развитие связной речи
статья по развитию речи (младшая группа) по теме

Алексеева Любовь Викторовна

способствует развитию устной речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_svyaznoy_rechi.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной речи

(младший дошкольный возраст)

    Первичной формой существования языка является устная речь. Ее становление и дальнейшее развитие в дошкольном возрасте является одной из важнейших задач работы педагога с детьми, ведь устная речь является фундаментом для дальнейшего развития письменной речи в школе.

    Развитие связной речи в младшем дошкольном возрасте включает в себя следующие виды работы педагога с детьми:

- обучение пересказыванию литературных произведений;

- обучение рассказыванию об игрушке или предмете;

- обучение рассказыванию по картине;

- обучение рассказыванию из личного опыта (по аналогии с содержанием картины);

- обучение рассказыванию по нескольким сюжетным картинкам.

Младшая группа

    Дети подводятся к пересказыванию литературного произведения, обучаясь умению воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам воспитателя, затем совместно с ним (взрослый называет одно слово или фразу, а ребенок заканчивает предложение) и, наконец, самостоятельно.

    Схема обучения пересказыванию:

выразительное рассказывание сказки - показ настольного театра или театра на фланелеграфе – рассматривание иллюстраций – беседа о персонажах произведения – чтение потешек, песенок на тему произведения – игра-драматизация.

    При рассматривании картин дети также учатся сначала отвечать на вопросы по содержанию картины, их внимание обращается на персонажей картины, их действия. Постепенно они подводятся к составлению короткого рассказа сначала вместе со взрослым, затем самостоятельно. Схема рассказа составляется так, что она наталкивает ребенка на описание (Это…(кошка). Она… (серая).) или повествование (Пошла кошка… Встретила она…) Каждый ребенок должен дать свой вариант окончания предложения.

    С первых занятий необходимо формировать у детей представление об элементарной структуре высказывания описательного и повествовательного типа.

    Описание: начало (называние объекта), середина (перечисление признаков, качеств и действий предмета), конец (общая оценка описываемого объекта, отношение к нему).

    Повествование: начало (введение в действие), середина (развитие сюжета), конец (завершение события).

    При рассматривании игрушки взрослый обращает внимание детей на особенности и характерные признаки предмета. Сначала рассказывание идет по вопросам воспитателя, затем дети подводятся к самостоятельному рассказыванию.

Средняя группа

    В пересказывании литературных произведений дети передают содержание небольших сказок и рассказов, как уже знакомых, так и впервые прочитанных на занятии.

    В рассказывании по картине дети учатся составлять небольшие рассказы и подводятся к составлению рассказов из личного опыта (по аналогии с содержанием картины). Например: после рассказа по картине «Кошка с котятами» дети рассказывают о своей кошке.

    В рассказывании по нескольким сюжетным картинкам один ребенок рассказывает начало, другой продолжает развивать сюжет по следующей картинке, третий заканчивает изложение. Эти приемы закрепляют у детей представление о структуре связного рассказа (начало – середина – конец) и развивают у них умение выстраивать сюжет.

    Описанию игрушки в средней группе уделяется особое внимание. Воспитатель обращает внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера, тем самым программируя их поведение. Дети учатся сравнивать, сопоставлять предметы, игрушки.

   

    В средней группе продолжается обучение детей разным типам высказывания – описанию, повествованию и некоторым компонентам рассуждения (Мне нравится …, потому что…). Чаще всего дети составляют смешанные тексты (в повествование включаются элементы описания или рассуждения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар – практикум   «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчу...

Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников

В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Приняла участие на семинаре – практикуме по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развит...

Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»

Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»Форма проведения: семинар - практикумАуди...