Занятие по сказке "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Программное содержание:

  1. Учить детей размышлять,  всматриваться,  превращаться,  активно  действовать, постигая смысловую суть.
  2. Учить выразительно передавать диалоги персонажей.
  3. Развивать фантазию, умение соединять в один сюжет не связанные, на первый взгляд, между собой картинки
  4. Развивать умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать.
  5. Развивать   психологические   процессы:   память   (различные   виды),   внимание, мышление.

Материалы и оборудование:

  1. Коллаж к сказке
  2. Елки -
  3. Озеро
  4. Картина В.М. Васнецова «Аленушка»
  5. Камень и пень
  6. Русский народный костюм для Иванушки
  7. Русский костюм - сарафан для Аленушки
  8. Сказка А.Толстого «С.А и 6..И».
  9. Сундук: шаль, кокошник, «пятачки», колокольчик, хвосты, поле, лента.

I. Давайте внимательно рассмотрим коллаж и узнаем, какая сказка здесь изображена. И

объясните, почему вы так думаете.

Коллаж:

Да, сегодня мы с вами вспомним знакомую вам русскую сказку «Сестрица Аленушка и

братец Иванушка».

И. Теперь вместе с вами произнесем вслух название сказки медленно и напевно, потом

каждый, потом каждый про себя.

Давайте поразмышляем, как бы еще можно было бы назвать «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

- мы изменили 2 слова, и сразу изменилось настроение, исчезает нежное ласковое
отношение сказочника к героям сказки.

Если оставить только имена «Аленушка и Иванушка»

- то не узнаешь, как значимы их родственные отношения.

Ребята, важно обращать внимание на название сказки, потому, что оно помогает каждому попасть именно в эту сказку.

Название - «входная дверь в сказку».

  1. Вспомним о чем говорится в начале этой сказки
  2. Вопросы:

 

  1. Долго Иванушка терпел жажду?
  2. Как Аленушка относилась к брату Иванушке? / она его оберегала, не давала напиться, а просила и уговаривала. Была настойчива, терпелива, потому что была в ответе за брата
  3. Как вы относитесь к поступку Иванушки? С понимаем или осуждением, почему?
  4. Кого вам больше жалко брата или сестру? Почему?

V.   А сейчас я вам предлагаю поиграть в эту сказку. В этой нам поможет сказочный
сундук. Посмотрим, что в нем:

  • поясок для Иванушки
  • ленточка для Аленушки
  • «пятачки» для поросят
  • «хвосты» для лошадей
  • колокольчики для коз
  • шаль и кокошник для сказочницы Если можно сказочница буду я.

Перед вами водоем. А за ним лес.

Сказка начинается.

Ск.- «Жили-были старик и старуха. И были у них дочка Аленушка и сыночек Иванушка. Умерли старики и остались Аленушка с Иванушкой одни - одинешеньки. Пошла Аленушка на работу и брата с собой взяла. Идут они по дальнему пути, по широкому полю. И захотелось Иванушке пить

И.- Сестрица, Аленушка, я пить хочу.

А.- Потерпи братец, вот дойдем до колодца.

Ск.- Пошли они дальше. Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Видят пруд, около него пасутся лошади.

И.- С.А. очень пить хочется. Попью из лошадиного копытца.

А.- Не пей братец, а то жеребеночком станешь.

Ск.- Братец послушался и пошли они дальше. Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Видят болотце, а около него гуляют поросята. Увидел Иванушка воду и просит:

И.- С.А. мочи нет, напьюсь из козьего корытца.

А.- Не пей братец, нельзя. Козленочком станешь.

Ск.- Не вытерпел Иванушка, и не послушался. Напился из козьего корытца и стал козленочком. Увидела Аленушка брата, который стал козленочком, села на пенек и горько заплакала, а козленочек вокруг нее скачет. Обвязала Аленушка козленочка своим поясом и увела с собой.

VI.  А вот о том, что стало с Аленушкой, дальше, можно узнать, если рассмотреть картину
Виктора Михайловича Васнецова «Аленушка»

- Рассматривание картины.
Вопросы:

  1. какой момент сказки изобразил художник?
  2. почему Аленушка одна?
  3. где она сидит?
  4. куда и как она смотрит?
  5. как вы думаете, о чем она думает?

(- может быть перед ней пруд, тот самый, из которого напился ее братец Иванушка?)

VII. - Мы сейчас с вами оживим эту картину. Девочки, кто из вас хочет стать Аленушкой,
той самой, которая перед нами на картине?

- А вам, ребята, придется внимательно следить: так ли она села, так ли она повернула голову, положила руки, какое выражение лица.

VIII.   Давайте вспомним как закончилась сказка.

IX.  А вот сказка, в обработке А.Толстого, заканчивается такими словами: «Козленочек
опять начал вызывать сестрицу. Алениушка всплыла кверху и показалась над водой. Царь
ухватил ее, сорвал с шеи камень и вытащил Аленушку на берег, да и спрашивает: как это
сталось? Она ему все рассказала. Царь обрадовался, козленочек тоже - так и прыгает, в
саду все зазеленело и зацвело. А колдунью царь приказал казнить. После того цар$> р
царицей и с козленочком стали жить да поживать да добра наживать и по-прежнему
вместе пили и ели».

А.Толстой в своей сказке оставляя Иванушку козленочком хотел показать нам какой верной, любящей сестрой была Аленушка, ведь верность всегда проявляет себя в испытаниях, и что для Аленушки брат всегда остается братом, будь он мальчиком или козленочком, потому, что главное для нее, что бы они были вместе.

X. Какая концовка вам больше нравится. Давайте покажем движениями: рожки-козленочек, шапочка - мальчик.

XI. Давайте и мы с вами придумаем свою концовку сказки.

XII. Ну, вот и прекрасно. Все должны заканчивается хорошо. Пусть добро, которое они
несут в себе, согревают людям душу долгие-долгие годы. Пока мы любим и бережем друг
друга наша жизнь будет похожа на сказку.

Наша сказка хорошо закончилась. Какое у вас настроение? Следующее занятие у нас будет физкультурное, но не обычное, а под русские народные мелодии

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комплексное занятие по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

На занятии ребята учатся узнавать героев по иллюстрациям, передавать их настроение, формируются  умения различать и называть эммоциональное состояние героев, уточнение представлений детей о том, ...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область О.Х.Л. Тема: Анализ русской народной сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка".

В конспекте представлен матерал задачи  которого : развивать способность детей раскодировать основной сюжет литературного произведения, учить составлять небольшие рассказы загадки о героях, самос...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: Рассказывание детям русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Цель: познакомить детей еще с одной сказкой, обратить их внимание на особенности композиции (присказка, зачин); помочь им полюбить это произведение, в котором воплощены лучшие традиции русского устног...

Самоанализ занятий по темам «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и «Козлятки и волк»

Важным элементом педагогической деятельности являются анализ и  самоанализ  своего  занятия. Это — одна из самых продуктивных мер повышения квалификации.Данные занятия проводились с дет...

Конспект занятия по чтению художественной литературы : "Чтение русской народной сказки Сестрица Аленушка и братец Иванушка

Образовательная область: «Речевое развитие»Вид  занятия: Чтение художественной литературыЦель: показать значение русской народной сказки, ее жизненной мудрости, победы добра над ...

Игровое занятие по сказке "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Игровое занятие по сказке "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Цели: учить умению точно, последовательно, эмоционально воспринимать содержание сказки; грамматически правильно передавать содержание текста, добиваться яркости и выразительности речи, понимать ее нра...