Занятие по развитию речи и грамоте «Лесное путешествие»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Занятие направлено на формирование представления о лесе как о сообществе живых организмов, связанных между собой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lesnoe_puteshestvie.doc | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАНЯТИЕ
по развитию речи и грамоте
«Лесное путешествие»
Подготовительная группа
Программное содержание
Задачи: формировать представления о лесе как о сообществе живых организмов, связанных между собой, о необходимости их охраны, о правилах поведения во время пребывания в лесу, о значении леса в жизни человека. Активизировать и обогащать словарь путем подбора описательных прилагательных.
Предварительная работа: наблюдения на прогулке, экскурсия в лесопарк, прослушивание звукозаписей шума леса.
Демонстрационный материал
Картинки с изображением диких животных, репродукции картин с изображением леса.
Раздаточный материал
Индивидуальные картинки елочных игрушек, рабочие тетради.
Методы и приемы
Беседа, игровые ситуации, музыкальный ряд, физкультурные минутки, чтение стихов, экскурсии, наблюдения на прогулке, экскурсии.
Ход занятия
Воспитатель: что такое природа?
Дети: все, что окружает нас.
Воспитатель: к неживой природе что мы отнесем?
Дети: солнце, луну, звезды, землю, воду, воздух.
Воспитатель: а к живой природе что отнесем?
Дети: растения, животных и человека мы относим к живой природе, потому что они двигаются, питаются, растут, размножаются и умирают. Воспитатель: все правильно вы сказали. Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы - хозяева наше'“ природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни».
Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?
Дети:
1: лес - зеленый наряд Земли. Лес очищает воздух.
2: лес - это дом для зверей, птиц, растений.
3: лес - наш друг. Он задерживает влагу, и помогает человеку выращивать хороший урожай.
4: лес - это кладовая, отдает свои дары: орехи, ягоды, грибы.
Воспитатель: много лекарственных трав можно собрать в лесу и лечиться от кашля и насморка целый год.
Назовите мне слова, где слышится одинаковая часть «лес».
В лесу (живут звери).
Лесная (тропинка, по которой мы пойдем).
Лесок (маленький лес).
Лесочек (нежное слово).
Лесник, лесничий (человек, охраняющий лес).
Лесовик, лесовичок (сказочный герой, живущий в лесу)
Лес красив в любое время года!
Предлагаю вам отправится в лес. Но прежде, давайте вспомним какое время года сейчас? И месяц?
Дети: зима, декабрь.
Воспитатель: какие месяцы - зимние?
Дети: январь, февраль.
Воспитатель: звук [а] в какой части слова стоит?
Дети: в середине.
Воспитатель: в лесу нам будет холодно. Необходимо теплее одеться. Назовите мягкие теплые слова, в которых звук [ш] стоял бы в начале слова.
Дети: шарф, шапка, шуба, штаны.
Воспитатель: а как одним словом объединить слова?
Дети: одежда.
Воспитатель: ну что же, одеваемся в теплую одежду и в путь-дорогу.
Воспитатель и дети идут в зал.
Зал - декорация леса. Звучит музыка. Входят воспитатель и дети.
Воспитатель: чтобы попасть в лес, необходимо перейти речку. Что нам делать?... Давайте построим мост через речку. Здесь и бревна лежат (подходит ближе, видит записку, читает ее)
Воспитатель: (поясняет детям) мы должны вставить пропущенные звуки и из полученных слов построить мост.
Дети называют звуки и слова. Складывают кубики-бруски. Получается мостик. Мост сложен. Дети под музыку переходят его. Попадают на полянку.
Воспитатель: люди, приходящие в лес - это гости. Они должны вести себя скромно и соблюдать правила, не нарушать жизнь хозяев.
(звучит вальс цветов)
Воспитатель: здравствуй, лес, полон сказок и чудес! В какой лес мы сейчас попали?
Дети: в зимний.
Воспитатель: тихо в лесу. Лес дремлет. А как можно сказать по-другому?
Дети: спит, отдыхает, молчит...
Воспитатель: а как красив лес зимой!
Лес зимой какой?
Сказочный, красивый.
Когда снег покрывает землю, лес, поля?
На что это похоже?
На покрывало, ковер.
А если на деревьях снег?
То он похож на шапки снежные.
В солнечный, морозный день, каким вам кажется снег?
Серебристым, искристым, сверкающим, хрустящим.
Раз снег сверкающий, как сказать, что он делает? - Сверкает.
А если искристый? - Искрится.
А если хрустящий? - Хрустит.
Подул легкий ветерок.
Подберите слово, чтобы сказать о движении снежинок.
Падают снежинки, еще... порхают, кружатся, летят, танцуют.
Воспитатель предлагает детям сесть на скамейки.
Воспитатель: ребята! Отдохните, а я вам расскажу сказку.
На лесной опушке жил зверек, в названии которого был звук [а]. Отгадайте, кто это мог быть?
Дети: заяц!
(воспитатель показывает детям зайца).
Опишите мне зайца.
Дети: заяц маленький, короткие передние лапы и длинные задние, он шустрый, длинноухий.
У него какая шубка: белая, пушистая, мягкая, маленький хвостик-комочек.
Как можно назвать зайку?
(шустрик, пушистик)
Воспитатель: заяц боится хищников, поэтому его называют...
Дети: трусливым!
Воспитатель: он обижается на это слово. Какие близкие по значению слова мы еще знаем?
Дети: пугливый (пугается), боязливый (боится).
Воспитатель продолжает сказку:
У него был огород, где он выращивал овощи, в названии которых был звук [а]. Что это за овощи?
Дети: капуста, картофель, морковка, кабачки.
Воспитатель: осенью он собрал урожай и позвал на обед своих соседей. С кем дружит заяц?
Дети: с белочкой, с ежом...
Воспитатель показывает этих зверей.
Воспитатель: как можно одним словом назвать зверей, живущих в лесу? Дети: дикие звери.
Воспитатель: а каких зверей зайчик не позовет к себе в гости?
Дети: лису, волка.
Воспитатель: почему?
Дети: это хищники. Они съедят зайца и гостей заячьих.
Воспитатель: зайку как можно назвать ласково?
Дети: заинька, зайчик, зайчонок.
Воспитатель: а как можно назвать эту сказку? Придумайте название, (заячье угощение).
Воспитатель: ребята! Я немного замерзла. Думаю и вы тоже. Мы в зимнем лесу. Нам необходимо подвигаться.
Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре
Топали ногами
Раз, два, три, четыре
Хлопали руками
Руки вытянуть пошире -
Раз, два, три, четыре
Наклониться - три, четыре
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку
Все мы делаем зарядку.
Воспитатель: да, злая нынче зима!... еще какая, как можно сказать?
Дети: суровая, морозная, колючая, кусачая...
Воспитатель предлагает детям сесть за столы. Беседа о предложении. Воспитатель: мы говорим предложениями. Предложения состоят из слов. Cлова состоят из звуков. А звуки складывают в слоги.
Придумать предложение со словом: санки, елка.
Санки быстро едут Дети нарядили елку.
Г ребята! Все ли вы помните, как называются детеныши животных?
У лошади (мамы) один жеребенок много жеребят
у коровы один теленок много телят
у свиньи один поросенок много поросят
у белки один бельчонок много бельчат
у лягушки один лягушонок много лягушат
у рыбы одна рыбка много рыбок
у льва один львенок много львят
у курицы один цыпленок много цыплят
Молодцы! Не забыли.
Ребята! Я предлагаю помочь зайке нарядить елку к празднику. Согласны? У каждого на подносе лежат елочные игрушки.
- Возьмите в руки и поднимите елочную игрушку, в названии которой есть звук [ш] в начале слова.
ШАР
Повесьте его на елочку.
- Покажите игрушку, в названии которой звук [ш] в середине слова
Хлопушка
Машинка
- елочная игрушка, в названии которой есть два звука [ш] - начало и середина слова
шишка
- В названии которого присутствует три звука [о]
колокольчик
Разноцветными огнями
Наша елка заиграй
Стань нарядной и лучистой
Засветись и засверкай.
Воспитатель замечает мешок под елкой с запиской (читает):
Здесь спрятаны подарки для ребят
Но прежде отгадайте названия зверят. Открывайте свои рабочие тетради стр.23
На странице четыре схемы и четыре рисунка. Подумайте и назовите звуки, какие мы можем поместить в первую схему.
Работа в тетради, отгадывание кроссворда.
После отгадывания кроссворда, мешок открывается, (волшебный узел распутался) детей угощают конфетами.
© 2008 Г.В. Алханишвили
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по развитию речи для старшей группы "Путешествие в страну Красивой речи"
Открытое занятия подготовила и показывала на конкурс воспитатель года....
Открытое занятие по развитию речи в старшей группе: " Путешествие в страну красивой речи"
1. Формировать умения обобщать, классифицировать.2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.4. формирова...
Занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»
Конспект занятия на конкурс "Воспитатель года 2016" по развитию речи в старшей группе по ФГОС...
Открытое занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»
ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ КЛАСИФИЦИРОВАТЬ ,ОБОБЩАТЬРАСШИРЯТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну"...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» ( образовательная область «Речевое развитие»)
Занятие по развитию речи способствует обогащению и активизации словарного запаса посредством участия в словесно-речевых играх....