План кружковой работы по речевому развитию в старшей группе по теме "Раз словечко, два словечка"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

В настояшее время наблюдается тенденция увеличения количества детей со слабым речевым развитием, речь детей недостаточно развита из-за воздействия некоторых факторов, таких как: ухудшений состояния здоровья, глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе, сужение объёма "живого" общения, дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи.Важнейшим источником выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, художественные произведения русских писателей и поэтов, дидактические игры и т.д..

В связи с этим мною был разработан план кружковой работы по речевому развитию, целью которой является создание условий для развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами литературного творчества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_po_rr-motchanova.docx41.74 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН

КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ

по речевому развитию

в старшей группе

«Раз словечко, два словечко»

                                                                                       Разработал: воспитатель Мотчанова И.П.

2018 – 2019 г.

Актуальность выбранной темы:

        В настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества детей со слабым речевым развитием, когда речь ребёнка совершенно не развита, в результате воздействия какого-либо потенциального фактора, а именно:

 - ухудшение состояния здоровья детей;

 - существенное сужение объёма «живого» общения: дети, да и взрослые все больше стали общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса;

 - глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;

 - дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи.

Всё это может отрицательно сказаться на дальнейшем развитии ребёнка, ребёнок может вырасти замкнутым, необщительным.

         Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, считалки), а также художественные произведения русских писателей и поэтов.

         Воспитательное, познавательное и эстетическое значение произведений огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Возможность использования устного народного творчества, театрализованной деятельности в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Художественное слово помогает ребенку уточнить и закрепить знания, постепенно обогащает новыми понятиями и представлениями. Произведения детской художественной литературы оказывают большое влияние и на эстетическое воспитание ребенка. В.Г. Белинский называл эстетическое чувство источником всего прекрасного, великого. Яркие образы художественных произведений, поэтические картины русской природы, музыкальность стихов, меткость, выразительность языка нравятся детям. Дети чувствуют красоту художественного слова, легко и быстро запоминают небольшие стихи и песенки.

Цель: Создать условия для развития речи детей средствами литературного творчества

Задачи:

 Обучающие:

1. Обучать детей правилам передачи текста, учить понимать суть стихотворения, видеть первоначальный замысел поэта

2. Формировать умение передавать игровые образы в действиях

3. Формировать умение искать выразительные движения, тембром голоса передавать отличительные особенности героев сказок, пьес, рассказов, песен, стихов

Развивающие:

1. Развивать связную и выразительную речь детей: чтение стихотворений наизусть, пересказ произведений, творческое рассказывание (на тему предложенную воспитателем, коллективное творчество, на самостоятельно выбранную тему), составление описательных рассказов (по картинам, по серии сюжетных картин)

2. Активизировать лексическую и грамматическую стороны речи детей

3. Расширять кругозор, развивать память, наблюдательность, воображение, познавательные процессы

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к стихотворному искусству, творческой деятельности

2. Воспитывать нравственные качества личности: доброту, отзывчивость, взаимоуважение, взаимовыручку, сочувствие

3. Воспитывать любовь к творческой деятельности, желание участвовать в выступлениях

4. Воспитывать эстетический, художественный вкус

Сроки

Формы работы с детьми

Работа с родителями

Литература

Сентябрь

«Унылая пора, очей очарованье!»

1. Отгадывание загадок об осени

2. Чтение стих-й: А.Пушкин, А.Плещеев,  А.Барто, И.Бунин, К.Бальмонт, Н.Огарёв, А.Фет, И.Токмакова, Е.Благинина, С.Есенин и др.

3. Заучивание стих-й наизусть: К.Бальмонт «Осень», С.Есенин «Нивы сжаты»

4. Работа с пословицами, поговорками: «Что поешь, то и пожнёшь»

5. Проговаривание чистоговорок (отработка звука с), скороговорок, пальчиковая гимнастика «Ёжик», «Дождик»

6. Рассматривание пейзажной живописи, составление описательных рассказов

7. Театрализованные игры: магнитный театр «Теремок»

8.Чтение рассказов Л.Толстого «Два товарища», «Косточка»

9. Чтение сказок С.Михалкова «Как старик корову продавал»

1. Разучивание стихов с детьми

2. Чтение и пересказ рассказов

3. Закрепление материала дома по данной теме (пункт 3,5)

1.Картотека загадок, стихотворений

2. Н.В.Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи»; Спб., 2004, с. 252

3. Трясорукова Т.П. «Игры, загадки, стихи и чистоговорки для развития речи», с.26, 28

4. Наглядный дид.материал

5. Рассказы Л.Толстого

6.С.Михалков «Все самые любимые стихи и сказки», с.394

Октябрь

1. Чтение стих-й об осени

2. Заучивание стих. А.Пушкин «Октябрь уж наступил», С.Городецкий «Первый снег»

3.Чтение и пересказ: К.Ушинский «Четыре желания»

4. Д/и и упражнения: «Подбери рифму», «Сравни предметы»

5. Проговаривание чистоговорок (отработка звука р), скороговорок, пальчиковая гимнастика «Белочка и бельчата», «Вот цветочек»

6. Работа с пословицами, поговорками о дружбе

7. Театрализованные игры: театр настольный «Три медведя»

8. Чтение рассказов Л.Толстого «Филипок», «Пожарные собаки»

9. Чтение сказок С.Михалкова «Упрямый лягушонок»

1. Совместно с ребёнком: рисунок «Уж небо осенью дышало»

2. Чтение с ребёнком произведения, пересказ, разучивание стихов с детьми

3. Пересказ с детьми дома рассказов Толстого

1. Картотека стихотворений

2. Хрестоматия для детей

3. Картотека д/игр, «Раз словечко, два словечко» (с.7,8)

3. Трясорукова Т.П. «Игры, загадки, стихи и чистоговорки для развития речи», с.35,36

4. Картотека: пословицы и поговорки о временах года

5. Рассказы Л.Толстого

6.С.Михалков «Все самые любимые стихи и сказки», с.404

Ноябрь

1. Чтение стих-й об осени: А. С. Пушкин «Зима!.. Крестьянин торжествуя…»

2. Заучивание стих. А.Пушкин «Уж небо осенью дышало»

3. Чтение произведения: Д.Мамин -  Сибиряк «Серая шейка». Пересказ.

4. Работа с пословицами, поговорками:

5. Рассматривание пейзажной живописи, составление описательных рассказов

6. Театрализованные игры: театр настольный «Гуси-лебеди»

7. Чтение рассказов Л.Толстого «Лгун», «Слон»

8. Чтение сказок С.Михалкова «Три поросёнка»

1. Чтение с ребёнком произведения, пересказ, разучивание стихов с детьми

1. Картотека стихотворений

2. Хрестоматия для детей

3. Книга для чтения в детском саду и дома, с.101

4. Наглядный дид. материал

5. Рассказы Л.Толстого

6.С.Михалков «Все самые любимые стихи и сказки», с.418

Декабрь

«Пришла к нам зимушка – зима!»

1. Чтение: К. Ушинский«Проказы старухи-зимы", Г.Скребицкий «Кто как зимует»

2. Заучивание: С.А. Есенин «Береза», «Поет зима – аукает», И.С. Никитин «Встреча зимы»

Чтение: Е.Благинина «Стихи о ёлке, о сером волке…»

3.Отгадывание загадок о зиме. Работа с пословицами, поговорками:

4. Д/и и упражнения: «Сочиним историю или Сказка по кругу»

5. Проговаривание чистоговорок (отработка звука р), скороговорок, пальчиковая гимнастика «Гороховый народ», «Два жирафа»

6. Театрализованные игры: театр настольный «Снежная королева»

7. Импровизация русской народной сказки «Репка». Репетиция пьесы «Репка»

8. Чтение рассказов Л.Толстого «Мужик и водяной», «Девочка и разбойники», «Липунюшка»

9. Чтение сказок С.Михалкова «Волшебное слово», «Белые перчатки»

1. Совместно с ребёнком: рисунок (аппликация) на тему «Здравствуй, Зимушка-зима!»

2. Разучивание стихов с детьми

3. Пересказ сказки К.Ушинского

1. Г. Скребицкий и В. Чаплина

2. Картотека стих-й

Н.В.Нищева «Система коррекционной работы…», с. 295

3.Картотека: загадки о временах года, пословицы и поговорки о временах года

4. Картотека д/игр, «Раз словечко, два словечко» (с.5)

5. Трясорукова Т.П. «Игры, загадки, стихи и чистоговорки для развития речи», с.39, 40

Январь

1. Чтение: К. Ушинский «Старик Годовик»

2. Заучивание стих. А.Прокофьев «Зимушка-зима», И.Демьянов «Снежная баба»

3. Д/и и упражнения: «Закончи

предложение»

4. Речевая гимнастика (дифференциация звуков ш-ж)

5. Театрализованные игры: Показ пьесы «Репка»

6. Чтение рассказов Л.Толстого «Акула», «Пожар», «Отец и сыновья»

7. Чтение сказок С.Михалкова «Волшебное слово», «Белые перчатки»

1. Разучивание стихов с детьми

2. Пересказ сказки К.Ушинского

1. Книга для чтения в детском саду и дома, с.195

2. Картотека стих-й

3. Картотека д/игр, «Раз словечко, два словечко» (с.6)

4. Н.Комратова «Учимся говорить правильно», с.145

5.. Рассказы Л.Толстого

6.С.Михалков «Все самые любимые стихи и сказки», с.450, 467

Февраль

«Защитники Отечества»

1.Чтение: И. Соколов-Микитов «Зимой», Г. Скребицкий и В. Чаплина «Посмотри вокруг»

2. Рассматривание иллюстраций «Жизнь животных зимой», беседа по содержанию

3. Д/и и упражнения: «К нам пришёл волшебник: я могу только слышать»

4. Чтение стих-йО. Высотская «Мой брат уехал на границу», «У телевизора».А. Твардовский «Рассказ танкиста».З. Александрова «Дозор».

5. Речевая гимнастика (дифференциация звуков з - ж)

6. Проговаривание чистоговорок (отработка звука р), скороговорок, пальчиковая гимнастика «Собачка», «На льдине»

7. Театрализованные игры: театр настольный «Заюшкина избушка»

8. Заучивание стих-й наизусть: С.Маршак «Дуют ветры в феврале», В.Берестов «Богатыри»

1. Разучивание стихов с детьми

2. Пересказ рассказов

1. Хрестоматия для детей

2. Наглядный дид. материал

3. Картотека д/игр, «Раз словечко, два словечко» (с.11)

4. Картотека стих-й

5. Н.Комратова «Учимся говорить правильно», с.152

6. Трясорукова Т.П. «Игры, загадки, стихи и чистоговорки для развития речи», с.41, 42

7. Картотека стих-й

Март

«Весна, весна, как воздух свеж!»

1. Чтение стих-й: М. Родина «Мамины руки».Е. Благинина «Мамин день», «Посидим в тишине».Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»Е. Пермяк «Мамина работа»В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом».Л. Квитко«Бабушкины руки».

Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

И. Тютчев «Зима недаром злится»

2. Речевая гимнастика (дифференциация звуков ч - щ)

3. Проговаривание чистоговорок (отработка звука р), скороговорок, пальчиковая гимнастика «Черепашкино угощенье», «Петушок»

4. Инсценирование знакомых сказок (репетиция)

5. Рассматривание пейзажной живописи

1. Разучивание стихов и песен с детьми

2. Пересказ рассказов

1. Картотека стих-й

2. Хрестоматия для детей

3. Н.Комратова «Учимся говорить правильно», с.156

4.Трясорукова Т.П. «Игры, загадки, стихи и чистоговорки для развития речи», с.42, 43

Апрель

Наша Родина Россия

1. Чтение стих-й: Г.Скребицкий «Апрель», С. Маршак «Круглый год»;

2. Рассказ В. Бианки «Три весны», пересказ

3. А. Прокофьев «Родина», З. Александрова «Родина», М.Ю. Лермонтов «Родина», С.Баруздин «За Родину»

4. Речевая гимнастика (дифференциация звуков р - л)

5. Чтение р.н.сказки «Сивка-бурка», пересказ

6. Инсценирование знакомых сказок (показ для младшей группы)

1. Разучивание стихов с детьми

2. Пересказ рассказов

1. Картотека стих-й

2. Хрестоматия для детей

3. Н.Комратова «Учимся говорить правильно», с.159

Май

1. Чтение стих-й о весне, заучивание наизусть

2.Чтение сказок Бажова

3. Речевая гимнастика (подведение итогов)

4. Инсценирование сказки (показ для родителей на собрании)

5. Работа с пословицами и поговорками

1. Разучивание стихов с детьми

2. Пересказ рассказов

1. Картотека стих-й

2. Хрестоматия для детей

3. Н.Комратова «Учимся говорить правильно», с.163

4. Картотека

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет: Методическое пособие. - М.: Сфера, 2008. - 128 с.

АрушановаА.Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика-Синтез, 1999. – 272 с.

Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. М., Просвещение, 1974. – 96

Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

Н.В.Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи»; Спб., 2004

КартушинаМ.Ю. Логоритмические занятия в детском саду.-М.: Сфера, 2005.

Трясорукова Т.П. Игры,загадки, стихи и чистоговорки для развития речи. – Ростов-на-Дону «Феникс», 2015

КомратоваН.Г. Учимся говорить правильно. Учебно-методическое пособие по развитию речи детей 3-7 лет, Творческий центр, Москва, 2004

Книга для чтения в детском саду и дома для детей 5-7 лет, Москва Оникс

Картотека стихотворений, дидактических игр и упражнений

Интернет - ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План кружковой работы по театрализованной деятельности в старшей группе

План кружковой работы по театрализованной деятельности в старшей группе...

"Календарный план проведения занятий по речевому развитию в старшей группе"

Цель занятий - формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи детей 5-6 лет....

Перспективный план по образовательной области Речевое развитие для старшей группы

Перспективный план по образовательной области Речевое развитие старшей группы ...

Кружковая работа по физическому развитию В старшей группе «Будь здоров»

Пояснительная записка Дошкольный возраст – важный период формирования человеческой личности. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становл...

Перспективный план кружковой работы по физической культуре в старшей группе детского сада.

Перспективный план кружковой работы по  физической культуре в старшей группе детского сада....

Отчет кружковой работы по физическому развитию в старшей группе

Целью профилактики плоскостопия в старшей группе является способствование формированию у детей привычки бережного отношения к собственному здоровью....