Долгосрочный проект «Мир загадки» (познавательно- речевой направленности)
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Суходоева Надежда Михайловна

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представление о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй устной речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_mir_zagadki.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида "Колобок" с приоритетным осуществлением физического направления  развития воспитанников пгт Юрья Юрьянского района Кировской области

Утверждаю    

Заведующая

МКДОУ детского сада «Колобок»

 _________ З.Н. Савинова

Приказ № _____

от  «___» ___________ 2012г.

Долгосрочный проект

«Мир загадки»

(познавательно- речевой направленности)

Срок реализации: 01.02. 2012-20.12.2012г

Автор – составитель:

Суходоева  Н.М.- воспитатель

МКДОУ д/с «Колобок»

пгт Юрья 2012

Актуальность проекта

Педагогическая значимость и ценность загадки была подмечена еще выдающими педагогами прошлого. О загадке как «полезном упражнении  для ума» говорил К. Д. Ушинский.

 В настоящее время загадки также широко используются в  общей системе образовательной работы с детьми дошкольного возраста: на педагогических мероприятиях, в экспериментальной, свободной   и игровой деятельности  ребенка. Они побуждают ребенка к наблюдениям, размышлению, познанию, развивают речь детей, помогают привлечь внимание ребенка, сосредоточить его на определенном деле и способствуют развитию психических процессов (память, внимание, мышление, творческое воображение).В частности в процессе составления загадок появляется  возможность развития психических процессов детей, это подтверждает  актуальность проекта. Загадка продолжает изучаться как активный прием умственного развития, речевого творчества детей дошкольного возраста. Загадка знакомит ребят с радостью мышления , направляет внимание на предметы и явления и их существенные признаки, побуждает вникать глубже в смысл словесных обозначений этих признаков , развивает логику мышления и силу воображения. Каждая новая загадка, разгаданная ребенком, является очередной ступенькой  в развитии  его мышления, в литературном развитии. Загадки вызывают эстетическое удовольствие своей поэтикой,  связанной с природой  художественного образа, знакомит детей с радостью открытия. Загадка – вид устного народного творчества, там же определяется ее сущность: « вопрос или  задание, которое  требует разгадки».

Выделяют два основных признака  загадки с позиции ее педагогического исследования в педагогических мероприятиях с дошкольниками.

Во – первых, главным жанровым признаком загадки является требование отгадать ее. Это стимулирует мыслительную активность, интересует детей, вызывает их интерес, желание.

Во – вторых, основными языковыми особенностями  являются  яркость образов, их описательность.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представление о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй устной речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

В результате полученных знаний загадка начинает восприниматься не только как задачка, требующая точного ответа.  Ребенок учиться ценить изящество, юмор, неожиданность сравнения.  Он «с легкостью включается в игру поиска собственных метафор, что доставляет радость, ставит ребенка в положение первооткрывателя, раскрепощает мысль».

Теоретическое обоснование проекта

В теории и практике дошкольного образования накоплен не малый опыт развития психических процессов (логики, памяти, мышления, творческого воображения) детей в разных видах художественной деятельности, в том числе в процессе разгадывания  и составления загадок ( Т.И.Алиева, Т.Г. Казакова, Т.С.Комарова, О.С. Ушакова и др.)  Анализ теоретических исследований  позволил выявить ряд противоречий между:

- имеющимися научными данными о важности дошкольного периода для развития психических процессов и недостаточности специальной работы  по развитию психических процессов детей в дошкольном учреждении

- наличие интереса педагогов к развитию творческой деятельности детей и недооценкой такого вида деятельности  дошкольников, как составление загадок.

На основании выделенных противоречий были обозначены проблемы:

1.Недостаточная компетентность  педагогов в развитии психических процессов детей старшего дошкольного возраста .

2.Увеличивается количество детей с нарушениями в речевом развитии.

Руководитель проекта: старший воспитатель – Н.А. Лапухина

Соруководитель: воспитатель – Н.М. Суходоева  

Участники проекта:  дети – педагоги -  родители.

Сроки выполнения проекта: 01.02.2012-20.12.2012г

Цель проекта: Способствовать  развитию психических процессов ( память, логика, мышление, творческое воображение) у детей старшего дошкольного  возраста, посредством составления загадок.

Задачи проекта:

1.Формировать у детей познавательный интерес к загадкам.

2.Развивать у дошкольников познавательные психические процессы.

3.Формировать универсальные предпосылки учебной деятельности (умение слышать, воспринимать и выполнять инструкцию взрослого).

4.Учить разгадывать и составлять загадку по схемам.

Планируемый результат:

1.Дети проявляют интерес к составлению загадок.

2.Начинают формироваться предпосылки учебной деятельности.

Продукт проекта: Создан презентационный материал «Загадки для детей»

Ресурсное обеспечение проекта

-Информационный ресурс – интернет ресурс http://vospitatel.com.ua/zaniatia/rech/v-gostyah-u-skazki.html

-Кадровый ресурс  - ст. воспитатель- Лапухина Н. А; воспитатели группы- Суходоева Н.М, Чупракова Л.П; дети, родители.  

Этапы проектной деятельности

1.Этап

Организационный

( февраль-март)

-подбор загадок

-первичная диагностика детей (память, творческое воображение, внимание)

-ознакомление детей и родителей с целями е задачами проекта

-подбор дидактического и методического оснащения проекта

2.Этап

Практический        (апрель-сентябрь)

-цикл мероприятий и реализации проекта (4 блока)

-конкурсы, викторины, игры…

3.Этап

Заключительный (октябрь-декабрь)

-итоговая диагностика  познавательных процессов (сравнительный анализ)

-отчет о реализации проекта

-сбор полученного материалу по проекту

-рефлексия создателей проекта

План  реализации проекта

1Блок

февраль 2012г

Тема: История появления загадки. Знакомство с загадкой.

январь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Каникулярная неделя

Беседа. « История появления загадки»

Цель: Познакомить детей с понятием « загадка»

Рассказать историю загадки

февраль

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

 Развлечение «В гости к бабушке- загадушке»

Цель: Формирование интереса к народному творчеству (загадкам)

Беседа  «Загадки и отгадки»

Цель: Правильное понимание загадки, ее значения и способа построения; знакомство с языком загадки.

 Выставка «Рисунок»

Цель: Оценить степень развития  воображения.

Игра «Поезд» Цель: Учить детей  соединять картинки по смыслу ( например: кастрюля-тарелка-ложка)

2 Блок

Март-май 2012г

Тема: Знакомство с образными средствами в загадках (рифмой, метафорами, олицетворение)

март

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4.неделя

 Выставка. Задание «Неполные фигурки»

Цель: Учить детей дорисовывать фигурки так, чтобы получилось осмысленное изображение, использовать фигуру в разных ракурсах

Выставка «Подарок-загадка для мамы»

Цель: Познакомить детей с составлением загадок с помощью аппликации

Словесная игра «Рифмованные загадки»

Цель: Знакомство с образными средствами в загадках ( рифмой, метафорами, олицетворением)

апрель

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Игра «Шляпа»

Цель: Научить детей перевоплощаться в сказочных героев»

Праздник. «Загадки-королевы»

Цель: Оценить умение детей  образовывать и расширять метафоры

Праздник «Сказочные загадки» (методика Т.А. Сидорчук)

Цель: Развитие способности  по отдельным штрихам определять целое,  формирование умения задавать вопросы, отсекающие сразу большое поле поиска решения

май

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

 Словесная игра «Город противоречий»

Цель: Познакомить детей  с понятием противоречия

3 Блок

Июнь - сентябрь2012г

Тема: Развитие творческого воображения.

Июнь-июль

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Выставка. «Удивительный подводный мир морей и океанов»

Цель: Развивать воображение через изобразительную деятельность. Учить детей изображать  на листе бумаги то, что задумали  

  Игра-драматизация. «Чего на свете не бывает»

Цель: Формировать у детей образное воображение (загадай и покажи)

август

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

 Игра-драматизация. «Мы инопланетяне»

Цель: Оценить умение детей «отстраняться» от знакомых вещей, описать их новые свойства

сентябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Анкетирование «что вы понимаете под творческим воображением своего ребенка?» (анкета для родителей)

  Игра-драмаизация. «Веселый зоопарк»

Цель: Оценить умения выделять главные признаки объекта, владеть речью.

4 Блок

Октябрь-декабрь2012г

Тема: Составление загадок. Контрольно- оценочная деятельность.

октябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Выставка. «Молчаливые загадки»

Цель: Познакомить детей с составлением загадок с помощью рисунка

Развлечение. «Вечер загадок» Цель: Формировать к самостоятельному составлению загадок, умение планировать речевую деятельность стимулировать творческую активность

 Словесная игра. «Пропуск  в страну сказок»

Цель: Научить детей составлять загадки по опорным таблицам  (схемам) АА Нестеренко; закреплять умение аргументировано доказать отгадку

 Словесная игра. «Город загадочных частей»

Цель: Продолжать  знакомство с составлением загадок с использованием схем-опор

ноябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

 Праздник. «Сказкины загадки» (методика Т.А Сидорчук)

Цель: Развивать способности кодировать основную идею известной детям сказки

 Развлечение. «Сказочный КВН» (родии, дети)

Цель: Развивать способность кодировать основную идею известных сказочных героев

декабрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Конкурс «Ты мне – я тебе»

Цель: выявить умение составлять загадки

Список  литературы

  1. Аникин, В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор / В.П.Аникин. - М.: Учпедгиз, 1957.
  2. Венгер, Н.Ю. Путь к развитию творчества / Н.Ю.Венгер  - Дошкольное воспитание. -1982.-  №11.
  3.  Ветлугина, Н. А. Художественное творчество в детском саду / Н.А.Ветлугина. – М.: Просвещение,1975.
  4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.Выготский. Спб: Союз, 1997.
  5. Дьяченко, О.М. Развитие творческого воображения в дошкольном
    детстве  / О. М. Дьяченко. - М.: Знание, 1990.
  6. Кравцова, Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника  / Е. Е. .  Кравцова.- М. : Флинта, пресс,2011.
  7. Кудрявцева,Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст)  / Е. Кудрявцева // Дошкольное воспитание. - 1986.- № 9.
  8. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студентов сред. педагогич. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева. - М.: Академия, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с детьми по познавательно-речевому направлению в старшей группе. Тема: «Весна».

Конспект образовательной деятельности с  детьми по познавательно-речевому направлению в старшей группе. Тема: «Весна». Задачи:1.      Расширять и обо...

Проект кружка познавательно-речевой направленности "Сказка в гости к нам пришла" для детей 3-4 лет.

Проект кружка познавательно -речевой напрвленности по сказкам В.Сутеева, которые очень понятны и любимы детьми младшего дошкольного возраста. На ознакомление с одной сказкой отведено четыре занятия. 1...

Долгосрочный проект поисково-опытнической (познавательно-исследовательской) деятельности "Огород на окне"

Цель проекта:•Расширять представление детей об окружающем мире.•Развивать интерес к опытнической и исследовательской работе в области растениеводства.•Закреплять представление детей об ...

Проект познавательно - речевой направленности тема: «Ты - словечко, я - словечко

Актуальность риторики в дошкольном возрасте очевидна - приобщение к элементам и основам ораторского искусства имеет большое воспитательно- образовательное и развивающее значение. Ведь дошкольный возра...

Проект познавательно-речевой направленности «Сказка в гости к нам пришла»

АктуальностьВ настоящее время одним из главных направлений ФГОС ДО является повышение качества дошкольного образования, использование эффективного деятельностного подхода в работе с детьми, использова...

Проект познавательно-речевой направленности «Сказка в гости к нам пришла»

В настоящее время одним из главных направлений ФГОС ДО является повышение качества дошкольного образования, использование эффективного деятельностного подхода в работе с детьми, использование эффектив...