НОД "Здоровые зубы- здоровью любы"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Каменяр Светлана Ивановна

Приобщение детей к валеологической культуре.

               Активизация интереса к оздоровлению собственного организма.                                   

                  Формирование самостоятельности и активности в выполнении культурно-гигиенических навыков.

                Закрепление знаний детей о строении и функциях зубов, о причинах разрушения зубов, расширение знаний о гигиенических правилах по уходу за полостью рта.

               Формирование навыков здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dosug_zdorovye_zuby.docx28.58 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи: Приобщение детей к валеологической культуре.

               Активизация интереса к оздоровлению собственного организма.                                     Формирование самостоятельности и активности в выполнении культурно-гигиенических навыков.

                Закрепление знаний детей о строении и функциях зубов, о причинах разрушения зубов, расширение знаний о гигиенических правилах по уходу за полостью рта.

               Формирование навыков здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье.

Предварительная работа: чтение литературы, рассматривание иллюстраций, беседы, экскурсия в кабинет врача детского сада, сюжетно-ролевые игры, продуктивная деятельность.

 Персонажи: взрослые – Кариес, Зубной Камень, Зубная  Фея Эмаль;

             дети – Сорока, путешественники, Повелитель Сладкоежек, Сладкоежки, Зубики, стоматолог, медсестра, провизор в аптеке, библиотекарь, продавцы.

 Используемые атрибуты: аудиозапись колыбельной, презентация (видеозапись), будильник, зубные щетки (8 шт.), стакан для щеток, муляж зуба, расческа и вата для эксперимента, медали и яблоки от Зубной  Феи, «зубные коронки» и гуашь для продуктивной деятельности, пастолеты, корзина для вредных и полезных продуктов,  «космический корабль» (оформление из модулей), кроссворд, «сладкое дерево», сигнальные красные и зеленые карточки, оформление витрины магазина (продукты), библиотеки (книги, плакаты), аптеки (лекарства, витамины, народные средства, зубные пасты, щетки), кабинета зубного врача (плакаты, коллаж, медицинские принадлежности), костюмы Сороки, Зубиков, Сладкоежек, Зубного Камня, Кариеса, Повелителя Сладкоежек, Зубной Феи,  медсестры, продавцов и пр.  

Ход  мероприятия:

Звучит колыбельная. Дети «спят» сидя на стульчиках. Звонит будильник, ребята «просыпаются».

1-й реб.: «Новый день пришел опять, эй друзья пора вставать».

2-й реб.: «Научиться надо братцы вам с улыбкой просыпаться»

3-й реб.: «Всем с улыбкой просыпаться на зарядку отправляться».

Ведущая: «Ну-ка дружно, становись!».

Выполнение упражнений:

4-й реб.: «Мы проснулись, улыбнулись, посильнее потянулись».

5-й реб.: «Руки в стороны подняли, крепко так себя обняли, наклонились, потянулись, до носочков дотянулись».

Все: «Распрямились и опять новый день спешим начать».

Ведущая: «А теперь почистим зубы». (Берут  зубные щетки).

Влетает сорока. (Несет испорченный кариесом зуб).

«Планета здоровья!

Планета здоровья!

Прошу внимания!

Планете Сладкоежек требуется помощь! На них напал Зубной камень и кариес».

Они похитили зубную фею Эмаль. И теперь у сладкоежек болят и выпадают зубы. Вот смотрите они все испорченные. (Показывает).

Ведущая: «А чем же мы сможем помочь?»

Сорока: «Я вижу ваши красивые улыбки,  ровные крепкие зубки. Помогите Сладкоежкам тоже быть счастливыми и здоровыми».

Ведущая: «Согласны Вам помочь. Мы вооружены знаниями, зубными щетками и даже пастолетами со фтором и кальцием для уничтожения Зубного Камня и Кариеса. В путь, ребята! Космический корабль быстро доставит нас на планету Сладкоежек». (Ребята занимают места на космическом корабле). Отсчитываем дружно старт: «Три, два, один – вперед друзья!».

Ведущая: «Давайте вспомним, что мы знаем о зубах, действительно ли мы сможем оказать помощь Сладкоежкам».

Прощупайте языком свои зубки и десны. Какие они? Опишите. (Гладкие или шероховатые, мягкие или твердые? А какие они по форме? Какие у них края?) (У передних – острые края, у задних зубов – большая бугристая жевательная поверхность)

Ведущая: «Отгадайте загадку: «Белые силачи рубят калачи».

Блиц опрос:

- Какое значение имеют зубы в жизни человека?

- Какие зубы появляются на первом году жизни?

- Какие зубы вырастают на смену молочным?

- Сколько у человека постоянных зубов?

- Какие болезни наиболее характерны для зубов? (Кариес, пульпит, пародонтит).

- Что такое зубной налет? (Тонкая пленка, которая образуется на поверхности зубов. Этими остатками пищи любят питаться бактерии. При этом они выделяют кислоту, которая разъедает верхний слой зубной коронки – эмаль. И тогда на зубе образуется кариес. Поэтому надо чистить зубы и полоскать рот после еды.)

-Как часто мы должны посещать стоматолога?

- Причины, которые могут привести к заболеваниям зубов?

- Каковы последствия потери зуба?

 (Болевые ощущения,

 труднее становиться пережевывать пищу,

 увеличивается нагрузка на другие зубы, а значит, они тоже быстрее разрушаются,

ухудшается речь и портится внешний вид человека,

больной зуб вредит другим органам – желудку, почкам , сердцу

все это последствия потери зубов).

- Правила и предметы ухода за зубами:

а) ежедневно утром и вечером чистить зубы;

б) не забывать полоскать рот после еды;

в) не есть много сладостей;

д) есть продукты богатые кальцием;

е) два раза в год посещать стоматолога;

ж) зубные щетки менять  каждые три месяца.

- Почему не надо бояться зубного врача.

Ведущая: «Кажется наш космический корабль совершил посадку. Посмотрите в иллюминатор. Как здесь темно! Хорошо, что у нас с собой  приборы ночного видения. Ну-ка включайте, дорогу освещайте. (Физкультминутка для рук: Сжимаем пальцы рук в кулачки, разжимаем – «светят фонарики»).

Зубной камень: «А-а-а-а, попались, спешите на помощь к Сладкоежкам? Как-бы не так! Не пущу!  У меня страшное бактериологическое оружие которое стреляет вредными бактериями».

Ведущая: « А у нас свое оружие! Ребята, обезвредим врага с помощью специальных заклинаний. Ну-ка дружно!

- Чистить зубы каждый день пастой с фтором нам не лень;

- Зубные болезни сбегают в страхе, завидев зубной щетки волшебные взмахи;

- Стоматолог дважды в год, к себе в гости всех нас ждет;

- Ем я овощи и фрукты, а не сладкие продукты».

Зубной Камень исчезает.

Ведущая: «Идемте дальше, ребята. Оставаться здесь нельзя. Зубной Камень победили, но ведь есть еще ужасный Коварный Кариес, который украл и заточил в темницу Зубную Фею Эмаль!

А это, что такое? Карта-кросворд. Она подскажет нам где спрятался  Коварный Кариес».

(Кроссворд)

1. Чистить зубы каждый день мне нисколечко не лень. Чистит быстро, чистит четко, в моих руках зубная щетка.

2. Я и круглое, я и гладкое, но не румяное и не сладкое глядят на меня,  а видят себя.

3. Он вылечит корь и бронхит и ангину, пропишет пилюли и витамины.(Врач).

4. Две подпорки телу – называй их смело. (Ноги).

5. Вафельное полосатое, гладкое и мохнатое всегда под рукою, что это такое? (Полотенце).

6. Бывает «Мятная», «Блендамед», «Лесная». Что? (Паста).

Отгадка: Кариес.

Ведущая: «А-а-а-а, вот ты где? Кариес привредный».

Кариес: « Ну – кось! Ну – кось! Кто это к нам пожаловал? Какие очаровательные ребятишки! Хе-хе-хе! Идите-ка сюда, глупыши!»

Ведущая: « Готовьте ребята пастолеты. Кариесу от нас не уйти!» (Убегает).

Ведущая: « Ребята! В путь! Поспешим на помощь к Сладкоежкам!» (Видят дерево, увешанное сладостями).

Сладкоежка:

 «Сладкоежка это я!

 Знают все мои друзья,

Что я хозяйка пирогов,

Булок, пряников, блинов,

Порадовать вас рады,

Не требуя награды».

Дети:

Нам такая награда не нужна.

 Реб.:

 Нам хорошо известно правило:

«Предпочти конфетам фрукты-

Очень важные продукты».

 Реб.:

 «Да и вы о этом не забывайте, если  хотите, чтобы у вас зубы никогда не болели» (Демонстрируется плакат: «Полезные и вредные продукты».)

Ведущая II: «Ну как Сладкоежки, вы запомнили какие продукты следует употреблять в пищу?»

Сладкоежки:

«Чтобы зубы укреплять,

Будем в пищу потреблять,

Лук, капусту, апельсины,

Не забудем витамины,

Масло, гречку и горох,

Молоко, томаты, сок».

Ведущая: «Вот сейчас мы и посмотрим, как вы усвоили урок. Попробуем наполнить корзину только полезными продуктами».

(Дидактическая игра: «Полезные и вредные продукты» - наполнить корзину.)

Выходят Зубики (в повязках на зубах).

«Помогите и нам, ребята! Коварный Кариес испортил наши зубы. Что нам делать?»

Ребенок : «Мы научим вас ухаживать за зубами, заботиться о них. Слушайте, Зубики, внимательно».

Дидактическая игра: «Разрешается – запрещается» (С использованием зеленых и красных сигнальных карточек).

Ведущая:

«Можно ли:

-Ковырять в зубах булавкой или другими металлическими предметами?

- Грызть орехи, твердые конфеты?

-Тщательно пережевывать пищу?

-Держать в зубах металлические предметы?

- Полоскать рот после каждого приема пищи?

- Открывать  зубами  бутылки?

-Откусывать яблоко?

-Долго грызть семечки и леденцы?

- Пить кипяток (сильно горячий чай, кофе)?

-Есть холодное мороженное, запивая его горячими напитками?

-Чистить зубы?

-Раскусывать рафинированный сахар?

-Грызть морковь?

-Откусывать зубами нитку или проволоку?

-Посещать стоматолога?

Молодцы.

 «А зубы чистить правильно вы умеете? Покажите как».

Ребенок 1:

 «Зубы нам почистить нужно,

 в руки щеточки берем,

Немного пасты нанесем,

И за дело взялись смело.

Зубы чистим мы умело,

Сверху вниз и вправо-влево,

И с наружи, изнутри,

Их старательно потри».

(Демонстрация чистки зубов на макете челюсти).

Ребенок 2:

 «Чтоб не мучиться с зубами,

Щетку водим мы кругами,

А потом, что? А потом зубы мы ополоснем.

Нам понадобиться кружка,

Улыбнемся мы друг дружке,

Наши зубки стали белы –

Поработали умело.

А как мы сейчас покажем.

(Демонстрация чистки зубов на макете челюсти, круговыми движениями).

Ведущая:

 «Соблюдайте эти правила и ваши зубы всегда будут здоровыми и крепкими.

А больные ваши зубки мы сейчас полечим».

( Дети «удаляют» темный налет с зубов)

Фея Эмаль (выходит из-за ширмы):

« Спасибо, что вы оказали помощь. Теперь каждый зубик белый, здоровый. И я спасена! А знаете ли вы? Эмалью покрыты все зубы. Она твердая, защищает зубы от повреждения. Если за зубами неправильно ухаживать, появиться дырочка (кариес). Предлагаю вам об этом посмотреть фильм». (Видео: «Строение зуба». Вручение «медалей»).

Ведущая: «А теперь мы всех приглашаем в обратный путь на планету Здоровья. Нас ждет космический корабль. На планете Здоровья мы узнаем много полезного и интересного».

 Выставка и обзорная экскурсия по ней (проводят дети):

-Кабинет врача (плакаты, коллаж “Красивые улыбки»)     «Два ряда жемчуга

                                                                                                 И правильная речь

                                                                                                         Друзья, такую красоту

                                                                                                             Нам надо всем беречь!»

-Аптека (знакомство с народными средствами, народной мудростью (….)

-Библиотека (книги, народная мудрость (…)

-Магазин (полезные и вредные продукты);

 (После краткого обзора посещение детьми выставки во выбору).

Фея Эмаль: «Помните, ребята,  зубную эмаль надо беречь »

(Зубная Фея угощает детей яблоками).

Ведущая:

 «Если только рассмеяться».

Все:

 «То начнутся чудеса,

От улыбок проясняться,

И глаза и небеса».

Ведущая:

«Ну-ка взрослые и дети,

Улыбнитесь поскорей»

Все:

«Чтобы стало на планете,

И светлей и веселей».

Под веселую музыку ребята выходят из зала.