Модуль занятия по лексической теме "Рыбы"
материал по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Кремкова Ольга Дмитриевна

Расширила знания детей о реке, море и их обитателях через все образовательные области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx25.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Путешествие в подводное царство Нептуна»

Цель:  Обобщить   представления детей о рыбах как живых существах, живущих в воде

Задачи: 

Расширить знания детей о реке, море и их обитателях.  Закрепить представления  о рыбах, их типичном строении – форма тела, плавники, хвост и т.д., назначении частей тела.  Закрепить понятие: хищные рыбы, морские, рыбы, речные рыбы.

Развивать зрительную и слуховую память, образное и логическое мышление. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, формировать основы экологического сознания, понимания того, что жизни рыбам и другим обитателям для жизни нужна чистая вода.

Стимулировать познавательные способности детей,  формирование  умения делать выводы, умозаключения, устанавливать причинно – следственные связи  различного характера

Активизировать в речи детей  названия рыб, живущих в различных водоемах, морских обитателей. Развивать  лексико – грамматическую сторону речи. Формировать умение подбирать однокоренные слова, обобщающие понятия, образовывать слова при помощи суффиксов, составлять сложно – подчиненные предложения при помощи союза «для того чтобы».  

  Развивать у детей умение регулировать свое психоэмоциональное состояние,  учить детей, входя в образ, передавать движениями, мимикой, темпом, напряжением или расслаблением, амплитудой движения особенности настроения, характерное образу. Формировать потребность контролировать свои движения, эмоции в соответствии со словесным описанием образа, уровнем громкости музыкального сопровождения.

Приобщать детей к удивительному миру искусства через  создание совместной  композиции в соответствии с замыслом, используя для этого нетрадиционные изобразительные техники,  формировать навыки сотрудничества при создании коллективной работы.

Образовательные области, задачи которых решаются на занятии:

«Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Здоровье», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Безопасность».

Виды деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная,  продуктивная, чтение художественной литературы.

Современные образовательные технологии:

Оздоровительные технологии  (психогимнастика, пальчиковые игр)

Элементы социоигровой  педагогики (игры с передачей  предмета по кругу, деление на компании)

Нетрадиционные изобразительные техники

Детское экспериментирование

Предварительная работа: 

В начале недели  детям приходит письмо от морского царя Нептуна с приглашением посетить его в морской пучине. Письмо:  
               «Вам привет с морской пучины!    
                 Пишет царь с морского дна.
                 Плачу я, и есть причина,
                 К сожаленью, не одна.
                 Одиноко, скучно мне.
                 На морской глубине.
                 Может вы ко мне придёте?  
                 И веселья принесёте?
                 Уж побалуёте царя,
                 Чтоб узнали все моря
                  Как умеют веселиться,
                  И посёлки и столицы!  
В течение недели дети в различных видах деятельности  собирают информацию о рыбах и других водных обитателях,  совместно с родителями готовят подарки морскому царю.
«Коммуникация»: Составление рассказов о рыбах, словесные игры: «Найди слова в…(реке, море, аквариуме), «Какое слово лишнее», «Что для чего»  лишний», Игра «Передай ракушку»,   графический рисунок «Корабль».  

 «Познание»: Просмотр фильмов   из цикла «Подводная одиссея команды Кусто»,  «Энциклопедия Байкала»,  мультфильмов: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Русалочка», «В поисках Немо», «Подводная братва», рассматривание картин, иллюстраций, фотографий о рыбах, реках, морях, опыты о воде.

 «Физическая культур»: Подвижные игры: «Караси и щука», «Удочка», «Ловись рыбка», «Рыбаки и рыбки», «На то и щука в море, чтобы карась не дремал», «Невод». Малоподвижная игра: «Море волнуется», «Рыбка», «Лягушки», эстафеты.

«Здоровье»:  Пальчиковые игры: «Рыбка», «Акула», психогимнастика «На морском дне».

«Социализация»:  сюжетно – ролевые игры: «Рыболовецкое судно»,  «Подводная лодка»

«Чтение художественной литературы»: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», стихи: «Где спит рыбка?» И.Токмакова,  «Сом» Е.Стюарт,  «Золотые рыбки» В.Орлов,  «Пруд» Е.Стюарт, «Про сома» Б.Заходер,  проговаривание чистоговорок, скороговорок о рыбах, загадки на морскую тематику.

«Художественное творчество»: Лепка из соленого теста морских обитателей, изготовление рыбок в разных техниках, изготовление аквариума в технике пластилинографии.

«Музыка»: Прослушивание музыкальной композиции «Шум моря», «Звуки моря», «Звуки воды», Сен-Санс «Аквариум»,  музыкального диска «Мелодии Байкала», разучивание песен: «Утонула в речке щука» сл.Е.Новичихина, «Рыбка» сл.М.Клоковой.

 «Безопасность»: Создание безопасных условий для проведения опытов, при выполнении картины. Соблюдение правил при проведении подвижных игр.  

Ход: (Показываю ракушку) Ребята, вы помните, что это? (ответы детей – ракушка). Откуда она у нас появилась? Вспоминаем, что в ракушке  пришло письмо от морского царя Нептуна, в котором он приглашает нас к себе в гости на морское дно, повеселить его.

- Ребята, вы готовы отправиться  к морскому царю? (ответы детей) Давайте возьмём подарки (морских обитателей), которые приготовили  ему, сложим их в шкатулку.
- А где живёт Нептун? (ответы детей)
Загадываю загадку о воде:
                   Она и в озере, она и в лужице,
                   Она снежинкою над нами кружиться.
                   Она и в чайнике у нас кипит.
                   Она и в реченьке бежит, журчит. (вода)
- Словесная игра «Родственные слова»:  

Дети передают «капельку» и называют похожие слова о воде   (Вода, воды, водичка, водный, подводный, водолаз, водяной, водовоз, водопад, водопровод, водонепронекаемый ).
- Опыт с водой (на прозрачность)
Показываю  2 банки (в одной чистая вода, в другой мутная, грязная):  Посмотрите, ребята, у меня в банках вода.  Чем  она отличается? . Опускаем мелкие предметы вначале в банку с чистой водой, затем предметы в банку с грязной водой. Спрашиваю, в какой банке видны предметы? (ответы детей). Подвести детей к обобщению: чистая вода прозрачная, а грязная вода непрозрачная мутная. Прозрачная (чистая) ли вода в кране? (ответы детей) Что было бы, если из крана текла грязная (мутная) вода? (ответы детей).  А в аквариуме, реке, море какая вода? Почему необходимо, чтобы там вода была чистая? (ответы детей)  Как вы думаете у Нептуна, какая вода в море? Почему рыбы не могут жить в грязной воде? (Выслушиваю ответы детей). А кто знает, как называется озеро, в котором  озере самая чистая вода?
 Подвожу детей к аквариуму, который сделали сами. Подводный мир у Нептуна похож на аквариум, только он большего размера, но вода в нём такая же чистая и прозрачная.  

- Что видите в аквариуме? (ответы детей, водоросли, камешки…) Какие рыбки живут в аквариуме? (ответы детей)
Посмотрите рыбки нам рады.
- Д.и. «Подскажи словечко»
    Если это рыбка – у неё улыбка,
    Если это рыбочка – у неё улыбочка,
    Если это рыба – у неё улыба,
    Если это рыбина – у неё улыбина,
    Если это рыбища – у неё улыбища.
- Дидактическая игра «Что у рыбы, для чего»  
Передаём друг другу рыбку-игрушку. Начинает воспитатель: У рыбы есть глаза. Спрашиваю: для чего и передаю рыбку? Ребёнок: отвечает – чтобы смотреть, а ещё есть жабры, и передаёт рыбку. Следующий ребёнок говорит: Жабры нужны, чтобы дышать и называет другую часть тела и т.д.
- Чтобы попасть к морскому царю надо проплыть по реке, которая впадает в море. А на чём мы можем плыть по реке? (ответы детей, пароход, лодка, корабль, катер, яхта, плот…)
Показываю недорисованный кораблик. Вот на таком корабле мы с вами поплывём. Спрашиваю, а мы можем на таком корабле плыть? Почему нет? (ответы детей, потому что- это часть корабля)
Графический рисунок : «Дорисуй корабль»
Присаживаемся за столы. Для того, чтобы справиться с заданием подготовим наши пальчики и сделаем пальчиковую гимнастику:      
                       «Рыбки резвятся,    
                         В воде кружатся,
                         Весело ныряют,
                         Пузыри пускают,
                         Друг дружку догоняют!»
А теперь следим за осанкой, правильно взяли карандаши и приступили к работе. (проверяю как дети выполнили инструкцию воспитателя). Внимательно смотрите на образец.  Вот корабли наши готовы и мы можем отправляться в путешествие.
Дети подходят к плоскостной модели реки, расположенной на полу. Воспитатель читает стихотворение:  
         Я слова найду везде –
         И на небе, и в воде,
         На полу , на потолке,
         На носу и на руке.
         Вы не слышали такого?
         Не беда! Сыграем в слово!

- Дидактическое  упражнение  «Найди слова в реке»
(вода, рыбы, водоросли, песок, ракушки, раки, лягушки, улитки…)
- Как назвать одним словом всех рыб, которые живут в реке?
- Дидактическая игра  «Кто лишний?»
Посмотрите на нашу реку. Все ли речные в ней рыбы? (ответы детей ) Правильно осетр и лосось - морские рыбы, которые заплывают в реку на нерест, чтобы отложить икринки.
- А я знаю скороговорки о рыбах. Давайте все вместе их проговорим:

1. В реке у Поликарпа три карася, три карпа.
2. Карл украл у Поликарпа пол карася, пол карпа.
- А чем питаются карась и карп? (ответы детей – личинками, насекомыми, водорослями)
- А каких рыб называют т хищными? В нашей реке есть такие рыбы? Назовите их (ответы детей – судак, налим, сом, щука)
- Давайте поиграем с вами в игру «Караси и щука». Правила: на веселую музыку караси плавают, на тревожную выплывает щука, ловит карасей, а они прячутся за камешки.
- А сейчас мы на подводной лодке отправимся к морскому царю Нептуну.  Займите свои места (взявшись за руки дети образовывают круг) Внимание! Наша лодка опускается на  дно морское:
                 «1, 2, 3 все замрём!
                  В мир подводный попадём.
                  Сейчас начнутся чудеса!
                  Надо только закрыть глаза.»
- В это время на центральную стену при помощи мультимедиа установки проецируется фрагмент фильма из «Подводной одиссеи команды Кусто» Таким образом создается эффект погружения на морское дно. Предлагаю детям  полюбоваться морским дном.
- Играем в игру «Передай ракушку». Посмотрите, какая красивая ракушка. Она поможет нам назвать обитателей морского дна (передают ракушку, называют обитателей морского дна)
- Под музыку (шум моря) воспитатель проводит психогимнастику «Подводный мир Кусто».

  Музыка становится тише, дети ложатся спиной на пол, раскинув руки и ноги.
1. «Морское дно»
Ребята, представьте, что вы – морское дно. Оно спокойно и расслаблено. Оно - единое целое. Дотроньтесь до соседа справа и слева пальцами рук и ног. Перед вами вода. Много воды. Она прозрачная и сквозь неё видны солнечные блики. Вода покачивается, шевеля песок морского дна то вправо, то влево (приподнимая правую сторону туловища вверх, затем левую). На морском дне тихо. Вода поглощает все звуки.
2. «Морская звезда»
Но вот на дне появляются морские звёзды, они шевелят кончиками своих щупалец (пальцами рук и ног), затем всеми щупальцами (руками, ногами). Звёзды зашевелились, стали двигаться головой вперёд (лёжа на спине, раскинув руки и ноги, работать мышцами спины, ногами вперёд, вправо, влево), звёзды спокойны и сосредоточены.
3. «Актиния»
Но есть хитрые, хищные водоросли (мимика) актиния. Она похожа на красивый цветок (руки в стороны), очень привлекательна (улыбаются), своей красотой, как бы говоря, «плывите ко мне» (кистью к себе, повороты туловища вправо, влево). Только маленькая рыбёшка подплывает – ам и (руки резко соединить над головой, сделать глотательное движение).
4. «Стайка селёдок»
Селёдки умные (мимика), они плавают выше актиний, избегая их щупалец – лепестков. Они дружные, куда один, туда все (соединив руки подушечками пальцев, делать руками плавные движения вправо, влево, бегая по залу за названным ребёнком стайкой). Селёдки очень любопытны (мимика), что там, а что здесь? Любят общаться, но не слышно, что они говорят (беззвучно открывают рот, разговаривая жестами). Селёдки прячутся, приседают, им страшно. Появились  акулы.
5. «Акулы»
Сердитые, озабоченные (мимика). Рыскают, ищут добычу (руки превращаются в пасть, пальцы – в зубы). Медленный бег, резкие повороты.
6. «Медузы»
В верхнем слое воды, где потеплее, подставив спинки солнышку, плавают медузы. Они довольны тёплой водой, солнечными лучами (вдох, наклонившись резко вперёд – выдох, прыжок вперёд).
7. «Дельфины»
А дельфины добрые (мимика), весёлые (мимика), они любят выпрыгивать из воды с радостным криком (соединённые руки вверх, бег врассыпную с прыжками вверх на месте и радостным тонким выкриком – У – губы трубочкой.
8. «Морской прибой»
Дети становятся на одну линию, взявшись за руки. На громкую музыку прибоя, взявшись за руки, подняв руки вверх, идут вперёд, на тихую – согнувшись, опустив руки, - назад.
в это время звучит музыка, входит морской царь Нептун:
                          Гордый я морей властитель,
                          Рыб, дельфинов повелитель.
                          Мой дворец на дне морском.
                          Весь усыпан янтарём.  
- Здравствуйте ребята, вижу,  получили моё послание с приглашением. Здороваемся с Нептуном. Только, что вы так расшумелись, расшалились. Корабли потопили? Какая слава теперь обо мне пойдёт, царе морском. Помогайте восстанавливать корабли.
- Игра «Сложи корабль» (пазлы)
Предлагает детям  2 корабля разрезанные на части. Дети делятся на две компании и собирают  из частей целый корабль.
Воспитатель спрашивает Нептуна: Царь морской, а чем любишь заниматься в подводном царстве?

Нептун: «люблю рисовать, вот и пока вас ждал нарисовал картину, а что дальше с ней делать не знаю» (Показывает картину, на которой  изображен морской фон, но нет ни одного  морского обитателя).

 Воспитатель: Мы тебе поможем,  ведь ребята не с пустыми руками к тебе пришли, морских обитателей принесли и сделали их из разных материалов. Расскажите ребята, из чего вы их делали, кто вам помогал?  

Дети рассказывают, что делали работы из опилок, бисера, солёного теста… Некоторые работы помогли сделать родители.

Воспитатель: Не расстраивайся Нептун. Ребята помогут украсить тебе картину, нарисуют кораллы. Дети рисуют кораллы   техникой раздувания клякс и  при помощи тычков. Затем приклеивают обитателей.

 Нептун: спасибо ребята, порадовали меня, научили разным техникам, при помощи которых можно украшать картину, теперь я смогу все сделать сам. А эту картину я хочу подарить  вам, на память обо мне.
Воспитатель: Нептун. Нам очень понравилось у тебя в гостях, правда, ребята? Но нам пора возвращаться в детский сад.
Нептун: Я вам помогу быстрее добраться в детский сад. Закройте глаза.  Произносит волшебные слова:
                «Волны, волны расступитесь!
                  Дети в детский сад вернитесь!»
Нептун уходит. Дети открывают глаза.

в детском саду. Воспитатель: Ну вот мы с вами снова в детском саду. Где мы сегодня побывали, что понравилось в путешествии. Ну а теперь нам надо найти место куда повесить картину, чтобы родители и гости группы тоже могли полюбоваться нашей работой, которую мы сделали вместе с  морским царем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подгрупповое занятие по лексической теме "Игрушки"

Логопедическое занятие в старшей группе...

Семинар-практикум для воспитателей семейных групп по теме «Проведение тематических занятий воспитателями групп семейного воспитания.» Перспективный план развивающих занятий по лексическим темам.

Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание. Значение речи в становлении личности ребёнка настолько ...

Интегрированное занятие в первой младшей группе Познавательно - исследовательская деятельность. Занятие по лексической теме: «Овощи». Тема: «Знакомство с овощами - огурец, помидор, капуста, перец».

Интегрированное занятие в первой младшей группеПознавательно - исследовательская деятельность.Занятие  по лексической теме: «Овощи».Тема: «Знакомство с овощами - огурец,помидор, капуста, перец»....

Презентация модуля занятий по теме "Земля - наш общий дом!"

Цель:Воспитание экологической культуры и экологического сознания детей.Задачи:·        Обеспечить развитие коммуникативных, познавательных умений детей, умения слуша...

Конспекты занятий по лексической теме «Осень» (4 занятия)

Конспекты  коррекционно-развивающих  занятий  по развитию лексики  у детей  старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР)Лексическая тема: «Дары осени -...

Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ. Рекомендации по составлению модулей занятий.

Консультация для воспитателей детских садов, как составить модульное занятие, что долно внего входить....

Конспект открытого логопедического занятия по лексической теме «Космос» в подготовительной группе Цель: Закрепить знания детей по лексической теме «Космос».

Конспект открытого логопедического занятия по лексической теме «Космос» в подготовительной группеЦель: Закрепить знания детей по лексической теме «Космос».Задачи:Коррекционно-о...