путешествие в зимний лес
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) по теме

Алексеева Любовь Викторовна

 

обобщение и систематизация знаний о диких животных и их детенышах, повторение характерных признаков зимы, развитие речи и воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_rr-2.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

(СРЕДНЯЯ ГРУППА)

Путешествие в зимний лес

Цель: обобщение и систематизация знаний о диких животных и их детенышах, повторение характерных признаков зимы, развитие речи и воображения.

Задачи:

  1. Повторить сведения о диких животных: их характерные особенности, что они делают зимой.
  2. Словарь: активизировать в речи детей существительные, обозначающие диких животных и их детенышей; учить понимать смысл загадок, правильно называть качества предметов.
  3. Грамматика: учить использовать в ответах на вопросы воспитателя сложноподчиненные и простые распространенные предложения; совершенствовать навыки словообразования (образование названий детенышей животных) и словоизменения (правильное употребление формы родительного падежа единственного и множественного числа существительных); упражнять в понимании и правильном употреблении пространственных предлогов (в, на, за, около).
  4. Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков Ц и Ч, учить отчетливо и внятно произносить слова с этими звуками, упражнять в отработке силы и длительности выдоха.
  5. Связная речь: учить детей составлять короткие рассказы о том, что больше всего понравилось в путешествии по зимнему лесу.
  6. Развивать слуховое внимание, память.
  7. Развивать умение согласовывать движения со словами.

Материал: демонстрационный материал «Дикие животные и их детеныши», игрушка зайчик, лист ватмана с наклеенными на него фигурками диких животных и их детенышей, фломастеры.

Ход занятия

    Воспитатель:

Отгадайте-ка, ребятки,

О чем моя загадка?

Наступили холода,

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

(Зимой.)

    Почему вы решили, что это бывает именно зимой?

Зима пришла непрошено,

Зима пришла тайком.

На утро запорошила

Все улицы снежком.

    Когда выпал первый снег, все кругом очень изменилось: стало красивым, волшебным, сказочным. Закройте глазки и представьте все, о чем я буду рассказывать.

    На улице все белым-бело. Снег искрится на морозе, хрустит под ногами. Ветви деревьев стали тяжелыми от снега и опустились вниз. Деревья словно из сказки: пушистые снежинки облепили все веточки. Огромные сугробы у дорог. Это так красиво!

    Откройте глазки. Представили? Хотите попасть в такой красивый,  волшебный зимний лес? На чем мы с вами отправимся в путешествие? (На машине, на автобусе…) А как же сугробы? Давайте пойдем пешком.

    Логоритмическое упражнение:

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу,

Проложи скорей дорогу!

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали.

Сейчас сядем отдохнем,

А потом гулять пойдем.

    Вот и пришли мы с вами в лес на полянку. Посмотрите, какие красивые летят снежинки. Как они искрятся, блестят на солнце. Давайте возьмем снежинку и поиграем с ней. (Дети берут бумажные снежинки на ниточке, выполняют с ними упражнение.)

   Логоритмическое упражнение «Снежинки»:

Ой, летят, летят снежинки,

Белоснежные пушинки.

Это зимушка-зима

Рукавами повела.

Все снежинки закружила

И на землю опустила.

Стали звездочки кружиться,

Стали на землю ложиться.

Нет, не звезды, а пушинки,

Не пушинки, а снежинки.

    Упражнение по отработке силы и длительности выдоха:

А ветер щеки толстые

Надул, надул, надул.

И на снежинки легкие

Подул, подул, подул.

(Вдох носом и длинный выдох.)

    Воспитатель: Ребята, что-то очень тихо в лесу. В нем что никто не живет? Живет? А кто? (Дети перечисляют диких животных.) А как можно одним словом назвать этих животных? (Дикие.) Где они живут? (Дети называют жилища диких животных.) Кто строит жилища и кормит диких животных? (Они сами добывают себе еду и стоят или находят жилища в лесу. О них никто не заботится.) Вот сейчас я проверю, умеете ли вы узнавать диких животных? Слушайте внимательно загадки и отгадывайте их.

Что за зверь лесной

Встал как столбик под сосной,

И стоит среди травы,

Уши выше головы.

(Заяц.)

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной.

(Ёж.)

Хоть верь, хоть не верь:

Пробегал по лесу зверь.

Нес на лбу он неспроста

Два развесистых куста.

(Лось.)

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придет весна

Просыпается от сна.

(Медведь.)

На овчарку он похож.

Что ни зуб-то острый нож.

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

(Волк.)

Рыжая, с пушистым хвостом,

Живет в лесу под кустом.

(Лиса.)

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

(Белка.)

    Воспитатель: Молодцы. А теперь давайте поиграем в игру «Бывает не бывает» (правильное употребление формы родительного падежа единственного и множественного числа существительных). Вставайте в круг. Кому попадет в руки снежок, должен ответить, без чего не бывает лисы?

    Не бывает лисы без … хвоста.

    Не бывает волка без … зубов.

    Не бывает ежа без … иголок.

    Не бывает зайца без … ушей.

    Не бывает лося без … рогов и копыт.

    Не бывает белки без … кисточек на ушках.

    Воспитатель: Молодцы. Хорошо знаете диких зверей. А сейчас давайте мы с вами превратимся в зверей.

Вокруг себя повернись

И в зверя превратись.

    Встретились звери на лесной полянке. Обрадовались. Хотят друг друга поприветствовать, а разговаривать как люди они не умеют. Но они умеют говорить жестами. Давайте и мы с вами попробуем. Найдите себе пару.

    Поздоровайтесь друг с другом (Потритесь носами.)

    Спросите, как дела? (Соедините ладони.)

    Ответьте, хорошо или плохо. (Большой палец вверх или вниз.)

    Общих друзей встретили? (Разведите руки.)

    Да или нет. (Кивок головы.)

    Я так рад тебя видеть! (Обнимитесь.)

    Воспитатель: Мы так хорошо с вами поговорили. Теперь давайте поиграем.

   

    Логоритмическое упражнение «Кто как ходит?»

По-лосиному красиво

Ходит лось в лесу густом.

По-мышиному пугливо

Семенит мышонок в дом.

И по-заячьи зайчишка

Все спешит запутать след.

По-медвежьи ходит мишка,

Косолап он с юных лет.

Серый волк бежит по лесу,

А за ним бежит лиса.

Поднялись у них трубою

Два пушистеньких хвоста.

Зиме, морозу рады

И зайчики, и белочки.

И радуются снегу

И мальчики, и девочки.

    Воспитатель:

Вокруг себя повернись

И в ребяток превратись.

У любящих мам есть, конечно, ребенок:

У доброй слонихи – милый слоненок,

У серой зайчихи – пушистый зайчонок,

У храброй тигрицы – игривый тигренок.

Часто теряются дети в пути.

Мамам поможем деток найти!

    Дидактическая игра «Кто у кого?»

    Ребята, посмотрите, все детки разбежались по лесу. Помогите мамам их найти. Дети называют маму и ее детеныша (образование названий детенышей животных).

    Зайчиха – зайчонок

    Медведица – медвежонок и т.д.

    Кто из детей называет детеныша правильно, проводит фломастером на листе ватмана дорожку от мамы к детенышу.

    Все мамы очень рады, что их детки нашлись. Но один смелый зайчонок убежал и хочет поиграть с ребятами.

    Дидактическая игра «Где спрятался зайчик?» (Составление простых распространенных и сложных предложений с использованием пространственных предлогов.)

    Ребята, зайчик хочет загадать вам загадки. Но загадки особенные. Нужно отгадать, где спрятался зайчик-озорник и что он там делает. Закройте глазки и не подглядывайте пока я вас не позову. (Воспитатель прячет в группе игрушку.)

    Зайчик спрятался за елочку, он испугался волка.

    Зайчик сидит около дерева и смотрит вокруг.

    Воспитатель:

Эх, погодка холодна!

Возвращаться нам пора.

    Чтобы нам побыстрее вернуться в детский сад, давайте превратимся в снежинок.

Вокруг себя повернись

И в снежинок превратись!

    Логоритмическое упражнение:

Дует, дует ветерок

И летит, летит снежок.

Закружился, заблестел,

Над полянкой полетел.

Все снежинки закружились

И на землю опустились.

Дует, дует ветерок

И опять летит снежок.

    И куда же мы прилетели? (В детский сад.) А где мы с вами побывали? (В зимнем лесу.) Что вам больше всего понравилось в зимнем лесу? (Составление коротких рассказов о том, что больше всего понравилось в лесу.)


Открытое занятие

для молодых специалистов         ДОУ

по развитию речи

Тема: «Путешествие в зимний лес».

Средняя группа.

                                                                                     Воспитатель

                                                                                   Алексеева Л.В.

                                                                            (высшая кв. категория)

                                                                                         16.12.2005 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зимнее развлечение "Путешествие в зимний лес"

Развлечение можно проводить на зимних каникулах....

Сценарий зимнего досуга «Путешествие в зимний лес»

Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни посредством активизации двигательной деятельности....

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ НЕДЕЛИ ЗИМНИХ ИГР И ЗАБАВ «Путешествие по зимним сказкам»

Больше всех наступлению зимы, как правило, радуются дети. И не случайно, ведь именно зима предоставляет замечательную возможность весело и с пользой для здоровья проводить время на свежем зимнем возду...

Зимнее развлечение «Путешествие в зимний лес» для старшей группы.

Зимнее развлечение «Путешествие в зимний лес»  для старшей  группы.  Цель: Воспитывать любовь к спорту, развивать ловкость, быстроту, умение ориентироваться в про...

Занятие "Зимнее путешествие в зимние виды спорта"

Цель: Продолжать знакомить детей с зимними видами спорта, приобщение детей к здоровому образу жизни....