Проект познавательно - речевой направленности тема: «Ты - словечко, я - словечко
проект на тему

Актуальность риторики в дошкольном возрасте очевидна - приобщение к элементам и основам ораторского искусства имеет большое воспитательно- образовательное и развивающее значение. Ведь дошкольный возраст - это сенситивный период развития речи. К 5 годам ребенок овладевает фонетикой и основами грамматического строя речи, у него формируется достаточный запас активного и пассивного словаря, совершенствуется диалогическая и монологическая речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_ty-slovechko_ya-slovechko.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

ТМБДОУ «Дудинский центр развития ребенка- детский сад
«
Белоснежка»

Проект

познавательно - речевой направленности

тема: «Ты - словечко, я - словечко

Автор: воспитатель 1 квалификационной категории Смирнова И.В.

Обоснование темы

Риторика (от греческого слова «ритор» - оратор) - одна из самых древних
наук на земле. Риторика возникла как наука об искусной
, умной, красивой речи.

Актуальность риторики в дошкольном возрасте очевидна - приобщение к элементам и основам ораторского искусства имеет большое воспитательно- образовательное и развивающее значение. Ведь дошкольный возраст - это сенситивный период развития речи. К 5 годам ребенок овладевает фонетикой и основами грамматического строя речи, у него формируется достаточный запас активного и пассивного словаря, совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Ребенок 6-го года жизни способен поддерживать непринужденную беседу, задавать вопросы, у него развивается умение связно и последовательно пересказывать небольшие литературные произведения без помощи взрослого, самостоятельно составлять небольшие рассказы. Седьмой год жизни - период словотворчества. У детей формируется сознательная культура речевого общения. Поэтому целесообразно именно в старшем дошкольном возрасте начать обучение риторике.

Речь, во всем ее видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется.

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении.

Таким образом целью моей работы стало обучение детей общению в речевых ситуациях.

Задачи:

  • познакомить детей с нормами русского литературного языка;
  • формировать умение излагать свои мысли последовательно, аргументировать свою точку зрения;
  • развивать качества голоса: тембр, силу, высоту, дикцию, темп речи, дыхание;
  • воспитывать уважительное отношение к чистоте и богатству родной речи.

Участники проекта: дети старшей (подготовительной) группы «Пчелки».

Возраст: 5 -7 лет.


Структура и содержание курса

Курс «Риторика для дошкольников» состоит из четырех смысловых блоков:

  • «Азбука общения»;
  • «Речевой этикет»;
  • «Техника речи»;
  • «Речевые жанры».

Помимо этих основных блоков, существует один сквозной - «Основы искусства спора и диалога», его составляющие: мини-диалоги, правила ведения диалога.

Понятийный аппарат занимает в содержании курса ограниченное место, т.к. курс риторики имеет практическую направленность. Теоретические сведения, отдельные понятия включаются только в той мере, в какой это необходимо для формирования соответствующих умений и навыков. Значительно большее место занимают инструментальные знания типа правил, конкретных рекомендаций (Как слушать собеседника» и т.д.). Главное внимание уделяется формированию коммуникативных, риторических умений и навыков.

Содержание каждого смыслового блока определено в тематическом плане. Курс рассчитан на два года обучения (1 занятие в неделю, всего 64 занятия продолжительностью 25- 30 минут).

Модель занятия по риторике

1 компонент - речевая разминка

Ее задачи:

  • развивать речевое дыхание;
  • формировать умения управлять своим голосом, развивать дикцию.

В разминку входят: упражнения, направленные на развитие фонационного (речевого) дыхания; дикционные упражнения (скороговорки, чистоговорки, считалки и т.д.); дидактические игры.

2 компонент - новая информация

Способы ее подачи:

  • использование театрализованных фрагментов;
  • беседы-диалоги;
  • сказочный зачин;
  • приглашение к путешествию.

3 компонент- моделирование речевых ситуаций
Решение, разыгрывание проблемных ситуаций театральных, коммуникативно-лингвистических, на пантомимику, внешней культуры.

4 компонент - оценка детьми всего занятия, ответов сверстников. Или подведение итогов и анализ деятельности детей.


Ожидаемый результат:

  • дети овладеют разговорной речью, в диалоге сумеют привлечь к себе внимание собеседника, смогут выражать свои мысли в форме коротких текстов;
  • дети смогут проявлять интерес к сочинению;
  • в высказываниях проявлять сравнения, синонимы;
  • смогут ориентироваться в разных ситуациях общения;
  • овладеют своим голосом, будут понимать, когда нужно говорить громко, тихо, когда быстро, а когда медленно, с какой интонацией;
  • дети смогут адекватно оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности познавательно-речевой направленности. Тема: «Ранняя весна». (Итоговое.)

Занятие построено в виде путешествия по "Дороге знаний" - "Город", "Лес", "Поле", "Река", "Школа" и сопровождается чтением стихов как воспитателем, так и детьми. Занятие основано на беседе, которая сп...

Конструкт непосредственно образовательной познавательной деятельности (детей 5-ого года жизни) Направление: познавательно-речевая деятельность Тема : космос Возраст: 4-5 лет Тема: «Путешествие на Луну. В гостях у Звездочёта». Форма: коммуникативная Цель:

Конструкт непосредственно образовательной познавательной деятельности (детей 5-ого года жизни)Направление: познавательно-речевая деятельностьТема : космосВозраст: 4-5 летТема: «Путешествие на Лу...

План кружковой работы по речевому развитию в старшей группе по теме "Раз словечко, два словечка"

В настояшее время наблюдается тенденция увеличения количества детей со слабым речевым развитием, речь детей недостаточно развита из-за воздействия некоторых факторов, таких как: ухудшений состояния зд...

Проект по развитию речи. Тема: Раз, словечко, два словечко.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА.Проблема: недостаточное развитие речи у детей в группе...

Проект познавательно-речевой направленности «Сказка в гости к нам пришла»

АктуальностьВ настоящее время одним из главных направлений ФГОС ДО является повышение качества дошкольного образования, использование эффективного деятельностного подхода в работе с детьми, использова...

Проект познавательно-речевой направленности «Сказка в гости к нам пришла»

В настоящее время одним из главных направлений ФГОС ДО является повышение качества дошкольного образования, использование эффективного деятельностного подхода в работе с детьми, использование эффектив...