Активизация словаря детей раннего возраста с использованием методики «живой» картинки
статья по развитию речи (младшая группа) по теме

Орлова Лариса Маратовна

Методика изготовления "живой" картинки для развития речи детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_statya.docx187.08 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «Активизация словаря детей раннего возраста с использованием метода «живой» картинки».

Ребенок, по выражению К.Д. Ушинского, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще».

Важно обогащать эти ощущения и восприятия.

В настоящее время в системе дошкольного воспитания одним из главных приоритетов является воспитание и развитие ребенка раннего возраста, так как этот возраст рассматривается как уникальный в плане решения обучающих, развивающих и воспитательных задач.

В своей разновозрастной группе, где дети от полутора до трех лет, я занимаюсь по разделу «Развитие речи», уделяю особое внимание работе с картиной. Учитывая увеличивающееся число детей с проблемами звукопроизношения и задержкой развития речи, я поставила перед собой задачу активизировать речь детей младшего возраста, пополнить их активный словарь через работу с сюжетной картинкой.

 Навык осознанного чтения, умения логически выстраивать свои высказывания появляется не сразу и не на пустом месте. В раннем возрасте этот навык развивается благодаря целенаправленной работе с иллюстрациями - рассматриванию картинок и бесед по ним.

Опираясь на более ранний период, когда детей прежде знакомила с предметной картинкой, учила рассматривать и отвечать на вопросы.  Учла, что при работе с картиной, очень сложно долго удерживать интерес и внимание малышей. Поэтому вначале своей работы, я подобрала несложные, понятные для них сюжетные картинки, на которых изображены дети, выполняющие определенное действие. Например, мальчик держит в руках флажок, подбрасывает мяч, девочка качает куклу и т.д. Понятными они будут для них потому, что все их сюжеты обращены к пока еще небогатому личному опыту ребенка, а тексты крайне просты и дают возможность малышу повторять звукоподражания, отдельные слова и короткие фразы.

Детей сначала знакомлю с картинкой, рассматриваем, отвечаем на вопросы, а после дети выполняют действие, изображенное на картинке. Для этого подбирала к каждой сюжетной картинке соответствующую игрушку или предмет, дети, используя их, изображают, передают своим действием ее содержание. Такие занятия детям нравятся, их речевую активность стимулирует желание после рассматривания и ответа воспроизвести самому действие. Детей необходимо постепенно вести от восприятия и понимания одного действия, выполняемого одним героем, к рассматриванию картин с более сложным сюжетом. Далее по работе с картинкой идет усложнение сюжета, где два или три персонажа, и их действия различны. Дети также активны и занимаются с большим желанием, так как свои переживания ребенок охотнее претворяет в речь, рассматривая сложную картинку. Можно сделать вывод, что работа по картине с использованием двигательных моментов, очень ценна для развития детей. Она помогает формировать первичные представления о предметах, их качеств (формы, цвета, величины), способствует развитию внимания, памяти, активизирует словарь детей. Рассматривание сюжетных картин дает неоценимые возможности для развития речи ребенка, так как он учится отвечать на вопросы. А умение отвечать на вопросы помогает в дальнейшем научить малыша составлять короткий рассказ по картине.

Методика развития речи располагает множеством приемов, педагоги нашей группы успешно их используют, но также я считаю эффективным метод «живой» картинки. «Живые» картинки не имеют широкого распространения, потому что их не так уж просто изготовить человеку, не умеющему рисовать, но они очень удобны в работе, дети их рассматривают с неослабевающим интересом.

Детей раннего возраста на занятиях по развитию речи вначале легче заинтересовать показом игрушек, чем картинок. Проводить инсценировку тоже проще, чем вести рассказ по картинке. Поэтому я решила создать картинки с меняющимся содержанием нарисованного. Тогда для проведения рассказа можно пользоваться не многими, а одной картинкой, меняя персонажи по ходу самого рассказа. Картинки как бы оживают, меняют, неожиданно для ребенка, свой вид и поэтому получили название «живых» картинок.

Для изготовления «живой» картинки нужен фон, т.е. крупная картинка, изображающая сад, двор или улицу, лес – словом, то место, где происходит действие. В разных местах этой картинки (она должна быть наклеена на картон) делаются горизонтальные разрезы, в которые вставляются нужные фигурки. Взрослый, продолжая рассказ и не переставая обращаться к детям, чтобы не отвлекать их внимание, поворачивает картинку к себе лицом, вставляет требующуюся по ходу рассказа фигурку и снова поворачивает, уже измененную, к детям. Изменения можно достигнуть и другим способом: перед наклеиванием картинки на картон можно заранее с трех сторон прорезать имеющиеся на картоне двери дома, шкафа, калитку, если они есть на картинке, а за дверью, окном, или калиткой подклеить другие фигурки, которые будут обнаружены детьми, когда дверь откроется. Так, можно рассказать о том, что девочка выглянула в окно, открыть это окно и показать выглядывающую девочку. По ходу рассказа можно открыть дверь, и дети увидят стоящую за дверью маму, которая пришла звать девочку.

Для изготовления своих пособий собирала иллюстрации, картинки и после их применяла для нужного мне сюжета, наклеивала их на фон. Так я упростила работу по изготовлению «живой» картинки, мне не пришлось рисовать. И другим желающим, применить в своей работе «живую» картинку, я советую собирать подходящие иллюстрации.

Для детей постарше сюжеты для картинок брала: «Птичий двор», «Прогулка по лесу», «Времена года», «Корзина с игрушками (фруктами, овощами)», для малышей сюжет упрощала, брала меньше предметов, героев. Также использовала «живую» картинку для рассказывания знакомых детям сказок: «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка». Такие картинки сразу же привлекают детей тем, что меняют свой вид, или тем, что дети совместно с воспитателем могут менять или дополнять ее содержание. Каждая «живая» картинка может служить для двух, трех разных по содержанию занятий. Можно менять отдельные эпизоды, произвольно сокращать или увеличивать количество действующих лиц, переносить элементы одного рассказа в другой. Занятия с «живой» картинкой дает возможность много раз показывать и называть одни и те же предметы, действия,  но благодаря тому, что картинка меняет свой вид, дети с интересом смотрят и слушают. Они быстрее, ярче понимают сюжет, легче могут не только описать картинку, но и составить простой рассказ.

Конспекты взаимодействия воспитателя с детьми.

Рассматривание картины «Птичий двор» с элементами «живой» картинки.

Цель:

  1. Развивать активную речь: учить повторять звукоподражательные слова (ко-ко-ко), заменять облегченные слова правильными «курочка», «гусь» и т.д.
  2. Обогащать словарь детей существительными, обозначающие части тела птицы (крылья, клюв, перышки, лапки). Глаголами, указывающими способы передвижения и питания птиц (летает, клюет). Прилагательными, обозначающими цвет перьев и характер птицы.
  3. Учить детей говорить внятно, отвечать на вопросы.

Оборудование: фон с изображением двора, вставные картинки по сюжету, игрушка петушка.

Ход совместной деятельности воспитателя и детей.

Сюрпризный момент: появляется петушок и кричит, всех будит (воспитатель читает детям потешку петушок, петушок золотой гребешок…) Далее воспитатель открывает стоящий на мольберте фон - картинку двора и предлагает детям подойти и посмотреть, что на нем изображено. Это дом, забор, дерево, будка, корыто. После как картинка - фон подробно рассмотрены и убедившись, что дети понимают название предметов на ней изображенных, воспитатель начинает небольшой рассказ.

…Вот дом, где живет девочка Таня с мамой. Закричал петушок, всех разбудил (как петушок кричал). Вышла Таня во двор стала курочку кормить, зернышки сыплет, кричит: «Цып - цып - цып!». А курочки с цыплятами нет, гулять ушли. Давайте позовем курочку с цыплятами: «Цып - цып - цып». Таня стала громче курочку звать: «Цып - цып - цып». Давайте и мы позовем погромче: «Цып - цып - цып!» Продолжая обращаться к детям, воспитатель отворачивает от детей картинку – фон и вставляет курочку в прорезь и снова показывает детям.

 «Услышала курочка - пеструшечка прибежала зернышки клевать. Клю - клю - клю». Как курочка клюет зернышки - клю - клю - клю. Далее вставляем цыплят. Вот и цыплята прибежали. Цыплятки маленькие, желтенькие, кричат: «Пи – пи –пи и мы зернышек хотим и мы хотим!» (Как цыплятки кричат?) Ответ детей. Таня и им насыпала, клюют цыплятки зернышки – клю – клю –клю. Как они клюют. После вставляем петушка. «А вот и петушок торопится бежит, хочет зернышки клевать. Дай, Таня, петушку зернышек. Ребята давайте попросим Таню: «Дай петушку зернышек – дай, дай!» А это кто пришел? (Вставляем гуся) Гусь важно идет, га – га – га. Он не хочет зернышки клевать, он из корыта есть, там каша. Как гусь кричит? Ответ детей. Таня всех накормила и курочку, и цыплят, и петушка и гуся. Из дома вышла мама, увидела, что Таня всех птиц накормила похвалила ее: «Молодец, дочка!»

Физ. минутка: под музыку дети изображают цыплят, которые лапками гребут ищут зернышки. Воспитатель за курочку.

Далее вопросы по картине: Ребята, кто это? (девочка) Как ее зовут? (Таня).

Что Таня делала? (кормила курочку с цыплятами)

 Как Таня звала курочку и цыплят? (Цып –цып – цып).

 А как кричит курочка? А цыплята?

Как они клюют зернышки? (Клю – клю –клю)

Кто потом прибежал зернышки клевать? (Петушок)

 Как он кричит? (Ку-ка-ре-ку)

А как мы просили Таню, чтобы она дала зернышек петушку? (Дай Таня, дай).

Как петушок клюет зернышки? (Клю, клю, клю).

А кто потом пришел? (Гусь)

 Как гусь кричит? (Га – га –га)

 Гусь клевал зернышки? (Нет)

А что ел гусь? (Кашу)

 Где была каша? (В корыте).

 Кто Таню похвалил? (Мама)

А почему? (Таня всех птиц накормила)

Таня покормила всех птиц у себя во дворе, а мы с вами можем накормить воробьев – лепим зернышки для воробьев.

ВАРИАНТ №2

Используется тот же фон – картинка «Птичий двор»

«Кто что любит?»

Цель: 1) Продолжать развивать активную речь детей: учить повторять звукоподражательные слова - «ме-ме-ме», «хрю –хрю –хрю», «мяу – мяу – мяу», «гав – гав –гав» и учить заменять  облегченные слова на правильные: козочка, свинка, кошечка, собачка.

2) Обогащать словарь детей существительными, глаголами, прилагательными описывающими внешний вид, действия обитателей двора.

3) Продолжать учить детей отвечать на простейшие вопросы по картине.

4) Учить детей говорить громко и внятно.

5) Воспитывать любовь к  животным, желание заботиться о них.

Ход совместной деятельности воспитателя и детей.

Пополнив количество обитателей двора, показать детям, что едят козочка, свинка, кошечка, собачка, а также, что кушает сама девочка Таня. Для этого надо сделать соответствующие фигурки, а также Таню, наливающую из кувшина молоко для кошки, ее же с охапкой травы для козочки или несущую миску с супом для собачки, для поросенка.

Рассказ воспитателя: Наступило утро, всем пора вставать. И звери во дворе стали просыпаться. Таня вышла во двор, чтобы накормить зверей. «Гав – гав – гав» весело встречает Таню кто это? (собачка, вставляем картинку). Правильно, собачка. Это наша Жучка – хвостик закорючкой. Таня ставит собачке миску с супом. «Гав – гав – гав» - говорит спасибо собачка. «Мяу –мяу –мяу» здоровается кто так? (котик, вставляем картинку) А у котика усы – удивительной красы! Глазки смелые! Зубки белые! Таня наливает молока для кота. Как котик  говорит спасибо? (мяу- мяу –мяу) Таня погладила котика: «Пей, пожалуйста». Далее вставляем картинку козочки. «Вот и козочка бежит, она тоже есть хочет» Как козочка кричит? (ме –ме –ме) Таня ей свежей травки дала.  Козочка – брыкалочка, по горке скачи! И свинка проголодалась. Как она кричит? (хрю – хрю –хрю) Таня ей каши в корыто положила. Свинка – белоспинка, земельку копай!  Всех Таня накормила.  А вот и мама вышла из дома, она Тане несет завтрак. Таня села кушать, она пьет молоко и ест булку.

(По мере того как одно действие сменяет другое, фигурки надо убирать, чтобы они не загромождали картинку).

Физ. минутка: здесь можно взять подвижную игру: «Гуси , гуси…»

Ребята, Танина мама хочет посмотреть, что ели животные. Она нас спрашивает, что ела собачка? (суп) Как собачка говорит спасибо? А что ел котик? (молоко) Как он говорит спасибо? Что ела козочка? (свежую травку) Как она говорит спасибо? Что ела свинка? (кашу) Как она говорит спасибо. Молодец  дочка всех накормила.

Ребята давайте маму, тоже угостим, испечем для нее прянички: «Я пеку, пеку пеку деткам всем по пирожку, а для милой мамочки испеку два пряничка. Кушай, кушай мамочка вкусные два пряничка» Лепка пряников для мамы.

Рассказывание сказки «Теремок» с использованием элементов «живой» картинки.

Цель: 1) Учить узнавать на картинках диких животных, запоминать общеупотребительные слова, обозначающие животных.

2) Постепенно вытеснять из активной речи облегченные слова, заменяя их общеупотребительными.

3) Учить умению подражать голосам животных.

4)Учить следить за последовательностью рассказа сказки.

5) Вызвать у детей эмоциональный отклик (радость, сочувствие).

6) Воспитывать усидчивость, желание дослушать сказку до конца.

Оборудование: 1) фон с изображением поля;

2) вставные картинки по сюжету сказки (герои животные, теремок целый, теремок разрушенный);

3) набор кубиков.

Ход взаимодействия воспитателя с детьми

Воспитатель рассказывает сказку, по ходу действия вставляет героев. Надо помнить, что не стоит перегружать фон вставными  картинками,  необходимо лишние вовремя убирать.

Физ. минутка: принимаем образ героев сказки: «Давайте попрыгаем как заяц, а теперь, как лягушка. Как ходит мишка, а как пищит мышка?».

Далее дети помогают воспитателю рассказывать сказку, необходимо делать паузы, чтобы дети могли продолжить сказку сами. Воспитатель использует кубики для строительства теремка (на столе) прибавляет по одному кубику, как только появляется новый герой. Игрушек зверей на данном этапе нет.

Фон-картинка к занятию: 1) «Птичий двор» 2) «Теремок» 3) «Колобок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта «Развитие словаря детей раннего возраста с использованием дидактических игр»

              СОДЕРЖАНИЕ:1. УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, СТАНОВЛЕНИЯ ОПЫТА.2.АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА. 3.ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ.4. НОВИЗНА ОПЫТ.5.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ...

План работы кружка в рамках самообразования по теме: «Активизация словаря детей раннего возраста (2-3 года) посредством сказкотерапии»

План работы  кружка в рамках самообразования по теме: «Активизация словаря детей раннего возраста (2-3 года) посредством сказкотерапии". Целенаправленная и систематическ...

«Активизация словаря детей раннего возраста посредством сказкотерапии » 2019-2020 учебный год. возраст детей (2-3 года)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малышок» «Активизация словаря детей раннего возраста посредством сказкотерапии » 2019-2020 учеб...

«Активизация словаря детей раннего возраста (1,5-3 года) посредством сказкотерапии»

laquo;Активизация словаря детей раннего возраста(1,5-3 года) посредством сказкотерапии»...

Активизация словаря детей раннего возраста

В своей разновозрастной группе, где дети от полутора до трех лет, я занимаюсь по разделу «Развитие речи», уделяю особое внимание работе с картиной. Учитывая увеличивающееся число детей с п...

«Роль дидактических игр в активизации словаря детей раннего возраста»

В раннем возрасте речевое развитие воспитанников осуществляется через «общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого». Именно на это нас нацеливает ФГОС Д...


 

Комментарии

Шевченко Елена Евгеньевна

Спасибо, Вам! Есть чему поучиться! Интересные занятия и нестандартный подход. Видно, к работе подходите с душой, много своих идей вложили!

Орлова Лариса Маратовна

Елена Евгеньевна, спасибо, что оставили свои отзывы, мне это очень пригодилось, аттестация прошла успешно.