Главные вкладки

    Консультация: «Требования к качеству речи воспитателя дошкольного учреждения»
    методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме

    Консультация для специалистов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon dk2.doc43 КБ

    Предварительный просмотр:

    МДОУ ЦРР – детский сад №134

    Консультация:  

    «Требования к качеству речи воспитателя дошкольного учреждения»

                                                            Логопед    Титарчук Д.К.

    Тверь, 2011г.

    Культурная речь является  обязательным элементом  общей культуры человека. Неслучайно  считается, что речь человека его визитная карточка, поскольку от того насколько грамотно он выражается, зависит его успех  не только в повседневном личностном общении, но и профессиональной деятельности.

    Особенно актуально данное утверждение  по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

    Дошкольный возраст  является благоприятным  сенситивным периодом речевого развития  ребенка, поэтому одно из ведущих  направлений деятельности воспитателя ДОУ – формирование устной речи и навыков речевого  общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

    Одним из основных  механизмов овладения детьми родным языком является подражание. Речевое развитие ребенка зависит  от взрослых (педагогов и родителей). Дети удивительно  чутко улавливают как разговаривают взрослые –спокойно или с раздражением, умеренно громко или крикливо, уважительно или  с пренебрежением, и, подражая, копируют услышанное.

    Вслушайтесь, как говорит ребенок, и вы,  непременно заметите, что в его интонации  проявляются особенности произношения отца, матери, любимого воспитателя и др. Ребенок передает их жесты, мимику, использует характерные и часто употребляемые обороты речи.

     Известный лингвист  М.М.Алексеева  отмечает, что  подражая взрослым дошкольник перенимает  «не только все тонкости произношения (фонетику)  словоупотребления (лексику), построения фраз (грамматику), но и также  и те несовершенства  и ошибки, которые встречаются в их речи».

    Именно поэтому  к речи педагога дошкольного учреждения предъявляются высокие требования и проблема повышения  культуры речи воспитателя  рассматриваются  в контексте повышения  качества дошкольного образования.

    Рассмотрим основные компоненты профессиональной речи педагога:

    1. качество языкового оформления  речи – правильное лексическое и грамматическое  оформление речевых  высказываний;
    2. ценностно-личностные установки. Педагог - интересная, целостная личность с индивидуальным багажом  нравственных ценностей, моральных устоев, интеллектуальным уровнем. Педагог строит свое общение  на принципах гуманизма (наличие эмпатии).
    3. коммуникативная компетентность.

    Тактичный собеседник (воспитатель)  в полной мере владеющий всем арсеналом навыков общения. Воспитатель – способный создать  для каждого ребенка благоприятную в эмоциональном  отношении ситуации, в котором у него возникло бы  желание активно участвовать в речевом общении(личностно-ориентированное общение).

    4.Чуткий отбор   информации для создания высказывания.

    Содержание речи воспитателя  на занятиях, в процессе игры, в ходе режимных процессов, на прогулке должно строго соответствовать  возрасту детей, их развитию, запасу представлений, опираться на опыт.

    Каждый педагог в своем методическом арсенале  имеет эффективные приемы для формирования  у детей связной речи и осуществления правильных  межличностных отношений  дошкольников в группе.

    В обязанности воспитателя  входит хорошее  знание индивидуальных, психофизиологических  особенностей детей.

    Правильное речевое воздействие взрослого: 1) предупреждает   ссоры., конфликты, нежелательные отклонения  в поведении 2)создает доброжелательную обстановку  в детском коллективе 3) укрепляет  веру детей в собственные  возможности, повышает самооценку, расширяет контакты со сверстниками.

    Помните, ребенок  растет на похвале. Учтите и еще одну мудрость древних. «Долог путь наставлений, краток и убедителен путь примеров».  

    Речь самого воспитателя должна служить образцом для детей:

    1. быть четкой, правильной, соответствовать языковым нормам  русского языка;
    2. орфоэпическим (правила литературного произношения)
    3. грамматическим(нормы образования изменения и согласования слов);
    4. стилистическим(связных высказываний).

    Педагогу необходимо  заботиться о чистое собственной речи: недопустимо использование  слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

    Мощным орудием воздействия на ребенка является выразительность речи взрослого. Это интонация, темп речи, сила, высота голоса.

    Выразительная речь:

    1. захватывает, привлекает внимание;
    2. создает атмосферу эмоционального сопереживания;
    3. способствует  полному осознанию речи взрослого. Качественная трансляция – 100% прием, усвоение.

    Речь воспитателя должна отличаться богатым словарным запасом.

    Богатый лексикон педагога способствует расширению словарного запаса ребенка и помогает  сформировать у детей выразительность  речи, навыки точного словоупотребления.

    Воспитателю необходимо  учитывать, что в дошкольном возрасте  формируются основы  лексического запаса ребенка (старший дошкольник до 5 тыс.слов).

    С давних времен  четкая речь  является показателем ясности мысли, культуры, мышления. Обучая детей практическому овладению   родным языком, взрослые решают одновременно и – задачу развития речевой культуры:

    1. освоения речевого этикета, достижений современного общества в области поведения и общения.

    Этикет  создает условия благоприятные  для общения и существования людей.

    Речевой этикет  является словесным  выражением уважительного отношения друг к другу.

    Он помогает:

    - донести до окружающих свои мысли, впечатления, чувства;

    - поделиться знаниями;

    - договориться о совместной деятельности;

    - отстоять свою позицию в споре регулировать поведение людей;

    - предотвратить негативные переживания.

    Вот простейшая формула речевого этикета:

    1. Думай, кому говоришь;
    2. Что говоришь
    3. Где говоришь
    4. Зачем говоришь
    5. Какие из этого будут последствия

              Умей не только говорить, но и слушать.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения.

    Культура речи является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь - визитная карточка человека, поскольку от того на сколько грамотно он выражается, зависит его ус...

    Консультация для педагогов Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения.

    Культура речи является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь - визитная карточка человека, поскольку от того на сколько грамотно он выражается, зависит его ус...

    Семинар-практикум для воспитателей и специалистов на тему: «Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения»

    Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит ...

    Консультация для педагогов «Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения».

        Не случайно считается, что речь человека - его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не толь...

    Требования к качеству речи воспитателя дошкольного образовательного учреждения

    Материал содержит основные требования к речи воспитателя....