Использование считалок в работе с дошкольниками
методическая разработка по развитию речи по теме

Использование считалок в работе с дошкольниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_schitalok_v_rabote_s_doshkolnikami.docx15.26 КБ

Предварительный просмотр:

Использование считалок в работе с дошкольниками.

Считалка - жанр устного народного творчества. Возникла она в глубокой древности. В те времена многие виды работы были не только очень трудны, но и опасны для жизни. А делать эту опасную работу кому-то все-таки надо было. Кого же назначить? Кто сделает опасную работу? Вот тут-то и придумали способ распределения работы - считалку.

Считалка использовалась в реальной жизни, и поэтому она является не самостоятельным литературным жанром, а прикладным, так как имеет практическую жизненную задачу - помочь распределить работу.

В те далекие времена люди, не умея объяснить законы природы, боялись её и поэтому приписывали природе человеческие качества - делать людям добро или зло. Люди верили, что животные понимают человеческую речь, и, собираясь на охоту, боялись употребить обычные слова: вдруг зверь услышит и узнает, что люди собираются делать. Поэтому охотники изобретали специальные "тайные" слова, заменявшие слова обычные. Эти слова могли входить и в текст считалок.

Позже, когда человеческая жизнь изменилась, когда люди перестали бояться природы, тогда считалка перешла в детскую игру и стала помогать детям распределять роли в игре да так, чтобы всем было весело и никому не обидно.

Изменение роли считалки привело к появлению новых, уже "детских" считалок:

1.Шел баран по крутым горам,
Вырвал травку, положил на лавку.
Кто ее возьмет, тот вон пойдет.

2. Трынцы, брынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы,
Диги, диги, диги, дон,
Выходи скорее вон!

3. Бегал заяц по болоту,
Он искал себе работу,
Да работы не нашел

Сам заплакал и ушел.

4. Катилося яблоко мимо сада,
Мимо сада, мимо града,
Кто поднимет, тот и выйдет.

5. За морями, за горами,
За железными столбами,
На пригорке теремок,
На дверях висит замок,
Ты за ключиком иди
И замочек отопри.

5. Зайчишка - трусишка
По полю бежал,
В огород забежал,
Морковку нашел,
Капустку нашел,
Сидит, грызет,
Иди прочь - хозяин идет!

6. Мы собрались поиграть,
Ну, кому же начинать?
Раз, два, три,
Начинаешь ты.

7.  Заяц, белый,
Куда бегал?
- В лес зеленый.
- Что там делал?
- Лыки драл.
- Куда клал?
- Под колоду.
- Кто украл?
- Родион.
- Выйди вон!

8. Серый зайка вырвал травку.
Положил ее на лавку.
Кто травку возьмет,
Тот и вон пойдет.

9. Катилось яблоко по блюду,
Я водить не буду.

10. Я пойду куплю дуду, по улице пойду.

Громко дудочка дуди,

Мы играем, ты води.

11. Ахи-ахи-ох,

Маша сеяла горох.

Уродился он густой.

Мы помчимся, ты постой!

12. – Чики-брики, ты куда?

- Чики-брики, на базар?

- Чики-брики, ты зачем?

- Чики-брики, за овсом.

- Чики-брики, ты кому?

- Чики-брики, я коню.

- Чики-брики, ты какому?

- Чики-брики, вороному.

13. Дашенька-толстушка ехала к подружке.

Коляска сломалась, Даша рассмеялась.

Раз, два, три, ну, выходи!

14. Тара-бара, домой пора.

Ребят кормить, телят поить,

Коров доить, тебе водить!

15. Инцы-брынцы, балалайка,

Инцы-брынцы, поиграй-ка!

Инцы-брынцы, не хочу,

Инцы-брынцы, вон пойду!

16. Таря-Маря в лес ходила,

Шишки ела, нам велела.

А мы шишки не едим,

Таре-Маре отдадим.

17. По тропинке кувырком

Скачет зайка босиком.

Заинька, не беги,

Вот тебе сапоги,

Вот тебе поясок,

Не спеши в лесок.

Иди в нам в хоровод веселить народ!

18. ходит свинка по бору,

Ест траву-мураву.

Она рвет и берет
И в корзиночку кладет.

Этот выйдет, вон пойдет.

19. Трух тух, трух-тух-тух

Ходит по двору петух.
Сам со шпорами,

Хвост с узорами.
Под окном стоит,
На весь мир кричит.

Кто услышит, тот бежит!

20. Гори – гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле.

Едут там трубачи

Да едят калачи.

21.1, 2, 3, 4,

Жили мушки на квартире.

И повадился к ним вдруг

Крестовик – большой паук.

5, 6, 7, 8 –

Паука мы вон попросим.

К нам, обжора, на ходи.

Ну-ка, Машенька, води!

22. 1, 2, 3, 4, 5,

Букой вздумали пугать!

3, 4, 5, 6,

Вы не верьте,

Что он есть.

5, 6, 7,

Буки нет совсем!

23. Кады, бады, налей воды.
Корове пить, тебе водить

24. Лиса по лесу ходила,
Лиса голосом вопила.
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела -
Мужу двое, себе трое,
И детишкам по лаптишкам!
Кто лаптишки найдет,
Тот водить пойдет.

25. Шышел-мышел,
Взял, да вышел


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование физкультминуток в работе с дошкольниками

гра – основной и ведущий вид деятельности дошкольников. В игре и через игру часто сложное становится для детей доступным, понятным, ясным и интересным. Игра это основное и любимое занятие всех детей, ...

Сообщение и презентация на тему: «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию»

В данном сообщении и презентации я предлагаю использовать приёмы мнемотехники по речевому развитию дошкольников....

Использование ИКТ в работе с дошкольниками.

Требования к педагогу компьютерного классаЯ считаю ,в современном образовании нет более трудной профессии, чем учитель информатики. Необходимость каждые два года начинать все «с нуля» незнакома препод...

Методическая разработка"Использование пастели в работе с дошкольниками"

Методическая разработка, презентация для педагогов творческой группы «Разноцветный мир»...

Использование ИКТ в работе с дошкольниками.

Мы живем в XXI веке - веке информации...

Использование ИКТ в работе педагога-дошкольника

Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. В детском саду, как в капле воды, отражаются те же изменения. И мы, педагоги-дошкольники, должны идти в ногу со временем, стат...