"Давайте жить дружно!"
презентация к занятию по развитию речи (младшая группа) по теме

Гомзикова Алла Евгеньевна

 

Обобщить и расширить знания детей о хороших и плохих поступках.

Формировать знания детей формами вежливых обращений со сверстниками.

Обратить внимание детей на то, что добрые слова  должны сочетаться с добрыми поступками.

Воспитывать дружеские взаимоотношения, стремление поддерживать друзей, заботиться о них.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

«Сланцевский детский сад №2».

Непосредственно-образовательная деятельность по разделу: «Познание»

«Давайте жить дружно!».

Подготовила воспитатель:                               Гомзикова Алла Евгеньевна

г. Сланцы 2012

«Давайте жить дружно!».

Чем человек умнее и добрее,

 тем больше он замечает

 добра в людях.    

                  Блез Паскаль

Задачи:

Обобщить и расширить знания детей о хороших и плохих поступках.

Формировать знания детей формами вежливых обращений со сверстниками.

Обратить внимание детей на то, что добрые слова  должны сочетаться с добрыми поступками.

Воспитывать дружеские взаимоотношения, стремление поддерживать друзей, заботиться о них.

Методические приемы: беседа, рассказ, вопросы, уточнения, напоминания, игра.

Оборудование: ноутбук (с презентацией) пиктограммы (улыбка, грусть, слезы), письмо, записка, ватман с изображением солнышка и снежных туч, гуашь (желтая и красная), кисточка, салфетки, матрешки, фишки-колпачки, сюжетные игрушки (кошка и мышка), клубочек из ниток, ленты (для игры карусель).

Предварительная работа: разгадывание загадок в стихах о вежливых словах; рассматривание картин, игры.

Ход занятия:

(Под музыку песни Кота Леопольда «Дружба!») дети проходят в групповую

комнату.

Вос-ль: Ребята, посмотрите – здесь солнышко, но  почему-то совсем не улыбается нам. Вы не знаете почему?

Дети: (потому что у него нет ротика и улыбки, нет лучиков).

Вос-ль: А что же нам делать? Как нам быть? Я даже не знаю? Может быть, вы мне подскажите?

Дети: (нужно порадовать и развеселить его, нарисовать улыбку).

Вос-ль: Ой, ребятки, а здесь еще и письмо какое то лежит. Интересно от кого оно? Давайте вместе прочитаем?

Дети: (давайте)

Вос-ль: (читает)

Рано солнышко проснулось,

Всем ребяткам улыбнулось!

Все смотрю, смотрю в окно,

В результате ничего!

Все игрушки как лежали,

Помериться не смогли.

Вы, ребята, вместе, дружно

Их порадовать должны!

Помирите и играйте,

Не ломайте никогда!

Эти славные игрушки,

Вас порадуют всегда!

Вос-ль: Как вы думаете, ребята, чего хочет солнышко?

Дети: (чтобы мы игрушки помирили, играли и не ломали).

Вос-ль: Конечно. Давайте порадуем, наше солнышко и тогда лучики на нем заиграют. Поможем ребята?

Дети: (поможем).

Вос-ль: Присаживайтесь на свои коврики и слушайте.

Вос-ль:  Я вам хочу рассказать интересную историю про игрушки, которые живут у нас в группе. Наши игрушки не простые – они волшебные! Я думаю, что вы очень любите с ними играть? Правда? И у каждого из вас, наверное, есть своя любимая игрушка.

Дети:  (называют и показывают любимые игрушки).

Дети:  (мы очень любим с ними играть)

Вос-ль: Но, когда вы идете гулять или уходите вечером домой, игрушки остаются в группе.

Вос-ль:- Как вы думаете, что они делают, когда вас нет?

Дети: (Ответы-предположения).

Вос-ль: Ой, ребятки, посмотрите, наши матрешки все разобраны и лежат на полу! Что же случилось с ними? Что произошло? Вы случайно не знаете?

Дети: (они поссорились)

Вос-ль: А что же нам теперь делать?

Дети: (матрешек нужно померить)

Вос-ль: А как мы их будем мерить? Чем мы им поможем?

Дети: (их собрать нужно)

Вос-ль: Давайте  вместе, дружно соберем наших матрешек,  и тогда они померятся, станут веселыми и дужными.

Дети: (собирают матрешек, ставят на полочку).

Вос-ль и дети: (подходят к солнышку)

Вот солнышко мы и померили матрешек, они теперь дружные.

А ты, солнышко, хочешь посмотреть, какие наши ребята дружные?

Игра: «Скажем друг другу ласковое слово».

(Дети становятся в кружок и говорят друг другу добрые и ласковые слова).

Вос-ль: Вы дружные ребята, все сказали друг друга добрые и ласковые слова, но у нас есть одна девочка, которой тоже помощь нужна, вы хотите ей помочь?

Дети: (поможем)

Дети и вос-ль: (рассматривают и обсуждают ситуацию).

Вос-ль: Посмотрите ребята, теперь на следующую картинку. Правильно ли девочка поступает с игрушками?

Дети: (игрушки обижать нельзя, с ними, нужно играть, др. высказывания)

Вос-ль: Молодцы, ребята, вы абсолютно, все правильно сказали. С игрушками нужно дружить! Не обижать и не ломать их!

Вос-ль и дети: (обращаются к солнышку) вот солнышко и девочкам нашим мы тоже помогли.

Ребята, посмотрите, у нашего солнышка улыбки и лучиков  до сих пор не появилось? Что же нам делать? Как его развеселить, чтобы наше солнышко заиграло зимним ясным деньком?

Вос-ль:  (обращаю внимание на записку)

Вы все дружные ребята,

Озорные дошколята!

Вы матрешек померили,

И девчонкам помогли!

А клубочек вы забыли?

Нашей кошечке найти?

Вос-ль: Ребята, а вы не видели кошечку, ее наверно, тоже кто-нибудь обидел?

Вос-ль и дети: (обнаруживают плачущую кошечку и подходят к ней)

Кошка: (за дверями слышится голос взрослого)

Мяу! Мяу! Мяу!

Вос-ль и дети: Что с тобой случилось?  Тебя кто-то обидел?

Кошка: Мяу! Мяу! Мяу! Я играла с клубочкам,  пробежала мышка, зацепила хвостиком. Клубочек и укатился. Теперь я не знаю, как мне его найти? Вы мне ребята, поможете найти клубочек?

Дети: (поможем)

Вос-ль и дети: (идут по размотанной нити и находят клубок)

Вос-ль: (обращаются к мышке) Как же так мышка, ты укатила клубок?

Вос-ль: Ребята, правильно ли поступила мышка с кошкой?

Дети: (нет не правильно, кошечке нужно вернуть клубочек и померить их – мышка гладит кошку и целует ее)

Вос-ль: А вы ребята, умеете мириться?

Дети: (показывают и проговаривают, можно обнять друг друга):

Мирись, мирись, мирись, и больше не дерись,

а если будешь драться, я буду кусаться,

а кусаться не причем, я ударю кирпичом.

 а кирпич ломается, дружба начинается.

Вос-ль:

Вы всем дружно помогали

И немножечко устали!

А теперь мои друзья,

Поиграть нам не пора?

Вос-ль:  Я предлагаю вам, поиграть в игру: «Дружная карусель».

Игра: «Дружная карусель»

«Еле-еле, еле-еле.

Завертелись карусели,

А потом кругом, кругом

Все бегом, бегом, бегом».

В соответствии с текстом дети идут по кругу сначала медленно, а потом постепенно ускоряют движения. После того, гак дети пробегут два круга, они постепенно переходят на ходьбу, говоря:

«Тише, тише, не спешите!

Карусель остановите!

Раз-два, раз-два!

Вот и кончилась игра!» 

(2 раза)

Вос-ль: Молодцы, ребята! Понравилась вам «Дружная карусель?

Дети: (очень понравилась).

Вос-ль: А я знаю, еще одну дружную игру! Хотите поиграть в игру «Дрозд».

Дети: (очень хотим)

Словесная игра: «Дрозд».

Дети: (находят пару по подходящей друг другу фишке-колпачку).

Я – дрозд и ты дрозд! (трогают по плечу друг друга)

У меня нос, у тебя нос (друг другу дотрагиваются по носу)

У меня гладкие и у тебя гладкие щеки (прикасаются друг к другу)

У меня сладкие и у тебя сладкие губы (показывают)

Нам хорошо! (обнимаются)

Вос-ль: Значит действительно нам всем хорошо!

Или нет? (сказать шутя)

Вос-ль: (показывает пиктограммы)

Покажите, какие мы, сегодня с вами были? (Грусть, слезы, улыбка)

Дети: (показывают мимику лица)  и говорят - были радостные и дружные!

Вос-ль: Ребята, мы с вами заигрались и совсем про солнышко забыли.

Вос-ль и дети: (подходят к солнышку)

Вос-ль: Давайте, наше солнышко порадуем! Нарисуем ему лучики и улыбочку и тогда оно снова, засияет и будет радовать нас всегда!

Под песню Кота Леопольда: «Если милый друг…»

Дети: (нетрадиционным способом – ладошками дорисовывают лучики и улыбку).

Рефлексия:

Вос-ль: Ребята, какие мы теперь с вами будем?

Дети: (веселые, заботливые, дружные и  будем помогать друг другу).

Вос-ль: Я надеюсь, ребята, что мы с вами никогда не будем ссориться, будем помогать друг другу и жить дружной семьей!

Девиз: (говорят все вместе)

Мы дружные ребята,

Озорные дошколята!

Авторская разработка!

 



Предварительный просмотр:

Презентация по устному народному творчеству.

Автор:                                 воспитатель

                                 Гомзикова Алла Евгеньевна.

г. Сланцы 2012г.

Задачи

- Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.

- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

- Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами  устного   народного   творчества .

- Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.

Виды детского фольклора.

Детский фольклор делится на несколько групп:

«Поэзия пестования» («материнская поэзия») - колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки

Календарный -  заклички и приговорки

Игровой - игровые припевы и приговоры, жеребьёвые скороговорки, считалки, дразнилки, поддёвок  ,перевёртыши.

дидактический - скороговорки, загадки, пословицы и поговорки.

                 

Поэзия пестования

(материнская поэзия)

В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования», или «материнская поэзия». Сюда относятся колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки и пес ни, созданные для самых маленьких

«Поэзия пестования» связана с воспитанием маленьких детей, с заботой и уходом за ними.

Колыбельные песни (от слова «байки» - «баять, говорить, шептать, заговаривать») – произведения устного народного творчества, песни, помогающие укачать, усыпить ребёнка.

Баюшки-баю!

Сохрани тебя

И помилуй тебя

Ангел твой –

Сохранитель твой.

От всякого глазу,

От всякого плачу,

От всех скорбей,

От всех напастей:

Баю-баю-баю-бай,

Спи, мой милый, засыпай.

Пестушки

Пестушки («пестовать» - «нянчить, растить, ходить за кем-либо, носить на руках, воспитывать») – короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения младенца в первые месяцы жизни. Пестушки (от слова «пестовать» - воспитывать) связаны с наиболее ранним периодом развития ребенка. Мать, рас пеленав его или освободив от одежды, поглаживает тельце, разги бает ручки и ножки, приговаривая, например:

Потягушки-потягунушки,

Поперёк-толстунушки,

А в ножки - ходунушки,

А в ручки - хватунушки,

А в роток - говорок,

А в голову - разумок.

Таким образом, пестушки сопровождают физические процедуры, необходимые ребенку. Их содержание и связано с определенными физическими действиями. Набор поэтических средств в пестушках также определен их функциональностью. Пестушки лаконичны. «Сова летит, сова летит», - говорят, например, когда машут кистями рук ребенка. «Птички полетели, на головку сели», -ручки ребенка взлетают на головку. И так далее. Не всегда в пестушках есть рифма, а если есть, то чаще всего парная. Организация текста пестушек как поэтического произведения достигается и многократным повторением одного и того же слова: «Гуси лете ли, лебеди летели. Гуси летели, лебеди летели...»

                 

Потешки

Потешки – песни, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками, ножками.  

Сорока-белобока кашу варила, деток кормила…

 Потешки - более разработанная игровая форма, чем пестушки. Потешки развлекают малыша, создают у него веселое настроение. Как и пестушкам, им свойственна ритмичность:

Тра-та-та, тра-та-та,

Вышла кошка за кота!

Кра-ка-ка, кра-ка-ка,

Попросил он молока!

Дла-ла-ла, дла-ла-ла,

Кошка-то и не дала!

Иногда потешки только развлекают (как приведенная выше), а порой и наставляют, дают простейшие знания о мире. К тому времени, когда ребенок сможет воспринимать смысл, а не только ритмику и музыкальный лад, они принесут ему первые сведения о множественности предметов, о счете. Маленький слушатель по степенно сам извлекает такие знания из игровой песенки. Иными словами, она предполагает известное умственное напряжение. Так в его сознании начинаются мыслительные процессы.

Прибаутки

Прибаутки – песенки, напоминающие маленькие сказочки в стихах.

Дили-дили-дили-дон, загорелся кошкин дом.

Кошка выскочила, глаза выпучила,

Бежит курочка с ведром, заливает кошкин дом.

Петя-Петя-Петушок, золотой гребешок,

Масляна головушка, шёлкова бородушка,

Что ты рано встаёшь, деткам спать не даёшь?

Прибауткой называют небольшое смешное произведение, высказывание или просто отдельное выражение, чаще всего рифмованное. Развлекательные стишки и песенки-прибаутки существуют и вне игры (в отличие от потешек). Прибаутка всегда динамична, наполнена энергичными поступками персонажей. Можно сказать, что в прибаутке основу образной системы составляет именно движение: «Стучит, бренчит по улице, Фома едет на курице, Тимошка на кошке - туды ж по дорожке».

   

Календарный детский фольклор.

К календарному детскому фольклору относятся такие жанры, как

заклички и приговорки (эти термины были введены известным ученым-лингвистом Г.С.Виноградовым).

Заклички («закликать» - «звать, просить, приглашать, обращаться») – обращения к солнцу, радуге, дождю, слова которых выкрикиваются хором нараспев.

Радуга-дуга, не давай дождя,

Давай солнышка-колоколнышка.

Приговорки – обращения к живым существам (к мыши, улитке, жучкам), произносимые каждым ребенком поодиночке.

Божья коровка, улети на небко,

Там твои детки кушают конфетки.

Заклички по своему происхождению, связаны с народным календарем и языческими праздниками. Это относится и к близким к ним по смыслу и употреблению приговоркам. Если первые содержат обращение к силам природы - солнцу, ветру, радуге, то вторые - к птицам и животным. Эти магические заклинания перешли в детский фольклор благодаря тому, что дети рано приобщались к труду и заботам взрослых.

Игровой детский фольклор.

Игровой детский фольклор представлен такими жанрами, как

игровые припевы и приговоры, жеребьёвые скороговорки, считалки, дразнилки, поддевки, перевертыши.

Игровые припевы, приговоры – рифмованные стишки, содержащие условия игры, начинающие игру или связывающие части игрового действия.

Значение игровых припевов, приговоров – прививают любовь и уважение к существующему порядку вещей, учат правилам поведения.

У медведя во бору грибы, ягоды беру,

А медведь не спит и на нас глядит.

«Да» и «нет» не говорите,

Чёрно с белым не носите,

Букву «Р» не выговаривайте.

Жеребьёвая скороговорка – рифмованное обращение к «маткам», с целью разделения на команды.

Наливное яблочко или золотое блюдечко?

Считалка – рифмованный стишок, состоящий из придуманных слов с подчёркнуто строгим соблюдением  ритма.

 Считалками называют веселые и ритмичные стишки, под которые выбирают ведущего, начинают игру или какой-то ее этап. Считалки родились в игре и неразрывно с нею связаны.

Таря-Маря в лес ходила,

Шишки ела, нам велела,

Мы шишки не едим,

Таре-Маре отдадим.

Дразнилка – рифмованное прибавление к имени.

Архип – старый гриб.

Андрей – воробей, не гоняй голубей,

Гоняй галочек из-под палочек.

Мишка-кубышка, Около уха - шишка.

Поддёвка –  малый фольклорный жанр юмористического содержания, основанного на игре слов.

Скажи двести.

Двести.

Голова в тесте!

-Скажи петух.

-Петух.

-Ты протух!

Дидактический фольклор.

Цель дидактического детского фольклора –  воспитание и развитие детей, передача им накопленного опыта, вооружение знаниями, необходимыми для взрослой жизни.

К жанрам дидактического фольклора относятся скороговорки, загадки, пословицы и поговорки.

 Скороговорка – быстрое повторение труднопроизносимых слов и фраз.

Значение скороговорок – постановка четкой дикции.

От топота копыт пыль по полю летит.

Проворонила ворона воронёнка.

Загадка – жанр фольклора, в котором указывается на отличительные признаки и свойства, присущие только загадываемому предмету. Обычно предполагается как вопрос для отгадывания.

Значение загадок – развивают ум, дают возможность точно определять предмет.

Художественное своеобразие загадок:

 олицетворение  - наделение неодушевленных предметов качествами живых существ:

Сидит девица в темнице, а коса на улице.

разные формы сравнения: прямое, косвенное, отрицательное.

Сравнение – форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного явления или предмета с другим.

Прямое сравнение:          Длинна, как дорога,

Коротка, как блоха (жизнь)

Я, как песчинка, мал и землю покрываю,

Я из воды, и сам её рождаю.

Как пух, лежу я на полях,

И, как алмаз, блещу при солнечных лучах (снег)

Косвенное сравнение: Золотое решето чёрных домиков полно.

                                                                      (подсолнух)

Отрицательное сравнение: Не рубашка, а сшита.

Не человек, а разговаривает.(книга)

Строение загадок:

 загадка - краткое сообщение из одного предложения:

Стоит Антошка на тонкой ножке.

загадка – рассказ:

Шла девка с гор, несла на себе семь кож,

а  как её раздевали, все над ней рыдали (лук)

 загадка – описание:

Хвост с узорами, сапоги со шпорами. (петух)

загадка – вопрос:

Кто родится с усами? (кот)

загадка – задача:

Сидит в комнате по углам по кошке, напротив каждой кошки – кошка. Сколько всего кошек?

Пословица – меткое народное изречение, состоящее обычно из двух частей, вторая часть поясняет первую.

Волков бояться – в лес не ходить.

Хочешь кататься – люби и саночки возить.

Поговорка – меткое изречение, лишенное поучительного смысла.

Дело мастера боится.

Цыплят по осени считают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по правовому воспитанию. «Ребята давайте жить дружно»

«Ребята, давайте жить дружно» Программное содержание: на примерах литературных героев и случаях из жизни формировать представление о положительных и отрицательных поступках, поведении; совершен...

Программа "Давайте жить дружно"

Программа направлена на формирование навыков общения у дошкольников....

социально-нравственный проект "Давайте жить дружно!"

формирование начальных форм экологической культуры младших дошкольников....

Образовательно-развивающий проект «Давайте жить дружно»

Развитие коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возраста от 2-х до 3-х лет...

Конспект по социально-нравственному воспитанию "Давайте жить дружно"

Конспект по социально-нравственному воспитанию ....

Конспект занятия в подготовительной группе « Давайте жить дружно!»

Конспект  занятия в подготовительной группе« Давайте жить дружно!» Цель занятия: социальное развитие личности, освоение детьми разнообразных сфер социальной жизни и сферы отношени...

Методические разработки в рамках проектной деятельности "Давайте жить дружно"."

Методические разработки в рамках проектной деятельности "Давайте жить дружно"....