Составление описательного рассказа по картине для детей средней группы. Непосредственно образовательная деятельность. Образовательная область - Коммуникация
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

 

Думаю,  для многих педагогов  этот конспект непосредственно образовательной деятельности по составлению описательного рассказа по картине  для детей средней группы станет полезным.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sostavlenie_rasskaza_po_kartine_.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                         

                                                                       Программные задачи:

Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа.

Формировать умение внимательно рассматривать картину художника с помощью вопросов воспитателя, рассуждать над ее содержанием.         Учить составлять  описательный рассказ по картине,  используя развернутые  связные высказывания.  Обогащать словарь дошкольников эмоционально-окрашенной лексикой (белоснежный,   жемчужный, скрипучий, голубовато-розовый).

Упражнять в подборе прилагательных к существительному в игре : «Угадай задуманное слово».

Развивать внимание, память, воображение

(с помощью приема  « вхождения в образ»)

5.   Воспитывать  умение внимательно выслушивать товарища, не                               перебивать   и не повторять его;  учить проявлять   сочувствие, желание   прийти на помощь.

                                              Предварительная работа

Чтение художественной литературы  о зиме,  лесе,  показ иллюстраций.

Рассматривание  и составление описательного рассказа по картинам  и картинкам:

И. И. Шишкин: «Зима» , «Зимние забавы»; Чтение и разучивание стихов: «Белый снег пушистый»,  «В зимнем лесу» ;  Беседа: «Птицы зимой».

Экскурсии  по территории детского сада,  в лес. Рассматривание снега, снежинок через увеличительное стекло. Сочинение рассказов о сказочных лесных  домиках.

                                                  Материалы:

Демонстрационный:

репродукция  картины: «Зимний лес»,  мольберт; мостик, веточка еловая, письмо, пелеринка для картины,  кормушка; Ткань для речки, зимний домик,  ткань для «сугроба» Ели ( дождик, вата);

Раздаточный:  Зимние снежки ( зефир),  корм для лесных жителей

( морковь, орешки, кора деревьев, горка еловых шишек, сало, семечки).

                               Музыкальное сопровождение: (фонограмма)

Музыка  и слова М. Еремеевой:  «Песня Снегурочки», лирическая музыка.

                  По веселую музыку   дети заходят в группу.

Воспитатель: Ой, ребята, вы обратили внимание, здесь чьи - то следы.  Странно,  утром полы в группе были чистыми, может, это кто-то из детей здесь успел  пробежать.

Воспитатель: Покажите, пожалуйста, свои подошвы от обуви. Нет, не похожи. Это ведь снежные следы.

Воспитатель: Как вы думаете, кто здесь пробегал? ( зайчик)

 Да похожи на заячьи. А куда же сам зайчик ускакал. Давайте мы по следам пойдем и узнаем, куда он ускакал.

 Мы по следу все пойдем и не разу не свернем. ( проговаривают дети )

Смотрите. Веточка лежит, наверное, ее уронил наш зайчик, а на веточке  письмо.

                                    Дорогие друзья!

Если вы читаете это письмо, значит, заяц выполнил  мою просьбу.

Каждый год я бываю  в вашем детском саду, и вы мне очень понравились.

Поэтому я приглашаю вас к себе в гости. Но ко мне не просто так попасть, нужно выполнить задание.  Я вам оставляю картину лесного пейзажа, нарисованную художником.

Составьте, рассказ о лесе  по картине и тогда вас ждет сюрприз.

                        С уважением к вам незнакомка.

Воспитатель: Вы согласны выполнить условия незнакомки,  ребята?

давайте мы сядем на стульчики и рассмотрим картину, которую оставила незнакомка.

Сели ровно, выпрямили спинки

Стали наши спинки точно как тростинки.

Воспитатель:  Внимание! Сейчас под волшебную музыку я открываю картину ( звучит классическая музыка,  1 мин  рассматривают )

Какое время года художник изобразил  на картине?

Скажите,  как называют картины, на которых изображена зимняя природа

( зимний пейзаж)

Что вы видите на картине?  (речку, лес, домик)

Чародейкою Зимой Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,  Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

Глядя на картину, кажется, что попали в зимнюю сказку, в которой правит волшебница зима.

 Воспитатель: Как, по мнению художника,  зима на картине  поступила с речкой? -- Она заморозила речку.  Речка покрылась льдом

Воспитатель: Можно сказать, зима речку сковала   льдом. Даже лодка примерзла  и на мостике видны сосульки. Как вы думаете,  рыбы тоже замерзли?

Дети: Зимой рыбы опускаются на самое дно реки. Сверху река замерзает, а внизу, возле дна остается небольшая прослойка не замерзшей воды.  Там и находятся рыбы.

Воспитатель: Каким, художник написал снег на речке?

Дети:Снег на речке художник написал белоснежным, пушистым, скрипучим.

Воспитатель: Как вы  думаете,  а нравится  ли  художнику  зимний лес?

Дети: Я думаю, что лес художнику нравится.

Воспитатель:  Давайте расскажем о нем, какой он ( лес большой, дремучий, непроходимый…)

А какие деревья написал художник в лесу? (Это огромные  ели )

А есть ли, маленькие елочки? (в лесу есть и маленькие елочки)

Воспитатель: Как красиво можно сказать  о зимнем  лесе,  деревьях.

 Дети: Деревья покрыты в легкие снеговые шубы, мороз окутал их ветки жемчужным покрывалом.

Воспитатель: Много снега в лесу? Какой он, какого цвета?

Дети: Снега в лесу много. Местами он белоснежный, серебристый, жемчужный, скрипучий

Воспитатель: Давайте  закроем глаза и представим, что мы находимся в этом лесу.

Вздохнули носиком. Чем пахнет воздух?

Дети: Пахнет морозом. Свежим снегом, смолистым ароматом леса.

Воспитатель: Правильно морозный, свежий воздух чувствуется и  в высоких нежно - розовых облаках и  в холодных голубых тенях на снегу

Что привлекло внимание художника  на опушке леса?

Дети: Я думаю, привлекла внимание избушка.

Воспитатель: Давайте, расскажем об избушке, какая она?  ( старенькая,  вся в снегу…   Ветхая избушка вся в снегу стоит

 Посмотрите, что художник изобразил  рядом с домиком?

Дети: Рядом с  избушкой художник  изобразил 2 стога сена.  

Воспитатель: Для кого это сено как вы думаете?

Дети: Для лесных жителей: оленей, косулей, зайчиков.

Воспитатель: Как вы догадались, что они приходят к хозяйке  лесной избушки? (Туда ведут  следы от мостика к избушке) .

 Это, наверное, те же следы, что и у нас в группе.  И зайчик, наверное, побежал к своей  хозяйке.

  Ну, что ребята, вам понравилась картина про зимний лес?

Воспитатель: Мы  с вами  внимательно рассмотрели картину и попробуем составить рассказ . Но прежде предлагаю немного отдохнуть

Руки подняли и покачали -  Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули  Деревья уже  не в снегу… ( сели ровно…)

А теперь  послушаете мой рассказ об этой картине, а потом попробуете составить свой.

 Сказочно прекрасен  зимний  пейзаж на картине.

 Ох, зима!  Зима, сколько снега намела!

Речку она сковала льдом,  зимний лес одела в легкие снеговые шубы,  веткам подарила  пуховые варежки.

Не обошла зима и старенькую избушку. Ветхая избушка вся в снегу стоит. Рядом с ней художник изобразил  следы, которые ведут к ледяному  мостику и к стогу сена для лесных жителей.

 Снег на картине изображен разными оттенками:  местами он белоснежный, пушистый, голубоватый,  серебристый, жемчужный, скрипучий.

Морозный, свежий воздух чувствуется   в высоких нежно - розовых облаках.

Глядя на  эту замечательную картину, которую написал художник, кажется, что попали  в зимнюю сказку, в которой правит волшебница зима.

Воспитатель: Вы внимательно прослушали  мой рассказ.  Предлагаю вам составить свои рассказы, но так чтобы рассказы не повторялись, не были похожи друг на друга.

Постарайтесь  рассказать и про речку, которую описал художник на полотне, и про лес и про избушку.  В конце рассказа скажите, нравится ли вам эта картина. Сначала  составлять рассказ у нас будет Дима., а помогать ему будет

Закончит рассказ… Теперь  попробует составить рассказ  от начала и до конца  Карина. Кто еще хочет  составить рассказ.

Педагог хвалит детей.  (рассказ получился похожим на зимнею сказку, необычный рассказ составила Карина, красивые слова использовал Дима в своем рассказе).

Ребята скажите,  как можно назвать картину? ( В зимнем лесу    ).

                                         А вы хотите отправиться в этот лес?

Воспитатель: Денек – в самый раз для прогулки в зимнем лесу! А значит – быстро-быстро, пока не начал гаснуть короткий зимний день начинаем собираться: наденем валенки и рукавички потеплее, возьмем  корм для лесных жителей.

Чувствуете, как пахнет свежестью, морозом. ( подышим)

Как зима постаралась,  сколько много снега намела - все дорожки замела.

Музыка  вьюги переходит в быструю легкую музыку

Ребята, слышите, как вьюга разыгралась, может, вернемся

Не боимся мы метели, мы вещи теплые надели.

Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу.

 Смотрите вот  за этим мостиком,  виден лес:

Через мостик мы пройдем

И на лед мы не свернем. ( проговаривают)

Здесь все необычно, все непохоже на наш повседневный мир.

 Кажется, что здесь стоит особая, пронзительно-звонкая тишина. А все же, давайте прислушаемся!  Остановимся и постоим  минутку тихо-тихо с закрытыми глазами.

Слышите  кое -где от мороза потрескивает кора деревьев, шелест осыпающегося с деревьев снега, деловитый стук дятла и кукушку, которая зовет весну.

  Музыка( шум леса - треск веточки, стук дятла)

 Значит лес живой, в нем бурлит жизнь.

Посмотрите,  какие красивые деревья стоят в лесу. Как они называются?

А здесь под елочкой горка еловых шишек, как вы думаете кто здесь похозяйничал ( белка), а кто здесь потрудился и оставил кусочки коры на снегу ( дятел на дереве).

Давайте угостим лесных жителей:   предлагает детям

повесим кормушку с семечками, белочке положим  … орешки, синицам  повесим …сало

А здесь, какой подозрительно большой сугроб, кто там может находиться ?

Как на горке снег, снег, поднимают руки вверх. И под горкой снег, снег, приседают

И на елке снег, снег, показывают ветки елки

И под елкой снег, снег, приседают

А под елкой спит медведь, изображают медведя

Тихо, тихо, не шуметь. грозят пальцем .

Чтобы медведя не разбудить,  давайте поиграем тихо в игру, которая называется:  «Отгадай задуманное слово». 

Для этой игры мне нужен помощник. Помощника я буду  приглашать к себе,  на ушко ему буду называть слово. Помощник подбирает по три слова к моему слову, другие дети будут с их помощью отгадывать, какое слово я загадала.

Зима (холодная, морозная, снежная);

Снег (белый, пушистый, мягкий, колючий, скрипучий, липкий, холодный)

Лес   (волшебный, дремучий, непроходимый)

Речка  (ледяная, замерзшая, глубокая, зеркальная)

Избушка (лесная, старенькая, деревянная).

Воспитатель: Молодцы. Ребята справились с заданием,

Музыка и слова М. Еремеевой:  «Песня Снегурочки»

Вы слышите, как зашумел приятно лес, как будто бы встречает свою хозяйку. А вот она и сама ( Появляется Снегурочка)  

Снегурочка поет:

 Сказкою зимнего леса,

К вам я спешу, в гости друзья.

Знайте, что я не принцесса

Просто Снегурочка я.

Здравствуйте дорогие друзья.

Я рада видеть вас.  Я очень люблю лес и всех лесных жителей: зверей, птиц, и рыб.  Каждое утро я  помогаю Дедушке Морозу проверять наши владения. Чтобы все деревья, кусты были одеты в теплые снежные шубы. И всегда кормлю птиц семечками, зернышками, а зверей душистым снегом.

Мне очень понравилось, как вы рассказывали о моем лесе, как вы бережно относитесь к моим лесным друзьям.

А что вам понравилось больше всего?

Дети:

 На прощание я хочу вас угостить снежками, не простыми, а волшебными, вкусными.     (угощает зефиром).

Спасибо уважаемая снегурочка. Нам очень понравилось у тебя в лесу, но нам пора возвращаться домой .

               ( звучит веселая музыка)

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность, образовательная область Коммуникация" в подготовительной группе детского сада на тему: «Музей почтовых принадлежностей»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада на тему: «Музей почтовых принадлежностей»  (с использованием интерактивной доски)...

Непосредственно образовательная деятельность, образовательная область "Коммуникация" в подготовительной группе детского сада на тему: «Музей почтовых принадлежностей»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада на тему: «Музей почтовых принадлежностей»  (с использованием интерактивной доски)...

Непосредственно образовательная деятельность, образовательная область Коммуникация" в подготовительной группе детского сада на тему: «Музей почтовых принадлежностей»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада на тему: «Музей почтовых принадлежностей»  (с использованием интерактивной доски)...

Непосредственно образовательная деятельность. Образовательная область «Коммуникация». Конспект коррекционного логопедического занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи

Цель: развитие коммуникативных возможностей детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием приемов макетирования (на основе  универсального макета «Город»).Задачи:а). Коррекционно...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности Образовательная область «Коммуникация» Раздел «Развитие речи» по теме: «В гости к коту Тишке» для детей старшей группы (5-6 лет)

Представлен конспект НОД по разделу " развитие речи". Подгрупповое занятие по автоматизации звука "Ш" для детей старшего возраста....