МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ: «КАК ВЕСТИ СЕБЯ В САДУ, ЧТОБ СО ВСЕМИ БЫТЬ В ЛАДУ?»
план-конспект занятия (старшая группа)

Яковенко Яна Александровна

В активном игровом и коммуникативном взаимодействии с Незнайкой, дети обозначили правила бесконфликтного общения с окружающими людьми, помогли Незнайке наладить доброжелательные взаимоотношения с друзьями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_od.docx27.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

в старшей группе

по  теме: «Как вести себя в саду, чтоб со всеми быть в ладу»

Цель: Побуждение детей к доброжелательным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми на основе соблюдения нравственных норм и правил поведения в коллективе; повышение мотивации к мирному  разрешению споров в группе.

Задачи:

Формировать навыки речевого этикета и умение применять их в практике (употребление формул приветствия, прощания, просьбы, извинения, благодарности);

Развивать коммуникативные навыки, познавательный интерес детей, наблюдательность, способность сопереживать чувствам других;

Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, умение устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Материал и оборудование: мультимедия, шкатулка с зеркалом внутри, сюжетные картинки (ребенок мешает разговору взрослых, ребенок врет, ребенок берет чужую игрушку, ребенок грубо разговаривает и дразнится, дети дерутся, дети приветствуют друг друга и прощаются, мальчик жалеет девочку, девочка уступает место, дети помогают взрослым, дети благодарят за помощь, мальчик балуется в автобусе), две коробки, две магнитных доски, настольный кукольный театр.

Содержание

  1. Приветствие «Я и солнышко» (В. Коркин)

Педагог-психолог обращается к детям:

Солнышко ясное встало,

- Доброе утро!- сказало.

- Доброе утро!-

Кричу я прохожим,

Весёлым прохожим,

На утро похожим…

Но если проснёшься,

А дождик в окно

Стучит да стучит.

А без солнца темно?

Доброе утро,

Друзья, всё равно.

Педагог-психолог: Ребята, сегодня у нас необычная встреча, на которой постарайтесь быть внимательными и сообразительными. У меня в руках необычная шкатулка. В ней находится человек, которого вы хорошо знаете. Он единственный и неповторимый, он самый лучший, умный, красивый, который знает всё и обязательно вам поможет. Хотите с ним познакомиться? Каждый из нас сейчас заглянет в шкатулку, посмотрит на него, улыбнется и скажет волшебную фразу: “Как ты мне нравишься! ”

(дети по кругу передают друг другу шкатулку)

– Кого вы увидели в шкатулке?

– Себя!

– Значит, вы и есть те человечки, без помощи которых нам не обойтись.

(появляется Незнайка)

Незнайка: Коробка, откройся сразу! — Не открывается. Коробка, откройся по моему приказу! — Не открывается. Коробка, откройся, кому говорят!

Педагог-психолог:Здравствуй, Незнайка! (молчит) Ребята, может он с вами поздоровается?!

Дети: Здравствуй, Незнайка! (Незнайка молчит, увлечен коробкой)

Педагог-психолог: Какой ты невоспитанный! Мы с тобой поздоровались, а ты молчишь. Почему ты так шумишь?

Незнайка: Я слово подбираю!

Педагог-психолог: Какое слово?

Незнайка: Нужное!

Педагог-психолог: А зачем оно тебе?

Незнайка: Чтоб коробка открылась!

Педагог-психолог: А что, она без этого слова не открывается? Почему?

Незнайка: Потому что коробка-то заколдованная!

Педагог-психолог: Ах, вот оно что! И ты не можешь одного-единственного слова подобрать?

Незнайка: Да я ей уже тысячу разных слов говорил, приказывал, а она не открывается. Ну и ладно, обойдусь. (огорчается)

Педагог-психолог: Не грусти, Незнайка, мы можем поднять тебе настроение. Предлагаю организовать кукольный театр. Ребята, хотите в качестве зрителей посмотреть сценку «Птичка и Петушок»? Отлично, зрители у нас уже есть, вот только одного актёра не хватает. Поможешь нам, Незнайка?

Незнайка: Конечно, с удовольствием!

  1. Сценка « Птичка и петушок»

Педагог-психолог: Жили-были Птичка и Петушок. Вот как-то раз они поссорились и сидят хмурые и надутые. И мириться совсем не хотят.

Птичка: Я с тобой мириться не буду. Ты невежливый. Я сказала тебе «здравствуй», а ты мне не ответил.

Петушок: А зачем опять говорить, я тебя только вчера видел.

Птичка: Но я же сегодня сказала «здравствуй»!

Петушок: Ну и что? У меня ещё вчерашнее не кончилось.

Птичка: Да ты что, Петушок, ты хочешь, чтобы я заболела?

Петушок: Почему? Я не хочу, чтобы ты болела!

Птичка: А что ты для меня «здравствуй» пожалел? Ведь «здравствуй» — это значит будь здоров, не болей!

Петушок: А ты тоже, птица, не очень-то вежлива!

Птичка: Это ты невежлив. Почему ты зовешь меня птицей?

Петушок: А ты вообще меня никак не зовешь! Просто кричишь мне: «Эй, ты!»

Педагог-психолог: Так и разлетелись птицы, не помирившись…

Вопросы к детям:

- Что произошло с Птицей и Петушком?

- Почему они поссорились?

- Возможно ли их примирение?

- Как бы вы повели себя в этой ситуации?

- Хотите помирить Птицу и Петушка? (Ответы детей)

(с помощью считалочки дети выбирают актеров на роль Птицы и Петушка и, с помощью наводящих вопросов, разигрывают сценку примирения героев)

Педагог-психолог: Молодцы, обращаться друг к другу нужно по имени,  вежливо, не грубить, не дразнить.

Незнайка: Ребята, мне стыдно и неловко…. Я не поздоровался  с вами при встерче… На самом деле я очень рад вас видеть, хочу пожелать вам здоровья и сказать «Здравствуйте!».

        Педагог-психолог: Ребята, расскажем Незнайке, что, кроме  слова «Здравствуйте», есть ещё много других слов-приветствий.

  1. Физ. минутка «Вежливые часики»

Тики-так, тики-так —

Ходят часики вот так.

Семь утра часы пробили,

Всех детишек разбудили.

(хлопаем 7 раз)

Утро настало, солнышко встало…

Отвечайте-ка, ребята,

Что сказать, проснувшись, надо?

Доброе утро!

Вот и день настал, ребята,

Что сказать при встрече надо?

Добрый день!

Стрелки — часики ходили,

И шесть вечера пробили.

(хлопаем 6 раз)

Вечер наступил, ребята,

Что сказать при встрече надо?

Добрый вечер!

Незнайка: Ребята, благодаря вам, я узнал столько чудесных слов приветствия! Спасибо вам и простите…

Педагог-психолог: За что «простите»? За неопрятный внешний вид?

Незнайка: А что с моим видом? Вполне себе…

Педагог-психолог: Ты как будто после драки, весь потрепаный, взъерошеный?

Незнайка: Ааа, это ерунда, с Винтиком подрались из-за телевизора. Я хотел мультики смотреть, а ему подавай канал про машины и их ремонт. Вот и надавали друг другу тумаков!

Педагог-психолог: Ребята, а вы ссорились со своими друзьями? (дети приводят примеры своих ссор)

  1. Упражнение «Ссора»

Детям демонстрируются три картинки (мальчики дерутся в песочнице, девочки не могут поделить куклу, мальчик и девочка не могут поделить телевизионный пульт). Педагог-психолог поддерживает беседу с помощью наводящих вопросов:

- Что происходит между детьми на картинках?

- Как вы думаете, что они говорят друг другу в этот момент?

- Как может разрешится каждая из этих ситуаций?

- Как могли бы вести себя дети, чтобы не допустить ссоры?

Педагог-психолог: Ребята, хотите научиться разрешать спор без ссор и кулаков? (ответы детей). В этом нам помогут правила, которые можно использовать во время спора и сделают его полезным.

Совместное выведение этикетных правил спора:

1. Как нужно слушать своего друга?  (не перебивать, внимательно)

2. Если вы не согласны, что делать? (объяснить, почему не согласны, предложить свой способ или вариант решения проблемы в данной ситуации)

3. Как нужно говорить во время спора? (говорить спокойно, четко, не кричиать, не перебивать)

4. Как нужно относиться к другу во время спора? (не обижать, не оскорблять, с уважением)

5. Что делать, если правым окажется ваш друг, а не вы? (уметь признать свою ошибку)

Незнайка: Здорово, теперь я смогу спорить с Винтиком и не ссориться при этом! Ой, а где моя шкатулка? Куда вы её дели? Верните мне её сейчас же! Вы её украли и я буду звонить в полицию! В ваш детский сад ходят  не детишки, а воришки!

Педагог-психолог: Незнайка, зачем ты злишься, наговорил грубых и неприятных слов, не разобравшись. Ребята, когда человек злится, он может наговорить много обидных слов и даже совершить неприятные поступки. А как добрый человек может поделиться своей добротой? ( предполагаемые ответы детей: улыбнуться, обнять, поцеловать и др.). Добротой можно поделиться  не только с помощью улыбок и движений тела, но и словами. Мы же люди! А люди умеют разговаривать! И теперь наши язычки будут делать доброе и нужное дело: мы будем превращать неприятные слова в приятные, хорошие, добрые. Попробуем?

  1. Игра «Антонимы». 

Незнайка произносит неприятные слова, а дети меняют их на противоположные по смыслу: Злой — добрый, жадный — щедрый, грубый — нежный, ненавижу — люблю, глупый — умный, страшный — красивый, грязный — чистый, враг — друг, ссора – дружба, обман — честность, обидеть — пожалеть, отнять – отдать, подарить, ложь — правда...

Педагог-психолог: Незнайка, культурный и воспитанный человек всегда, везде и со всеми людьми вежливый, внимательный, чуткий, доброжелательный.

Незнайка: Мне очень хочется быть вежливым и воспитанным. Я, честное слово, буду стараться. Но еще больше мне хочется сейчас поиграть с моими новыми друзьями. Хотите, ребята, поиграть в старинную английскую игру?

  1.  «Старинная английская игра»

В нескольких коробках, собранных по принципу матрешек, лежат сюжетные картинки (по колличеству участников). Дети под музыку передают друг другу коробку. Когда музыка останавливается, ребенок, который держит в руках коробку, быстро ее открывает. Когда музыка вновь заиграет, он передает коробку дальше. Тот, кто откроет последнюю коробку, обнаруживает сюжетные картинки.

(Картинки распределяются между детьми. Далее детям предлагается разделить проблемные сюжеты на две группы: положительные (например, уступить место старушке) и отрицательные (например, драка в песочнице) и объяснить свой выбор)

Обсуждение игры с участниками.

Незнайка: Ух ты, какие вы молодцы! Так здорово справились с заданием и никто вам не помогал.

Педагог-психолог: Ошибаешься, Незнайка. У ребят есть верные помощники. Помните, ребята, вы познакомились с ними благодаря волшебной шкатулке.

Незнайка: Мне бы тоже такой помощник не помешал.

Педагог-психолог: Загляни в волшебную шкатулку и ты увидишь в ней того, кого ты хорошо знаешь. Он единственный и неповторимый, он самый лучший, умный, красивый, который знает всё, многое умеет и обязательно тебе поможет. Не забудь улыбнуться и сказать волшебную фразу: “Как ты мне нравишься! ”

(Незнайка заглядывает в волшебную шкатулку)

Незнайка: Ух-ты, да это же я! Я знал, что я единственный, но не знал, что ещё красивый и умный.

Педагог-психолог: Ребята, подарим Незнайке эту шкатулку, чтобы он мог воспользоваться помощью в трудную минуту.

Незнайка: Ребята, я очень рад, что у меня появились новые друзья. Мне сегодня с вами было очень интересно. Спасибо вам за помощь и до свидания!

(Незнайка прощается со всеми и уходит)

Завершение

Педагог-психолог: Ребята, сегодня мы с вами вспомнили очень много добрых, вежливых слов, которые мы употребляем в разговоре друг с другом. Вежливость помогает нам жить со всеми в ладу и гармонии. И нужно быть вежливым даже тогда, когда этого совсем не хочется. Почему? (ответы детей) Если ты вежлив с людьми, то и люди вежливы с тобой. На этом наша встреча подошла к концу.

Представьте, что на одной ладони у вас улыбка, на другой – радость. Чтобы они не ушли от вас, крепко-накрепко соедините их в аплодисментах! (звучат аплодисменты)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» в старшей группе на тему «Дорожные знаки»

МБДОУ « Детский сад №3 «Солнышко» Моргаушского района     Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Социально – коммуникативное развити...

Конспект сюжетно-ролевой игры по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в старшей группе. Тема: «Путешествие в зоопарк»

Тема: Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в зоопарк»Цель: Обеспечить у детей интерес к сюжетно-ролевой игре, создать игровую обстановку.Задачи:1. Образовательная:- Способствовать расширению знаний...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности (Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие») в старшей группе детского сада «Город родной Арзамас»

"Путешествие " по городу Арзамасу поможет обобщить представления детей о родном городе, расширить знания детей о достопримечательностях родного города, его гербе, развить творческие способно...

Конспект непрерывной образовательной деятельности образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» в старшей группе Тема: «Что такое дружба?».

Конспект непрерывной образовательной  деятельности по социально-личностному развитию в старшей группе.Тема: «Что такое дружба?». Цель: формирование опыта социального взаимод...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в старшей группе на тему «Дом Доброты»

Данная разработка представляет собой методический материал для проведения занятий по социально-коммуникативному развитию детей по программе "Социокультурные истоки". Предназначена для исполь...

Методическая разработка НОД по социально-коммуникативному развитию детей старшей группы "Путешествие в царство Вежливости и Доброты"

Методическая разработка НОД по социально-коммуникативному развитию детей старшей группы содержит  интересные игры на сотрудничество....