Конспект занятия по развитию речи по теме: «Портрет мамы».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Красова Ольга Александровна

 

Активизировать в речи детей качественные прилагательные, слова – действия (глаголы), словообразование с помощью суффикса уменьшительно -  ласкательных слов;

Закрепить знания детей о жанре портрета;

Воспитывать чувство любви и уважения к матери через общение с произведениями искусства;

Вызвать у детей желание нарисовать портрет своей мамы, передать в рисунке некоторые черты её облика (цвет глаз, волос);

Учить, правильно, располагать части лица;

Закреплять приёмы рисования красками всей кистью и её кончиком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_portret_mamy.docx24.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи по теме: «Портрет мамы».

Программное содержание:

Активизировать в речи детей качественные прилагательные, слова – действия (глаголы), словообразование с помощью суффикса уменьшительно -  ласкательных слов;

Закрепить знания детей о жанре портрета;

Воспитывать чувство любви и уважения к матери через общение с произведениями искусства;

Вызвать у детей желание нарисовать портрет своей мамы, передать в рисунке некоторые черты её облика (цвет глаз, волос);

Учить, правильно, располагать части лица;

Закреплять приёмы рисования красками всей кистью и её кончиком.

Словарная работа: 

Портрет, автопортрет, погрудный, миниатюра, профиль, анфас, жизнерадостная, доброжелательная, исполнительная, длинноволосая, коротковолосая, белолицая, круглолицая, чернобровая, большеглазая и т.д.

Предварительная работа:

Рассматривание портретов художников и поэтов.

Рассматривание тематического словаря в картинках из серии «Мир человека» на тему: «Части тела».

Рисование простым карандашом портретов.

Оборудование:

Плакат с женским погрудным портретом, мел для рисования схемы лица.

Альбомный лист, карандаши, акварельные краски, гуашь, палитра.

Толстые и тонкие кисточки, стаканчики для воды, салфетки.

Методы и приемы: непосредственное ознакомление с окружающим и обогащение словаря (закрепление и активизация словаря) – рассматривание картин знакомого содержания, словесные игры.

 Ход занятия:

Дети стоят полукругом около мольберта с плакатом погрудного портрета.

Воспитатель: 

Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь из нас,

Или принц в плаще старинном, или вроде верхолаз,

Лётчик или балерина, или Колька, твой сосед.

Обязательно картина называется….(портрет)

Какими бывают портреты? (ответы детей).

Правильно, портреты бывают:

– в полный рост;

– по пояс;

– погрудный;

– портрет головы.

Портреты различают и по размеру, например миниатюрный.

Можно еще выделить автопортрет. Ребята как вы думаете, что означает это слово? (Ответы детей).(Автопортрет – изображение художником самого себя).

Воспитатель: «Простое слово»

На свете добрых слов живёт не мало,

Но всех добрее и важней – одно:

Из двух слогов простое слово «мама»,

И нету слов роднее, чем оно!

 У вас у каждого есть своя мама, а какой она  бывает, мы сейчас узнаем.

Дружно вместе в круг вставайте, своё место занимайте,

Тот, кто мяч поймает на мой вопрос отвечает!

Дети встают в круг, проводится дидактическая игра «Какая мама?».

Воспитатель:

Если мама улыбается – Какая мама?…(улыбчивая);

Если мама грустит –  Какая мама? …(грустная);

Если мама смеется -  Какая мама? …(веселая);

Если мама плачет – Какая мама?...(плаксивая);

Если мама злится – Какая мама?...(злая);

Если мама задумалась – Какая мама?...(задумчивая);

Если радуется жизни? Жизнерадостная;

Если желает добра? Доброжелательная;

Если всё исполняет? Исполнительная;

Если у мамы длинные волосы? Длинноволосая;

Если у мамы белое лицо? Белолицая;

Если у мамы круглое лицо? Круглолицая;

Если у мамы черные брови? Чернобровая;

Если у мамы большие глаза? Большеглазая;

Если мама занята домашним хозяйством? Домохозяйка.

Воспитатель:

Какие разные бывают мамы!

А сейчас мяч по кругу передавай, что мама делает, называй!

Проводится дидактическая игра «Что делает?» закрепление у  детей  глагольной лексики, (слова-действия):  ходит на работу, зарабатывает деньги, готовит пищу, убирает квартиру, вытирает пыль, моет посуду, варит, жарит, стирает, гладит, шьет, ходит в магазин, читает сказки, любит меня, играет со мной, гуляет со мной, поет песни, танцует, сидит, стоит.

Воспитатель:

 - Как много умеет делать мама! Дети, сегодня мы будем рисовать портрет самого дорогого и любимого для всех человека – портрет своей мамы. Вы знаете, какие у вашей мамы глаза, цвет волос, какая прическа, какое любимое платье. Но прежде чем рисовать портрет мамы, мы рассмотрим портрет этой актрисы, чтобы глаза, нос, рот на лице вы изобразили на нужных местах. Дети полукругом рассаживаются  около мольберта.

Воспитатель: 

- Какой формы голова? (обвести пальцами голову).

Положите руку на лоб.  Глаза у человека расположены ниже лба, на середине лица. Какой они формы? (овальные с острыми уголками).

Воспитатель рисует мелом на доске овал и посередине его глаза, пояснив при этом, что расстояние между глазами невелико, не больше одного глаза.

Внутри глаза цветной кружок, а внутри него маленький черный кружок – зрачок.

- Какие глаза у твоей мамы Маша? (коричневые глаза).

 - Если у твоей мамы коричневые глаза, то она кареглазая.

 - А у твоей мамы, Саша, какого цвета глаза? (голубые).

 - Если у твоей мамы голубые глаза, то она какая? (голубоглазая) и т. д.

 -  Посмотрите, что находится над глазами? (брови).

Это дугообразные полосы. А вот нос у человека такого же цвета как лицо. Поэтому нужно нарисовать только кончик носа посередине расстояния от глаз до конца лица. А вот губы находятся посередине расстояния от кончика носа до конца лица.

 - Дети, посмотрите друг на друга. Видите, что верхняя губа по форме отличается от нижней. На верхней губе как бы две волны, а на нижней одна (воспитатель на доске мелом рисует губы). А ниже губ до конца лица находится подбородок.

 - А теперь расскажите, где расположены глаза? (Посередине лица, ниже лба, но выше кончика носа).

 - Кончик носа? (посередине от глаз до конца лица, ниже глаз, но выше губ).

 - Губы? (посередине от кончика носа до конца лица, ниже кончика носа и выше подбородка).

Воспитатель:

Молодцы, теперь вы точно нарисуете все на своих местах. Только чтобы  портреты  у вас получились красивыми, нужно части лица назвать ласково.

Проводится дидактическая игра «Назови ласково» словообразование с помощью суффикса уменьшительно-ласкательных слов.

Глаза – глазки, брови-бровки, нос-носик, губа - губки, губочки; щека – щечка, лоб – лобик, уши – ушки, подбородок – подбородочек, рот – ротик, волосы – волосики, лицо – личико, голова – головушка.

Воспитатель: 

 - Теперь портреты у вас получатся красивыми! Портрет своей мамы вы нарисуете погрудный – голову, шею, плечи. Не забудьте, что шея уже лица, а плечи шире головы (воспитатель показывает на портрете актрисы).  А сейчас закройте глаза и представте себе свою маму, цвет ее глаз, волос, прическу, верхнюю часть платья – запомните то, что вы себе представили, а теперь начинайте рисовать.  Дети выполняют рисунок портрета под музыку из сборника «одинокий пастух» мелодия №1.

 В процессе занятия воспитатель советует рисовать на листе крупное лицо, закрашивать его по форме всей кистью, оставлять вверху листа место для волос, пока высыхает краска, рисуем шею, плечи. Части лица изображаем кончиком кисти.

Дети старательно рисуют, воспитатель оказывает помощь.

Воспитатель:

Как вы думаете, узнают ли ваши мамы себя на портретах? Дети анализируют свои рисунки, рассказывая о своих мамах.

 - дети, вы все очень постарались, хорошо нарисовали портрет своей мамы. Все мамы на портретах получились красивыми, потому, что все дети любят своих мам. Все мамы смогут полюбоваться своими портретами. Исполняется песня «Солнечный круг». Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи на тему «Моя мама лучше всех»

Занятие по развитию речи на тему "Моя мама лучше всех". Развитие связной речи, воспитание доброго отношения к матери....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Мама как солнышко на небе"

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Мама как солнышко на небе".Автор: Эсиргепова Оьтебике Амирхановна, воспитатель средней группы "Горошинки" МБДОУ №21 "Светлячок" г.Сургут...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Мама слово дорогое»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Мама слово дорогое»...

Конспект занятия по развитию речи " Поможем Зайчику поздравить маму"

Сценарий занятия во 2 младшей группе с использованием  системно – деятельностного подхода " Поможем Зайчику поздравить маму". Образовательная область - " речевое развит...

Конспект занятия по развитию речи на тему «Моя мама лучше всех».

Воспитание чувства глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме....

Конспект НОД по развитию речи на тему Наши мамы

Конспект НОД по развитию речи на тему Наши мамы...

Конспект Н.О.Д. по развитию речи для детей 3-его года жизни. Тема: «Сказка в гости приходи , малышей развесели"! план-конспект занятия по развитию речи на тему

Цель:1. Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством-сказкой.2. Закреплять знание детей об овощах.3. Побуждать детей использовать в собственной речи отрывки из сказки.4. Продолжать обогащ...


 

Комментарии

Красова Ольга Александровна

Активизация речи детей посредством изобразительной деятельности проходит наиболее успешно, кода дети изображают портрет самого дорогого человека на свете - мамы! Все работы моих воспитанников порадовали мой взор, и я ещё раз убедилась что детские рисунки красивее всех произведений искусства великих художников!!!!