Занятие по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий "Что мы знаем о зиме?"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Тюляпина Татьяна Александровна

 

Занятие по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий

ТЕМА: «Что мы знаем о зиме?»

лексическая тема "ЗИМА"

( подготовительная группа)

 

Цели:

  1. Закрепить знания детей о характерных признаках зимы: холодно, мороз, солнце не греет, везде лежит снег, вьюга, метель, снегопад, лед, гололёд, северное сияние, полярная ночь.
  2. Развивать связную речь и формировать словарь по теме.
  3. Закрепить грамматические категории:
    • Навыки  подбора существительного к прилагательному;
    • Согласование числительных с существительными.
  4. Развивать общую и мелкую моторику.   
  5. Воспитывать любовь к природе родного края.

 Оборудование: плакаты "круг зимних явлений", "зимние развлечения", "снежки" из поролона,  осенние листочки и снежинки из ткани с петельками, дерево с пуговицами, диск с записью вьюги, снежинки с зимними словами, снежинка на палочке (для зрительной гимнастики), массажные дощечки, снежинки из тонкой бумаги для дыхательной гимнастики.

Предварительная работа: изготовление снежинок из бумаги (оригами), рассматривание иллюстраций с изображением зимы.

 

                                                       Ход занятия.

Организационный момент.

Воспитатель. Ребята, я сегодня хочу рассказать вам о мальчике, который любит хвастаться, а сам ни чего не знает.

Он – коротышка, ростом с огурец и живет вместе с другими коротышками в Цветочном городе. А зовут его?

Дети. Незнайка.

Воспитатель. Правильно! Недавно Незнайка узнал, что в других городах бывает зима, идет снег. А в его городе всегда тепло и растут цветы. Незнайка захотел увидеть снег, узнать, что такое зима, и отправился в путешествие. Шёл, шёл и пришёл к нам в детский сад.

Основная часть.

Стук в дверь. В группу заходит  Незнайка.

Незнайка. А вот и я! Здравствуйте мои друзья.

Дети здороваются с Незнайкой.

Незнайка. Я так спешил к вам, преодолел много трудностей на своём пути. Очень хочу узнать у вас, что такое зима?

Воспитатель. Ребята, расскажем Незнайке о зиме? Посмотрите, это круг зимних явлений. Он поможет нам рассказать о зиме. А ты, Незнайка, слушай внимательно и запоминай.

Дети садятся на ковер вокруг круга.

Вопросы.

  • Что бывает зимой?
  • Как можно назвать погоду, когда падает снег? (Снегопад)
  • Как называется зимний ветер? (Метель, вьюга, пурга.)
  • Почему зимой можно кататься на коньках? (Озера и реки покрыты льдом. Он гладкий, похож на стекло.)
  • Какое природное явление бывает на Севере зимой? (Полярная ночь, северное сияние.)

Незнайка. Большое спасибо, ребята. Сколько интересного, я узнал о зиме.

Воспитатель. Наши дети знают много зимних слов и, сейчас, мы поиграем в игру «Узнай зимнее слово», чтобы Незнайка тоже их запомнил.

Я буду называть слова. Вы внимательно слушайте их, и когда услышите «зимнее»  слово, хлопните в ладоши.

Воспитатель называет слова: снег, лето, мороз, холод, дом, лед, ромашка, цыпленок, снежинка, вьюга, дождь, листья, северное сияние, радуга, снегопад.

Незнайка. Теперь я знаю, что зимой холодно, идет снег, дует сильный ветер. А  вам не холодно зимой?

Воспитатель. Если у нас замерзнут руки, щеки, мы можем их согреть. Ребята, давайте покажем Незнайке как можно согреться на морозе.

 

Самомассаж биологически активных точек «Наступили холода».

Да – да – да,                               Потереть ладошки друг о друга.

Наступили холода

Да – да – да,                                   Мягко провести большими пальцами рук по шее

Превратилась в лед вода.              сверху вниз.

Ду – ду – ду,                              Указательными пальцами помассировать крылья носа.

Поскользнусь я на льду.

Ду – ду – ду,                               Растереть ладонями уши.

Я на лыжах иду.

Ды – ды – ды,                                  Приставить ладони ко лбу «козырьком» и энергично

На снегу есть следы.              растирать лоб движениями в стороны – к середине лба.

Ди – ди – ди,                               Хлопки в ладоши.

Ну, заяц, погоди!                       Погрозить пальцем.  

 

Воспитатель. Зимой, Незнайка, мы носим теплую одежду, которая нас согревает. Ребята, назовите зимнюю одежду. Отвечайте полным ответом.

Дети. Зимой мы носим теплую шапку, варежки, шарф, шубу, теплую куртку, комбинезон, штаны, сапоги, валенки.

Незнайка. У нас все время лето и очень тепло. Мы купаемся, загораем, играем в футбол, катаемся на велосипедах. А у вас зимой холодно, наверно, грустно все время сидеть дома?

Воспитатель. Нет, Незнайка, нам не грустно. Ведь зимой можно придумать много развлечений. Ребята, давайте расскажем, в какие игры мы играем зимой.

Дети. Мы катаемся на санках, ледянках, лыжах и коньках. Из снега строим крепости, горки, лепим снежки. Играем в хоккей.

Воспитатель. Ребята давайте покажем Незнайке зимние забавы.

 

Пластический этюд «Зимние забавы»

Цель: учить детей выражать мимикой и жестами свое настроение, развивать координацию движений.

Изобразите: вы катаетесь на коньках, играете в снежки, лепите снежную бабу, везете на санках малышей, ходите на лыжах.

 

Подвижная игра «Попади в цель»

Цель: учить детей метать снежки в цель, развивать меткость, ловкость.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям взять по пять снежков (из поролона). Дети бросают снежки в корзину. За каждое попадание в цель ребенок получает фишку – снежинку. После игры дети считают, у кого, сколько снежинок ( одна снежинка, две снежинки, три снежинки, четыре снежинки, пять снежинок).

Незнайка. Ой, как весело! Мне понравилась ваша игра, обязательно научу коротышек в нее играть. Только я не умею лепить снежки.

Воспитатель. Не огорчайся Незнайка, мы с ребятами тебя научим лепить снежки.

 

Пальчиковая игра-упражнение «Снежок» (Н. Нищева).

                                           (Координация речи с движением)

Раз, два, три, четыре.                                Загибают пальчики, начиная с большого.

Мы с тобой снежок слепили.                   Лепят, меняя положение ладоней.

Круглый, крепкий, очень гладкий           Показывают круг, сжимают ладонь,

                                                                                 гладят одной ладонью  другую.

И совсем – совсем не сладкий.                Грозят пальчиком.

Раз – подбросим,                                       Смотрят вверх, подбрасывают           

                                                                                 воображаемый снежок.

Два – поймаем,                                          Приседают, ловят воображаемый снежок.

Три – уроним                                             Встают, роняют снежок.

И сломаем.                                                 Топают на месте.

 

Воспитатель. Ребята садитесь на ковер, закройте глаза и представьте, что мы очутились в зимнем лесу. (Звучит запись вьюги.)

 В лесу все покрылось снегом, природа спит зимним сном. На деревьях нет листьев. Вьюга поет свою заунывную песню…

Дети открывают глаза.

Незнайка. Мне очень понравилась песенка вьюги.

Воспитатель. Незнайка, у нас в группе тоже есть дерево. Мы тебе его сейчас покажем.

Воспитатель вместе с детьми подходит к дереву, на котором весят желтые листья.

Воспитатель. Ребята, мне кажется, что с нашим деревом что-то не так?

Дети. На дереве желтые листья, а зимой на деревьях нет листьев.

Воспитатель. Я предлагаю украсить дерево в зимний наряд. Отстегните осенние листочки и пристигните снежинки.

Дети выполняют задание.

Незнайка. Какие у вас ловкие пальчики. Вот как быстро украсили дерево снежинками.

Воспитатель. Ребята, посмотрите какая у меня волшебная снежинка, как она кружится в воздухе. Последите за её движением.

 

Зрительная гимнастика «Последи, как летит снежинка».

Цель: снятие зрительного утомления, укрепление и расслабление мышц глаз.  

Воспитатель вращает снежинку на разной высоте, дети следят за её полетом (4-5 раз).

 

Незнайка. Мне так понравилось, как снежинка кружится в воздухе.

Воспитатель. Незнайка, а ты хочешь поиграть с ребятами со снежинками.

Незнайка. Да! Очень хочу! Только я не умею играть со снежинками.

Воспитатель. А мы с ребятами тебя научим.

 

Дыхательная  гимнастика «Снежинки»

Цель:  учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов легких.

Дети под  слова воспитателя сдувают маленькие снежинки, вырезанные из легкой бумаги.

                                   Как подул Дед Мороз -       

                                   В воздухе морозном

                                   Полетели, закружились

                                   Ледяные звезды.

Воспитатель. Пока мы следили, как кружится снежинка в воздухе, к нам на полянку прилетели другие снежинки. Они не простые, на них написаны слова. Нам надо подобрать к ним нужные слова. О чем так можно сказать?

  • Трескучий – мороз;
  • Зимняя -  дорога ветер, мороз;
  • Ледяные – горки, реки, озера, сосульки.
  • Снежный - ком, дом;
  • Холодное - утро, солнце, дыхание;
  • Морозный - день, воздух, узор, вечер, ветер;
  • Снежная - горка, дорога, улица, баба;
  • Колючий - снег, ветер, мороз.

Незнайка. Ребята, у нас в стране ветер теплый и ласковый, а у вас ветер колючий.

Воспитатель. Сейчас мы тебе покажем,  каким колючим может быть ветер. Посмотрите, какие,  у меня есть волшебные дощечки.

Воспитатель раздает каждому  ребенку дощечку для массажа пальчиков.

  • Проведите пальчиком по дощечке, а теперь проведите ладошкой. Ощутите, какой может быть колючий ветер и мороз зимой.
  • Нарисуйте пальчиком снежинку. Ветер подхватил снежинку и закружил ее. Проведите по кругу пальчиками, ладошкой.

Итог.

Воспитатель. Незнайка, тебе понравилось у  нас?

Незнайка. Да! Я так много узнал о зиме. Теперь я расскажу своим друзьям, коротышкам, что такое зима.

Воспитатель. На память о нашей встречи, мы с ребятами, хотим подарить тебе снежинки. Эти снежинки ребята сделали сами.

Дети дарят снежинки Незнайке.

Незнайка. Спасибо вам за подарки! До новых встреч, ребята! (уходит)

Воспитатель. Ребята, вы сегодня очень порадовали меня своими знаниями. Вы много знаете о зиме и ее приметах, зимних играх и забавах. Я хочу подарить вам раскраски с зимними забавами.

Воспитатель дарит детям раскраски.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий "Путешествие в королевство Здоровья"

Коррекционное интегрированное занятие по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий....

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий "Путешествие в Королевство Здоровья"

Цели занятия:Учить детей заботиться о своем здоровье, воспитывать привычку здорового образа жизни. Задачи: - формирование неречевого дыхания; - совершенствование артикуляционной моторик...

Конспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий"Зимушка-Зима"

Хочу представить конспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий.Основными задачами является закрепление знаний о признаках зимы,развитие общей и мелкой моторики....

Занятие по развитию речи с использованием здоровьесберегающих элементов

·        Способствовать развитию речевой сферы ребенка, освоению детьми родного языка.·        Закрепить знание стихотворений: «Пе...

Занятие по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий "Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк». (Программа «Развитие речи детей 3-7 лет

Новизна: предложенные в ходе занятия формы работы уже использовались педагогами и раньше. Новизна  заключается в сочетании данных форм и при...