"Давайте жить дружно!"
презентация к занятию по развитию речи (младшая группа) по теме
Обобщить и расширить знания детей о хороших и плохих поступках.
Формировать знания детей формами вежливых обращений со сверстниками.
Обратить внимание детей на то, что добрые слова должны сочетаться с добрыми поступками.
Воспитывать дружеские взаимоотношения, стремление поддерживать друзей, заботиться о них.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация по устному народному творчеству. | 199.37 КБ |
prezentaciya_po_ustnomu_narodnomu_tvorchestvu.docx | 181.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Сланцевский детский сад №2».
Непосредственно-образовательная деятельность по разделу: «Познание»
«Давайте жить дружно!».
Подготовила воспитатель: Гомзикова Алла Евгеньевна
г. Сланцы 2012
«Давайте жить дружно!».
Чем человек умнее и добрее,
тем больше он замечает
добра в людях.
Блез Паскаль
Задачи:
Обобщить и расширить знания детей о хороших и плохих поступках.
Формировать знания детей формами вежливых обращений со сверстниками.
Обратить внимание детей на то, что добрые слова должны сочетаться с добрыми поступками.
Воспитывать дружеские взаимоотношения, стремление поддерживать друзей, заботиться о них.
Методические приемы: беседа, рассказ, вопросы, уточнения, напоминания, игра.
Оборудование: ноутбук (с презентацией) пиктограммы (улыбка, грусть, слезы), письмо, записка, ватман с изображением солнышка и снежных туч, гуашь (желтая и красная), кисточка, салфетки, матрешки, фишки-колпачки, сюжетные игрушки (кошка и мышка), клубочек из ниток, ленты (для игры карусель).
Предварительная работа: разгадывание загадок в стихах о вежливых словах; рассматривание картин, игры.
Ход занятия:
(Под музыку песни Кота Леопольда «Дружба!») дети проходят в групповую
комнату.
Вос-ль: Ребята, посмотрите – здесь солнышко, но почему-то совсем не улыбается нам. Вы не знаете почему?
Дети: (потому что у него нет ротика и улыбки, нет лучиков).
Вос-ль: А что же нам делать? Как нам быть? Я даже не знаю? Может быть, вы мне подскажите?
Дети: (нужно порадовать и развеселить его, нарисовать улыбку).
Вос-ль: Ой, ребятки, а здесь еще и письмо какое то лежит. Интересно от кого оно? Давайте вместе прочитаем?
Дети: (давайте)
Вос-ль: (читает)
Рано солнышко проснулось,
Всем ребяткам улыбнулось!
Все смотрю, смотрю в окно,
В результате ничего!
Все игрушки как лежали,
Помериться не смогли.
Вы, ребята, вместе, дружно
Их порадовать должны!
Помирите и играйте,
Не ломайте никогда!
Эти славные игрушки,
Вас порадуют всегда!
Вос-ль: Как вы думаете, ребята, чего хочет солнышко?
Дети: (чтобы мы игрушки помирили, играли и не ломали).
Вос-ль: Конечно. Давайте порадуем, наше солнышко и тогда лучики на нем заиграют. Поможем ребята?
Дети: (поможем).
Вос-ль: Присаживайтесь на свои коврики и слушайте.
Вос-ль: Я вам хочу рассказать интересную историю про игрушки, которые живут у нас в группе. Наши игрушки не простые – они волшебные! Я думаю, что вы очень любите с ними играть? Правда? И у каждого из вас, наверное, есть своя любимая игрушка.
Дети: (называют и показывают любимые игрушки).
Дети: (мы очень любим с ними играть)
Вос-ль: Но, когда вы идете гулять или уходите вечером домой, игрушки остаются в группе.
Вос-ль:- Как вы думаете, что они делают, когда вас нет?
Дети: (Ответы-предположения).
Вос-ль: Ой, ребятки, посмотрите, наши матрешки все разобраны и лежат на полу! Что же случилось с ними? Что произошло? Вы случайно не знаете?
Дети: (они поссорились)
Вос-ль: А что же нам теперь делать?
Дети: (матрешек нужно померить)
Вос-ль: А как мы их будем мерить? Чем мы им поможем?
Дети: (их собрать нужно)
Вос-ль: Давайте вместе, дружно соберем наших матрешек, и тогда они померятся, станут веселыми и дужными.
Дети: (собирают матрешек, ставят на полочку).
Вос-ль и дети: (подходят к солнышку)
Вот солнышко мы и померили матрешек, они теперь дружные.
А ты, солнышко, хочешь посмотреть, какие наши ребята дружные?
Игра: «Скажем друг другу ласковое слово».
(Дети становятся в кружок и говорят друг другу добрые и ласковые слова).
Вос-ль: Вы дружные ребята, все сказали друг друга добрые и ласковые слова, но у нас есть одна девочка, которой тоже помощь нужна, вы хотите ей помочь?
Дети: (поможем)
Дети и вос-ль: (рассматривают и обсуждают ситуацию).
Вос-ль: Посмотрите ребята, теперь на следующую картинку. Правильно ли девочка поступает с игрушками?
Дети: (игрушки обижать нельзя, с ними, нужно играть, др. высказывания)
Вос-ль: Молодцы, ребята, вы абсолютно, все правильно сказали. С игрушками нужно дружить! Не обижать и не ломать их!
Вос-ль и дети: (обращаются к солнышку) вот солнышко и девочкам нашим мы тоже помогли.
Ребята, посмотрите, у нашего солнышка улыбки и лучиков до сих пор не появилось? Что же нам делать? Как его развеселить, чтобы наше солнышко заиграло зимним ясным деньком?
Вос-ль: (обращаю внимание на записку)
Вы все дружные ребята,
Озорные дошколята!
Вы матрешек померили,
И девчонкам помогли!
А клубочек вы забыли?
Нашей кошечке найти?
Вос-ль: Ребята, а вы не видели кошечку, ее наверно, тоже кто-нибудь обидел?
Вос-ль и дети: (обнаруживают плачущую кошечку и подходят к ней)
Кошка: (за дверями слышится голос взрослого)
Мяу! Мяу! Мяу!
Вос-ль и дети: Что с тобой случилось? Тебя кто-то обидел?
Кошка: Мяу! Мяу! Мяу! Я играла с клубочкам, пробежала мышка, зацепила хвостиком. Клубочек и укатился. Теперь я не знаю, как мне его найти? Вы мне ребята, поможете найти клубочек?
Дети: (поможем)
Вос-ль и дети: (идут по размотанной нити и находят клубок)
Вос-ль: (обращаются к мышке) Как же так мышка, ты укатила клубок?
Вос-ль: Ребята, правильно ли поступила мышка с кошкой?
Дети: (нет не правильно, кошечке нужно вернуть клубочек и померить их – мышка гладит кошку и целует ее)
Вос-ль: А вы ребята, умеете мириться?
Дети: (показывают и проговаривают, можно обнять друг друга):
Мирись, мирись, мирись, и больше не дерись,
а если будешь драться, я буду кусаться,
а кусаться не причем, я ударю кирпичом.
а кирпич ломается, дружба начинается.
Вос-ль:
Вы всем дружно помогали
И немножечко устали!
А теперь мои друзья,
Поиграть нам не пора?
Вос-ль: Я предлагаю вам, поиграть в игру: «Дружная карусель».
Игра: «Дружная карусель»
«Еле-еле, еле-еле.
Завертелись карусели,
А потом кругом, кругом
Все бегом, бегом, бегом».
В соответствии с текстом дети идут по кругу сначала медленно, а потом постепенно ускоряют движения. После того, гак дети пробегут два круга, они постепенно переходят на ходьбу, говоря:
«Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите!
Раз-два, раз-два!
Вот и кончилась игра!»
(2 раза)
Вос-ль: Молодцы, ребята! Понравилась вам «Дружная карусель?
Дети: (очень понравилась).
Вос-ль: А я знаю, еще одну дружную игру! Хотите поиграть в игру «Дрозд».
Дети: (очень хотим)
Словесная игра: «Дрозд».
Дети: (находят пару по подходящей друг другу фишке-колпачку).
Я – дрозд и ты дрозд! (трогают по плечу друг друга)
У меня нос, у тебя нос (друг другу дотрагиваются по носу)
У меня гладкие и у тебя гладкие щеки (прикасаются друг к другу)
У меня сладкие и у тебя сладкие губы (показывают)
Нам хорошо! (обнимаются)
Вос-ль: Значит действительно нам всем хорошо!
Или нет? (сказать шутя)
Вос-ль: (показывает пиктограммы)
Покажите, какие мы, сегодня с вами были? (Грусть, слезы, улыбка)
Дети: (показывают мимику лица) и говорят - были радостные и дружные!
Вос-ль: Ребята, мы с вами заигрались и совсем про солнышко забыли.
Вос-ль и дети: (подходят к солнышку)
Вос-ль: Давайте, наше солнышко порадуем! Нарисуем ему лучики и улыбочку и тогда оно снова, засияет и будет радовать нас всегда!
Под песню Кота Леопольда: «Если милый друг…»
Дети: (нетрадиционным способом – ладошками дорисовывают лучики и улыбку).
Рефлексия:
Вос-ль: Ребята, какие мы теперь с вами будем?
Дети: (веселые, заботливые, дружные и будем помогать друг другу).
Вос-ль: Я надеюсь, ребята, что мы с вами никогда не будем ссориться, будем помогать друг другу и жить дружной семьей!
Девиз: (говорят все вместе)
Мы дружные ребята,
Озорные дошколята!
Авторская разработка!
Предварительный просмотр:
Презентация по устному народному творчеству.
Автор: воспитатель
Гомзикова Алла Евгеньевна.
г. Сланцы 2012г.
Задачи
- Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.
- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
- Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества .
- Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.
Виды детского фольклора.
Детский фольклор делится на несколько групп:
«Поэзия пестования» («материнская поэзия») - колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки
Календарный - заклички и приговорки
Игровой - игровые припевы и приговоры, жеребьёвые скороговорки, считалки, дразнилки, поддёвок ,перевёртыши.
дидактический - скороговорки, загадки, пословицы и поговорки.
Поэзия пестования
(материнская поэзия)
В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования», или «материнская поэзия». Сюда относятся колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки и пес ни, созданные для самых маленьких
«Поэзия пестования» связана с воспитанием маленьких детей, с заботой и уходом за ними.
Колыбельные песни (от слова «байки» - «баять, говорить, шептать, заговаривать») – произведения устного народного творчества, песни, помогающие укачать, усыпить ребёнка.
Баюшки-баю!
Сохрани тебя
И помилуй тебя
Ангел твой –
Сохранитель твой.
От всякого глазу,
От всякого плачу,
От всех скорбей,
От всех напастей:
Баю-баю-баю-бай,
Спи, мой милый, засыпай.
Пестушки
Пестушки («пестовать» - «нянчить, растить, ходить за кем-либо, носить на руках, воспитывать») – короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения младенца в первые месяцы жизни. Пестушки (от слова «пестовать» - воспитывать) связаны с наиболее ранним периодом развития ребенка. Мать, рас пеленав его или освободив от одежды, поглаживает тельце, разги бает ручки и ножки, приговаривая, например:
Потягушки-потягунушки,
Поперёк-толстунушки,
А в ножки - ходунушки,
А в ручки - хватунушки,
А в роток - говорок,
А в голову - разумок.
Таким образом, пестушки сопровождают физические процедуры, необходимые ребенку. Их содержание и связано с определенными физическими действиями. Набор поэтических средств в пестушках также определен их функциональностью. Пестушки лаконичны. «Сова летит, сова летит», - говорят, например, когда машут кистями рук ребенка. «Птички полетели, на головку сели», -ручки ребенка взлетают на головку. И так далее. Не всегда в пестушках есть рифма, а если есть, то чаще всего парная. Организация текста пестушек как поэтического произведения достигается и многократным повторением одного и того же слова: «Гуси лете ли, лебеди летели. Гуси летели, лебеди летели...»
Потешки
Потешки – песни, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками, ножками.
Сорока-белобока кашу варила, деток кормила…
Потешки - более разработанная игровая форма, чем пестушки. Потешки развлекают малыша, создают у него веселое настроение. Как и пестушкам, им свойственна ритмичность:
Тра-та-та, тра-та-та,
Вышла кошка за кота!
Кра-ка-ка, кра-ка-ка,
Попросил он молока!
Дла-ла-ла, дла-ла-ла,
Кошка-то и не дала!
Иногда потешки только развлекают (как приведенная выше), а порой и наставляют, дают простейшие знания о мире. К тому времени, когда ребенок сможет воспринимать смысл, а не только ритмику и музыкальный лад, они принесут ему первые сведения о множественности предметов, о счете. Маленький слушатель по степенно сам извлекает такие знания из игровой песенки. Иными словами, она предполагает известное умственное напряжение. Так в его сознании начинаются мыслительные процессы.
Прибаутки
Прибаутки – песенки, напоминающие маленькие сказочки в стихах.
Дили-дили-дили-дон, загорелся кошкин дом.
Кошка выскочила, глаза выпучила,
Бежит курочка с ведром, заливает кошкин дом.
Петя-Петя-Петушок, золотой гребешок,
Масляна головушка, шёлкова бородушка,
Что ты рано встаёшь, деткам спать не даёшь?
Прибауткой называют небольшое смешное произведение, высказывание или просто отдельное выражение, чаще всего рифмованное. Развлекательные стишки и песенки-прибаутки существуют и вне игры (в отличие от потешек). Прибаутка всегда динамична, наполнена энергичными поступками персонажей. Можно сказать, что в прибаутке основу образной системы составляет именно движение: «Стучит, бренчит по улице, Фома едет на курице, Тимошка на кошке - туды ж по дорожке».
Календарный детский фольклор.
К календарному детскому фольклору относятся такие жанры, как
заклички и приговорки (эти термины были введены известным ученым-лингвистом Г.С.Виноградовым).
Заклички («закликать» - «звать, просить, приглашать, обращаться») – обращения к солнцу, радуге, дождю, слова которых выкрикиваются хором нараспев.
Радуга-дуга, не давай дождя,
Давай солнышка-колоколнышка.
Приговорки – обращения к живым существам (к мыши, улитке, жучкам), произносимые каждым ребенком поодиночке.
Божья коровка, улети на небко,
Там твои детки кушают конфетки.
Заклички по своему происхождению, связаны с народным календарем и языческими праздниками. Это относится и к близким к ним по смыслу и употреблению приговоркам. Если первые содержат обращение к силам природы - солнцу, ветру, радуге, то вторые - к птицам и животным. Эти магические заклинания перешли в детский фольклор благодаря тому, что дети рано приобщались к труду и заботам взрослых.
Игровой детский фольклор.
Игровой детский фольклор представлен такими жанрами, как
игровые припевы и приговоры, жеребьёвые скороговорки, считалки, дразнилки, поддевки, перевертыши.
Игровые припевы, приговоры – рифмованные стишки, содержащие условия игры, начинающие игру или связывающие части игрового действия.
Значение игровых припевов, приговоров – прививают любовь и уважение к существующему порядку вещей, учат правилам поведения.
У медведя во бору грибы, ягоды беру,
А медведь не спит и на нас глядит.
«Да» и «нет» не говорите,
Чёрно с белым не носите,
Букву «Р» не выговаривайте.
Жеребьёвая скороговорка – рифмованное обращение к «маткам», с целью разделения на команды.
Наливное яблочко или золотое блюдечко?
Считалка – рифмованный стишок, состоящий из придуманных слов с подчёркнуто строгим соблюдением ритма.
Считалками называют веселые и ритмичные стишки, под которые выбирают ведущего, начинают игру или какой-то ее этап. Считалки родились в игре и неразрывно с нею связаны.
Таря-Маря в лес ходила,
Шишки ела, нам велела,
Мы шишки не едим,
Таре-Маре отдадим.
Дразнилка – рифмованное прибавление к имени.
Архип – старый гриб.
Андрей – воробей, не гоняй голубей,
Гоняй галочек из-под палочек.
Мишка-кубышка, Около уха - шишка.
Поддёвка – малый фольклорный жанр юмористического содержания, основанного на игре слов.
Скажи двести.
Двести.
Голова в тесте!
-Скажи петух.
-Петух.
-Ты протух!
Дидактический фольклор.
Цель дидактического детского фольклора – воспитание и развитие детей, передача им накопленного опыта, вооружение знаниями, необходимыми для взрослой жизни.
К жанрам дидактического фольклора относятся скороговорки, загадки, пословицы и поговорки.
Скороговорка – быстрое повторение труднопроизносимых слов и фраз.
Значение скороговорок – постановка четкой дикции.
От топота копыт пыль по полю летит.
Проворонила ворона воронёнка.
Загадка – жанр фольклора, в котором указывается на отличительные признаки и свойства, присущие только загадываемому предмету. Обычно предполагается как вопрос для отгадывания.
Значение загадок – развивают ум, дают возможность точно определять предмет.
Художественное своеобразие загадок:
олицетворение - наделение неодушевленных предметов качествами живых существ:
Сидит девица в темнице, а коса на улице.
разные формы сравнения: прямое, косвенное, отрицательное.
Сравнение – форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного явления или предмета с другим.
Прямое сравнение: Длинна, как дорога,
Коротка, как блоха (жизнь)
Я, как песчинка, мал и землю покрываю,
Я из воды, и сам её рождаю.
Как пух, лежу я на полях,
И, как алмаз, блещу при солнечных лучах (снег)
Косвенное сравнение: Золотое решето чёрных домиков полно.
(подсолнух)
Отрицательное сравнение: Не рубашка, а сшита.
Не человек, а разговаривает.(книга)
Строение загадок:
загадка - краткое сообщение из одного предложения:
Стоит Антошка на тонкой ножке.
загадка – рассказ:
Шла девка с гор, несла на себе семь кож,
а как её раздевали, все над ней рыдали (лук)
загадка – описание:
Хвост с узорами, сапоги со шпорами. (петух)
загадка – вопрос:
Кто родится с усами? (кот)
загадка – задача:
Сидит в комнате по углам по кошке, напротив каждой кошки – кошка. Сколько всего кошек?
Пословица – меткое народное изречение, состоящее обычно из двух частей, вторая часть поясняет первую.
Волков бояться – в лес не ходить.
Хочешь кататься – люби и саночки возить.
Поговорка – меткое изречение, лишенное поучительного смысла.
Дело мастера боится.
Цыплят по осени считают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по правовому воспитанию. «Ребята давайте жить дружно»
«Ребята, давайте жить дружно» Программное содержание: на примерах литературных героев и случаях из жизни формировать представление о положительных и отрицательных поступках, поведении; совершен...
Программа "Давайте жить дружно"
Программа направлена на формирование навыков общения у дошкольников....
социально-нравственный проект "Давайте жить дружно!"
формирование начальных форм экологической культуры младших дошкольников....
Образовательно-развивающий проект «Давайте жить дружно»
Развитие коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возраста от 2-х до 3-х лет...
Конспект по социально-нравственному воспитанию "Давайте жить дружно"
Конспект по социально-нравственному воспитанию ....
Конспект занятия в подготовительной группе « Давайте жить дружно!»
Конспект занятия в подготовительной группе« Давайте жить дружно!» Цель занятия: социальное развитие личности, освоение детьми разнообразных сфер социальной жизни и сферы отношени...
Методические разработки в рамках проектной деятельности "Давайте жить дружно"."
Методические разработки в рамках проектной деятельности "Давайте жить дружно"....