Конспект по развитию лексико - грамматического строя речи в старшей группе.Тема: "Одежда, обувь, головные уборы".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Тема: «Одежда, обувь и головные уборы». Развитие лексико – грамматического строя речи и связной речи детей дошкольного возраста.

Активизация словаря по теме одежда, обувь, головные уборы.

Упражнять в образовании категории родительного падежа, конструкции с предлогом С.

Усвоение глагольного словаря по изучаемой теме, глагола «надеть».

Развивать мелкую и общую моторику, внимание, память.

Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, не перебивая.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

Тема: «Одежда, обувь и головные уборы»

Назарова О.Ю.

Учитель – логопед

МАДОУ Детского сада №7

пгт Серышево

2012г

Цель: развитие лексико – грамматического строя речи и связной речи детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Активизация словаря по теме одежда, обувь, головные уборы.
  2. Упражнять в образовании категории родительного падежа, конструкции с предлогом С.
  3. Усвоение глагольного словаря по изучаемой теме, глагола «надеть».
  4. Развивать мелкую и общую моторику, внимание, память.
  5. Упражнять в составлении описательного рассказа.
  6. Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, не перебивая.

Оборудование: предметные картинки с изображением головных уборов, одежды, обуви.

План: 

1.Пальчиковая гимнастика «Снежок».

2.Беседа «Что такое одежда, обувь и головные уборы».

3. Лексико – грамматические игры и упражнения:

  1. Игра «Что наденем на прогулку?»
  2. Игра «Какая одежда?»
  3. Упражнение «Скажи наоборот»
  4. Упражнение «Чего не хватает»
  5. Упражнение «Детали одежды»
  6. Игра «Что с чем?»

4.Физминутка «Кузнечики».

5.Составление описательного рассказа.

6.Итог.

Ход образовательной деятельности:

Логопед: Здравствуйте, дети. Приготовьте свои пальчики, немного поиграем с ними.

Раз, два, три, четыре.

Мы с тобой снежок слепили,

Круглый, крепкий, очень гладкий,

И совсем – совсем не сладкий.

Раз подбросим, два – поймаем,

Три – уроним и сломаем. 

(Т. А. Кислинская Гениальность на кончиках пальцев)

Логопед: Молодцы! А сейчас послушайте загадки, которые я для вас приготовила.

«Дали братьям теплый дом,                        «В них упрячешь две ноги –

  Чтобы жили впятером.                               И в мороз гулять беги.»

  Брат большой не согласился                                                           (ВАЛЕНКИ)

  И отдельно поселился»     (ВАРЕЖКИ)

«Утром я встал,

На две дороги попал»  (БРЮКИ)

Логопед: Правильно, дети вы, наверно, догадались, о чём мы с вами будем говорить сегодня на занятии.

Дети: Да, мы сегодня будем говорить об одежде, обуви и головных уборах.

Логопед: Правильно, ребята. Я вам буду бросать мяч, а вы называйте одежду, которую знаете.

Дети: Платье, костюм, брюки, кофта, водолазка, шорты, футболка, майка, сарафан.

Логопед: Молодцы, ребята, а сейчас назовите мне обувь, которую знаете.

Дети: Ботинки, туфли, валенки, калоши, сапоги, сандалии, унты, кроссовки, чешки.

Логопед: Хорошо, и, наконец, назовите, головные уборы.

Дети: Шапка, панама, косынка, шляпа, ушанка, берет.

Логопед: Молодцы, дети. Вот видите, сколько вы знаете обуви, головных уборов, одежды.

Логопед: Скажите, пожалуйста, если мы носим одежду зимой, то она какая?

Дети: Эта одежда зимняя.

Логопед: Правильно, а если осенью?

Дети: Эта одежда называется осенняя.

Дети: А ещё бывает весенняя одежда и летняя.

Логопед: Молодцы, правильно.

Логопед: Ребята, сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Что наденем на прогулку?». Посмотрите, у вас картинки, я буду задавать вопрос, а вы должны ответить.

Логопед: Что наденешь ты, а что Таня?

Ребёнок: Я надену рубашку, а Таня  - платье.

Логопед: Что ты наденешь, а что Вова?

Ребёнок: Я надену кофту, а Вова брюки.

Ребёнок: Я надену платье, а девочка сарафан.

Ребёнок: Я надену туфли, а мальчик футболку.

Логопед: Молодцы, ребята. Давайте поиграем, подберите прилагательные к слову одежда; какая одежда?

Дети: Одежда бывает верхняя, детская, взрослая, мужская, женская, чистая, спортивная, сезонная, осенняя, летняя, весенняя, зимняя, грязная, теплая, нарядная.

Логопед: Хорошо, сейчас сыграем в игру «Скажи наоборот», я говорю слово, а вы наоборот.

Логопед: Надевать

Дети: Снимать

Логопед: Обувать

Дети: Разувать

Логопед: Покупать

Дети: Продавать

Логопед: Завязывать

Дети: Развязывать.

(застегнуть – расстегнуть, гладить – мять, повесить – снять, обуваться – разуваться).

Логопед: Дети, скажите, пожалуйста, что можно делать с одеждой.

Дети: Одежду можно надевать, носить, снимать, продать, покупать, шить, вязать, одевать, застегивать, гладить, штопать, чинить, латать, стирать, сушить, вешать.

Логопед: Молодцы! Ребята, а какие вы знаете элементы или детали одежды, обуви, головных уборов.

Дети: Деталь одежды – это карман (воротник, манжет, пуговица, петелька, застёжка, кнопка, пояс, молния, штанина, подошва, каблук, лямка, поля.

Логопед: Хорошо, много вы знаете деталей одежды, обуви и головных уборов. Посмотрите на свои картинки и назовите предметы обуви и одежды, а также перечислите детали названных вещей.

Ребёнок: У меня рубашка с воротником.

Ребёнок: У меня юбка с поясом.

Ребёнок: У меня шарф с кисточками.

Ребёнок: У меня туфли с каблуками.

Логопед: Молодцы, дети. Хорошо справились с заданием.

Логопед: Давайте немного отдохнём.

Будем прыгать как «кузнечики»

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики,

Прыг – скок, прыг – скок,

Стоп! Сели! Травушку покушали,

Тишину послушали.

Выше, выше, высоко, прыгай на носках легко.

(Дети выполняют движения, названные в стихотворении). О.М. Ельцова «Риторика для дошкольников»

Логопед: Немного отдохнули, сели красиво на свои места, спинки держим прямо.

Логопед: А сейчас, ребята, мы будем составлять рассказ – описание.

Послушайте какой рассказ получился у меня, а затем попробуете вы составить свой рассказ.

«Платье – это женская одежда. Оно сшито из ткани. У платья есть воротник, рукава, пояс, подол, застёжка. Оно красное с белыми цветочками»

«Рубашка – это мужская одежда. Она сшита из ткани. У рубашки есть воротник, рукава, манжеты, карман, пуговицы и петельки. Она полосатая».

«Сапоги – это обувь. Они сделаны из кожи, они кожаные. У сапог есть голенища, молнии, носки, подошвы, каблуки. Сапоги нося зимой, весной и осенью».

Логопед: Давайте теперь вы попробуете составить рассказ – описание.

(Дети составляют рассказ).

Логопед: Скажите, пожалуйста, о чём мы с вами на занятии говорили?

Дети: Мы говорили об обуви, одежде и головных уборах.

Логопед: Правильно, что ещё делали на занятии?

Дети: Называли детали одежды, проводили физ. минутку, играли в игру «Какая одежда», «Скажи наоборот».

Логопед: Молодцы, сегодня на занятии все хорошо работали и поэтому заслужили сладкий сюрприз. Занятие окончено. До свидания.

Список используемой литературы

  1. Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду».
  2. Ельцова О.М. «Риторика для дошкольников» 
  3. Т. А. Кислинская Гениальность на кончиках пальцев. Развивающие игры-потешки для детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе по теме "Что мы знаем о птицах"

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе по теме "Что мы знаем о птицах"...

Русланова Н.С. Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет: Одежда. Обувь. Головные уборы.

Данный дидактический материал содержит комплекс упражнений, направленных на развитие лексико-грамматического строя речи, а также развитие связной речи. Пособие предназначается воспитателям старших и п...

Влияние дидактических игр на развитие лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников.

Одним из важнейших направлений коррекционного обучения является дидактическая игра, она помогает воспитателю в процессе формирования лексико-грамматического строя речи, а также навыков словообразовани...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе "Животные в русских народных сказках"

Задачи:Коррекционно-образовательные:-закрепить и систематизировать представления детей о диких животных;-активизировать  активный словарный запас по теме;-развивать словообразовательную функцию р...

ДОСУГ по физическому развитию и развитию лексико – грамматического строя речи в старшей группе (ТНР). «ПУТЕШЕСТВИЕ В КОСМОС»

ДОСУГ по физическому развитию и развитию лексико – грамматического строя речи в старшей группе (ТНР).«ПУТЕШЕСТВИЕ В КОСМОС»...