Занятие по развитию речи и грамоте «Лесное путешествие»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Занятие направлено на формирование представления о лесе как о сообществе живых организмов, связанных между собой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lesnoe_puteshestvie.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ

по развитию речи и грамоте

 «Лесное путешествие»

Подготовительная группа

Программное содержание

Задачи: формировать представления о лесе как о сообществе живых организмов, связанных между собой, о необходимости их охраны, о правилах поведения во время пребывания в лесу, о значении леса в жизни человека. Активизировать и обогащать словарь путем подбора описательных прилагательных.

Предварительная работа: наблюдения на прогулке, экскурсия в лесопарк, прослушивание звукозаписей шума леса.

Демонстрационный материал

Картинки с изображением диких животных, репродукции картин с изображением леса.

Раздаточный материал

Индивидуальные картинки елочных игрушек, рабочие тетради.

Методы и приемы

Беседа, игровые ситуации, музыкальный ряд, физкультурные минутки, чтение стихов, экскурсии, наблюдения на прогулке, экскурсии.

Ход занятия

Воспитатель: что такое природа?

Дети: все, что окружает нас.

Воспитатель: к неживой природе что мы отнесем?

Дети: солнце, луну, звезды, землю, воду, воздух.

Воспитатель: а к живой природе что отнесем?

Дети: растения, животных и человека мы относим к живой природе, потому что они двигаются, питаются, растут, размножаются и умирают. Воспитатель: все правильно вы сказали. Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы - хозяева наше'“ природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни».

Почему мы с лесом дружим,

Для чего он людям нужен?

Дети:

1: лес - зеленый наряд Земли. Лес очищает воздух.

2: лес - это дом для зверей, птиц, растений.

3: лес - наш друг. Он задерживает влагу, и помогает человеку выращивать хороший урожай.

4: лес - это кладовая, отдает свои дары: орехи, ягоды, грибы.

Воспитатель: много лекарственных трав можно собрать в лесу и лечиться от кашля и насморка целый год.

Назовите мне слова, где слышится одинаковая часть «лес».

В лесу (живут звери).

Лесная (тропинка, по которой мы пойдем).

Лесок (маленький лес).

Лесочек (нежное слово).

Лесник, лесничий (человек, охраняющий лес).

Лесовик, лесовичок (сказочный герой, живущий в лесу)

Лес красив в любое время года!

Предлагаю вам отправится в лес. Но прежде, давайте вспомним какое время года сейчас? И месяц?

Дети: зима, декабрь.

Воспитатель: какие месяцы - зимние?

Дети: январь, февраль.

Воспитатель: звук [а] в какой части слова стоит?

Дети: в середине.

Воспитатель: в лесу нам будет холодно. Необходимо теплее одеться. Назовите мягкие теплые слова, в которых звук [ш] стоял бы в начале слова.

Дети: шарф, шапка, шуба, штаны.

Воспитатель: а как одним словом объединить слова?

Дети: одежда.

Воспитатель: ну что же, одеваемся в теплую одежду и в путь-дорогу.

Воспитатель и дети идут в зал.

Зал - декорация леса. Звучит музыка. Входят воспитатель и дети.

Воспитатель: чтобы попасть в лес, необходимо перейти речку. Что нам делать?... Давайте построим мост через речку. Здесь и бревна лежат (подходит ближе, видит записку, читает ее)

Воспитатель: (поясняет детям) мы должны вставить пропущенные звуки и из полученных слов построить мост.

Дети называют звуки и слова. Складывают кубики-бруски. Получается мостик. Мост сложен. Дети под музыку переходят его. Попадают на полянку.

Воспитатель: люди, приходящие в лес - это гости. Они должны вести себя скромно и соблюдать правила, не нарушать жизнь хозяев.

(звучит вальс цветов)

Воспитатель: здравствуй, лес, полон сказок и чудес! В какой лес мы сейчас попали?

Дети: в зимний.

Воспитатель: тихо в лесу. Лес дремлет. А как можно сказать по-другому?

Дети: спит, отдыхает, молчит...

Воспитатель: а как красив лес зимой!

Лес зимой какой?

Сказочный, красивый.

Когда снег покрывает землю, лес, поля?

На что это похоже?

На покрывало, ковер.

А если на деревьях снег?

То он похож на шапки снежные.

В солнечный, морозный день, каким вам кажется снег?

Серебристым, искристым, сверкающим, хрустящим.

Раз снег сверкающий, как сказать, что он делает? - Сверкает.

А если искристый? - Искрится.

А если хрустящий? - Хрустит.

Подул легкий ветерок.

Подберите слово, чтобы сказать о движении снежинок.

Падают снежинки, еще... порхают, кружатся, летят, танцуют.

Воспитатель предлагает детям сесть на скамейки.

Воспитатель: ребята! Отдохните, а я вам расскажу сказку.

На лесной опушке жил зверек, в названии которого был звук [а]. Отгадайте, кто это мог быть?

Дети: заяц!

(воспитатель показывает детям зайца).

Опишите мне зайца.

Дети: заяц маленький, короткие передние лапы и длинные задние, он шустрый, длинноухий.

У него какая шубка: белая, пушистая, мягкая, маленький хвостик-комочек.

Как можно назвать зайку?

(шустрик, пушистик)

Воспитатель: заяц боится хищников, поэтому его называют...

Дети: трусливым!

Воспитатель: он обижается на это слово. Какие близкие по значению слова мы еще знаем?

Дети: пугливый (пугается), боязливый (боится).

Воспитатель продолжает сказку:

У него был огород, где он выращивал овощи, в названии которых был звук [а]. Что это за овощи?

Дети: капуста, картофель, морковка, кабачки.

Воспитатель: осенью он собрал урожай и позвал на обед своих соседей. С кем дружит заяц?

Дети: с белочкой, с ежом...

Воспитатель показывает этих зверей.

Воспитатель: как можно одним словом назвать зверей, живущих в лесу? Дети: дикие звери.

Воспитатель: а каких зверей зайчик не позовет к себе в гости?

Дети: лису, волка.

Воспитатель: почему?

Дети: это хищники. Они съедят зайца и гостей заячьих.

Воспитатель: зайку как можно назвать ласково?

Дети: заинька, зайчик, зайчонок.

Воспитатель: а как можно назвать эту сказку? Придумайте название, (заячье угощение).

Воспитатель: ребята! Я немного замерзла. Думаю и вы тоже. Мы в зимнем лесу. Нам необходимо подвигаться.

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре

Топали ногами

Раз, два, три, четыре

Хлопали руками

Руки вытянуть пошире -

Раз, два, три, четыре

Наклониться - три, четыре

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку

Все мы делаем зарядку.

Воспитатель: да, злая нынче зима!... еще какая, как можно сказать?

Дети: суровая, морозная, колючая, кусачая...

Воспитатель предлагает детям сесть за столы. Беседа о предложении. Воспитатель: мы говорим предложениями. Предложения состоят из слов. Cлова состоят из звуков. А звуки складывают в слоги.

Придумать предложение со словом: санки, елка.

Санки быстро едут Дети нарядили елку.

Г ребята! Все ли вы помните, как называются детеныши животных?

У лошади (мамы)    один жеребенок        много        жеребят

у коровы                          один        теленок        много        телят

у свиньи                           один        поросенок        много         поросят

у белки                          один        бельчонок        много        бельчат

у лягушки              один        лягушонок        много         лягушат

у рыбы                          одна        рыбка                   много         рыбок

у льва                          один        львенок        много        львят

у курицы                          один        цыпленок        много        цыплят

Молодцы! Не забыли.

Ребята! Я предлагаю помочь зайке нарядить елку к празднику. Согласны? У каждого на подносе лежат елочные игрушки.

  1.  Возьмите в руки и поднимите елочную игрушку, в названии которой есть звук [ш] в начале слова.

ШАР

Повесьте его на елочку.

  1.  Покажите игрушку, в названии которой звук [ш] в середине слова

Хлопушка

Машинка

  1.  елочная игрушка, в названии которой есть два звука [ш] - начало и середина слова

шишка

  1.  В названии которого присутствует три звука [о]

колокольчик

Разноцветными огнями

Наша елка заиграй

Стань нарядной и лучистой

Засветись и засверкай.

Воспитатель замечает мешок под елкой с запиской (читает):

Здесь спрятаны подарки для ребят

Но прежде отгадайте названия зверят. Открывайте свои рабочие тетради стр.23

На странице четыре схемы и четыре рисунка. Подумайте и назовите звуки, какие мы можем поместить в первую схему.

Работа в тетради, отгадывание кроссворда.

После отгадывания кроссворда, мешок открывается, (волшебный узел распутался) детей угощают конфетами.

©  2008 Г.В. Алханишвили


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по развитию речи для старшей группы "Путешествие в страну Красивой речи"

Открытое занятия подготовила и показывала на конкурс воспитатель года....

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе: " Путешествие в страну красивой речи"

1. Формировать умения обобщать, классифицировать.2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.4. формирова...

Занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»

Конспект занятия на конкурс "Воспитатель года 2016" по развитию речи в старшей группе по ФГОС...

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»

ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ КЛАСИФИЦИРОВАТЬ ,ОБОБЩАТЬРАСШИРЯТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» ( образовательная область «Речевое развитие»)

Занятие по развитию речи способствует обогащению и активизации словарного запаса посредством участия  в словесно-речевых играх....