Главные вкладки

    Методические разработки «Конспекты» план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

    Конышева Ольга Петровна

     Конспекты занятий являются практическим материалом для воспитателей. В конспектах представлен опыт работы по внедрению эффективных методов в работе с детьми. Материал представлены по развитию речи, ознакомлению дошкольников с пейзажной живописью, познавательно-исследовательской деятельностью и предназначены для работы со старшими дошкольниками.                                

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekty.docx232.56 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей старшей группы с натюрмортом.

    Тема «Картина маме в подарок к празднику».

    Программные задачи: Продолжать знакомить детей с натюрмортом как жанром живописи. Учить видеть выразительные средства живописного произведения, красоту, гармонию предметов, изображенных художником, вызвать эмоциональный отклик на произведения искусства. Продолжать учить рисовать натюрморт, знакомить с правилами композиции, колоритом. Развивать технические умения смешивать гуашь для получения нового оттенка цвета и рисовать способом мазка и тычка; учить делать набросок. Воспитывать эстетический вкус и аккуратность в работе.

     Материал: Репродукция картины Абрахама Миньон «Цветы в вазе», Ф.П. Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка».

    Ход:

    1 часть. Вводная беседа:

    -Ребята, на прошлом занятии я вас знакомила с таким жанром живописи как натюрморт. Кто вспомнит, что такое натюрморт? Правильно, это картина, на которой изображены только предметы, вещи, посуда, цветы, фрукты, овощи.                                                                                                                           –Кто вспомнит стихотворение про натюрморт? (чтение ребёнком)              Худож.слово: «Если видишь на картине чашку кофе на столе,                                                      Или морс в большом графине, или розу в хрустале,                                                                                       Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,                                                                  Или все предметы сразу- Знай, что это натюрморт.

    -Ребята, скоро приближается день 8 Марта- праздник весны, праздник наших мам, бабушек. И лучшим подарком будет для ваших мам, бабушек,  когда вы создадите  его своими руками. А лучшим подарком им будут цветы, которые вы их нарисуете.

    -Сегодня я принесла вам репродукции картин художников: Абрахама Миньона «Цветы в вазе» и Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».

    Давайте рассмотрим:- Что нарисовал художник Абрахам Миньон ? Правильно, цветы в вазе, которые стоят на столе.                                                             -А  Ф.П. Толстой? Правильно, цветы, бабочку и птичку.                                                                                                          -Какие краски использовали художники для изображения цветов? (белые, красные, желтые, голубые, фиолетовые).                                                                                -Обратите внимание, как художники в одном цветке сочетают две краски путём накладывания краски на краску…                                                                                                                                                       -Что ещё изобразили художник на стеблях цветов? (листья)                                                -Какого цвета они?  (тёмно и светло-зелёные).                                                                                                          -Какого цвета фон на одной и другой картинах? (тёмный, светлый).   Правильно, на картине Ф.П.Толстого фон светлый, а на картине Абрахама Миньона- тёмный.                                                                                                                                                              –Как расположены предметы на картине?  (в центре, в середине листа)                                                     –Вам нравится эти картины?   Какое у вас ощущения получили от картины  Абрахама Миньона?  А от картины  Ф.П.Толстого?                                                                                                                                                А вы хотите побыть сегодня художниками?                                                                            - У каждого на столе лежит материал, который вам понадобится для рисования своего натюрморта.                                                                                                        В начале давайте вспомним, на чём…, где будут стоять ваши цветы? (на столе, в вазе).                                                                                                                                                                                                                                                                                                Полный показ:-А сейчас я вам покажу последовательность рисования натюрморта. Вначале делаем набросок , т.е. рисуем простым карандашом стол - горизонтальной линией(…немного отступая от нижней части листа проводим прямую линию слева направо; теперь рисуем вазу: на середине горизонтальной линии проводим «жирную» недлинную линию, затем немного выше напротив рисуем линию по короче, т.е.верхняя линия рисуется короче, чем нижняя и соединяется впалыми дугами. Стебли рисуются прямыми вертикальными линиями. Листья и цветочки рисуются способом примакивания и тычка.                                                                                                     Закрепление: -Что сначала?; -Что потом?                                                                            Обшее указание: Сначала делаем набросок простым карандашом для рисования стола, вазы.  Затем стебельки, цветочки, листочки… раскрашиваем вазу и скатерть- стол.  –Каким способом мы можем получить розовый цвет (голубой, салатовый, оранжевый)?                                                                                                                               2 часть. Самостоятельная работа детей. Индивидуальные указания.                                                    

    3 часть. Анализ детских работ воспитателем: «Молодцы, красивые и аккуратные получились у вас картины. Вашим мамам будет приятно получить такой подарок».

    Конспект занятия по звуковой культуре речи

     старших дошкольников.

    «Дифференциация звуков Ж- Ш».

    Программные задачи: Уточнить и закрепить у детей правильное произношение звуков -ж- ш-; учить дифференцировать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова с этими звуками, чётко произносить фразы (чисто- скороговорки), насыщенные данными звуками; отрабатывать речевое дыхание.

    Материал: карточки с изображением в названиях которых встречаются звуки- ж- ш-

    Ход:

    1 часть.Воспитатель напоминает детям, что звук- ш- песня змеи, а –ж—песня жука. Далее, предлагает детям через нос взять вдох и пропеть песенку «змеи -ш-ш-ш», а затем  «жука -ж-ж-ж». После, даёт задание: «Я буду петь песенку змеи, а вы будете делать зигзагообразные движения кистями рук от себя «ползёт змея», а когда буду петь песенку жука- будете делать движение кистей рук вверх-вниз, изображая «полёт жука». Затем, воспитатель меняет задание: «Вы будете петь песенки змеи и жука , а я буду делать соответствующие движения»(повтор 3-4 раза).

    Закрепление  в слогах и фразовой речи: 

    ша-ша-ша- на прогулку мы одели малыша;                                                                                                        

    аш-аш-аш- на прогулке мы построили шалаш;                                                                                        

    ши-ши-ши- весело играют малыши;                                                                                                                                                            

    иш-иш-иш- тихо, спит малыш;                                                                                                                          

    жа-жа-жа- в лесу мы встретили ужа;                                                                                                        

    аж-аж-аж- рисовали мы граттаж;  и т.п.

    Показ картинок, в изображении которых встречаются звуки-ж- и –ш- ( в начале слова, в середине, в конце).                                                                                                        

    Загадывание детям загадки: «Вот иголки и булавки выползают из-под лавки.                                                На меня они глядят, молока они хотят». (Ёжик)

    -Какой звук слышится в слове ёж -ш- или-? Предлагает произнести слово, отчётливо произнося звук-ж-.

    Загадка: «Маленькие ножки, боится кошки. Живёт в норке, любит корки».  (мышка)                    

    -Какой звук слышится в слове ёж -ш- или-? Предлагает произнести слово протяжно, отчётливо произнося звук-ш-.

    Задание: -Я прочту стихотворение, в котором очень часто встречается знакомый вам звук. Слушайте внимательно, а потом скажите, какой звук чаще всего встречается.

    «Мышонку шепчет мышь: «Ты всё шуршишь, не спишь».                                                     Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише».

    -Какой звук часто встречался? Назовите слова (которые запомнили)со звуком-ш-. Предлагает послушать ещё одно стихотворение(работа аналогичная):

    «Жук упал и встать не может. Ждёт он, кто ему поможет».

    2 часть Чтение скороговорки «Хорош пирожок, внутри творожок»(в медленном, среднем, быстром темпе)-2-3- раза.

    В конце занятия воспитатель подводит итог, предлагая детям вспомнить , какие звуки дети учились различать и называть; какие задания выполняли.

    «Дифференциация звуков -Ч- Щ».

    Программные задачи: Уточнить и закрепить у детей правильное произношение звуков -ч-щ; учить дифференцировать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова с этими звуками, чётко произносить фразы (чисто- скороговорки), насыщенные данными звуками; отрабатывать речевое дыхание.

    Материал: карточки с изображением в названиях которых встречаются звуки- ч- щ-.

    Ход

    1частьВоспитатель предлагает детям послушать звуки «ч» и «щ», как они звучат.                                 Предлагает игровое задание: «Звук «ч»звучит как паровоз: ч…ч…ч…На этом звук вы будете изображать движение паровоза. Звук «щ» звучит как бензопила: щ..щ..щ…На этот звук будете изображать соответствующим движением». Задание варьируется: то воспитатель произносит звуки, а дети показывают действия, то дети (ребёнок) произносят(ит) звук, а воспитатель- показывает.

    * Закрепление в слогах и фразовой речи (чистоговорки)                                                                                               

    -А теперь послушайте и запомните шутки- чистоговорки.                                                                                                                         Ча-ча-ча- была Таня у врача.                                    Чу-чу-чу- в самолёте я лечу.                                                          

    Ач-ач-ач-мы купили Тане мяч.                                   Уч-уч-уч- на столе лежит ключ

    Ща-ща-ща- поймал Вова леща.  

    Ащ-ащ-ащ-  мы купили маме плащ.                                                                                                 Щу-щу-щу- будет нам по лещу.

                       

    *Загадки «Всё идут, всё идут, только с места не сойдут».   (часы)                                                                                              

    -Повторите слово «часы», какой звук слышится «ч» или «щ»?                                                                    

    -Послушайте стихотворение и скажите, какие звуки чаще всего слышатся ( при чтении выделять чётко звуки -ч-щ-).

    «Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки». (ч)                                                                             «Грызли щётку в уголке два щенка- щека к щеке».(щ)

    После повторного чтения воспитатель предлагает детям назвать слова со звуками «ч» и «щ».

    *Затем воспитатель показывает картинки- иллюстрации, в словах которых звуки «ч» или «щ» встречаются в начале, в середине, конце слова.(хоровые и индивидуаль-ные ответы детей).

    *Скороговорка «В роще щебечут стрижи, чечётки, щеглы и чижи»-3 раза (в медленном, среднем, быстром темпе) .

    Исследуем 

    И экспериментируем

    Песок и глина

    Цель: Дать представления о свойствах песка и глины, о том, как человек использует их. Формировать умение делать простейшие умозаключения

    Опыт №1 Взять песок в руки и аккуратно насыпать его на бумагу. Определить, легко ли сыплется песок? Потом взять глину и высыпать тоже на бумагу. Сделать вывод, что легче высыпается. Вывод: песок сыпучий, его движение напоминает движение воды. А глина сыплется комками.          

    Опыт №2 Взять палочку и воткнуть её сначала в ванночку с песком, потом -с глиной. Что происходит? Сухая глина твёрдая- палочку в неё не воткнуть; а песчинки палочка легко расталкивает.                                                                    

    Опыт №3 Взять бумажные трубочки, вложить в них карандаши, засыпать песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Затем, вытащить сначала карандаш, а потом трубочку. Трубочка не помялась. Вывод: песчинки  образуют предохранительные своды. Вот почему насекомые, попавшие в песок, выбираются сильными и невредимыми.                          

    Опыт №4 Взять лупу и рассмотреть песок и глину. Вывод: песок состоит из песчинок, которые не «прилипают» друг к другу, а глина- из мелких частичек, которые как будто тесно взялись за руки и прилипли друг к другу.            

    Опыт №5 Банку надо положить на бок, внутрь насыпать песок и глину, закрыть крышкой, в которую вставлена трубочка. Через неё с силой вдувать в банку воздух. Внутри неё создаётся «ветер». Вывод: песчинки стали подни-маться в банке, а комочки глины нет. Песок лёгкий, а глина -тёжелая.                                                                                                                

    Опыт№6 Каждый ребёнок в своей банке смачивает песок. Каким он стал на ощупь?(влажным, мокрым).Куда исчезла вода?(она «забралась» в песок и «уютно» устроилась между песчинками).Затем попытаться воткнуть палочку в мокрый песок. В какой песок она легче входит –в мокрый  или сухой? Налить воду в стаканчик с глиной и посмотреть как она(глина)впитывает воду- быстро или медленно(медленней, чем в песок).                                    

    Опыт №7 Попробуем вылепить дождевого червя из песка и глины. Как вы думаете, что произойдёт с червями, когда они высохнут? Вывод: песчаный –развалился, глиняный- целый.  

    Воздух и вода

    Цель: познакомить со свойствами воздуха (невидим, не имеет запаха, может двигаться, занимает место, лёгкий)и с его значением для всего живого. Эксперименты

    №1 Предложить детям взять лист и помахать перед собой. Уточнить, что они почувствовали(ветерок) и как он возникает(движется воздух).Загадка: «Без рук, без ног, а ворота отворяет»(ветер).Далее, предложить детям рассмотреть воздух. Он невидим и бесцветный. Почувствовать его на запах(без запаха).-Чем пахнет воздух, если будем есть апельсин, шашлык, чеснок…? Да, запахом продукта. Показать, что воздух есть и в воде. В стакан с водой опустить трубочку и подуть в неё. Появились пузырьки- это воздух, который мы выдыхали, он легкий,  поэтому быстро выходит. Объяснить, что воздух легко входит и в воду, благодаря ему рыбы дышат в воде. Открыть дверь и уточнить у детей, почувствовали ли они новый воздух;  легко, быстро ли он вошёл в помещение? И т.п.                                                                              

    №2 Нужны: 2стакана,вода, камешек, тазик.  Предложить детям в стакан с водой опустить камешек. Что случилось? ..утонул. Почему? ..тяжёлый. Что тяжелее вода или камень? ..камень. Что тяжелее воздух или вода? Показ опыта: в тазик с водой опустить пустой стакан. Что происходит? ..стакан не тонет. Значит, воздух легче, а вода тяжелее.                                                          3Показать детям, как человек не может жить без воздуха(как и всё живое). Предложить набрать воздуха в нос и не дышать…Вывод? Загадка: «Через нос проходит в грудь и обратно держит путь. Невидимка он, но всё же без него мы жить не можем».

    №4 Чтобы определить свойства воды нужно: взять стакан воды и понюхать её. Вода не имеет запаха.   //Поставить на картинку стакан с водой и стакан с молоком. –Вам видно, что на картинке нарисовано? Вывод: там, где вода, видна картинка, а , где - молоко. Вода прозрачная. //Положить  в стакан ложку соли или сахару, размешать. Что произошло? (растворились) Вывод: вода является растворителем для некоторых веществ. //Разлить воду по разным сосудам(банка, колба). Какую форму приняла вода? Вывод: вода не имеет постоянной формы.

                                                                                         

    Атмосфера

    Цель:  Познакомить детей с атмосферой.                                                                              Рассказ воспитателя о том, что воздух обогащен кислородом(чистыми частицами). Воздух в атмосфере есть тёплый и холодный. Тёплый воздух легче, поэтому он находится вверху, а холодный- внизу.                                Опыт. Докажем, что тёплый воздух действительно поднимается вверх. Для этого проведём опыт, который называется «спираль в потоке тёплого воздуха». Следует вырезать из тонкого картона круг, украсить его изображениями всего того, что летает (листочками, насекомыми, птицами), и нарисовать на нём спираль. Вырезать круг так, чтобы он действительно превратился в спираль, и подвесить её на нитке над включенным нагревате-лем. Спираль начнёт вращаться  в потоке тёплого воздуха, поднимающегося  от нагревателя. Вывод: тёплый воздух легче холодного и поэтому поднимае-тся вверх.                                        

    Дождливый день

    Цель: Познакомить с такими природными явлениями, как дождь, гроза, молния, радуга; дать знания о круговороте воды в природе.              Материал: картинки с изображением дождя, грозы и т.п.; схема круговорота воды, пластиковая бутылка, линейка (для проведения опыта).    Предварительная работа: в дождливую погоду понаблюдать с детьми, как капли дождя падают на землю, стучат по стеклу; послушать шум дождя.                     –Все ли дожди одинаковые? (бывают: грустный, весёлый).                            Чтение стихотворения и вопросы детям. «Сколько знаю я дождей»                                                             Сколько знаю я дождей? Сосчитайте поскорей: дождик с ветром, дождь грибной, дождик с радугой дугой, дождик с солнцем, дождик с градом, дождик с рыжим листопадом».А.Тараскин.                                                                     -Сколько разных дождей описал автор?; -Какие дожди вы видели сами?;         -Понравились ли они вам и почему?                                                                          Что такое «Грозовые облака»? Это массы воздуха, водяных капель и кристалликов льда. Внутри облака  движутся мощные восходящие и нисходящие потоки, которые переносят с собой кристаллики льда. На них слоями намерзает вода. Кристаллики льда, капли воды, частицы пыли сталкиваются с такой силой, что образуются заряды статического электричества. Когда накапливаются большие заряды, происходит разряд                 молнии. Молнии часто ударяют в высокие предметы, например в одинаково стоящие деревья, поэтому прятаться под ними в грозу очень опасно.                    Радуга появляется, если после дождя светит солнце. Солнечный свет предс-тавляет собой смесь всевозможных цветов. Проходя через капли дождя, лучи Солнца преломляются и расщепляются , в результате мы видим  составляющие их цвета: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, си-ний и фиолетовый.                                                                                                       Опыт.                                                                                                                                      Дождемер- специальный инструмент для измерения количества выпавшего дождя. Чтобы его сделать, надо срезать верхушку пластиковой бутылки и вставить её горлышком вниз в нижнюю часть. К боковой поверхности бутылки прикрепим линейку- она и будет нашим измерительным прибором. На открытом месте сделать яму в почве и поставить туда дождемер, так чтобы его верхняя часть возвышалась над землёй. Теперь можно выяснить: какое количество дождя выпадает за один день? За неделю?

    Облачное небо

    Цель: Объяснить, как образуются облака на небе; рассказать, облака каких видов можно увидеть.                                                                                             Материал: Картинки и фотографии облаков разных видов, схема              образования облака, кубик льда.                                                                                Предварительная работа: Наблюдения за облаками: меняют постоянно форму, размеры. Одни растворяются, другие- появляются. Особенно появляются во вторую половину дня, когда температура воздуха падает,-кучевые облака образуются из-за неравномерного нагревания Земли  Солнцем. Вопросы: Одинаковы ли облака?; -Чем отличаются облака в солнечную погоду от облаков перед дождём?; -Куда плывут облака?;- На, что похожи?; предложить дать облакам имена.                                                       Облако- скопление крошечных  капелек воды или кристалликов  льда. Перистые плывут высоко, кучевые- низко над Землёй.                                   Опыт Наполнить пластиковую бутылку горячей водой(не кипящей), через несколько минут вылить  2/3 воды и положить на горлышко бутылки кубик льда, то начнут образовываться облака.                                                                    

    Снег, лёд, иней    

    Опыт№1 Перед  детьми две тарелочки: в одну кладём кусочек льда, в другую- снег. Дети наблюдают за состоянием льда и снега.                    

    Опыт№2 Взять талую воду, которая осталась на тарелке после таяния снега и наливать её в воронку с фильтром из промокательной бумаги и салфетки. Вывод: когда вода оттаяла она стала грязной. Но после фильтрации стала чистой. Промокательная бумага- грязной. Снег грязный.                                  

    Опыт№3 Рассматривание снега/снежинок  под лупой. Вывод: все снежинки шестиконечные, но не одинаковые. Одни образованы более сотней кристалликов льда, другие- несколькими кристаллами/похожи на звёздочки и ледяные иголочки).

    Опыт№4 Иней. Подышать на стекло, затем поставить в холод(морозильную камеру).Появится узор на стекле, образованный из мельчайших кристалликов льда.

    Опыты на определение свойств веществ

    «Сыпучее - несыпучее»- песок, крупы, сахар, соль, глина, почва и т.п.

    «Сухое – мокрое»- Ткань, бумага, стекло, резина и т.п.

    «Растворимое- нерастворимое»- сахар, соль, краски, песок, бумага и т.п.

    «Тонущие- плавающие»-бумага, камешек, дерево, стекло и т. п.

    Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей подготовительной группы с пейзажной живописью.

    Тема «Осень глазами художников».

    Программные задачи: 

    Изобразительная: Продолжать формировать представления детей о пейзаже как жанре живописи, его особенностях; умение видеть образ осенней природы в разных видах искусства(живописи, музыке, поэзии). Развивать у детей видение художественного образа в единстве его содержания и средств выразительности-рисунка, колорита, композиции,- сравнивая замысел художника и выбор ими средств выразительности. Учить понимать содержание картины.

    Техническая: учить рисовать пейзаж, передавая  свои впечатления об осени и используя разнообразные приёмы рисования: тычком, всем ворсом, полуворсом, концом кисти. Закреплять умения смешивать краски или накладывать краску на краску.

    Воспитательная:Воспитывать любовь к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на пейзажную живопись: эмоциональное, радостное отношение к художественному изображению яркой осенней природы.

    Предварительная работа: Наблюдение на прогулке за осенними проявления природы. Экскурсия в парк. Рисование осенних деревьев, осеннего леса. Рассматривание иллюстраций с осенним пейзажем. Разучивание стихов об осени.

    Материал: Репродукции картин: И. Левитан «Золотая осень», И.Грабарь «Рябинка», И.Остроухов «Золотая осень».                              

    Стихотворения: А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало», «Унылая пора! Очей очарованье!...»; И.Бунин «Листопад».

    Музыка: П.И.Чайковский «Времена года» («Октябрь»-аудиозапись). А.Вивальди «Четыре времени года»- пьеса«Осень».

    Изоматериалы: акварель, бумага А4-плотность200г./м2, стаканчик с водой, кисти

    Ход занятия

    1 часть.   Вход воспитателя и детей в зал под музыку. Чтение воспитателем отрывка из стихотворения А.С.Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!»

    «Унылая пора! Очей очарованье!                                                                                                     Приятна мне твоя прощальная краса-                                                                                         Люблю я пышное природы увяданье,                                                                                                       В багрец и золото одетые леса…»

    Вопросы:- О каком времени года говорится в этом стихотворении?                                                – Почему вы так думаете?                                                                                                                                   Да, именно такие проникновенные слова о золотой осени нашёл  поэт.                                                                                                                                                                    У каждого времени года свои цвета красок. Какой цвет у зимы?... (белый).                         У весны? … (зелёный). У лета? … (Красный). У осени?…(«Золотой»- оранжевый, жёлтый; «багряный» красный, бордовый).

    -Во все времена года наша природа прекрасна. Но именно осень дарит нам необыкновенную красоту; она словно отдаёт нам жар своего сердца, вспыхивает ярко, загорается в последний раз…, чтобы потом заснуть до весны глубоким сном.                                                                                                                                                                 Предложить детям подойти к выставке картин.

    -Ах, какая красота! Что за прелесть эти пейзажи!                                                                                                 -Ребята, что вы чувствуете, когда глядите на них?   Какое настроение возникает у вас? (дать возможность детям высказаться).

    Вот как красиво и проникновенно об осени сказали поэты:

    «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,                                                                                         Листья пожелтелые по ветру летят.                                                                                                   Лишь вдали красуются, там на дне долин,                                                                                              Кисти ярко-красные вянущих рябин…»             ( А.Толстой)

    «Лес, точно терем расписной,                                                                                                         Лиловый, золотой, багряный,                                                                                                  Весёлой, пестрою стеной                                                                                                                                                  Стоит  над светлою поляной.                                                                                                                      Берёзы желтою резьбой                                                                                                                   Блестят в лазури голубой,                                                                                                                          Как вышки, ёлочки темнеют,                                                                                                                           А между клёнами синеют.                                                                                                                 То там, то здесь, в листве сквозной,                                                                                                                       Просветы в небо, что оконца.                                                                                                                       Лес пахнет дубом и сосной,                                                                                                                                   За лето высох он от солнца…                              (И.Бунин)

    Обратить внимание детей на картину Исаака Ильича Левитана «Золотая осень».                                                                                                                                                                                     –Ребята, посмотрите на эту картину и скажите, как она называется?                             -Кто художник?                                                                                                                                                            - Какой период времени года изобразил художник?  (золотую осень)                                            -Почему вы так думаете?  (все листья на деревьях окрашены в желтые, красные, оранжевые  цвета. Начинается листопад.)                                                                               -А, как вы думаете, почему он назвал её «золотой»? (Много желтых, оранжевых красок).                                                                                                                                                                     -Что хотел показать художник в этой картине? (красоту берёз, луга, речки)                                                                             -Какое настроение вызывает эта картина? (восхищение, радость; праздничное настроение).                                                                                                                                                             –Почему? Какие краски художник для этого использовал? (тёплые краски: жёлтые, зелёные, оранжевые, зелёные; и холодные, но их меньше- это синяя, коричневая, оттенки чёрной.).                                                                                                                                               –Каким способом художник мог получить оранжевую краску? (путём смешивания желтой и красной красок);-коричневую? (смешать красную с зелёной краской).                                                              

    Обратить внимание детей на картину Ильи Семёновича Остроухова «Золотая осень».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        -Какое изображено время года?  (золотая осень).                                                                      –Что мы видим на переднем плане? (Усыпанную ажурными листьями землю. Два старых клёна с поникшими  ветвями и несколько тоненьких молодых клёнов. Чуть дальше мы видим мощные корявые стволы старых деревьев, а ещё дальше – сплошное яркое золото осенней  листвы. Две сороки- белобоки «рассказывают» друг другу свои новости.                                                                                                                              -Как вы думаете, какое время  суток изображено?  (ранее утро)                                                                                                                                                -Какое настроение вызывает эта картина?  (спокойствие).                                                                                            –Какими красками рисовал художник ? (холодными: коричневыми, темно жёлтыми, тёмно-зелёными, чёрными красками).                                                                                                                             -Сравните две картины, у них одинаковые названия, но одинаковы ли они?

    Рассказ воспитателя:

    -Каждый художник изобразил осень по-своему, хотя картины называются одинаково: у И.Левитана картина яркая, праздничная, светлая, прозрачная, а И.Остроухов изобразил природу  в утренние часы, когда ещё тихо в парке, вдалеке туманная дымка, деревья на дальнем плане видны не чётко. Левитан не вырисовывал на своей картине не каждый листочек у берёз, но мы узнаем их (по кроне по белому стволу), а Остроухов вырисовывает каждый кленовый листик, показывая красоту и своеобразие кленовых листьев.

    Обратить внимание детей на картину Игоря Эммануиловича Грабаря «Рябинка».                                                                                                                                                              –Обратите внимание на картину И.Э.Грабаря и скажите, как она называется?                        -Почему её так назвал художник?  ( на переднем плане мы видим рябинку, всю в красных гроздьях ягод).                                                                                                                               -Какой изобразил художник рябинку? (праздничную, яркую).                                                   –Какое ещё дерево мы видим рядом с рябинкой?  (две берёзы).                                  - Расскажите о них? Какие они? Какие у них ветви?  ( берёзки развесили свои золотые косы; их макушек не видно).                                                                                                                                                                            -Зачем нарисовал художник берёзку рядом с рябинкой?(Чтобы мы обратили внимание на наряд рябины и берёз, как на красоту осени ).

    Вот как художник И.Грабарь показал образ осени.

    Ни только рассказывали о золотой осени поэты -словами, художники- красками, но и композиторы через музыку.

    -Послушайте музыку композитора п.И.Чайковского «Времена года» («Октябрь»). Закройте глаза и представьте, что вы гуляете в осеннем парке, лесу.      

    Уточнение:  -Давайте вспомним, как мы рисуем то, что видим вблизи? (на переднем плане, крупно, ярко).                                                                                                                  –А, то, что видим вдали? ( на заднем плане, мелко, не ярко).

     –Ребята, а сейчас вы будете художниками и нарисуете свою осеннюю картину, которую каждый увидел, когда слушал музыку П.И.Чайковского «Октябрь».  

    2 часть. Рисование осеннего пейзажа.   Индивидуальные указания.                                                                                        

    3 часть. -Давайте посмотрим сейчас наши рисунки о золотой осени. Удалось ли вам рассказать о том, какая она нарядная? Полюбуемся, какие вы художники. Получилось ли у вас радостная, нарядная, золотая осень?

    Рассматривание всех работ. Анализ детских работ детьми. Предложить выбрать детям понравившуюся работу и рассказать о ней. -Какая картина тебе больше понравилась? Почему?  (2-3 ответа). Обобщение воспитателя:-Да, очень красивые краски вы подобрали, придумали интересные пейзажи- как настоящие  художники! Молодцы!

    Итог: Итак, наше занятие подошло к концу. Вам понравилось оно?                               Вот сколько  интересного нам о золотой осени рассказали словами, красками, музыкой поэты, художники и композиторы.

    Полное название: Методические разработки «Конспекты»

    Аннотация: Конспекты занятий являются практическим материалом для воспитателей. В конспектах представлен опыт работы по внедрению эффективных методов в работе с детьми. Материал представлены по развитию речи, ознакомлению дошкольников с пейзажной живописью, познавательно-исследовательской деятельностью и предназначены для работы со старшими дошкольниками.                                                                

    Методические разработки (см.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме:

    Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Пересказ сказки "Как лисичка бычка обидела"...

    План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме: "Из прошлого ложки"

    Цель: познакомить с кухонной утварью — ложкой, ее возникновением и использованием; упражнять в видении диалога, активизировать речь новыми словами; способствовать развитию интереса к ремеслам наших пр...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТ НОД ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «Секреты дружбы»

    Подготовила:воспитатель Олейникова Алла ИвановнаЦель занятия: обобщить и расширить знания детей о дружбе, ее социальной значимости.Задачи.1.    Образовательные:  обогащать лексику ...

    Методическая разработка конспекта образовательной деятельности по правовому воспитанию в старшей группе на тему: «Конвенция о правах ребенка».

    Методическая разработка конспекта образовательной деятельности по правовому воспитанию в старшей группе на тему: «Конвенция о правах ребенка»....

    План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: : Пересказ рассказа Н.Калининой «Про снежный колобок»

    Задачи:- учить передавать художественный текст, связно, последовательно, выразительно, без помощи воспитателя, применяя схемы. -учить подбирать подходящие по смыслу определения (активизация прила...

    Конспект занятия по развитию речи старшая группа (1) Тема: «Казачье подворье»

    Конспект  занятия по развитию речистаршая группа (1)Тема: «Казачье подворье» Цель: Создание условий для формирование представлений о быте донских казаков у детей старшего дошколь...