Главные вкладки

    Конспект занятия «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

    1. Програмное содержание.
    1. Продолжать углублять знания о народном творчестве. Разви­вать логическое мышление, память, вооброжение, творчество. Фор­мировать представление о добре и зле.
    2. Развивать умения выделять языковые средства выразитель­ности и использовать при разучивании роли. Учить детей составлять сценарий.
    3. Инсценировать содержание несложных песен.
    4. Прививать интерес к русским народным инструментам, желание играть на них, осваивать приемы игры на деревянных ложках.

     

    1. Предварительная работа.
    1. Познакомить детей со сказкой «Жихарка», вызвать интерес к образам этой сказки.
    2. Рассматривание иллюстраций по содержанию.
    3. Работа над выразительной передачи сказки.
    4. Разучивание поговорок, загадок, пословиц, объяснение детям незнакомых слов.
    5. Подготовка музыкального оформления разучивание песен с инсценировкой, частушек, напевок с сопровождением игрой шумовых музыкальных инструментах работа с оркестром ложкарей.

     

    1. Ход занятий.

    Вход детей в зал под русскую народную музыку (грамзапись). Воспитатель. Русь деревянная - края дорогие

    Здесь издавна русские люди живут Они прославляют жилища родные,

    Раздольные русские песни поют!

    Песня «Во горнице, во новой» р.н.

     

    Воспитатель: А вы знаете, почему Русь называют деревянной?

    1. ребенок: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называют избами.

    1. ребенок: И все-то в избе было сделано из дерева, и пол, и потолок, и стены, и мебель и посуда:

    Наша изба ровно тепла.

    1. ребенок: Домом жить - не лукошко шить.
    2. ребенок: Домом жить - не развеся уши ходить.
    3. ребенок: Домом жить - обо всем тужить.
    4. ребенок: Дом вести - не лапти плести.

    Воспитатель: Дети, посмотрите сколько у нас в избе интересных вещей. Попробуйте отгадать о каком предмете я говорю:

    Летом спит,

    Зимой греет,

    Тело теплое А крови нет (печь).

    (подходит к печи)

    Воспитатель: Ребята, а вы знаете, может быть вспомните загадки о русской избе и домашней утвари? Вы загадаете, а наши гости попробуют отгадать

    1. ребенок: У нее в печурочке -

    Золотые чурочки (дрова в печи)

    1. ребенок: Четыре брата

    Под одной крышей стоят (стол).

    1. ребенок: Два брюшка

    Четыре ушка (подушка)

    1. ребенок: Черный конь

    Скачет в огонь (кочерга).

    1. ребенок:         Не бык, а бодает

    Не ест, а еду хватает,

    Что схватит отдает,

    Сам в угол идет (ухват)

    1. ребенок: Рыба в море -

    Хвост на заборе (ковшик)

    1. ребенок: Все голубки

    Вокруг одной прорубки (ложки с блюдцем). «Полянка» р.н.м. Оркестр ложкарей (или подгорка)

    Воспитатель: Вот какие ложечки точеные, ручки золоченые! Эти ложки принадлежат одному удалому молодчику. А кто из вас знает, как зовут этого молодчика?

    Ребенок: Его зовут Жихарка!

    Воспитатель: А кто скажет, что это слово обозначает?

    Ребенок: Слово «Жихарка» означает «удалец».

    Воспитатель: А как вы понимаете слово «удалец».

    Ребенок: Это значит смелый, находчивый.

    Воспитатель: Давным давно, долгими зимними вечерами взрослые и дети собирались в месте и рассказывали друг другу сказки. Много сказок было придумано русским народом и вот сегодня одну из них мы разиграем. И как вы уже догадались, это будет р. н. сказка «Жихарка». А какие еще действующие лица в этой сказке?

    Ребенок: Лиса, петух, кот.

    Воспитатель: Вот сейчас мы и выберем из вас кота, лису, петуха, Жихарку и сказочницу, (выбирают, надевают маски).

     Воспитатель: (музыкальная фонограмма)

    Из-за леса, из-за гор Едет дедушка Егор.

    Сам на лошадке,

    Жена на коровке,

    Дети на телятках,

    Внуки на козлятках.

    Съехали с гор,

    Развели костер,

    Кушают кашку,

    Слушаюь сказку!

    Сказочница-ребенок: Жили-были кот (выход и танцев импровиза­ция кота), петух (танец Петуха), и маленький мальчик Жихарка (выход и пляска). А почему Жихарка? Да потому, что он был маленький, да удаленький (все садятся за стол).

    Каждое утро Кот и Петух на охоту ходили (берут режья и под муз. сигнал уходят в лес). А Жихарка оставался дома обед готовить (звучит муз. фонограмма, сопровождающая действия Жихарки). Справил Жихарка все дела, обед сварил, стол накрыл, стал ложки раскладывать, да и говорит.

    Жихарка:           Эта простая ложка Котова,

    Эта простая ложка Петина,

    А эта не простая, точеная,

    Ручка золоченая — эта Жихаркина!

    Никому ее не отдам!

    Сказочница: Как то раз прослышила Лиса, что Жихарка один дома остался. И так ей захотелось Жихаркиного мясца попробовать... (под музыку выходит Лиса, принюхивается).

    Лиса: Жихарка, выйди ко мне!

    Жихарка: Да некогда! Я обед готовлю, скоро Кот и Петух придут.

    Лиса: Жихарка! Выйди на крылечко. Посмотри там гости идут, песни

    поют (звучит напев ка без сопровождения «Ах вы, сени комары в щелях засели...», р. н. в исполнении группы детей за гитарой).

    Сказочница: Вышел Жихарка на крылечко, чтобы послушать и посмотреть, кто же там поет, а Лиса тут как тут схватила Жихарку (музыка) и потащила его домой, печь жарко истопила.

    Лиса: Обманула я тебя, Жихарка! Теперь я тебя съем! А ну, садись на лопату, я тебя в печке изжарю! (Жихарка садится на лопату, расставив руки и ноги).

    Жихарка: Так ли я сел, Лиса?

    Лиса: Да ты что, не умеешь что ли?

    Жихарка: Нет, не умею! Покажи Лиса! (Лиса показывает, Жихарка толкает ее в печь).

    Лиса: Ой, спасите! Помогите!

    Жихарка: Сиди, Лиса, жарься, Лиса, будешь знать как маленьких обижать.

    Лиса: Прости меня, Жихарка, я больше так не буду.

    Сказочница: Простим ее, Жихарка?

    Жихарка: Ладно, простим (пляска Лисы и Жихарки).

    Сказочница: (выходит в центр, дети встают). Вот вам маленький, да удаленький! Не зря его Жихаркой зовут. А теперь на радость всем песню запоем, пляску заведем. Р. н. плясовая «Эх, калина- малина» (исполняют солисты и хор с сопровождением шумовых и ударных детских музыкальных инструментов и круговой пляской).

    Воспитатель: Вот так по-доброму и закончилась наша сказка. Почему такой счастливый конец у сказки?

    Ребенок: Потому-что, добро всегда побеждает зло.

    Воспитатель: Жихарка - смелый, находчивый, одним словом - удалец. Он сам избавился от Лисы. Но я уверена, что если бы вы были рядом, то обязательно помогли бы ему спастись. Русская пословица гласит «Помогай другу везде, не оставляй друга в беде». А какие пословицы о дружбе вы знаете? Давайте вы будете начинать пословицу, а наши гости - заканчивать.

    1. ребенок: Старый друг (лучше новых двух).
    2. ребенок: Человек без друзей, (что дерево без корней).
    3. ребенок: Друзья познаются (в беде).
    4. ребенок: Один за всех (и все за одного).
    5. ребенок: Нет друга так ищи, а нашел (так береги).

    Воспитатель: А еще мы с вами знаем много других сказок. Хотите поиграть в игру «Знаешь ли ты сказку?» Я вам буду рассказывать отрывки из сказок, а вы должны будете их отгадать, (читает отрывки, при ответе показывает картинки), (последняя сказка о печи).

    Воспитатель: Дети, а наша печка тоже не простая, а волшебная (обращается к печи).

    Ой, ты, печка-сударыня,

    Помоги нам, боярыня Ты свари, испеки,

    Обогрей, освети,

    Полочи и спаси,

    В дом богатство принеси.

    (достает из печи пироги - музыка «Блин»).

    Как для вас мои друзья,

    Наварила, напекла

    Девяноста два блина,

    Два корыта киселя,

    Пятьдесят пирогов –

    Не найти едоков

    Хозяйку потешьте -

    Пирогов моих поешьте!

    (ставит на стол)

     Ребенок:            Не красна изба углами,

    Красна пирогами.

    Воспитатель: Ребята, про пироги я вспомнила, а вот про чай совсем забыла, нет его на столе. Отгадайте-ка загадку.

    Из горячего колодца

    Через нос водица льется (самовар)

    (Вход и пляска самовара).

    Самовар:           Эх, чай, чай, чай!

    Уж, ты кумушка встречай (приглашает к столу).

     Проходите гости дорогие к столу (дети садятся за стол)

    Самовар:           Тары-бары, растобары,

    Выпьем чай из самовара.

    1. ребенок: С сушками!
    2. ребенок: С ватрушками!
    3. ребенок: И с блинами вкусными!

    Самовар: Приятного всем аппетита, (дети пьют чай, звучит грамзапись р.н. музыки, воспитатель угощает гостей-зрителей пирогами) Воспитатель:              Полна горница гостей,

    Стало горнице светлей!

    Приходите к нам на пир,

    Приглашаем целый мир.

    Самовар:                     Веселись, душа, играй,

    Вовсе зла не поминай.

    Приходите, кто с добром,

    Мы всегда вас в гости ждем

    (по окончании чаепития дети выходят из-за стола, встают свободно по залу)

    1. ребенок:          Посидели, повеселились -

    Пора и честь знать.

    1. ребенок:          (с поклоном)

    Спасибо, хозяйка!

    Самовар, и тебе спасибо, за веселье, да за угощенье знатное. Песня «Бывайте здоровы» (по окончании раскланиваются и уходят под музыку).


     

     

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Знакомство детей русским народным творчеством. Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников. Мето­дическое пособие для педагогов, дошкольных образователь­ных учреждений (Авт. сост. Л.С. Куприна и др.-СПб «Детство- Пресс», 1999 г.
    2. Народное искусство в воспитании детей. Под редакцией Т. С. Комаровой М. Изд-во. «Российское педагогическое аген- ство», 1997 г.
    3. Г. М. Науменко. Фольклорный праздник в детстком саду и в школе-М: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000 г.
    4. Русские народные песни. Песенник. Вып 6. Сост. Ю. А.Зацарный. М: «Советский композитор», 1985 г.
    5. Песенные узоры. Вып. 3. М. 1983 г.

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры

    " Пришла Весна, веснушка!"Цель: Приобщение детей к народной культуре. Формирование эмоционально-окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого.Задачи: Развивать, обогащать речь детей...

    Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Старшая-подготовительная группа.

    Конспект НОД по Региональному компоненту для детей подготовительной (старшей) группы.. Приобщение к истокам русской народной культуры....

    Конспект НОД тема: «Богатыри земли русской», Приобщение детей к истокам русской народной культуры, интегрированное занятие в старшей группе. В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

    Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи.· Закрепить названия элементов костюма рус...

    Конспект занятия «Дорога к письменности (приобщение детей к истокам русской народной культуры) (подготовительная группа)

    конспект в подготовительной группе приобщение детей к истокам русской народной культуры...

    Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Наша Родина - Россия» в средней группе

    Воспитывать у детей любовь к своей Родине — России, вызвать у них интерес к народному искусству....

    Конспект интегрированного игрового досуга по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов»

    Конспект интегрированного игрового досуга по приобщению детейк истокам русской народной культуры«Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов»...