План – конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема «Зимние мотивы».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Тетюшина Ирина Владимировна

Проблема: «Художественное своеобразие зимы как времени года и литературные фантазии детей».

Игровая мотивация: помочь детям жаркой Индии понять особенности русской зимы.

Цель: развитие творческих способностей детей в процессе разрешения специально смоделированной проблемной ситуации.

Задачи:

1) развивать поисковую деятельность детей:

  • способность к определению задач на основе поставленной проблемы;
  • умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;
  1. развивать у детей способность к созданию выразительного художественного образа посредством словотворчества, изобразительной деятельности и дизайна;
  2. совершенствовать уровень накопленных практических навыков:
  • побуждать детей к словотворчеству, опираясь на набор стилистических средств (загадки, заклички, потешки, считалки и т.д.);
  • продолжать формировать способность соотносить передаваемый образ с характерными особенностями того или иного периода зимы, дополняя его соответствующими деталями, элементами, ассоциациями;
  • побуждать детей к передаче в создаваемых образах душевного настроения и особенностей, свойственных тому или иному возрасту человека;
  1. развивать художественный вкус;
  2. совершенствовать стиль партнерских отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_zimnie_mativy.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

         План – конспект занятия по развитию речи  в старшей группе.

Тема «Зимние мотивы».

Проблема: «Художественное своеобразие зимы как времени года и литературные фантазии детей».

Игровая мотивация: помочь детям жаркой Индии понять особенности русской зимы.

Цель: развитие творческих способностей детей в процессе разрешения специально смоделированной проблемной ситуации.

Задачи:

1)        развивать поисковую деятельность детей:

  1. способность к определению задач на основе поставленной проблемы;
  2. умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;
  1. развивать у детей способность к созданию выразительного художественного образа посредством словотворчества, изобразительной деятельности и дизайна;
  2. совершенствовать уровень накопленных практических навыков:
  1. побуждать детей к словотворчеству, опираясь на набор стилистических средств (загадки, заклички, потешки, считалки и т.д.);
  2. продолжать формировать способность соотносить передаваемый образ с характерными особенностями того или иного периода зимы, дополняя его соответствующими деталями, элементами, ассоциациями;
  3. побуждать детей к передаче в создаваемых образах душевного настроения и особенностей, свойственных тому или иному возрасту человека;
  1. развивать художественный вкус;
  2. совершенствовать стиль партнерских отношений.

Ход занятия

1. «Почтальон» передает телеграмму из детского сада в Индии. Дети читают текст:

«Мы получили в подарок книгу "Русское народное творчество". Нам очень понравились сказки, потешки, загадки, считалки. Наша зима не похожа

на вашу. Помогите нам понять, какая у вас зима».

2.        Воспитатель предлагает детям найти на карте Индию и Россию и сравнить климат этих двух стран.

Диалоговая беседа

Воспитатель: А какая погода характерна для Индии? Дети: В Индии очень тепло, зима не похожа на нашу, зимой идут дожди не преставая.

  1.  Бывает ли в Индии такая зима, как у нас?
  2.  Происходят ли такие же изменения с растениями, как у нас? Почему?
  3.  А что у нас происходит зимой с растениями?

— Давайте вспомним, какая у нас зима.

Вспомните, что бывает только зимой.

Чем зима отличается от других времен года?

Какой снег зимой?

Какая бывает погода зимой?

Как живут зимой птицы и звери?

Какими словами можно сказать о зиме, какая она?

3.        Постановка проблемы: «Как познакомить детей жаркой
Индии с нашей зимой?»

Обсуждение проблемы. Дети предлагают придумать сказки, рассказы, стихи, потешки, нарисовать приметы зимы.

Воспитатель обращает внимание детей на необходимость отражения в рисунках характерных особенностей каждого периода зимы (начало, середина, конец), подводя детей к созданию определенного образа, предлагает создать коллажи (в большом количестве рисунков нет необходимости, так как образ зимы не будет понятен тому, кому их посылают).

—        Как мы передадим образ зимы? Можно создать портреты-коллажи каждого периода зимы.

  1. Дети делятся на группы, договариваются, кто какой период будет изображать. К ним подключаются воспитатель, педагоги по ИЗО.
  2. Работа в подгруппах: обсуждение этапов работы и продуктивная изодеятельность и дизайн. Выполнение работ сопровождается музыкальной композицией из альбома П.И. Чайковского «Времена года».
  3. Презентация коллажа. Один из участников каждой подгруппы представляет свой коллаж (название, акцентирование особенностей). Детские высказывания записываются на диктофон.

( воспитатель): Дополнить портреты зимы нам поможет волшебный ларец. В нем лежат фанты. К каждому фанту дается определенное задание.

(Дети достают фанты: фант  загадки, фант стихи, фант заклички, фант считалки.)

В качестве разминки детям дается начало четверостишия и предлагается досочинить его конец.

Дети сочиняют стихи, загадки, заклички, считалки (в зависимости от вытянутого фанта), педагоги записывают их на листиках и крепят на коллажах. (Работа по словотворчеству ведется одновременно в 3 подгруппах.)

Воспитатель: Вот и готовы наши коллажи. В них вы показали, какова наша русская зима. А как вы думаете, чем можно дополнить созданные вами образы?

  1. Песня о России (по выбору детей).  Исполнение  песни записывается на диктофон.
  2. Постановка новой проблемы

Воспитатель: Наша посылка готова к отправлению. А как вы думаете, какое еще время года может заинтересовать детей из Индии? Почему?

Дети вместе с воспитателем формулируют новую проблему: помочь детям Индии понять особенности русской весны и русского весеннего фольклора.

Затем они вместе с воспитателем определяют пути реализации поставленной проблемы:

  1. весенние коллажи;
  2. сочинение весенней сказки;
  3. постановка спектакля и запись его на видеопленку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме:

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Пересказ сказки "Как лисичка бычка обидела"...

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Домашние животные»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №57»  Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи:«Домашние животные»...

Методические разработки «Конспекты» план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Конспекты занятий являются практическим материалом для воспитателей. В конспектах представлен опыт работы по внедрению эффективных методов в работе с детьми. Материал представлены по развитию ре...

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...

ООД по речевому развитию в старшей группе.Тема: Составление рассказа на тему "Домашние животные" план - конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Тема: Составление рассказа на тему «Домашнее животное».Составила: Рудько Е.В.Программные задачи:1. Учить рассказывать о своих личных впечатлениях, воспитывать умение от...