Игровое занятие по сказке "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
презентация

Дементьева Галина Ивановна

Игровое занятие по сказке "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 32 Выборгского района Санкт-Петербурга Игровое занятие по сказке «Сестрица Аленушка и братец И ванушка» Выполнила воспитатель: Дементьева Галина Ивановна Санкт-Петербург 2022 г.

Слайд 2

Цель и задачи Цель : ознакомление детей с новой русской народной сказкой«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Задачи: Образовательные: Закрепить умение создавать структуру сказки с помощью моделирования, расширить словарный запас, продолжать знакомство детей с произведениями устного народного творчества. Воспитательные: Воспитывать интерес к русским народным сказкам, формировать навык сотрудничества, доброжелательности. Развивающие: Развивать речевую и познавательную активность детей, умение делать выводы и умозаключения, развивать мышление, воображение содействовать развитию сопереживания, умению правильно давать характеристику сказочным персонажам

Слайд 3

Ход занятия Дети заходят в группу под музыку «В гостях у сказки». Воспитатель: Дети, что за музыка нас с вами вместе собрала? Дети: «В гостях у сказки». Воспитатель: А вы любите сказки? Дети : Да! Воспитатель: Я предлагаю вам вместе со мной отправиться в путешествие по русским народным сказкам. А в этом нам помогут веселые гномики. Они приготовили интересные загадки. Игра«Из какой сказки персонажи». ( Отгадывание загадок детьми из презентации «Путешествие по русским народным сказкам»)

Слайд 4

Воспитатель: Молодцы , ребята, хорошо знаете сказки, правильно отгадали загадки. Но это еще не все. Гномики приготовили для нас еще одноинтересное задание. Ребята , приглашаю вас к столу. -Что лежит на нем? Дети: Геометрические фигуры . Воспитатель: Какие геометрические фигуры лежат перед вами? Дети: Круги, квадрат и треугольник. Воспитатель: Какой предмет можно составить из треугольника и квадрата? Дети: Дом. (Ребенок составляет дом.) Воспитатель: Круги все одинаковые или они отличаются друг от друга? Чем? Дети : Цветом, размером. Воспитатель: Назовите цвета. Дети: Белый, оранжевый, зеленый, черный, коричневый. Воспитатель: Ребята, я вам открою тайну, гномики превратили героев из одной известной вам сказки в эти геометрические фигуры и предлагают вам подумать и отгадать, название сказки и составить ее по моделям-заместителям . Для каждого героя сказки - круг определенного цвета. Воспитатель: Дети, кто догадался, что это за сказка? Дети: «Теремок»

Слайд 5

Моделирование сказки Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу познакомить вас еще с одной русской народной сказкой. Для этого приглашаю вас посмотреть мультфильм. А поможет мне в этом волшебный телевизор. (Показ макета телевизора,изготовленного из картонной коробки и картинок из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Рассказ сказки воспитателем с передвижением кадров из мультфильма.) Воспитатель: Здравствуйте, мои маленькие зрители, предлагаю вам посмотреть мультфильм по русской народной сказке«Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Жили-были старик да старуха, у них была дочка Алёнушка да сынок Иванушка. Старик со старухой умерли. Остались Алёнушка да Иванушка одни-одинешеньки . Пошла Алёнушка на работу и братца с собой взяла. Идут они по дальнему пути, по широкому полю, и захотелось Иванушке пить. - Сестрица Алёнушка , я пить хочу! - Подожди, братец, дойдем до колодца. Шли-шли, - солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит коровье копытце полно водицы. - Сестрица Алёнушка , хлебну я из копытца! - Не пей, братец, телёночком станешь! Братец послушался, пошли дальше. Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит лошадиное копытце полно водицы. - Сестрица Алёнушка , напьюсь я из копытца! - Не пей, братец, жеребёночком станешь! Вздохнул Иванушка, опять пошли дальше. Идут, идут, - солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит козье копытце полно водицы. Иванушка говорит: - Сестрица Алёнушка , мочи нет: напьюсь я из копытца! - Не пей, братец, козлёночком станешь! Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козлёночком... Метод «Мозговой штурм» Воспитатель : Ребята, а как сделать так, чтобы Иванушка напился, но не стал козленочком? (Ответы детей) (Продолжение сказки) Воспитатель :Зовет Алёнушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козлёночек. Залилась Алёнушка слезами, села на стожок - плачет, а козлёночек возле неё скачет. В ту пору ехал мимо купец: - О чём, красная девица, плачешь ?

Слайд 6

Рассказала ему Алёнушка про свою беду. Купец ей и говорит: - Поди за меня замуж. Я тебя наряжу в злато серебро, и козлёночек будет жить с нами. Алёнушка подумала, подумала и пошла за купца замуж. Стали они жить-поживать, и козлёночек с ними живет, ест-пьет с Алёнушкой из одной чашки. Один раз купца не было дома. Откуда не возьмись приходит ведьма: стала под Алёнушкино окошко и такто ласково начала звать её купаться на реку. Привела ведьма Алёнушку на реку. Кинулась на неё, привязала Алёнушке на шею камень и бросила её в воду. А сама оборотилась Алёнушкой , нарядилась в её платье и пришла в её хоромы. Никто ведьму не распознал. Купец вернулся - и тот не распознал. Одному козлёночку все было ведомо. Повесил он голову, не пьет, не ест. Утром и вечером ходит по бережку около воды и зовёт: - Алёнушка , сестрица моя! Выплынь , выплынь на бережок... Узнала об этом ведьма и стала просить мужа зарежь да зарежь козлёнка. Купцу жалко было козлёночка, привык он к нему А ведьма так пристает, так упрашивает, - делать нечего, купец согласился: - Ну, зарежь его... Велела ведьма разложить костры высокие, греть котлы чугунные, точить ножи булатные. Козлёночек проведал, что ему недолго жить, и говорит названому отцу: - Перед смертью пусти меня на речку сходить, водицы испить, кишочки прополоскать. - Ну, сходи. Побежал козлёночек на речку, стал на берегу и жалобнёхонько закричал: - Алёнушка , сестрица моя! Выплынь , выплынь на бережок. Костры горят высокие, Котлы кипят чугунные, Ножи точат булатные, Хотят меня зарезати !

Слайд 7

Алёнушка из реки ему отвечает: - Ах, братец мой Иванушка! Тяжёл камень на дно тянет, Шелкова трава ноги спутала, Желты пески на груди легли. А ведьма ищет козлёночка, не может найти и посылает слугу: - Пойди найди козлёнка, приведи его ко мне. Пошёл слуга на реку и видит: по берегу бегает козлёночек и жалобнёшенько зовет: - Алёнушка , сестрица моя! Выплынь , выплынь на бережок. Костры горят высокие, Котлы кипят чугунные, Ножи точат булатные, Хотят меня зарезати !

Слайд 8

А из реки ему отвечают: - Ах, братец мой Иванушка! Тяжел камень на дно тянет, Шелкова трава ноги спутала, Желты пески на груди легли. Слуга побежал домой и рассказал купцу про то, что слышал на речке. Собрали народ, пошли на реку, закинули сети шелковые и вытащили Алёнушку на берег. Сняли камень с шеи, окунули её в ключевую воду, одели ее в нарядное платье. Алёнушка ожила и стала краше, чем была. А козлёночек от радости три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой. Ведьму привязали к лошадиному хвосту, и пустили в чистое поле. Воспитатель: Вот и сказки конец, а кто слушал, молодец.Ребята , вам понравилась сказка? (Ответы детей.) Воспитатель: О ком рассказывается в этой сказке? (Ответы детей.) Воспитатель: Что произошло с Иванушкой? Дети: Превратился в козленочка. Воспитатель: Я предлагаю вам тоже превратиться в козлят.

Слайд 9

Физминутка : «Наш козёл-стрекозёл » Наш козёл-стрекозёл Очень умный был: Он и воду носил, Он и тесто месил, И дрова рубил, И деток кормил, Деток кормил и приговаривал: «Кушайте, козлятушки , Кушайте, ребятушки, Кашку-малашку Да сладкие оладушки». ( Дети выполняют движения под потешку « Наш козёл-стрекозёл » вместе с воспитателем. ) Вопросы по содержанию сказкии словарная работа. Воспитатель: Ребята, с кем жили Аленушка и Иванушка. ( Одни-одинешеньки ) -Почему случилась беда с Иванушкой? ( Ответы детей ) -Кого на пути встретили Аленушка и козленочек? (Купца) . -А кто такой «купец»? (Ответы детей.) - Что произошло с Аленушкой ? (Ответы детей.) -Кто спас Аленушку ? (Ответы детей.) -Кого бы вы назвали хорошими, положительными героями сказки? (Ответы детей.) - Кто в сказкеявляется злыми героями и почему? (Ведьма.) -На каких героев из других сказок похожа ведьма? (Баба Яга-«Гуси-лебеди», хозяйка – « Хаврошечка », Баба Яга-«Баба Яга» и т. д.

Слайд 10

Воспитатель: -Ребята , предлагаю поиграть в игру «Наоборот ». Давайте встанем в круг. Я бросаю мяч и называю какое - нибудь слово, а вы, возвращая мяч, называете мне слово с противоположным значением. ( Добрый-злой , вежливый-грубый , грустный- веселый, трусливый- храбрый, щедрый- скупой, радостный-печальный и т.д.) Воспитатель:- Как вы думаете, что победило в сказке: добро или зло? (Ответы детей.) -Ребята, вам понравилась сказка? (Ответы детей.) - Вы запомнили, как она называется? (Ответы детей.) - Ребята, вы со своим воспитателем можете еще раз вспомнить эту сказку и попробовать превратить героев в геометрические фигуры (модели-заместители) и с их помощью составить сказку. -Чтобы наша с вами встреча закончилась легко и весело, приглашаю вас встать и вместе со мной спеть песенку и потанцевать. Подвижная игра- песенка «Шел козел по лесу…» ( Мальчики встают и под музыку приглашают девочек на танец по желанию. Дети поют и выполняют движения в соответствии с текстом.) Воспитатель: Вот и закончилось наше веселое путешествие по русским народным сказкам. - Что вам понравилось больше всего? (Ответы детей.) -Хочу, ребята, вам подарить разные по сюжету раскраски по этой сказке, чтобы вам запомнилась наша встреча. (Дети выбирают раскраски по желанию.) Воспитатель: Когда вы раскрасите свои раскраски, то с воспитателем можете из них изготовить книгу «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Воспитатель: До свидания, ребята.

Слайд 11

Иванушка превратился в козленочка и снова в человека

Слайд 12

Аленушка , утонув, осталась живой

Слайд 13

Ведьма оборачивается Аленушкой

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по сказке "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Программное содержание:Учить детей размышлять,  всматриваться,  превращаться,  активно  действовать, постигая смысловую суть.Учить выразительно передавать диалоги персонажей.Развив...

комплексное занятие по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

На занятии ребята учатся узнавать героев по иллюстрациям, передавать их настроение, формируются  умения различать и называть эммоциональное состояние героев, уточнение представлений детей о том, ...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область О.Х.Л. Тема: Анализ русской народной сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка".

В конспекте представлен матерал задачи  которого : развивать способность детей раскодировать основной сюжет литературного произведения, учить составлять небольшие рассказы загадки о героях, самос...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: Рассказывание детям русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Цель: познакомить детей еще с одной сказкой, обратить их внимание на особенности композиции (присказка, зачин); помочь им полюбить это произведение, в котором воплощены лучшие традиции русского устног...

Самоанализ занятий по темам «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и «Козлятки и волк»

Важным элементом педагогической деятельности являются анализ и  самоанализ  своего  занятия. Это — одна из самых продуктивных мер повышения квалификации.Данные занятия проводились с дет...

Конспект занятия по чтению художественной литературы : "Чтение русской народной сказки Сестрица Аленушка и братец Иванушка

Образовательная область: «Речевое развитие»Вид  занятия: Чтение художественной литературыЦель: показать значение русской народной сказки, ее жизненной мудрости, победы добра над ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Цели: учить умению точно, последовательно, эмоционально воспринимать содержание сказки; грамматически правильно передавать содержание текста, добиваться яркости и выразительности речи, понимать ее нра...