"Календарный план проведения занятий по речевому развитию в старшей группе"
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа) на тему

Цель занятий - формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи детей 5-6 лет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalendarnyy_plan_po_rechevomu_razvitiyu.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ детский сад № 63 «Журавлик» комбинированного вида

Календарный план проведения занятий

по речевому развитию в старшей группе

(формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи)

Подготовила:

Сергеева Татьяна Сергеевна,

воспитатель

Киселёвск, 2015

ПЛАН

Неделя

Лексическая тема

занятия

Содержание материала по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи



1-2



Детский сад

СЕНТЯБРЬ

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ  ОБСЛЕДОВАНИЕ

3

Овощи

1

Развитие общего внимания и понимания речи.

2

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

4

Фрукты

1

Образование мн. числа существительных от ед. в И.п. и Р.п. (слива – сливы – слив). Составление предложений с данными существительными по картинке и демонстрации действий.

2

Формирование понятия о действии предмета. Практическое усвоение глаголов 3 л., ед. числа, наст. времени (она взяла, он взял).

1

Осень

1

ОКТЯБРЬ

Категория одушевленности имен сущ. Обучение постановке вопросов (кто? что?) и правильному подбору сущ. к заданному вопросу.

2

Заучивание простого текста из 3 предложений.

2

Деревья и кусты

1

Практическое усвоение глаголов жен. и муж. рода, прошедшего времени.

2

Составление 3-х словных предложений. Понятие «слово», «предложение».

3

Перелетные птицы

1

Согласование сущ. и глаг. в числе.

2

Уточнение названий наиболее воспринимаемых признаков (цвет, форма, размер, вкус).

4

Семья

1

Закрепление употребления в речи полных имен и уменьшительных образованных от собственного имени. Усвоение и употребление сущ. в Р.п., мн. ч. (сестра – сестер).

2

Пересказ текста, составленного по демонстрации действий или по картинке.

5

Одежда

1

Усвоение рода имен сущ. Подбор к им. сущ. притяжательных местоимений (мой, моя, мое, мои) и их согласование в роде и числе.

2

Составление предложений по вопросам и объединение их в короткий рассказ.

1

Обувь

1

НОЯБРЬ

Знакомство с приставочными глаголами и их значениями. Закрепление правильного употребления сущ. в Р.п., ед. и мн. числа.

2

Пересказ короткого текста.

2

Я -

человек

1

Согласование числительных с сущ. и глаг. Составление предложений с глаг. соверш. и несоверш. вида по картинкам или демонстрации действий.

2

Составление рассказа по картинке или серии картин.

3

Мебель

1

Употребление и дифференциация предлогов –НА – В – ПОД – и составление предложений с ними.

2

Составление предложений по картинке и объединение их в короткий рассказ.

4

КАНИКУЛЫ

  1

    Посуда

1

ДЕКАБРЬ

Образование относительных прилаг. в значении соотнесенности к материалу изготовления (деревянный, металлическая).

2

Практическое усвоение и употребление сущ. в форме Т.п., ед. ч.(значение орудийности).

3

Составление рассказа-описания.

2

Продукты

1

Образование относительных прилаг. в значении соотнесенности к продуктам (гороховый, мясной, фруктовый) и согласование их в роде, числе, падеже.

2

Распространение предложений определениями.

3

Составление рассказа по демонстрации действий или по картинке.

3

Зима.

Новый год

1

Практическое усвоение относительных прилагательных и притяжательных местоимений.

2

Закрепление навыка составления предложений по опорным словам.

3

Заучивание короткого рассказа.

4

КАНИКУЛЫ

1

ЯНВАРЬ

КАНИКУЛЫ

2

Зимние забавы

1

Закрепления навыка образования притяжательных местоимений.

2

Предложный падеж с предлогом -О-, ед. числа. Подбор определений к предметам (Какой? Какая? Какое? Какие?).

3

Составление рассказа по серии сюжетных картин.

3

Зимующие птицы

1

Практическое усвоение предлогов –За-В-На-Под-.

2

Практическое усвоение словоизменения и словообразования Р.п. и Т.п. сущ., ед. и мн. ч.

3

Работа над пониманием текста с усложненной ситуацией.

4

Домашние птицы

1

Усвоение предлогов –К-От- и их дифференциация в речи.

2

Закрепление умения самостоятельно задавать вопросы. Употребление существительных в Д.п., ед.ч. и согласование их с глаголами (дать кому? Чему?).

3

Составление рассказа по серии сюжетных картин.

5

Домашние животные и их детеныши

1

Усвоение образования глаголов от звукоподражаний. Практическое усвоение относительных прилагательных.

2

Обучение постановке вопросов чей? Чья? Чьё? Чьи? Составление предложений по опорным словам.

3

Составление рассказа-описания (или по серии сюжетных картин).

1

Дикие звери наших лесов

1

ФЕВРАЛЬ

Усвоение и правильное употребление приставочных глаголов с предлогами-Из-Через-От-.

2

Согласование существительных с глаголами.

3

Составление описания-загадки о животном с использованием прилагательных.

2

Животные жарких стран

1

Закрепление правильного употребления в речи существительных Р.п., мн.ч. (зверь – зверей, лев – львов).

2

Усвоение и правильное употребление чередований корневых согласных первого лица, ед.ч., наст.вр. (хотеть – хочу, бежать – бегу).

3

Практическое усвоение составления загадок-описаний о предмете. Сравнение предметов.

3

Наша армия

1

Закрепление согласования сущ. с прилаг. в роде и падеже.

2

Составление предложений по опорным словам.

3

Обучение пересказу прочитанного текста.

4

Транспорт

1

Различение и правильное употребление в речи сложных предлогов-Из-за,-Через-

2

Практическое усвоение навыка образования сложных слов.

3

Составление рассказа по сюжетной картинке.

1

Мамин день

1

МАРТ

Составление простых распространенных предложений с однородными определениями, с введением в предложение сложных предлогов.

2

Усвоение  конструкций Д. п. без предлогов  и  с  предлогом

-К-.

3

Составление рассказа-описания (по фотографии).

2

Ранняя весна

1

Образование родственных слов.

2

Распространение предложений с помощью вопросов, подсказок и без них.

3

Составление рассказа по серии картин.

3

Наш поселок

1

Образование и правильное употребление степеней сравнения имен прилагательных (высокий – выше).

2

Дифференциация предлогов с разными падежными конструкциями.

3

Составление рассказа по картинке или по плану логопеда.

4

КАНИКУЛЫ

1

Наша Родина

1

АПРЕЛЬ

Практическое усвоение слов-синонимов.

2

Составление рассказа по картинке.

3

Закрепление навыка пересказа прочитанного текста

2

Космос

1

Работа над предложением с союзом –А-.

2

Согласование прилагательных с существительными в роде.

3

Составление рассказа по плану логопеда или по картинке.

3

Почта

1

Практическое усвоение слов-антонимов.

2

Работа над предложением с союзом –Потому-что-.

3

Составление рассказа по серии картин.

4

Библиотека

1

Согласование существительных с числительными.

2

Распространение предложений путем введения однородных определений.

3

Составление рассказа по наблюдениям.

1

День победы

1

МАЙ

Работа над сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями с различными союзами.

2

Пересказ прочитанного текста.

3

Составление рассказа по картинке или рисункам детей.

2

Насекомые

1

Согласование существительных с числительными.

2

Пересказ рассказа.

3

Игра-драматизация.

3

Работа над лексическими и грамматическими темами требующими дополнительного повторения и закрепления (по усмотрению логопеда).

4

Цветы

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ   ОБСЛЕДОВАНИЕ


Список литературы

  1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. — М: Академия, 1997.
  2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999.
  3. Гербова В.В. Учусь говорить. – М., 1999.
  4. Грамматические игры в детском саду: Методические рекомендации в помощь воспитателям дошкольных учреждений / Сост. Г. И. Николайчук. — Ровно, 1989.
  5. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей. Грамматический строй. – М., 2000.
  6. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. — М.,1985.
  7. Конина М.М. Некоторые вопросы обучения детей 3-5 лет грамматически правильной речи//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1999
  8. Лалаева Р. И. Методика психолингвистического изучения нарушений речи. - Л., 1990.
  9. Лалаева Р.И. Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – С. – Пб. 2001.
  10. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – С. - Пб. – 2001.
  11. Осипова В. М. Методы и приемы работы над предложением // Логопед - № 3 – 2006 – С. 51 – 59.
  12. Поддьяков Н. Н. Проблемы речевого и умственного развития детей дошкольного возраста // Проблемы изучения речи дошкольника / Под ред. О. С. Ушаковой. — М: 1994. — С. 119–126.
  13. Пономарева Л.А. Обследование лексико – грамматической стороны речи детей при поступлении в школу // Логопед - № 5 – 2006 – С. 87 – 91.
  14. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. М., 1994.
  15. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические условия развития речи дошкольников в детском саду // Повышение эффективности воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях: Сб. науч. трудов. — М: 1988. — С. 37–45.
  16. Ушакова О. Развитие речи детей четырех – семи лет // Дошкольное воспитание. 1995. №1. – С.59-66.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения НОД по речевому развитию в старшей группе на тему недели: "Скучен день до вечера, коли делать нечего"

Конспект проведения НОД в старшей группе на тему недели: «Скучен день до вечера, коли делать нечего»Интеграция образовательных областей:Коммуникация: привлечь внимание детей к живому русском...

Календарно-тематическое планирование по разделу речевое развитие в старшей группе

Представлено тематическое планирование по разделу "Речевое развитие" в старшей группе детского сада...

План кружковой работы по речевому развитию в старшей группе по теме "Раз словечко, два словечка"

В настояшее время наблюдается тенденция увеличения количества детей со слабым речевым развитием, речь детей недостаточно развита из-за воздействия некоторых факторов, таких как: ухудшений состояния зд...

План-конспект НОД по речевому развитию в старшей группе "Полет в космос".

План-конспект НОД по образовательной области "Речевое развитие"Лексическая тема: КосмосОсновной вид детской деятельности: коммуникативная деятельностьФорма проведения мероприятия: дидактичес...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»...

План кружковой работы по речевому развитию в старшей группе "Мои первые шаги к азбуке"

Цель: Создать условия для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе овладения обучения грамоте и развития связной речи....