Консультация "Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения"
консультация

Материал предназначен для педагогов дошкольного учреждения и раскрывает актуальную тему " Качество речи педагога дошкольного учреждения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trebovaniya_k_kachestvu_rechi.docx13.03 КБ

Предварительный просмотр:

Требования к качеству речи

 педагога дошкольного учреждения.

   Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в  повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

   Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

   Одними из основных механизмов овладения детьми языком является подражание.

   М. М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает не только «все тонкости произношения, словоупотребления и построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи.»

   Именно поэтому к речи педагога дошкольного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается  в контексте повышения качества дошкольного образования.

   Качество развития речи дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.

   Такие исследователи, как А.И.Максаков, Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина, уделяли особое внимание созданию развивающей среды в детском саду как фактору развития речи детей. По их мнению, дошкольным работникам должно быть вменено в обязанность создать такую обстановку, внутри которой «речь детей могла бы развиваться правильно и беспрепятственно».

    В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.

   К компонентам профессиональной речи педагога относятся:

- качество языкового оформления речи;

- ценностно-личностные установки педагога;

- коммуникативная компетентность;

- четкий отбор информации для создания высказывания;

- ориентация на процесс непосредственной коммуникации

Культурные и методические требования к речи педагога

Правильность –соответствие речи языковым нормам Педагогу необходимо знать и выполнять основные нормы русского языка: правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.

Точность –соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. В речи педагога недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу  эмоционального сопереживания.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.

   К вышеперечисленным требованиям  необходимо отнести и умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

   Безусловно, знание педагогом ДОУ названных требований – это залог успешности работы по речевому развитию детей.