Конспект занятия по развитию речи в средней группе
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Давыдова Ирина Сергеевна

Рассказывание белорусской народной сказки "Жихарка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_razvitiyu_rechi_v_sredney_gruppe.docx19.47 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи в средней группе

Тема: рассказывание белорусской народной сказки «Жихарка».

Цель: учить детей воспринимать и осознавать образное содержание сказки, замечать образные слова и выражения в тексте.

Задачи:

  1. образовательная: продолжать учить детей воспринимать, осознавать содержание сказки; учить понимать содержание поговорок, придумывать новые эпизоды.
  2. развивающая: способствовать развитию умения подбирать синонимы; развивать чувство эмпатии (осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека), образность речи.
  3. воспитательная: продолжать воспитывать  у детей доброжелательное отношение к героям сказки, интерес к художественной литературе.

Средства обучения:

  1. Занятия по развитию речи в средней группе. Гербова В.В. – Москва, 2010.
  2. Картинки с изображением кота, петуха, лисы.
  3. Листы бумаги.
  4. Карандаши.

Ход занятия

  1. Актуализация знаний.

    Воспитатель:  Загадаю вам загадку, отгадайте-ка, ребятки:

                            Не царь, а в короне,

                            Не всадник, а со шпорами. (Петух)

                            выставляется картинка  «Петух»

    Воспитатель:  Петушок пришел к нам из сказки. Как вы думаете, из какой сказки?

    Дети: «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей»…

    Воспитатель: Петушок пришел к нам из другой сказки, где есть герои, а какие – вы догадаетесь,  если отгадаете мои следующие загадки.

                             Хвост пушистый,

                             Мех золотистый,

                             В лесу живет,

                             В деревне кур крадет.  (Лиса)

                             Этот зверь живет лишь дома.

                             С этим зверем все знакомы.

                             У него усы как спицы.

                             Он, мурлыча, песнь поет.

                             Только мышь его боится...

                             Угадали? Это - ...  (Кот)

    Воспитатель: В этой сказке есть еще один герой:

                       Человечек этот мал

                             Да уж очень он удал.

                             Сам расправился с лисой,

                             Прибежал к себе домой.

                             Обнял его котик, обнял петушок,

                             А ты узнал его дружок? (Жихарка)

    Воспитатель: Кто знает,  как называется сказка, герои которой представлены на картинке?

    Дети: «Жихарка».

  1. Целеполагание и мотивация.

    Воспитатель. Молодцы, ребята. Сегодня мы с вами прочитаем интересную белорусскую народную сказку «Жихарка» и будем учиться понимать ее содержание.

  1. Открытие нового знания.

    Воспитатель рассказывает сказку «Жихарка».

    Воспитатель: О чем эта сказка?

    Дети: О доброте, дружбе, взаимопомощи.

    Воспитатель: Попробуйте описать героев сказки «Жихарка» по характеру.

    Дети: Жихарка – смелый, сообразительный, находчивый малыш.

          Кот – заботливый, добрый.

          Петух – смелый, отважный.

          Лиса – хитрая, коварная.

    Воспитатель: Покажите, как свернулся кольцом на лопате Жихарка.

                            Покажите веселое, испуганное, хитрое выражение лица Жихарки.

    Воспитатель: Расскажите, каким вы предоставляете себе Жихарку. Он был маленький, как … (воспитатель побуждает детей к сравнению). Ребята, а вы знаете, что иногда про маленького человечка говорят: «Мал, да удал», «Маленький, да удаленький». Что это означает? Можно ли сказать про Жихарку, что он удалец? Почему?

    Воспитатель:  Пока лиса собиралась  поджарить Жихарку, кот да петух плакали. Вспомните, как про это сказано в сказке.

    ДетиКот лапкой слезы утирает, петушок крылышком подбирает.

    Воспитатель:  Какое у них было настроение?

    Дети: Грустное, печальное, они переживали, страдали.

    Воспитатель: Вспомните, какие ложки раскладывал Жихарка.

Пальчиковая гимнастика «Петушок»

Петушок наш вдруг проснулся,                Ладонь вверх, указательный палец опирается

                                                                      на большой, остальные расставлены вверх.

Прямо к солнцу повернулся.                     Повертеть кистью руки в разные стороны.

Кукарекнул раз, два, три!                           Разводить и сводить указательный и большой палец.

Ты сегодня не проспи.

Петушок стоит весь яркий,                       Ладонь вверх указательный палец опирается на большой.

Гребешок он чистит лапкой.                     Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.

Как чудесно мы играли,

И в игре тренировали,

Наши пальчики, ладошки,

Ну, и кулачки немножко.

    Воспитатель: Как вы думаете, Жихарка – веселый человек?

                            Нарисуйте такое выражение лица, которое больше всего подходит Жихарке.

    Воспитатель выслушивает мнения детей и подводит их к мысли, что Жихарка удалой, сообразительный, не теряет уверенности в себе, всегда веселый.

    Воспитатель: Представьте, что могло бы случиться, если бы Жихарка был пугливый, плаксой. Как могла бы закончиться его встреча с лисой?

    Воспитатель поощряет придуманные детьми варианты историй.

    Воспитатель: А давайте пофантазируем, что делают Жихарка, кот и петух сейчас. Что еще с ними могло случиться?

  1. Подведение итогов.

- Какую сказку мы сегодня читали?

- Назовите главных героев сказки.

- Какой пословице можно сказать про Жихарку?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»

Конспект занятия по развитию речи в средней группеНОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для дете...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Домашние животные»

Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы «Домашние животные». Материал будет полезен воспитателям дошкольных групп. Этот конспек...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе в рамках парциальной программы "Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре"

Цель занятия: Познакомить детей с русской народной традицией празднования обрядового праздника "Екатерина Санница"...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Описание внешнего вида животных.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Занятие 27 Описание внешнего вида животных.Возраст воспитанников: средний дошкол...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Составление описаний персонажей сказки «Теремок».

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет».  Составление описаний персонажей сказки «Теремок».Возраст воспи...