Игры и упражнения, развивающие речевую активность.
статья по развитию речи на тему

Период жизни ребёнка от 1,5-3 лет наиболее благоприятен для воспитания звуковой культуры речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon period_zhizni_rebnka_ot_1.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

«Игры и упражнения, развивающие речевую активность».

Период жизни ребёнка от 1,5-3 лет наиболее благоприятен для воспитания звуковой культуры речи. Дети способны легко усваивать многие звуки и закреплять их в собственном произношении, учиться, правильно, пользоваться своим голосовым аппаратом. В это время совершенствуется работа мышц языка и губ. Воспитание звуковой культуры речи у ребёнка данного возраста направленно на развитие у него слухового восприятия, усвоение и закрепление правильного звукопроизношения. Детям раннего возраста трудно сосредоточиться на однообразной, не привлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры они могут достаточно долго оставаться внимательными. Чем живее игра, ярче образ, тем больше увлечен ребёнок, активнее воспроизводит нужные звуки, а значит, обучение идет успешнее.

Все игры и упражнения, развивающие речевую активность, которые я подбираю для занятий, проходят определенную  сортировку. В результате у меня получились следующие группы игр:

  1. Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие.

С самого рождения ребёнка окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей. Но все эти слуховые впечатления воспринимаются малышом неосознанно, сливаясь с другими более важными для него сигналами. Ребёнок пока не умеет управлять слухом, порой просто не замечает звуков, не может сравнивать и оценивать их по громкости, силе и тембру. Для того чтобы ребёнок научился чисто и ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом, он должен научиться напрягать слух, улавливать и различать звуки. Эта способность не возникает сама собой, её надо развивать с первых лет жизни. Лучше всего делать это в игре.

ПРИМЕР:     «Узнай по звуку», «Бубен».  

  1. Игры, развивающие силу голоса и темп речи.

Голосовой аппарат младшего дошкольника ещё недостаточно окреп. Ребёнок не всегда может правильно  им пользоваться, часто говорит тихо, шепотом или наоборот крикливо. Игры данной группы учат детей произносить звукосочетания и слова с различной скоростью (быстро, умеренно, медленно) и с разной силой.

ПРИМЕР:    « Громко-тихо», «Не разбуди куклу».

  1. Игры, развивающие речевое дыхание.

Для того чтобы научиться выговаривать многие звуки («С», «З», «Ш», «Ж», «Р») ребёнок должен делать достаточно сильный выдох через рот. Используются упр., в которых ребёнку в игровой форме предлагают подуть на предмет (ветку, лист бумаги, кораблик). Такие игры помогают ребёнку достичь плавного выдоха и быстро освоить « трудные» звуки.

ПРИМЕР:   «Одуванчик», «Кораблик», «Вертушка».

  1. Игры, формирующие правильное произношение.

Закрепление правильного произношения звуков осуществляется путем многократного повторения слов, насыщенных этими звуками.

Для этого удобно использовать такие игрушки и предметы, чтобы в их названиях эти звуки находились в начале, в конце и в середине слова (шар, кашка, мышь). Для закрепления правильного звукопроизношения хорошо использовать специальные песенки, стихи, потешки в которых звучат подражания голосам животных, птиц, звукам известных ребёнку предметов (молотка, часов).

Сначала взрослый произносит слова в слегка замедленном темпе, затем скорость произношения увеличивается; весьма эффективно и произношение слов шепотом—для этого требуется более четкая артикуляция звуков.  

5.Пальчиковые игры.

 В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем «Сорока-Ворона…». Люди давно заметили, что движение рук и пальцев. Сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. А уже в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.

   Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

  1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
  2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому. Учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
  3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
  4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой. Ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
  5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
  6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями. Он сможет «рассказывать руками» целые истории.
  7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.  

Различают три группы упражнений:

  1. Упражнения для кистей рук:
  1. развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;
  2. учат  напрягать и расслаблять мышцы;
  3. развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
  4. учат переключаться с одного движения на другое.
  1. Упражнения для пальцев условно статические:
  1. совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
  1. Упражнения для пальцев динамические:
  1. развивают точную координацию движений;
  2. учат сгибать и разгибать пальцы рук;
  3. учат противопоставлять большой палец остальным.

Все упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.

Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры, развивающие речевую активность

Перечень игр, позволяющие развивать речевую активность...

"Умные игры" (игры, развивающие речевую активность)

Игры и упражнения направлены на развитие речевой активности, тренируют детей в произношении уже известных им звуков и готовят к освоению новых....

Статья Упражнения развивающие речевые умения

Предлагается краткое описание данного упражнения и цель например:речевое описание различных предметов, явлений, событий или их изображений. Дидактическая игра "Магазин игрушек"....

Развивающие игры и упражнения по речевому развитию детей 3 лет

Развивающие игры и упражнения для улучшения речи и звукопроизношения у детей 3 лет...