"Умные игры" (игры, развивающие речевую активность)
учебно-методическое пособие по развитию речи на тему

Еременко Ольга Ивановна

Игры и упражнения направлены на развитие речевой активности, тренируют детей в произношении уже известных им звуков и готовят к освоению новых. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 Учебно – методическое пособие

                                  "Умные игры"

(игры, развивающие речевую активность)

Многое о предметах, людях, животных  дети узнают в повседневной жизни, но чтобы расширить знания об окружающем, обучиться  родному  языку, элементарному счету, нужны специальные игры.

Игры и упражнения, описанные здесь, тренируют малыша в произношении уже известных ему звуков и готовят к освоению новых. Увлекательная, веселая игра побуждает ребенка к многократным повторениям одного и того же звукосочетания.

Такие занятия не утомляют ребенка, потому что он заинтересован самой игрой: то он берет на себя роль цыпленка, то курочки, изображает летящий самолет, движущийся поезд и т.д.

Чем живей игра, ярче образ, тем больше увлечен ребенок, активнее воспроизводит нужные звуки, а значит, обучение идет успешным.

Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие

Цель данных игр – открыть для ребенка особый мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух, улучшает дикцию.

  1. Узнай по звуку

Цель: Развитие слухового внимания и фразовой речи.

Материал: Различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (книжка, бумага, ложка, дудка и т.д.)

Ход игры: Ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы и звуки разными предметами. Если ребенок догадывается, чем произведен звук , он поднимает руку и говорит об этом взрослому, не оборачиваясь.

За каждый правильный ответ ребенок получает в награду цветные фишки или маленькие звездочки.

  1. Кто что услышит?

Цель: Развитие слухового внимания, пополнение активного словаря, развитие фразовой речи.

Материал: Ширма, различные звучащие предметы: звонок, молоточек, труба, трещотка, бубен и т.д.

Ход игры: Взрослый за ширмой стучит молоточком, звенит в звонок, стучит в бубен и т.д. и предлагает детям отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать.

  1. Угадай, что делать.

Цель: Развитие у детей умения переключать слуховое внимание. Развитие координации движений, умения соотносить свои действия со звучанием бубна.

Материал: Бубен, два флажка.

Ход игры: У ребенка в руках два флажка. Если взрослый громко звенит в бубен, ребенок поднимает флажки вверх и машет ими, а если бубен звучит тихо – опускает флажок вниз.

  1. Солнце или дождик?

Цель: Развитие у детей умения переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно различному звучанию бубна.

Материал: Бубен, картинки с изображением прогулки детей при ярком солнце и дожде (дети бегут под навес).

Ход игры: Взрослый говорит ребенку: "Сейчас мы с тобой пойдем на прогулку. Дождя нет, погода хорошая, светит солнышко, и можно собирать цветы. Ты гуляй, а я буду бубном звенеть, и тебе веселее будет гулять под его звуки. Если начнется дождь, то я буду в бубен стучать, а ты, услышав стук, беги в дом. Слушай внимательно ".

  1. Цапля и воробушки. 

Цель: Развитие умения определять темп звучания бубна, обучение ребенка выполнять действия согласно темпу звучания бубна.

Материал: Бубен, две картинки (шагающая цапля, скачущий воробей)

Ход игры: Взрослый показывает ребенку картинку с цаплей и говорит: "У цапли ноги длинные, она ходит важно, медленно, как звучит сейчас бубен". Взрослый медленно стучит в бубен, а дети подражают медленной походке цапель.

Потом взрослый показывает картинку, на которой нарисован скачущий воробей, и говорит, что воробей прыгает так быстро, как звучит сейчас бубен. Он быстро стучит в бубен, а ребенок скачет, как воробушек. Затем взрослый меняет темп звучания  бубна, а ребенок соответственно ходит, как цапля, или прыгает, как воробей.

Игры, развивающие силу голоса и темп речи

Цель данных игр – полезно не только для развития голоса, но и для формирования хорошего слуха, умения воспринимать ритм и скорость произнесения звуков.

  1. Громко – тихо

Цель: Развитие умения менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.

Материал: Парные игрушки разных размеров (большая и маленькая собачки, барабаны, дудочки и т.д.)

Ход игры: Взрослый показывает ребенку двух собачек и говорит:

"Бежит большая собачка, громко лает: "Ав-ав!" Как лает большая собака?" Ребенок громко произносит: "Ав-ав!"

"А маленькая собачка лает тихо: "Ав-ав!" Как лает маленькая собачка?" Ребенок тихо произносит: "Ав-ав!"

Взрослый убирает собачек и говорит ребенку: "Сейчас будь внимателен. Как только побежит собачка, ты должен сказать: "Ав-ав!" Не ошибись, помни, что большая собачка лает громко, а маленькая собачка тихо".

  1. Идите с нами играть

Цель: Выработка умения пользоваться громким голосом.

Материал: Игрушечные мишка, зайка, лиса или другие звери.

Ход игры: На расстоянии 2-3 метров от ребенка взрослый расставляет игрушки и говорит: "Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они услышали нас, надо звать громко, вот так: "Мишка, иди!" Ребенок вместе с взрослым зовут мишку, зайку и лису и играют с ними. Взрослый следит за тем, чтобы ребенок звал игрушку громко, но не кричал.

  1. Не разбуди куклу

Цель: Развитие умения пользоваться тихим голосом.

Материал: Кукла с закрывающимися глазами, кроватка с постельными принадлежностями, мелкие игрушки (например, кубик, мячик, машинка), а также коробка для игрушек.

Ход игры: Взрослый ставит на кроватку коробку со спящей куклой и говорит:

"Катя много гуляла, устала, пообедала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но очень тихо, чтобы не разбудить Катю. Скажи мне тихо, какую игрушку надо убрать в коробку". Ребенок тихо называет игрушку.

Взрослый следит, чтобы ребенок говорил тихо, но не шептал.

  1. Кот и мыши

Цель: Развитие умения пользоваться тихим голосом.

Ход игры: Дети ходят по кругу, в центре которого присел на корточки ребенок, изображающий кота. Дети тихим голосом говорят:

"Тише, мыши, тише, мыши.

  Кот сидит на нашей крыше.

  Мышка, мышка, берегись!

  И коту не попадись!"

Ребенок, изображающий кота, громко мяукает и бежит за детьми. Пойманные становятся котятами.

Взрослый следит, чтобы дети не усиливали голос, но и не говорили шепотом.

  1. Три медведя

Цель: Развитие умения менять силу голоса: говорить то тихо, то громко.

Ход игры: Воспитатель рассказывает сказку "Три медведя", сопровождая свою речь показом иллюстраций. Потом задает детям вопросы. Например: "Что сказал Михаил Иванович, когда увидел, что его стул сдвинут?" Дети, отвечая на вопросы, меняют соответственно высоту голоса.

Игры, развивающие речевое дыхание

 

Цель данных игр – помочь ребенку достичь плавного выдоха и быстро освоить "трудные" звуки, развить речевое дыхание. Эти упражнения полезны при нарушении плавности и темпа речи.

  1. Чей одуванчик улетит дальше?

Цель: Развитие у ребенка умения длительно и плавно выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ.

Ход игры: Игра проводится на воздухе: в саду, у пруда, где есть одуванчики. Взрослый предлагает ребенку сорвать отцветший одуванчик и подуть на него так, чтобы слетели все пушинки. Ребенок может сделать это, дунув на цветок 3-4 раза.

  1. Снежинки

Цель: Развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха).

Материал: Несколько рыхлых кусочков ваты.

Ход игры: Взрослый показывает кусочек ваты и говорит детям: "На улице сегодня чудесная погода. Снежок падает! Оля оделась и пошла гулять. Большая и красивая снежинка опустилась на Олину варежку. Оля подула на нее (дует на кусочек ваты), и снежинка полетела. А ты хочешь подуть на снежинку?"

Взрослый дает ребенку небольшие рыхлые кусочки ваты и показывает, как надо дуть. Упражнение выполняется 2-3 раза.

  1. Чья птичка дальше улетит?

Цель: Выработка длительного, направленного, плавного ротового выдоха.

Активизация мышц губ.

Материал: Фигурки птичек, вырезанные из тонкой бумаги и ярко окрашенные.

Ход игры: Двух птичек ставят на стол у самого края на расстоянии 30 см друг от друга. Двое детей садятся напротив птичек. По сигналу "Птички полетели!", дети начинают дуть на фигурки птиц, а остальные следят, чья птичка дальше улетит (проскользит к противоположному краю стола).

Взрослый следит за тем, чтобы дети не надували щеки, когда дуют на бумажных птичек. Ребенка предупреждают, что передвигать фигурку можно только на одном выдохе, а дуть несколько раз подряд нельзя. После этого дети проверяют, у кого птичка улетела дальше всех, и продолжают игру. Дети не должны сильно напрягаться.

  1. Птицеферма

Цель: Развитие речевого дыхания, обучение ребенка на одном выдохе произносить 3-4 слога.

Материал: Игрушечные утка, гусь, цыпленок, петух.

Ход игры: Взрослый показывает ребенку игрушки и 3-4 раза подряд воспроизводит их  "голоса". ( Показывает, как крякает утка, как кукарекает петух, как кудахчет курица и т. д) Затем игрушки убирают, и взрослый говорит: "Пошли мы с тобой на птичий двор, а навстречу нам (показывает курицу) идет курочка. Как она поздоровается с нами?" Ребенок отвечает: "Ко-ко-ко, куд-куда, куд-куда!"

Аналогичные вопросы задаются обо всех птицах, а ребенок старается правильно воспроизводить их голоса.

  1. Подуй на шарик, подуй на вертушку, подуди в рожок

Материал: Воздушный шарик, вертушка, рожок.

Ход игры: На уровне лица ребенка подвешивается воздушный шарик, а перед ним на столе кладут вертушки и рожок. Взрослый показывает, как надо дуть на воздушный шарик, чтобы он высоко взлетал, и предлагает ребенку повторить свои действия. Затем взрослый дует на вертушку, чтобы она завертелась, дудит в рожок, а ребенок подражает этим действиям.

Игры, формирующие правильное звукопроизношение

Цель данных игр – учить ребенка четко произносить слова. Необходимо произносить слова так, чтобы ясно были слышны все звуки.

  1. Лошадка

Цель: Обучение отчетливому произношению звука "И".

Материал: Игрушечная лошадка.

Ход занятия: Взрослый показывает ребенку лошадку и объясняет, что лошадка кричит "И-и-и", а ребенок повторяет 2-3 раза.

Далее взрослый предлагает поиграть в заводных лошадок, "заводит" ребенка-"лошадку" ключиком, и тот произносит "И-и-и". Если ребенок не хочет больше играть, можно сказать, что "лошадка сломалась".

  1. У куклы болят зубы

Цель: Обучение отчетливому произношению звука "О", округляя при этом губы.

Материал: Кукла, матрешки.

Ход игры: Дети сидят перед воспитателем, у которого на руках кукла Маша с завязанными зубами. Он говорит: "Заболели зубы у Маши. Больно ей. Она вздыхает: "о-о-о…" Как Маша вздыхает?" Дети повторяют: "о-о-о…". Воспитатель передает куклу по очереди детям. Получивший куклу говорит: "о-о-о…".

 Воспитатель следит, чтобы дети звук "О" произносили на выдохе, длительно.

  1. "Кап – кап – кап"

Цель: Развитие голосового аппарата, выработка умения произносить звукоподражания громко и тихо.

Материал: Картинка с изображением дождя.

Ход игры: Взрослый показывает ребенку картинку и говорит: "Дождик пошел. Сначала тихо закапал:  "Кап-кап-кап". (Ребенок тихо повторяет:  "Кап-кап-кап".)  Потом застучал сильнее: "Кап-кап-кап!" (Ребенок повторяет громче: " Кап-кап-кап!") Опять тихо капает дождик и перестал!"

В конце игры взрослый читает потешку:

Дождик, дождик,

Кап-кап-кап!

Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять-

Мы промочим ножки.

(русская народная песенка)

Ребенок вместе со взрослым выполняет звукоподражание "кап-кап-кап".

  1. Барабан

Цель: Продолжение формирования правильного и отчетливого произношения звука "Б" (Бь), обучение регулированию силы голоса.

Материал: Игрушечный барабан.

Ход игры: Взрослый показывает барабан, барабанит, сопровождая свои действия словами: "Бам, бам, бам! Так поет барабан". Затем спрашивает у ребенка: "Как поет барабан?" Ребенок сначала вместе со взрослым, а затем один воспроизводит нужные звукосочетания. Сначала с произвольной громкостью, затем, по заданию взрослого, громко или тихо.

Взрослый добивается того, чтобы ребенок правильно и четко произносил звук "Б" (Бь), а звукоподражания – громко и тихо.

  1. Накорми телят

Цель: Продолжение формирования правильного и отчетливого произношения звука "М" (Мь), обучение регулированию силы голоса.

Ход игры: Воспитатель изображает пастуха, дети – телят. Они гуляют по лугу. Пришли в сарай и протяжно мычат: "мммууууу". Они просят есть. Воспитатель дает детям по морковке, листику салата или яблоку.

Звукоподражание "му" следует произносить длительно и слитно, и немного выделяя звук "м".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения, развивающие речевую активность.

Период жизни ребёнка от 1,5-3 лет наиболее благоприятен для воспитания звуковой культуры речи. ...

Игры, развивающие речевую активность

Перечень игр, позволяющие развивать речевую активность...

Конспект НОД :«Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста через использование развивающих игр В.Воскобовича«Путешествие в зимний лес»

ДАННОЕ МЕРОПРИЯТИЕ БЫЛО ПОДГОТОВЛЕНО И ПРОВЕДЕНО В ХОДЕ РАБОТЫ РАЙОННОГО МЕТОД.ОБЪЕДИНЕНИЯ НА ТЕМУ"РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ВОС...

Проект «Создание предметно - развивающей среды речевой активности детей через совместную творческую деятельность участников образовательного процесса»

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может разв...

Умные игры. Игры с прищепками

Игры  с прищепками развивают мелкую моторику рук.особенно они полезны, если пальчики ребёнка действуютнеуверенно, неловко....

«Речевая развивающая среда, как средство повышения речевой активности дошкольников»

Речевая развивающая среда, как средство повышения речевой активности дошкольников...