Конспект на тему"РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ"
занимательные факты по развитию речи по теме

В отличие от гипотез, основанных на биологической сущности

человека, социальные теории исключают в качестве решающего

стимула глоттогенезиса индивидуальное выражение человеческо-

го естества (стремление выразить свое «Я», познать самого себя

или имитировать окружающий мир звуков). Главным фактором

возникновения человеческого языка являются, по мнению их со-

здателей, общественные человеческие потребности. Эта идея про-

низывает теорию общественного договора и теорию трудовых

выкриков.

Договорная теория происхождения языка впервые зародилась

в учении древнегреческого философа Демокрита. Возникнове-

ние языка он объясняет образом жизни и нуждами первобытных

людей. Сначала, утверждал философ, жизнь первобытных людей

мало чем отличалась от звериной. Питались они травами и пло-

дами деревьев, в поисках которых рассредоточивались по огром-

ной территории. Но страх перед хищниками заставил их объеди-

няться, пользоваться взаимопомощью, прибегать к координации

своих действий. Первоначально их голос был нечленораздельным, бессмысленным. Однако постепенно установилась члено-

раздельная речь, окружающие предметы и явления получили

символическое обозначение. Так рождались первые слова. А по-

скольку знакообозначение было случайным, не «по природе ве-

щей», то разные общности людей создавали разные языки. При

несомненных достоинствах в рассуждениях Демокрита остава-

лись, разумеется, и белые пятна. Среди них механизм превраще-

ния нечленораздельной звуковой цепи в осмысленную, члено-

раздельную.

Одну из первых попыток устранить этот пробел предпринял

Эпикур (342—271 гг. до Р.X.). Переход к членораздельной речи

он связывал с развитием особого способа выдыхания воздуха. Эпи-

курейцы Диоген и Лукреций усиливали в учении своих предше-

ственников коммуникативный и изобретательский аспекты. Лук-

реций, например, подчеркивал, что выражать названия предме-

тов людей побуждала необходимость в общении.

Человеческая речь в своем становлении прошла два этапа —

эмоционального звукообразования и сознательного «изобрете-

ния» слов для выражения тех впечатлений, которые производи-

ли на них предметы. Большими поборниками теории обществен-

ного договора в XVII—XVIII вв. были Томас Гоббс, Луи Мопер-

тюи, Этьен Кондильяк, Жан Жак Руссо и др. В центре их внима-

ния находились такие вопросы, как роль мышления в возникно-

вении языка, преемственность жестового и звукового общения,

первичность имен собственных по отношению к именам нари-

цательным и др.

Теория трудовых выкриков была разработана немецким ученым

Людвигом Нуаре путем видоизменения гипотезы естественного

звукообразования. Первыми словами, утверждал Нуаре, были те

естественные звуки, которые сопровождали трудовые процессы

первобытного человека или имитировали их, а также различные

рефлексивные выкрики как результат физических усилий. Неко-

торые из них произносились для ритмизации работы. Позже та-

кого рода выкрики закреплялись за определенными трудовыми

процессами и стали их знакообозначениями, т.е. превратились в

слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_po_razvitiyu_rechi.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

В отличие от гипотез, основанных на биологической сущности

человека, социальные теории исключают в качестве решающего

стимула глоттогенезиса индивидуальное выражение человеческо-

го естества (стремление выразить свое «Я», познать самого себя

или имитировать окружающий мир звуков). Главным фактором

возникновения человеческого языка являются, по мнению их со-

здателей, общественные человеческие потребности. Эта идея про-

низывает теорию общественного договора и теорию трудовых

выкриков.

Договорная теория происхождения языка впервые зародилась

в учении древнегреческого философа Демокрита. Возникнове-

ние языка он объясняет образом жизни и нуждами первобытных

людей. Сначала, утверждал философ, жизнь первобытных людей

мало чем отличалась от звериной. Питались они травами и пло-

дами деревьев, в поисках которых рассредоточивались по огром-

ной территории. Но страх перед хищниками заставил их объеди-

няться, пользоваться взаимопомощью, прибегать к координации

своих действий. Первоначально их голос был нечленораздельным, бессмысленным. Однако постепенно установилась члено-

раздельная речь, окружающие предметы и явления получили

символическое обозначение. Так рождались первые слова. А по-

скольку знакообозначение было случайным, не «по природе ве-

щей», то разные общности людей создавали разные языки. При

несомненных достоинствах в рассуждениях Демокрита остава-

лись, разумеется, и белые пятна. Среди них механизм превраще-

ния нечленораздельной звуковой цепи в осмысленную, члено-

раздельную.

Одну из первых попыток устранить этот пробел предпринял

Эпикур (342—271 гг. до Р.X.). Переход к членораздельной речи

он связывал с развитием особого способа выдыхания воздуха. Эпи-

курейцы Диоген и Лукреций усиливали в учении своих предше-

ственников коммуникативный и изобретательский аспекты. Лук-

реций, например, подчеркивал, что выражать названия предме-

тов людей побуждала необходимость в общении.

Человеческая речь в своем становлении прошла два этапа —

эмоционального звукообразования и сознательного «изобрете-

ния» слов для выражения тех впечатлений, которые производи-

ли на них предметы. Большими поборниками теории обществен-

ного договора в XVII—XVIII вв. были Томас Гоббс, Луи Мопер-

тюи, Этьен Кондильяк, Жан Жак Руссо и др. В центре их внима-

ния находились такие вопросы, как роль мышления в возникно-

вении языка, преемственность жестового и звукового общения,

первичность имен собственных по отношению к именам нари-

цательным и др.

Теория трудовых выкриков была разработана немецким ученым

Людвигом Нуаре путем видоизменения гипотезы естественного

звукообразования. Первыми словами, утверждал Нуаре, были те

естественные звуки, которые сопровождали трудовые процессы

первобытного человека или имитировали их, а также различные

рефлексивные выкрики как результат физических усилий. Неко-

торые из них произносились для ритмизации работы. Позже та-

кого рода выкрики закреплялись за определенными трудовыми

процессами и стали их знакообозначениями, т.е. превратились в

слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи детей старшей логопедической группы по теме: "Развитие творческих способностей"

Данное занятие упражняет детей в постановке логического ударения; учит менять силу и темп голоса, упражняет в передаче образа и характера героев при помощи жестов, движений, речи; развивает творческую...

Конспект занятия по развитию речи детей младшего возраста. Тема: Дидактические игры и упражнения на тему «Овощи».

Конспект занятия по развитию речи  детей младшего возраста.Тема: Дидактические игры и упражнения на тему «Овощи»....

План - конспекта НОД по развитию речи детей в старшей группе. Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с.»

Цель: Учить детей дифференцировать звуки з-с в слогах, словах, предложениях.Задачи:Образовательные:1. Упражнять в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях....

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....

Конспект НОД по образовательной области "Развитие речи".Тема "Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру" Теремок"

Цель: Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре - драматизацииПрограммные задачи:Обучающие:-учить детей обыгрывать сюжет знакомой сказки;-активизи...

Конспект НОД по «Развитию речи» в старшей группе ТЕМА «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие детей. Она:помогает усвоить богатство родного языка, его выразительные средства;стимулирует речь за счёт расширения словарно...