Релаксационная гимнастика для дошкольников
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Неправильная осанка, усиливая напряжение мышц, может привести к искажению звучания.

 Навык правильно расслаблять мускулатуру отрабатывается путем применения специальных релаксационных упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_relaks_gimnastiki.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс релаксационной гимнастики

Во время речи необходимо сохранять ощущение внешней и внутренней подтянутости, поэтому необходимо добиваться правильной осанки. Сидеть или стоять нужно прямо, с расправленными плечами, не напрягая корпус, мышцы рук и шеи. Голову держать прямо, без напряжения, не опуская вперед и не запрокидывая назад. Такое положение тела должно стать естественным и привычным в момент работы над дыханием и голосом, т. е. нужна осанка раскрепощенного человека.

Неправильная осанка, усиливая напряжение мышц, может привести к искажению звучания.

 Навык правильно расслаблять мускулатуру отрабатывается путем применения специальных релаксационных упражнений, которые приучают чувствовать сильное напряжение мышц и затем расслабленное их состояние.

Рекомендации, выдаваемые родителям:

Необходимо как можно сильнее произвольно напрячь и затем максимально расслабить какую-либо группу  мышц. При этом мы создаем ощущение контраста между напряженным и свободным их состоянием.

Силу напряжения мышц мы контролируем как с помощью телесных ощущений во время выполнения упражнений, так и визуально, обращая внимание на область плечевого пояса, шеи, мимических мышц лица.  Такой контроль помогает легче осуществить переход к глубокому расслаблению, в результате чего мы вырабатываем свободу действий и умение управлять мышцами. Упражняясь ежедневно по 5 – 7 минут мы вырабатываем способность пользоваться мускулатурой речевого аппарата без его перенапряжения. Необходимо помнить о том, что нерациональное расслабление – такое же препятствие для свободных движений, как и скованность.

 Для получения оптимального результата необходимо обратить внимание на следующие правила:

•        Снижаем тонус мускулатуры в области плеч, груди, рук, органов артикуляции;

•        Ощущаем и контролируем плавность перехода от напряженного к расслабленному состоянию;

•        Запоминаем ощущение комфорта и осознанно расслабляем мышцы;

•        Снижаем мышечное напряжение с использованием самовнушения;

•        Выполняем движения неторопливо, ритмично, не переутомляясь;

•        Свободно дышим во время упражнений.

Упражнения дети выполняют  со звуком и беззвучно. Начало фонации приурочиваем к расслаблению. При этом сначала произносим протяжно и плавно гласные звуки и их сочетания, а затем слоги и слова.

Выполняя упражнения, мы учим детей  улавливать контраст между напряжением и расслаблением мышц. Овладев релаксацией, дети научились снимать напряжение и усталость, почувствовали себя спокойнее и раскрепощеннее.

1.        Упражнения для рук.

Упражнение 1.Стоя ( сидя ). Руки с напряжением вытянуть вперед, пальцы сжать в кулак, напрягая кисти, предплечья. Плечи. Поочередно расслабить кисти, затем предплечья и полностью мышцы рук.

Упражнение 2. Стоя ( сидя ). Руки с напряжением медленно развести в стороны, пальцы «растопырить». Поочередно расслабить кисти, предплечья и полностью мышцы рук. Руки свободно уронить вниз, выполнить маятникообразные движения, постепенно то увеличивая, то уменьшая амплитуду качания.

Упражнение 3. Стоя ( сидя ). Поднять прямые руки с напряжением вверх, затем «бросить» свободно вниз с наклоном корпуса вперед.

Упражнение 4. Сидя. Опереться руками на сидение с усилием, постепенно увеличивая напряжение в плечевом поясе, расслабиться с наклоном корпуса вперед. Затем мягко выпрямиться на стуле.

Упражнение 5. Стоя. Отвести руку в сторону или вперед. Упереться ладонью в стену с усилием. Расслабиться. Вернуться в исходное положение.

Упражнение 6. Сидя. Свободно положить руки на колени, ноги слегка расставить. Сжать пальцы в кулак, прижать к туловищу, с напряжением поднять голову, затем «уронить» голову и руки с одновременным наклоном туловища вперед. Выпрямиться на стуле.

Упражнение 7. Стоя. Ноги врозь, руки опущены, пальцы переплетены в замок. Руки с переплетенными пальцами поднять и завести за голову, напрячься и резко опустить с одновременным расслаблением.

Упражнение 8. Стоя. Имитировать руками движения пловца, чередуя попеременное напряжение и расслабление рук.

Упражнение 9. Стоя (сидя). Медленно, с напряжением, поднять одновременно голову и плечи вверх, затем «уронить» плечи и голову, расслабиться.

Упражнение 10. Стоя. Свести плечи вперед, медленно увеличивая напряжение, затем развести в стороны до соприкасания лопаток с одновременным расслаблением рук.

Упражнение 11. Стоя ( сидя ). Пальцы сжать в кулак. Напрягая мышцы кисти предплечья, плеча, руки согнуть в локтях на уровне плеч. Опустить руки. Расслабиться.

Упражнение 12. Стоя ( сидя ). Поджать с напряжением  подушечки пальцев к верхней части ладони ( сжать руку в кулак ), затем быстро выпрямить и растопырить пальцы. Расслабить кисть, покачивая ею на весу с упором на локоть. Добиться, чтобы она висела свободно, как плеть. Выполнять попеременно левой и правой рукой или одновременно обеими руками.

2.        Упражнения для ног

Упражнение 1. Лечь на спину. Ногами с усилием упереться в стену, затем расслабиться.

Упражнение 2. Сидя. Выпрямить ноги с напряжением (потягивание), затем расслабиться.

Упражнение 3. Сидя. Выпрямить напряженные ноги, развести в стороны, уронить расслабленные.

Упражнение 4. Стоя. Пальцами стопы надавливать на пол, чередуя напряжение с расслаблением. Упражнение.

Упражнение  5. Ходьба с высоким подниманием коленей и вытягиванием вниз ступней ног при напряженных мышцах с последующим расслаблением мышц при опускании ног.

       Упражнение 6. Сидя. Попеременно напряженно вращать по 30 – 40 секунд ступнями ног. Расслабиться.

3.        Упражнения для головы.

Упражнение 1. Сидя. Опереться на стол согнутыми в локтях руками. Опустить голову на руки и полностью расслабиться.

Упражнение 2. Сидя. Медленно поворачивать голову, не поднимая ее, справа налево и слева направо.

Упражнение 3. Стоя (сидя.) руки поднять. Пальцы соединить в «замок» на затылке, локти и плечи развести в стороны. Плавно, без рывков отвести голову назад, преодолевая сопротивление рук. Ощутить напряжение, «бросить» руки вниз и расслабиться. Вернуться в исходное положение.

Упражнение 4. Стоя (сидя). Голову отвести максимально назад, руки поднять, локти развести в стороны, ладони зафиксировать на лбу. Медленно произвести наклон головы вперед, преодолевая сопротивление рук, напрячься. Вернуться в исходное положение, расслабиться.

4.        Упражнения для органов артикуляции.

Упражнение 1. Попеременно высовывать узкий напряженный язык («жалом») и широкий расслабленный («лопатой»)

Упражнение 2. С усилием упереть кончик языка в верхние зубы, затем расслабить, уложив на дно полости рта. Губы и зубы разжать, рот приоткрыть.

Упражнение 3. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Удержать позу на счет 1 – 5.

Упражнение 4. Растянуть губы в улыбку с напряжением. Затем расслабить губы и вернуть в прежнее положение.

Упражнение 5. Попеременно сжимать с усилием и разжимать челюсти и губы. Расслабиться, свободно опустив нижнюю челюсть.

Упражнение 6. Медленно опускать и поднимать расслабленную нижнюю челюсть без напряжения и утомления, широко открывая рот.

Упражнение 7. Оттянуть язык назад с усилием. Ощутить напряжение корня языка, затем расслабить, уложив на дно полости рта.