задачи: 1. Развитие монологической речи посредством различных видов театра ( кукольный, игры - драматизации, игры-имитации); 2. Обучить детей приемам владения различными видами кукольных театров; 3. Способствовать развитию артикуляционного аппарата, отрабатывать дикцию с использованием скороговорок, потешек ; 4. Формирование интонационной выразительности речи; 5. Развивать способность понимать эмоциональное состояние человека, героя и уметь выразить свое настроение; 6. Развивать память и фантазию детей.

Слайд 12

3 этап: Подведение итогов 1.Совершенствовать умение детей логично и выразительно драматизировать сказку; 2. Закреплять умение последовательно излагать мысли. Используя в речи сложноподчиненные предложения; 3. Закрепление представлений детей о театре; 4. Развивать эмоциональность, раскованность, творческие способности при участии детей в театрализованных постановках .

Слайд 13

Ожидаемые результаты : 1. Обогатится игровой, коммуникативный, эмоциональный опыт дошкольников, расширится их кругозор, повысится познавательный интерес; 2. Повысится темп развития речи в целом, общительности, самооценки, за счет включения детей старшего дошкольного возраста в творческую деятельность; 3. Раскроется творческий потенциал детей; 4. У родителей сформируются представления о создании игровой среды для полноценного творческого развития ребенка.

Слайд 14

Результаты анкетирования родителей. В анкетировании участвовало 12 родителей (100%). Анализ результатов анкетирования родителей детей старшего дошкольного возраста позволил сделать вывод о том, что большинство родителей не уделяют внимание театрализованной деятельности в своей семье. У 33 % опрошенных дома имеется уголок для развития коммуникативных способностей ребенка средствами театрально-игровой деятельности, но 67% родителей не устраивают вместе с ребенком домашние театрализованные представления. Таким образом, можно констатировать, что родители, в основном, ориентируются на инициативу ребенка в общении и владение вербальными средствами . После завершения работы над проектом мнение родителей о театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников кардинально изменилось. Многие родители создали для своих детей уголки театрализованной деятельности в домашних условиях.

Слайд 15

Вывод Дети усовершенствовали свои исполнительские умения, развили чувство партнёрства. Научились фантазировать, видоизменять, комбинировать, сочинять, импровизировать на основе уже имеющегося опыта. В своих играх стали использовать мимические и пантомические этюды и этюды на запоминание физических действий. В драматизации дети проявляют себя очень эмоционально и непосредственно, сам процесс драматизации захватывает ребёнка гораздо сильнее, чем результат. Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению. Работа по развитию театрализованной деятельности и формированию творческих способностей детей приносит ощутимые результаты. В процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, образное мышление, воображение, внимание, память и др . В результате проделанной работы была подтверждена гипотеза в том, что развития связной речи детей старшей группы протекает наиболее успешно, если системно использовать различные виды театрализованной деятельности.

Слайд 16

Проект подготовила: Карамова Айгуль Рафаиловна

Слайд 17

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи средствами театрализованной деятельности у дошкольников с ОНР.

Одним из важнейших факторов, стимулирующих развитие связной речи у детей с ОНР, является  театрализованная  деятельность,  самый распространенный вид детского творчества....

Развитие связной речи средствами театрализованной деятельности.

В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки, чуда, ощущения беззаботного детства. Окунаясь в мир театра, мы можем дать такую возможность ребёнку, который сам по себе является ...

«Коррекция связной речи средствами театрализованной деятельности»

Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с ОНР. Театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для коррекции с...

опыт работы по теме "Развитие связной речи средствами театрализованной деятельности"

Идея изменить формы и методы работы с детьми связана, прежде всего, с тем, что следуя социальному  заказу родителей у современных детей стоит развивать:-адекватное восприятие широкого мира визуал...

Коррекционно-развивающая образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: «Домашние животные» (старшая группа компенсирующей направленности)

Закрепление и систематизация представлений детей о домашних животных через использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда (игр-презентаций, имидж-терапии, мнемотаблиц, игры с прищепк...

«Развитие связной речи средствами театрализованной деятельности»

С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Немаловажная роль в этом принадлежит театру. Театрализованная деятельность является одним из главных методических средств, для решения комплекса...

«Развитие связной речи средствами театрализованной деятельности» презентация

laquo;Природа театра и его искусства сплошь основана на общении действующих лиц между собою и каждого с самим собою, на сцене происходит взаимное и непрерывное общение, так как игра артистов состоит ...