Коррекция речи дошкольников
статья по развитию речи

В статье раскрыто  понятие «что такое речь», какие задачи стоят перед воспитателями, родителями по развитию речи. Рассказывается, что коррекция речи необходима, когда наблюдаются речевые трудности у детей:

  1. Ребёнок не говорит совсем.
  2.  Задержка на стадии называния.

   3.Говорит как маленький.

   4.Невнятная речь.

    5.Не хочет говорить.

    6.В речи появились запинки

Предлагаются приемы коррекции речи...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultaciya_dlya_vospitateley.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

 коррекция речи дошкольников

Составила:

Логопед

Центра развития ребёнка –

 детского сада № 14

«Дельфинчик»:

                              Т.С.Маркина

Что такое «речь»?

Ожегов С.И. даёт такую трактовку:

Речь – способность говорить, говорение

Разговор, беседа

Публичное выступление

Воспитание высокообразованных людей включает в себя овладение всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главных задач детского сада – формирование устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.

Основных компонентов языка и речи – семь (по Бородич А.М.):

Словарь

Грамматический строй речи

Звуковая культура речи

Диалогическая (разговорная) речь

Монологическая речь (умение связно рассказывать).

Ознакомление с художественной литературой.

Подготовка детей к обучению грамоте.

Выполняя в детском саду общую задачу – формирование у детей правильной устной речи – можно выделить составляющие частные задачи. А именно:

Развитие словаря у детей

В детском саду существует программа словарной работы, ориентирующая воспитателя на отбор, прежде всего, такого словаря, который нужен для нормального общения ребёнка с окружающими и который стихийным путём приобретается медленно, с трудом, с ошибками.

Формирование грамматического строя речи

Словарь является строительным материалом для языка. Грамматика устанавливает нормы изменения слов и способы их соединения в предложении.

Ребёнок слышит от окружающих грамматически оформленную речь, осмысливая услышанное, усваивает грамматический строй. Воспитатель знакомит детей с новыми грамматическими формами, закрепляет правильное употребление наиболее трудных форм.

Воспитание звуковой культуры речи

Прежде всего, ребёнок должен овладеть правильным звукопроизношением. Ребёнок, подражая и участь, целенаправленно (под воздействием взрослых) усваивает систему ударений в словах, интонационный строй родного языка, произношение слов. Очень важно научить и культуре поведения в процессе речевого общения, сделать правильную речевую манеру устойчивой привычкой (приветливый тон, поза, взгляд, обращённый к собеседнику, умение держать себя в новом обществе и т.д.).

Формирование разговорной (диалогической) речи: умение детей слушать и понимать обращённую к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы, спрашивать.

Воспитатель влияет на содержательность детских разговоров, поощряет желание узнавать друг у друга что-то новое.

Обучение рассказыванию (монологической речи). Овладение монологической речью очень важно для подготовки  детей к школе. В детском саду воспитывается умение рассказывать неторопливо, обдумывать свои мысли, умение выступать перед аудиторией.

Ознакомление с художественной литературой.

У детей формируются элементарные умения: слушать и понимать художественные произведения, высказывать суждения о их героях.

Подготовка детей к обучению грамоте

Вся педагогическая работа по развитию речи ребёнка в детском саду подготавливает его к обучению в школе. Речь становится предметом анализа детей, что представляет для них большую трудность. Дети должны слышать сказанное педагогом, уметь ясно выражать свои мысли. С детьми 6 лет проводится работа по подготовке к овладению детьми грамотой. Дети занимаются звуковым анализом речи, составляют предложения из 2 – 4 слов.

Итак,  дана краткая характеристика основных задач развития речи детей. Большинство задач имеет место во всех возрастных группах детского сада, только конкретное содержание их различно: оно зависит от возрастных возможностей детей.

Если взрослые твёрдо знают, какие качества речи он должен формировать у детей, они будут планомерно развивать каждое из них. В этом случае речевое развитие каждого ребёнка будет проходить без проблем. Каждый из детей на определённой ступени развития будет овладевать словарным запасом, соответствующим возрасту, грамматическими нормами, звукопроизношением и т.д.

В каком случае ребёнок нуждается в коррекции речи? (Коррекция речи – это исправление речевых недостатков).

Если речь ребёнка намного отличается от речи его сверстников, то рекомендуется консультация специалистов, а именно психиатра, невролога, логопеда, психолога. Воспитатель тактично обращает внимание родителей на задержку (отставание в речевом развитии) ребёнка, находит аргументы убедить родителей посетить врачей-специалистов.

Речевые трудности у детей:

Ребёнок не говорит совсем.

Отсутствие речи в три года – не просто запаздывание – это сигнал о грубом речевом нарушении.

Задержка на стадии называния.

Ребёнок называет предметы в конкретной ситуации (как правило, только под влиянием образца взрослого), долго остаётся на уровне их обозначения, предложений в речи нет.

В реальном общении вместо речи – жесты, движения, требовательные возгласы и т.п.

Говорит как маленький.

Невнятная речь.

Не хочет говорить.

В речи появились запинки

Адекватная помощь возможна, если выявлены причины возникших проблем, то есть, поставлен диагноз. Родные, близкие ребёнка совместно с воспитателями могут помочь ребёнку.

Если ребёнок не говорит, то постарайтесь одновременно «погрузить» ребёнка в процесс совершенствования как восприятия и понимания речи, так и формирования собственной речи.

Не подавляйте речевую и игровую инициативу ребёнка, учитывайте предпочтения в выборе игрушек, игр, книг.

Проверьте, может ли малыш выполнить следующие инструкции:

Покажи зайчика (машину)

Возьми зайчика, собачку.

Дай зайчика, …

Налей в стакан воды и дай его тёте.

Для развития слухового внимания предлагайте задания:

Дайте послушать, как звучит барабан, бубен, ксилофон. Потом предложите отгадать, на каком инструменте играли.

Обращайте на неречевые звуки: журчит вода, стучит посуда… Дома: гудит стиральная машинка, пылесос, …

Привлекайте внимание малыша: слышишь, как шумит дождь, гудит машина и т.д.

Пойте короткие, ритмичные песенки, декламируйте стихи.

Расширяйте кругозор, говорите о том, что видите, комментируйте всё, что вы делаете. Детально проговаривайте то, что происходит или произойдёт: мы сейчас оденемся. Мы сейчас гулять пойдём…

Отсутствие речи может раздражать самого ребёнка. Ни в коем случае не запрещайте использовать жесты в общении. При появлении речи он станет жестикулировать меньше.

Для стимулирования появления речи предлагается использовать:

Диалог,

Имитацию и звукоподражание,

Стихи

Чтение

Формирование речи происходит в общении. Постарайтесь «спровоцировать» на высказывание, ответ. Поощряйте речевую реакцию ребёнка в любом случае – как с правильным, так и с неправильным звуковым оформлением, не настаивайте на чёткости произношения.

Легче всего получить ответ при инсценирование песенок, стихов-диалогов, маленьких сказок.

Например: - Был сапожник?

- Был

- Шил сапожник?

- Шил

и т.д.

Первая серия вопросов в диалоге предполагает ответ «да» - «нет»

Вторая серия вопросов предполагает осмысление ответов на вопросы: Кто это? Что это?

Третья серия – вопрос: Что делает?

Эффективный приём «Театр».

- «Куклы разговаривают»

- «Кормление зверей» и т.п.

Попробуйте учить ребёнка читать. Не страшно, если слова выговариваются нечётко. Учить нужно с глобального чтения. Ребёнок должен научиться узнавать написанное слово целиком, как иероглиф. (Например, «дом», «мяч»).

Слова печатать фломастером зелёного или чёрного цвета. На обороте каждой карточки рисунок предмета

Когда ребёнок научится узнавать слова, картинки можно стереть.

Речевое развитие нельзя считать полноценным, пока словарь включает только слова-названия предметов. Нужно учить использовать слова-действия через слова-команды: дай мяч, неси куклу, …

Учить образовывать множественное число имён существительных, глаголов: стол – столы, кукла – куклы, …

Упражняйте в употреблении уменьшительной формы имён существительных: нос – носик, рот – ротик, …

Расширяйте глагольный словарь: входит – выходит, наливает – выливает, …

Вводные прилагательные в речь: большой – маленький, горький – сладкий.

Обратите внимание на предлоги. Ваза на столе. Под столом собака.

Постоянно стремитесь, чтобы у ребёнка были новые впечатления.

В дошкольном возрасте основания для беспокойства, когда речевые умения хуже, чем у сверстников, он не может связно рассказывать, что с ним произошло, не может точно сформулировать свою мысль, ограничен словарный запас, не понимает значений многих слов.

В этом случае коррекция речи включает следующие приёмы:

Заведите «Словарик» - альбом, шкатулку и т.п., куда будете помещать картинки по различным темам: овощи, фрукты, посуда, одежда, обувь, цветы, деревья, домашние и дикие животные, птицы и т.д.

Слова не просто заучиваются, а вводятся в разнообразные ситуации.

Задания на формирование обобщений. Морковь, капуста, огурец – это … овощи.

Обращайте внимание на свойства предметов.

Упражняйте в словообразовании.

Развивайте словесно-логическое мышление. Например: писатель – книга, художник - … /кисть/.

Учите различать мужской и женский род глаголов прошедшего времени: бегал – бегала, …; префиксальные изменения глаголов (выехала, съехала, приехала, уехала, …).

Упражняйте в употреблении предлогов: Поручения: положи мяч под стул, на стул, … . Игры «Кто спрятался за …?» и т.д.

Учите пересказывать прочитанное:

а) отвечать на конкретные вопросы по содержанию

б) Сделайте серию картинок на карточках, перепутайте, предложите разложить правильно и рассказать историю

в) уточняйте значение непонятных слов.

Спрашивайте, как понимает значение пословиц

Учите отгадывать загадки, объяснять.

Если у ребёнка дефекты звукопроизношения, не предлагайте ему произносить скороговорки. До консультации логопеда, учите различать близкие по звучанию слова: кашка – каска, колобок – коробок, бочка – почка, …

Итак. Речь  - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Речь оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Можно сказать, что речь человека – это его визитная карточка.

Поэтому очень важно до поступления ребёнка в школу сформировать у него грамматически правильную, связную речь.

Литература

Бородич А.М. Методика развития речи детей. М., Просвещение, 1974

Давидович Л.Р., Резниченко Т.С., Ребёнок плохо говорить. Почему? Что делать? М., 2004