Конспект НОД по развитию познавательных способностей и речи "Птицы Весну принесли!" для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (развитие речи, старшая группа) по теме

Яковлева Наталья Юрьевна

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Птицы Весну принесли!" для детей старшего дошкольного возраста по развитию познавательных способностей и речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи и познавательных способностей в старшей логопедической группе  « Птицы весну принесли»

Программное содержание

  1. Продолжать расширять и укреплять знания детей о птицах: классификация, основные признаки.
  2. Развивать познавательные способности детей.
  3. Работа над грамматической стороной речи: закреплять умение произносить слова со сложной слоговой структурой; грамматически правильно строить предложения.
  4. Развивать интерес и любовь к устному народному творчеству.
  5. Совершенствовать интонационную выразительность при рассказывании стихов, закличек,  пословиц.
  6. Активизировать знания детей о народных приметах, воспитывать интерес и эмоциональное отношение к природе.

Предварительная работа

  1. Разучивание закличек, пословиц, поговорок  о весне, хороводных игр.
  2. Чтение художественной литературы по теме.
  3. Наблюдение за птицами на прогулке.
  4. Изобразительная деятельность по теме:

- рисование птиц

- «Оригами «Грач»

- рассматривание иллюстраций с изображением разных видов гнезд

- рассматривание картин из альбома Веретенниковой «Птицы»

                       Ход занятия

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? (Ответы детей)

Вот мы и дождались весны. Много песен, стихов, поговорок сложено в народе об этом времени года, много веснянок. Вы знаете, что такое веснянка?

Дети: Это заклички, приговорки, маленькие песенки. Ими зазывают весну, чтобы снег растаял, чтобы птицы скорей прилетели. Дима, расскажи веснянку, позови весну.

- Приди, весна, весна красная,

С радостью, с великой милостью!

(Входит Весна): Здравствуйте, мои друзья! Всех вас рада видеть я. Вы меня позвали, вот я и пришла, услышала веснянку. Ребята, а кто из вас еще знает веснянки? (Ответы детей)

- Ой, веснянки хороши

Они по лесу пошли

Они по лесу пошли

Весну красную нашли.

- Пришла Весна – красна

Отворяй ворота.

Весна красная пришла

И веселье принесла.

- Иди, весна, иди красна!

Принеси ржаной колосок,

Овсяной снопок,

Большой урожай в наш край!

Весна: Молодцы, много веснянок знаете, вижу, что ждали весну, а знаете вы весенние месяцы?  Ответы детей( март – протальник, апрель – снегогон, водолей, май – травень). Да, март – первый месяц весны, весны света, еще лежит снег, но солнышко пригревает ласково. Недаром в народе говорят: «Весна, зажги снега!» Встанем в хоровод да поиграем в народную игру «Матушка – Весна».

Весна: Апрель – второй месяц весны, весны воды. Издавна в народе говорят: «Апрель – водолей». В апреле дни становятся длиннее, теплее, пробуждается природа, прольются первые весенние дождики. Давайте вспомним упражнение «Дождик» (на координацию движений)

Весна: Ребята, напомните, как называется третий месяц  весны? А как его называют в народе? Ответы детей (май – травень). Пословицу о весне скажет тот, кому мяч в руки попадет. ..

Воспитатель: Ну какая же весна без птиц! А вы хотите, чтобы птицы быстрее прилетели? Тогда давайте их хорошо позовем, чтобы птицы услышали и увидели, как мы их ждем, и тогда они прилетят. Мы с вами знаем, что у нашего народа есть много разных примет и некоторые из них связаны с птицами. Какие приметы вы знаете?

- Грач на горе – весна  во дворе

- Журавль прилетел и тепло принес

- Ласточка прилетела – скоро гром загремит

- Увидел скворца – весна у крыльца

Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте вспомним игры с пальчиками:

  1. «Птичка крылышками машет и летит к себе в гнездо,

   Птенчикам своим расскажет, где она взяла зерно…»

  1. «Скворец в скворечнике живет и песню звонкую поет».

Весна: Ребята, я не просто пришла к вам в гости, я принесла вам задания; и вот вам первое задание – здесь картинки зимующих  и перелетных птиц, я случайно их все перемешала, разберите их, пожалуйста, и назовите изображенных здесь зимующих и перелетных птиц.  (Диалог с воспитателем).

Весна: А вот здесь в конвертах тоже спрятались птицы, но чтобы узнать, что это за птицы,  вам нужно сложить  части картинок и правильно их назвать.

Воспитатель: Молодцы! И это вам оказалось по силам. А сейчас мы с вами выучим стихотворение А.Н.Плещеева «Сельская песня».  Про зимующих птиц вы стихи знаете, а про перелетных  - нет. Выучим?

Весна: Вот и пришла пора прощаться, ребята, вы меня  порадовали, так много знаете о весне: заклички, пословицы, народные приметы, много рассказали мне о птицах и птицы обязательно прилетят в ваши края. Прежде, чем уйти, я хочу вам подарить вот такие пряники, они называются «жаворонки» и являются символом весны.

Воспитатель: Ребята, ну а мы давайте подарим весне на память о нашей встрече птиц, которых вы сделали сами. А теперь скажем весне «До свидания» и попрощаемся до следующего года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект-занятие по развитию познавательных способностей и речи детей старшего дошкольного возраста "Имя твое бессмертно."

Знакомство детей с историей Ленинграда, с героизмом жителей блокадного Ленинграда....

развитие коммуникативных способностей как фактор снижения уровня конфликтности у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ

В данной статье раскрывается значение общения ребенка со сверстниками для его развития, самооценки.  Обозначены причины проблем межличностных отношений, намечены возможные пути решения конфликтны...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматического строя речи на тему «Транспорт» для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи группы компенсирующей направленности

Возраст детей: 6 -7  летВиды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно- исследовательская.Образовательные области:  речевой развитие,   познавательное развитие.Цель:...